Шпаргалка по "Административному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 11:11, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Административному праву".

Работа состоит из  1 файл

Админ. право.docx

— 162.54 Кб (Скачать документ)

По объему регулирования: общие и специальные нормы.

По юридической силе: нормы  законов и нормы подзаконных  актов.

По действию во времени: срочные, бессрочные и специальные нормы.

По действию в пространстве: действующие в пределах Российской Федерации, действующие в пределах региона (федерального округа), действующие  на территории субъекта РФ, действующие  в пределах муниципального образования, локальные, действующие на территории предприятия, учреждения, организации.

По кругу лиц: нормы  общего действия и специальные нормы.

По видам производств: нормы, регулирующие производство административного  правотворчества, регулирующие производство по делам о поощрениях, регулирующие лицензионно-разрешительное производство, регулирующие производство по делам  об административных правонарушениях, регулирующие другие виды административных производств.

Административно-процессуальные отношения вид правовых отношений, основанных на административно-процессуальных нормах, возникающих в сфере государственного управления, участники которых наделены административно-процессуальными правами  и обязанностями.

Характерные черты административно- процессуальных отношений:

• носят управленческий, организационный характер;    • основываются на административно-процессуальных нормах, являются результатом их воздействия на общественные отношения;    • регулируют деятельность органов государственного управления и их должностных лиц по реализации возложенных на них правомочий;   • являются вторичным, производным от материальных административно-правовых отношений.

 

25.Понятие и виды административных  производств.

административное производство -система норм, регламентирующая порядок рассмотрения и разрешения тех или иных однородных групп управленческих дел. => оно является относительно самостоятельным административно-процессуальным правовым институтом.

В науке административного права  пока еще не существует единого мнения о видах административных производств. Однако в соответствии с вышеуказанным  критерием классификации производств в систему административного процесса включают административные производства:

• по принятию нормативных правовых актов органами исполнительной власти;

• по обращениям граждан;

• поощрительное производство(состоит из 4 стадий: Возбуждение ходатайства о поощрении; Направление представления о поощрении в соответствующий государственный орган; Рассмотрение представления о поощрении и принятие решения; Исполнение поощрения)

• дисциплинарное производство( регулируемая правовыми нормами деятельность субъектов дисциплинарной власти по применению дисциплинарных взысканий. Основным правовым документом, регулирующим дисциплинарное производство, является Трудовой кодекс)

• по делам об административных правонарушениях.

Выделяют также материальное производство (о возмещении в административном порядке материального ущерба в  результате дисциплинарного проступка), регистрационное производство, лицензионное производство, исполнительное производство (по исполнению постановлений о наложении  административных наказаний) и др.

Несмотря на имеющиеся различия, указанные виды административных производств  осуществляются в сфере государственного управления. Как правило, то или иное производство осуществляют соответствующие органы исполнительной власти и их должностные лица. Отношения, возникающие в ходе осуществления того или иного вида производства, регулируются административно-процессуальными нормами. Именно эти факторы объединяют отдельные производства в единый административный процесс.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

26. Государственный контроль  и его виды. Соотношение контроля  и надзора в государственном  управлении.

Соотношение контроля и надзора  в государственном управлении.

Государственный контроль – деятельность специально уполномоченных государственных  органов, их должностных лиц и  иных уполномоченных субъектов по наблюдению за функционированием подконтрольного  объекта с целью установления его отклонений от заданных параметров.

В зависимости от объема и содержания государственный контроль делится  на общий (охватывает все направления  деятельности подконтрольного объекта) и специальный (осуществляется по какому-либо конкретному направлению деятельности, какому-либо конкретному вопросу– финансовый, таможенный, санитарный, экологический и др.).

В зависимости от направленности и  организационно-правовых форм государственный  контроль делится на внешний (осуществляется в отношении объектов, непосредственно  не подчиненных контролирующему  органу) и внутренний (осуществляется в пределах системы данного органа исполнительной власти или иного  органа).

В зависимости от стадий осуществления  деятельности контроль может быть: предварительным, текущим, последующим.

В зависимости от временного режима контрольной деятельности - постоянным (систематическим) и временным (периодическим).

В зависимости от субъекта деятельности существует контроль Президента РФ, контроль органов представительной (законодательной) власти и контроль органов исполнительной власти.

Контроль Президента РФ может быть непосредственным и опосредованным.

Контрольные полномочия Президента РФ:

• назначает с согласия Государственной  Думы Председателя Правительства РФ;

• назначает на должность и освобождает  от должности по предложению Председателя Правительства РФ его заместителей и федеральных министров;

• имеет право приостанавливать постановления и распоряжения Правительства  РФ;

• имеет право приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае их противоречия Конституции, федеральным  законам и международным договорам  РФ;

• назначает на должность и освобождает  от должности полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах;

• назначает на должность и освобождает  от должности высшее командование Вооруженными Силами РФ;

• осуществляет иные контрольные  полномочия как Верховный Главнокомандующий  Вооруженными Силами РФ и Председатель Совета Безопасности РФ.

Опосредованный президентский  контроль осуществляют: Администрация  Президента РФ (Контрольное управление Президента РФ, Главное государственно-правовое управление Президента РФ, полномочные  представители Президента РФ в федеральных  округах).

Контроль в сфере государственного управления осуществляют Совет Федерации  Федерального Собрания РФ, Государственная  Дума Федерального Собрания РФ, Счетная  палата РФ, органы представительной (законодательной) власти субъектов РФ.

В зависимости от объема и содержания органы исполнительной власти осуществляют: общий, межотраслевой (надведомственный) и отраслевой (внутриведомственный) контроль.

