Шпаргалка по "Административному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 15:28, шпаргалка

Описание

1. Общее понятие управления. Социальное управление. Государственное управление как вид социального управления.
3. Синергетический подход к управлению
4. Социальное управление и его виды
3. Предмет и система административного права. Место административного права в системе права Российской Федерации. Метод административно-правового регулирования.
4. Административные правовые нормы, их особенности и виды. Структура норм административного права, действие во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Работа состоит из  1 файл

Ответы на вопросы по АП.doc

— 1.46 Мб (Скачать документ)

Длящимся  является действие или бездействие, сопряженное с последующим длительным невыполнением обязанностей, возложенных на виновного законом под угрозой административной ответственности. Длящееся административное правонарушение является единым, независимо от продолжительности действия или бездействия (проживание по недействительному паспорту или без регистрации).

Субъективная сторона (вина).

Выделяются  две формы вины – умысел и неосторожность, которые определяются классическим образом.

Административное  правонарушение признается совершенным  умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

Административное  правонарушение признается совершенным  по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В литературе отмечается, что это не форма вины юридического лица, а способ установления виновности.

Виновность  не есть нечто внешнее по отношению  к проступку. Это его атрибутное свойство, существенный признак, обязательное условие наступления ответственности. Если в действиях лица вины не установлено, если вредные последствия явились результатом случайного стечения обстоятельств, значит, нет вины, нет субъективной стороны, нет правонарушения, и не может быть ответственности.

Субъективная  реакция лица в отношении совершаемого правонарушения имеет важное значение при определении обстоятельств, смягчающих или отягчающих ответственность. К фактам, смягчающим ответственность, относится, прежде всего, чистосердечное раскаяние. В этом случае гражданин осознает противоправный характер правонарушения и критически относится к общественно-опасным последствиям проступка.

Наряду с такими обязательными  признаками субъективной стороны, как умысел и неосторожность, существуют факультативные. Последними признаются мотив и цель. В одних составах они указаны, в других - нет. В первом случае они являются квалифицирующими признаками правонарушения, то есть действие или бездействие признается административным правонарушением, если оно совершено по мотивам и в целях, прямо указанных в законе (например, заведомо ложный вызов пожарной охраны, милиции, скорой помощи).

Субъект правонарушения.

Субъектами административных правонарушений признаются вменяемые физические лица, достигшие 16 лет, и юридические лица. КоАП РФ определяет четыре группы физических лиц: граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства и должностные лица. Понятие должностного лица совпадает с понятием в уголовном праве и дается в ст. 2.4 КоАП РФ.

Административной  ответственности подлежит должностное  лицо в случае совершения им административного  правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Под должностным  лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное. Особый порядок привлечения к ответственности установлен для судей, прокуроров, депутатов, иностранцев с дипломатическим иммунитетом.

Особый  субъект – военнослужащие и приравненные к ним лица.

Военнослужащие и призванные на военные сборы граждане несут ответственность за административные правонарушения в соответствии с дисциплинарными уставами. Служащие правоохранительной службы несут ответственность за административные правонарушения в соответствии с нормативными правовыми актами о службе. За отдельные правонарушения эти лица несут административную ответственность на общих основаниях. Однако к указанным лицам не могут быть применены административные наказания в виде административного ареста, а к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, также в виде административного штрафа.

Специальный субъект – лицо, указанное в норме КоАП РФ. Например, родители (несут ответственность за невыполнение обязанностей по воспитанию и содержанию детей), водители транспортных средств (по новым нормам – и владельцы транспортных средств), должностные лица.

Ответственность наступает  с 16 лет. Дела лиц от 16 до 18 лет рассматривают комиссии по делам несовершеннолетних  защите их прав. При малозначительности комиссии могут освободить от административной ответственности и ограничиться мерами воздействия, предусмотренными законами о системе профилактики несовершеннолетних.

 

35. Понятие и виды административных  наказаний.

Административное  наказание является установленной  государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Административное  наказание не может иметь своей  целью унижение человеческого достоинства  физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица.

