Шпаргалка по "Административному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 15:28, шпаргалка

Описание

1. Общее понятие управления. Социальное управление. Государственное управление как вид социального управления.
3. Синергетический подход к управлению
4. Социальное управление и его виды
3. Предмет и система административного права. Место административного права в системе права Российской Федерации. Метод административно-правового регулирования.
4. Административные правовые нормы, их особенности и виды. Структура норм административного права, действие во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Работа состоит из  1 файл

Ответы на вопросы по АП.doc

— 1.46 Мб (Скачать документ)

1. Козлов  Ю.М. 

Виды  административно-процедурных дел:

- По изобретениям и  открытиям, по патентам.

- По различным ходатайствам  государственных и негосударственных  формирований.

- По административному  надзору.

- По применению принуждения  (кроме ответственности)

- По приему на службу.

- По приватизации имущества.

- По поощрениям.

- По лицензированию.

- Регистрационное производство.

- Разрешительные процедуры. 

- Производство по подготовке правовых актов управления.

 

Виды  юрисдикционных производств:

- Производство по делам  об административных правонарушениях.

- Дисциплинарное производство.

- Производство по жалобам.

- Согласительное производство (споры между субъектами федерации и их органами.

2. В.Д.Сорокин  – виды производств: 

1. Производство по  принятию нормативных актов. 

2. Производство по  предложениям и заявлениям граждан  и обращениям организаций.

3. Производство по  административно-правовым спорам  и жалобам.

4. Производство по организационным делам в аппарате государственного управления.

5. Производство по  дисциплинарным делам.

6. Производство по  делам о поощрениях.

7. Производство по  делам об административных правонарушениях  и применении принудительных  мер в сфере государственного управления.

8. Регистрационное производство.

9. Лицензионное производство.

10. Исполнительное производство.

Т.е., предлагается 3 вида производств: 1 - правотворческое производство; 2 - ряд правонаделительных производств; 3 - несколько правоохранительных производств.

4. Административно-процессуальные  нормы и отношения. Проблема кодификации административно-процессуального права

Предложения по правовому  регулированию административного  процесса (кодификации норм административно-процессуального права).

Таблица

Виды процессуальных отношений

Правовое регулирование

Действующее законодательство

Предложения

1 вариант

Предложения

2 вариант

1.Отношения, складывающиеся в процессе реализации органами исполнительной власти их полномочий (позитивные отношения)

 

 

 

 

 

2. Отношения, возникающие в процессе применения мер административного принуждения внесудебными и судебными органами (административная юрисдикция)

 

3. Административно-процессуальные  отношения в сфере административной юстиции (административно-правовые споры)

Уставы субъектов РФ, ФЗ «Об общих принципах организации законодательной и исполнительной власти… в субъектах РФ», ФЗ об обращениях, административные регламенты, акты по делопроизводству и т.д.

 

КоАП РФ

АПК РФ

 

 

 

 

 

ГПК РФ

АПК РФ

Административно-процессуальный кодекс

 

 

 

 

 

 

 

 

КоАП РФ

 

 

 

 

 

 

ФКЗ «Об административном судопроизводстве

 

Закон об административной процедуре

 

 

 

 

 

 

 

КоАП РФ

 

 

 

 

 

 

Административно-процессуальный кодекс

 

Кодекс РФ об административном судопроизводстве


 

Стадии административного процесса, как совокупность последовательно совершаемых процессуальных действий, различаются между собой:

-непосредственно задачами и  целями;

-особым кругом участников и  спецификой их правового статуса;

-юридическими фактами;

-сроками совершения;

-процессуальным оформлением.

Общими для  административного процесса, а следовательно, и для любого входящего в него производства являются следующие стадии:

1.Анализ ситуации, в ходе которого собирается, изучается информация о фактическом положении дел, о реальных фактах (в разных производствах называется по-разному: административное расследование, проверка жалобы, обсуждение правового акта и др.);

2.Принятие  решения, в котором устанавливается воля субъекта власти (решение, как правило, носит обязательный характер: обязывает, запрещает, уполномочивает, прекращает);

3.Исполнение  решения.

В зависимости от специфики определенных категорий дел, решаемых исполнительной властью, ряд производств административного  процесса состоит из присущих только им стадий (например, производство по делам об АП проходит наряду с общими и такие стадии, как возбуждение дела, обжалование и опротестование решения).

 

Административная юстиция –  часть прямого судебного контроля административной деятельности.  Это понятие включает в себя только рассмотрение судами административных споров по жалобам граждан и их организаций на действия (бездействие) публичной власти. А судебный контроль включает в себя еще и споры, возникающие по инициативе субъектов публичной власти, в том числе между субъектами власти, а также косвенный судебный контроль.

Административная юстиция –  научное, а не легальное понятие. Она имеет следующие особенности:

-осуществляется по жалобам граждан  и юридических лиц;

-это рассмотрение и разрешение  споров между гражданами, юридическими лицами и субъектами административной власти;

-она состоит в проверке законности  и обоснованности властных действий (бездействия).

В России АЮ в большей части осуществлялась и осуществляется по нормам гражданско-процессуального  права. В судах общей юрисдикции эта деятельность регламентируется подразделом III разд.II ГПК РФ (ст.245-261). В этих случаях АЮ осуществляется в гражданско-процессуальной форме, является гражданским судопроизводством. А административное судопроизводство осуществляется в порядке, регламентируемом нормами административного права.

Следующее отличие АЮ от админ-го судопроизводства состоит в том, что последнее  включает в себя и споры между  субъектами публичной власти (например, прокуратуры и областной Думы, правительства области с главой муниципального образования, двух органов исполнительной власти между собой). Такие споры не могут быть отнесены к административной юстиции.