Общий контроль органов исполнительной власти включает контроль за исполнением и соблюдением Конституции, федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ; консолидацию, объединение подведомственных (подконтрольных) органов по направлениям деятельности; заслушивание докладов и отчетов полномочных представителей подконтрольных органов о результатах и состоянии их деятельности (Правительство РФ, правительства республик в составе РФ, администрации (правительства) иных субъектов РФ.)

Межотраслевой контроль органов исполнительной власти осуществляется в целях обеспечения  единообразного решения комплексных  задач, относящихся к ряду отраслей управления, органами исполнительной власти надведомственной компетенции; между субъектами и объектами контрольной деятельности отсутствует организационная подчиненность.

Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие межотраслевой контроль: Министерство внутренних дел РФ, Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерство природных ресурсов РФ и др.

Отраслевой контроль органов исполнительной власти осуществляется органами как  отраслевой, так и исполнительной власти межотраслевой компетенции, по определенным вопросам внутриведомственного характера, между субъектами и объектами  этого контроля существует организационная  подчиненность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

27. Формы реагирования  прокуратуры на нарушения законности  в государственном и муниципальном  управлении.

Формы реагирования прокуратуры на нарушения законности в государственном  и муниципальном управлении.

Надзор прокуратуры: деятельность органов ( должностных лиц) прокуратуры  Р.Ф. по надзору за исполнениями федеральными министерствами и ведомствами, представительными(законодательным) и исполнительными органами субъектов Р.Ф. , органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля. их должностными лицами Ко6ституции РФ и законов, а также соответствием законам издаваемых ими правовых актов. Надзорная деят. осуществляется: 1) за исполнением законов фед. органами исполн. власти и органами исполн. власти субъектов РФ, органами военного управл.. органами контроля и их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов; 2) соблюдением прав и свобод гр. этими органами и должностными лицами, органами управл. и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; 3) исполнение законов администрацией органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемой судом меры принудительного характера, а также администрацией мест содержания задержанных и заключённых под стражу.

Формы реагирования прокурора на нарушения  законности: 1) протест прокурора 2) представление  прокурора 3) постановление прокурора 4) предостережение о недопустимости нарушения закона. Прокурор или его  заме. приносит протест на противор. закону правовой акт в орган или должностному лицу, который издал этот акт, либо обращается в суд в установленном порядке, где протест подлежит рассмотр. в 10(дневн.) срок с момента поступления, о чём сообщается прокур., его принесшему. Постанов. об устранении наруш. закона вносится прокурором или его зам. в орган или должностн. лицу, которые уполномочены устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотр. В целях предупр. правонар. и при наличии сведений о готовящ. деяниях прок. или его зам. объявляет в письм. форме должностным лицам предосторежен. о недопустимости наруш. Закона

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

28. Понятие, содержание  и характерные черты административного  надзора. Виды административного  надзора.

Административный надзор – разновидность  государственного контроля за соблюдением норм и общеобязательных правил, закреплённых в законах и подзаконных актах, осуществляемый в отношении органов исполнительной власти, предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений и граждан.

Характерные черты:

— субъект административного надзора  является субъектом исполнительной власти;

 — основной целью является  обеспечение безопасности граждан,  общества, государства (а судебного  и прокурорского — обеспечение  законности в стране);

 — специализированный характер, то есть он направлен на  соблюдение специальных правил (санитарных, пожарных, ветеринарных, таможенных  и др.);

 — проводится систематически  за конкретным объектом;

 — осуществляется, как правило,  субъектами исполнительной власти, наделенными надведомственными полномочиями;

 — связан с применением административного принуждения. Административный надзор осуществляется с целью охраны

 соответствующих общественных  отношений как от правонарушений, так и от объективно-противоправных действий и стихийных явлений.

Содержание административного  надзора:

1) участие в правотворчестве;

2) организационно-массовая работа;

3) контроль предварительный, текущий,  последующий;

4) пресечение правонарушений;

5) привлечение виновных к ответственности.

В административной науке выделяют такие виды административного надзора:

— государственный санитарно-эпидемиологический надзор;

— надзор за соблюдением законодательства о труде;

— государственный геодезический  надзор;

— государственный надзор за безопасностью  дорожного движения;

— государственный пожарный надзор;

— административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы;

 

29.Роль предложений, заявлений  и жалоб граждан в обеспечении  законности и дисциплины в  государственном управлении.

Роль предложений, заявлений и  жалоб граждан в обеспечении  законности и дисциплины в государственном  управлении.

Основной гарантией прав граждан  является деятельность существующих в  стране специальных организационно-правовых институтов. Они функционируют как  по своей инициативе, так и в  связи с поступлением к ним  обращений (заявлений, жалоб, исков) граждан. По желанию последних им оказывают  юридическую помощь коллегии адвокатов. Участие адвокатов в уголовном  и гражданском процессах закреплено рядом законов и широко практикуется в нашей стране. Намного хуже обстоит  дело в административном процессе.

Для уяснения юридических свойств  и процедур разрешения все обращения  граждан следует поделить на два  типа: 1) административные, т. е. рассматриваемые  во внесудебном порядке, в административном процессе; 2) судебные, т. е. рассматриваемые  судами в процессе осуществления  правосудия, в порядке уголовного или гражданского судопроизводства. Иными словами, ко второму типу относятся  обращения граждан в суд, решения  по которым принимаются на основе норм УПК, АПК или ГПК. Все остальные  жалобы, рассматриваемые судьями, являются административными. Обращения граждан  в суд закон называет жалобами и исками, и общее название —  судебная жалоба — является в определенной степени условным. Среди них можно  выделить жалобы: 1)на административные акты, рассматриваемые в порядке  административной юстиции;  по делам  частного обвинения; 2)кассационные.

Информация о работе Шпаргалка по "Административному праву"