Виды административных наказаний установлены статьей 3.2. КоАП РФ:

1) предупреждение – мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. По содержанию это мера морально-правового воздействия. Предупреждение как административное наказание рассматривается в том случае, когда оно выносится в порядке производства по делам об административных правонарушениях. Выносится в письменной форме;

2) административный  штраф – является денежным взысканием. Штраф нельзя применять к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву. Размер штрафа выражается в величине, кратной МРОТ (без учета районных коэффициентов), установленному на момент окончания или пресечения административного правонарушения. Размер АШ не может быть менее одной десятой МРОТ. Размер штрафа, налагаемого на граждан и исчисляемого исходя из МРОТ, не может превышать 25, на должностных лиц -50, на юридических лиц – 1000 МРОТ. АШ за нарушение российского законодательства о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе, об исключительной экономической зоне, антимонопольного, таможенного, валютного законодательства, а также законодательства о естественных монополиях, о рекламе, об охране окружающей природной среды, о гос-ом регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма может быть установлен в размере для должностных лиц до 200 МРОТ, для юридических – 5000 МРОТ. Сумма АШ подлежит зачислению в бюджет;

3) возмездное  изъятие орудия совершения или  предмета административного правонарушения – это их принудительное изъятие и последующая реализация с передачей бывшему собственнику вырученной суммы за вычетом расходов на реализацию изъятого предмета. Фактически речь идет о принудительной реализации имущества, находящегося в личной собственности нарушителя. Данная санкция применяется только в отношении предметов, ставших орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения;

4) конфискация  орудия совершения или предмета  административного правонарушения – принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта РФ не изъятых из оборота вещей. Как мера административного наказания она имеет ряд особенностей:

-назначается  только судьей

-может применяться  к гражданам, должностным лицам и юридическим лицам

-является специальной  конфискацией, применяемой только  в отношении орудий совершения  или предметов административного  правонарушения;

5) лишение специального  права, предоставленного физическому  лицу – такой вид административного наказания установлен за грубое или систематическое нарушение порядка пользования ранее предоставленным специальным правом. Данное наказание относится к числу длящихся, срок лишения правонарушителя специального права определяется судьей: он не может быть менее одного месяца и более двух лет. В числе санкций КоАП называет два вида лишения специального права: управления транспортным средством и охоты;

6) административный  арест – заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества и устанавливается на срок до 15 суток, а за нарушение требований режима Чрезвычайного Положения или режима в зоне контртеррористической операции – до 30 суток. Одним из ярких проявлений гуманизма закона является запрещение применения административного ареста к:

-беременным женщинам

-женщинам, имеющим  детей в возрасте до 14 лет

-лицам, не  достигшим возраста 18 лет

-инвалидам 1 и 2 групп;

7) административное  выдворение за пределы РФ иностранного  гражданина или лица без гражданства – заключается в принудительном перемещении лиц через гос-ую границу за пределы РФ или в контролируемом самостоятельном выезде выдворяемых из России. ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» установлено, что в течении 5 лет с момента исполнения данного наказания они лишаются права въезда на территорию РФ;

8) дисквалификация – заключается в лишении на срок от 6 месяцев до трех лет гражданина права:

-занимать руководящие  должности в исполнительном органе  управления юридического лица

-входить в совет директоров (наблюдательный совет)

-осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом

-осуществлять  управление юридическим лицом  в иных случаях, предусмотренных  российским законодательством.

У этой меры административной ответственности есть много общего с лишением специального права. Но между ними существуют и различия.

Во-первых, речь идет о временном лишении разных прав, так как специальные права  предоставляются гражданам в  рамках разрешительной системы

Во-вторых, дисквалификация  устанавливается на срок от 6 месяцев  до трех лет, а лишение специального права – от месяца до двух лет.

Административное  наказание в виде дисквалификации  назначается судьей, причем как федеральным, так и мировым, кроме того, данную меру может назначить судья арбитражного суда;

9) административное приостановление деятельности – новое наказание, оно введено только в мае 2005 года и поэтому замыкает «лестницу наказаний». Это наказание одновременно выполняет пресекательную функцию, так как пресекает угрозу безопасности. О ее пресекательном характере свидетельствует и часть 3 ст.3.12 КоАП РФ, устанавливающая, что по ходатайству наказанного лица судья вправе досрочно прекратить исполнение наказания, если будут устранены обстоятельства, послужившие основанием применения этого наказания.

Кроме того, приостановление деятельности, как и административный арест, является мерой, применяемой в исключительных случаях: если менее строгий вид наказания не сможет обеспечить устранение угрозы безопасности

Приостановление деятельности применяется только к  юридическим лицам и лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Приостановлена  может быть деятельность:

-организации  в целом

-филиалов, участков  и иных структурных подразделений  юридических лиц

-агрегатов,  зданий, сооружений и иных конкретных объектов

-осуществление  отдельных видов работ, оказания  услуг.

В отношении  юридического лица могут применяться  административные наказания, перечисленные в пунктах 1-4. Административные наказания, перечисленные в пунктах 3-8, могут быть установлены только КоАП РФ.

Основные наказания: предупреждение, административный штраф, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, административный арест и дисквалификация. Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, а также административное выдворение иностранного гражданина или лица без гражданства может устанавливаться и применяться в качестве как основного, так и дополнительного административного наказания.

Информация о работе Шпаргалка по "Административному праву"