Административная  юрисдикция – в широком смысле понимается как:

а) рассмотрение административно-правового  спора,

б) назначение административного наказания за деликт;

в) наложение дисциплинарного  взыскания за проступок.

В узком смысле – только применение административного наказания. Органами административной юрисдикции называют:

а) суды и другие органы;

б) только другие органы.

 

 

 

 

40. Производство по делам об административных  правонарушениях: задачи, порядок,  процессуальные сроки.

1. Производство по  делам об административных правонарушениях:  общая характеристика

 

Понятие и  задачи производства.

Производство  по делам об административных правонарушениях – совокупность процессуальных действий, которые осуществляются специально уполномоченными на то лицами в целях рассмотрения дела об административном правонарушении и принятия по результатам рассмотрения решения.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).

Вопросы терминологии.

Производство по делам  об административных правонарушениях  – это только один из видов производств, которые в совокупности составляют административный процесс. В связи с этим не корректным представляется использование в отношении рассматриваемого производства терминов «административный процесс», а в отношении норм, его регулирующих: «административно-процессуальное право», «административно-процессуальный кодекс». Некоторыми учеными используются выражения «административная юрисдикция», «органы административной юрисдикции», «административно-юрисдикционная деятельность». В целом, можно считать, что понятия «производство по делам об административных правонарушениях» и «административная юрисдикция» совпадают. Тогда «органы административной юрисдикции» – это органы, которые осуществляют процессуальные действия в рамках производства по делам об административных правонарушениях, а «административно-юрисдикционная деятельность» – это и есть деятельность этих органов в рамках производства.

Производство по делам  об административных правонарушениях  в настоящее время не может претендовать на статус «процесса» наравне с гражданским, арбитражным и уголовным процессами. Поскольку термином «процесс» обозначается такая деятельность, которая очень четко, детально и исчерпывающе урегулирована нормами права, в результате чего она протекает в строго формализованной процессуальной форме. Применительно к производству по делам об административных правонарушениях правовое регулирование еще не достигло такого уровня, который позволял бы говорить о нем, как о самостоятельном «процессе».

Признаки.

Характерными чертами  производства по делам об административных правонарушениях являются все признаки административных производств. Кроме того, выделяют следующие особенности:

1) краткость производства, осуществление его в сжатые  временные сроки; 

2) отсутствие стороны,  которая поддерживает обвинение  по делу об административном правонарушении;

3) широкий круг органов  и лиц, которые его вправе  осуществлять.

Законодательство.

На федеральном уровне производство по делам об административных правонарушениях, согласно замыслу  создателей Кодекса, должно было регулироваться только его нормами (ст.1.3 КоАП). Однако отдельные процессуальные правила привлечения к административной ответственности содержатся в параграфе 2 главы 25 Арбитражного процессуального кодекса РФ. Эти правила очень сильно отличаются от установленных КоАП, что позволяет говорить о существовании подвида производства по делам об административных правонарушениях – производства по делам о привлечении к административной ответственности в арбитражных судах Российской Федерации. Такое положение дел представляется крайне неудачным.

Производство по делам  об административных правонарушениях, согласно Конституции Российской Федерации, находится в совместном ведении Российской Федерации и её субъектов. При этом согласно ст. 1.3 КоАП, к ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление:

1) порядка производства  по делам об административных  правонарушениях, в том числе установление мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях;

2) порядка исполнения постановлений о назначении административных наказаний;

3) определение подсудности  дел об административных правонарушениях судам; подведомственности дел об административных правонарушениях комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав; подведомственности дел об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, федеральным органам исполнительной власти.

Таким образом, на долю субъектов  Российской Федерации относится  только установление подведомственности по рассмотрению дел о нарушениях, установленных их законами, мировым судьям и органам исполнительной власти этих субъектов.

Принципы.

Производство по делам  об административных правонарушениях  основывается на следующих принципах.

1. Основополагающим принципом  является принцип законности. Применительно к производству по делу об административном правонарушении он получил закрепление в статьях 1.6 и 24.1 КоАП.

2. Принцип состязательности. Суть принципа в его классическом  виде заключается в том, что  каждое лицо должно доказать  те обстоятельства, на которые оно ссылается и в доказывании которых оно заинтересовано. Однако в производстве по делам об административных правонарушениях этот принцип имеет несколько иное значение. Согласно ч. 3 ст. 1.5, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность.

3. Принцип гласности  закреплен в статье 24.3 КоАП в  качестве правила открытого рассмотрения  дел. Кроме того, существует не  закрепленное в законе правило доступности информации о привлечении к административной ответственности. Без этого правила цель общей превенции становится труднодостижимой.

4. Принцип объективной  истины. Статья 24.1 КоАП гласит, что  одной из целей производства  является всестороннее, полное, объективное  и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела – при соблюдении всех этих условий объективная истина считается достигнутой.

5. Принцип равенства  сторон перед законом и органом,  рассматривающим дело, закреплен в части 1 статьи 4.1 КоАП.

6. Не получившими своего  законодательного закрепления, но от этого не менее важными являются принципы эффективности и экономичности (оперативности) производства по делам об административных правонарушениях. Иногда они конкурируют между собой, но вместе с тем определяют суть производства по делам об административных правонарушениях – оно должно позволять в максимально сжатые сроки и путем наименьших финансовых и иных затрат полноценно установить объективную истину по делу, и принять по результатам производства законное и обоснованное постановление.

Обстоятельства, исключающие производство.

Обстоятельствами, исключающими производство по делу об административном правонарушении (при наличии которых производство не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению), являются (ст. 24.5 КоАП):

Информация о работе Шпаргалка по "Административному праву"