Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 15:28, шпаргалка
1. Общее понятие управления. Социальное управление. Государственное управление как вид социального управления.
3. Синергетический подход к управлению
4. Социальное управление и его виды
3. Предмет и система административного права. Место административного права в системе права Российской Федерации. Метод административно-правового регулирования.
4. Административные правовые нормы, их особенности и виды. Структура норм административного права, действие во времени, в пространстве и по кругу лиц.
В России акты правосудия
не считаются правовыми
К актам второго типа относятся:
-акты органов гос-ой
власти бывшего СССР. Их количество
с каждым годом уменьшается,
и только очень небольшая
-акты международных
органов: ООН, Совета
-международные договоры. В соответствии с частью 4 ст.15 Конституции РФ «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы». В них, например, могут содержаться нормы о безвизовом пересечении границ, о порядке выдворения иностранных граждан с территории РФ, о борьбе с терроризмом.
6.
Административные правовые
Норма административного права – это основа возникновения административного правоотношения, поскольку она в общей форме предусматривает, что при соответствующих условиях и при наличии соответствующих субъектов управленческие отношения приобретают характер административно-правовых.
Административно-правовые отношения – это предусмотренные нормами административного права общественные отношения, возникающие в связи и по поводу государственного управления (вариант – осуществления исполнительной власти), в которых стороны участвуют как носители прав и обязанностей, установленных и обеспеченных административно-правовыми нормами.
Характерные
черты государственно-
1. Это управленческие
отношения, следовательно,
2. Это отношения общественные, социальные, складывающиеся между людьми их группами (коллективами, объединениями и т.д.).
3. Это отношения волевые, поскольку люди обладают волей и сознанием, само управление есть подчинение воль многих или воли одного единой управляющей воле.
4. По сути своей
это отношения организационные
(упорядочивающие,
5. Это отношения, в которых реализуется общественный (социальный) интерес.
Это характеристика управленческих отношений. Данные отношения превращаются в административно-правовые, если складываются в связи с публичным интересом (тезис науки зарубежного административного права), в российском административном праве – если возникают по поводу и в связи с государственным управлением (исполнительной властью), что обусловливает необходимость их правового опосредования (урегулирования правовыми нормами).
Не все управленческие отношения становятся административными:
-во-первых, кроме публичного управления есть частное, и это не сфера государственного управления,
-во-вторых, не вся деятельность по государственному управлению протекает в правовых рамках, то есть, не все отношения регулируются правом, остается много организационных, не влекущих правовых последствий, отношений.
Значит, два основных фактора превращают управленческие отношения в административные:
- принадлежность к государственному управлению (в современном варианте – публичный интерес);
- органическая связь с нормами административного права.
Характерные черты административных правоотношений:
1. Административные
2. Для административных правоотношений характерно наличие обязательного субъекта (субъекта управления), то есть должен быть наделенный государственно-властными полномочиями субъект (орган исполнительной власти, орган местного самоуправления, служащий и т.п.), другой же стороной может быть любой субъект.
3. Этот субъект всегда действует юридически-властно (не следует путать с административно-властно, речь идет о юридическом праве одной стороны, а не обязательно об организационной или иной подчиненности, подвластности).
4. Эти отношения могут возникать по инициативе любой из сторон, но согласие второй стороны не обязательно.
5. Споры, возникающие
из данных отношений,
6. В случае нарушения одной из сторон требований административно-правовых норм она несет ответственность не перед другой стороной, а перед государством в лице его уполномоченных органов.
Основания классификации.
По целевому назначению, по направленности на возникновение правовых последствий для второй стороны – позитивные (повседневная управленческая деятельность органов исполнительной власти) и негативные (юрисдикционные, деликтные).
По времени действия – постоянные и эпизодические.
По конкретному содержанию – имущественного и неимущественного характера.
По способу защиты - в судебном и во внесудебном (административном) порядке.
В зависимости от норм,
на основе которых возникают – материальн
Возможны иные основания. Например, по субъектному составу – с различными участниками.
Наиболее интересная классификация – в зависимости от положения сторон отношения – вертикальные и горизонтальные правоотношения.
Вертикальные отношения – это отношения, непосредственно выражающие воздействие субъекта управления на объект, это и есть собственно властные отношения, в которых субъект властен – объект подвластен (властеотношения).
Горизонтальные отношения – это отношения равенства (юридического равноправия сторон относительно друг друга). В литературе существовали споры о том, возможны ли такие отношения. В последнее время признается, что такие отношения существуют, но они являются вспомогательными по отношению к основным, то есть, властным отношениям, складываются до того или после того.
Естественно, исходя из сущности управления, властеотношения являются основными, преобладающими, но не исключительными.
Обоснование возможности возникновения горизонтальных отношений:
-во-первых, управление не всегда – воздействие, но и взаимодействие, значит, взаимодействуют две стороны;
-во-вторых, управление имеет различные стадии, например, сбор и обработка информации не требуют обязательного властного воздействия;
-в-третьих, это отношения – не просто управленческие, но и правовые, а это предполагает взаимные права и обязанности сторон, иное означало бы полное бесправие и управленческий (административный) произвол.
Вертикальные отношения возникают всегда в следующих случаях:
- в условиях организационной подчиненности;
- возможны при отсутствии
таковой, но при условии
- при применении принуждения.
Условия возникновения горизонтальных отношений:
- органы должны находиться на одинаковом правовом уровне;
- между ними не должно быть организационной соподчиненности;
- объем властных полномочий по данному вопросу должен быть примерно одинаков.
Вывод: ужесточение требовательности со стороны государства не даст результата без одновременного гарантированного выполнения обязательств в отношении граждан со стороны государства.
7.
Понятие и виды субъектов
Субъектом АП признается лицо или
организация, которые в соответствии
с действующим
Субъекты АП могут быть субъектами административных правоотношений, если имеют место:
-административно-правовые
-административная
-основание возникновения,
Административная
Административная
В качестве субъектов административного
права можно рассматривать
Субъекты административного
К индивидуальным субъектам относятся граждане РФ, иностранные лица и лица без гражданства. Также специфическими индивидуальными субъектами являются государственные служащие. Их особенностью является то, что они фактически являются официальными представителями того или иного органа исполнительной власти. В этом и состоит их отличие от индивидуальных субъектов административного права.
К коллективным субъектам относятся различного рода объединения граждан. В их числе гос-ые и негос-ые организации.
Гос-ые организации как субъекты административного права:
-органы исполнительной власти (гос-го управления);
-гос-ые предприятия,
-структурные подразделения
Негос-ые организации как субъекты административного права:
-общественные объединения (
-трудовые коллективы;
-органы местного
-коммерческие структуры;
-частные предприятия и
Лица и организации, которые являются субъектами административного права, могут быть, при соблюдении определенных условий, субъектами административно-правовых отношений.
Субъект административно-правовых отношений
– это лицо или организация, которые
в соответствии с действующим
законодательством являются участниками
управленческих отношений, регулируемых
нормами административного
8.
Понятие административного
Административно-правовой статус определяют как права, свободы и обязанности граждан в области государственного управления, закрепленные и гарантированные государством в нормах административного права. Он является юридическим закреплением отношений между государством и человеком или его объединениями в области государственного управления. Таким образом, административно-правовой статус – это положение гражданина в отношениях с исполнительной властью (и другими субъектами), осуществляющими государственное управление.
Роль государственно-властного субъекта выражается в следующем:
- издание правовых актов, влияющих на содержание статуса;
- организация исполнения
законов, имеющих
- содействие гражданам в реализации их прав;
- осуществление охраны прав и свобод граждан.
Административно-правовые отношения могут складываться в связи со следующими факторами:
1. с реализацией гражданами принадлежащих им прав;
2. с выполнением гражданами их обязанностей;
3. в связи с нарушением государством или его органами прав и законных интересов граждан;
4. в связи с нарушением гражданами их обязанностей.
Ключевыми элементами административно-правового статуса являются права и обязанности, свободы. Дискуссии касаются гражданства, правоспособности, дееспособности, гарантий. Например, является ли гражданство элементом или условием возникновения статуса?