Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 11:11, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Административному праву".
По объему регулирования: общие и специальные нормы.
По юридической силе: нормы законов и нормы подзаконных актов.
По действию во времени: срочные, бессрочные и специальные нормы.
По действию в пространстве: действующие в пределах Российской Федерации, действующие в пределах региона (федерального округа), действующие на территории субъекта РФ, действующие в пределах муниципального образования, локальные, действующие на территории предприятия, учреждения, организации.
По кругу лиц: нормы общего действия и специальные нормы.
По видам производств: нормы, регулирующие производство административного правотворчества, регулирующие производство по делам о поощрениях, регулирующие лицензионно-разрешительное производство, регулирующие производство по делам об административных правонарушениях, регулирующие другие виды административных производств.
Административно-процессуальные
отношения вид правовых отношений,
основанных на административно-процессуальных
нормах, возникающих в сфере
Характерные черты административно- процессуальных отношений:
• носят управленческий, организационный характер; • основываются на административно-процессуальных нормах, являются результатом их воздействия на общественные отношения; • регулируют деятельность органов государственного управления и их должностных лиц по реализации возложенных на них правомочий; • являются вторичным, производным от материальных административно-правовых отношений.
25.Понятие и виды
административное производство -система норм, регламентирующая порядок рассмотрения и разрешения тех или иных однородных групп управленческих дел. => оно является относительно самостоятельным административно-процессуальным правовым институтом.
В науке административного права
пока еще не существует единого мнения
о видах административных производств.
Однако в соответствии с вышеуказанным
критерием классификации
• по принятию нормативных правовых актов органами исполнительной власти;
• по обращениям граждан;
• поощрительное производство(
• дисциплинарное производство( регулируемая правовыми нормами деятельность субъектов дисциплинарной власти по применению дисциплинарных взысканий. Основным правовым документом, регулирующим дисциплинарное производство, является Трудовой кодекс)
• по делам об административных правонарушениях.
Выделяют также материальное производство (о возмещении в административном порядке материального ущерба в результате дисциплинарного проступка), регистрационное производство, лицензионное производство, исполнительное производство (по исполнению постановлений о наложении административных наказаний) и др.
Несмотря на имеющиеся различия,
указанные виды административных производств
осуществляются в сфере государственного
управления. Как правило, то или иное
производство осуществляют соответствующие
органы исполнительной власти и их должностные
лица. Отношения, возникающие в ходе осуществления
того или иного вида производства, регулируются
административно-
26. Государственный контроль и его виды. Соотношение контроля и надзора в государственном управлении.
Соотношение контроля и надзора в государственном управлении.
Государственный контроль – деятельность
специально уполномоченных государственных
органов, их должностных лиц и
иных уполномоченных субъектов по наблюдению
за функционированием
В зависимости от объема и содержания
государственный контроль делится
на общий (охватывает все направления
деятельности подконтрольного объекта)
и специальный (осуществляется по какому-либо
конкретному направлению
В зависимости от направленности и организационно-правовых форм государственный контроль делится на внешний (осуществляется в отношении объектов, непосредственно не подчиненных контролирующему органу) и внутренний (осуществляется в пределах системы данного органа исполнительной власти или иного органа).
В зависимости от стадий осуществления деятельности контроль может быть: предварительным, текущим, последующим.
В зависимости от временного режима контрольной деятельности - постоянным (систематическим) и временным (периодическим).
В зависимости от субъекта деятельности существует контроль Президента РФ, контроль органов представительной (законодательной) власти и контроль органов исполнительной власти.
Контроль Президента РФ может быть непосредственным и опосредованным.
Контрольные полномочия Президента РФ:
• назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ;
• назначает на должность и освобождает от должности по предложению Председателя Правительства РФ его заместителей и федеральных министров;
• имеет право приостанавливать постановления и распоряжения Правительства РФ;
• имеет право приостанавливать
действие актов органов исполнительной
власти субъектов РФ в случае их
противоречия Конституции, федеральным
законам и международным
• назначает на должность и освобождает
от должности полномочных
• назначает на должность и освобождает от должности высшее командование Вооруженными Силами РФ;
• осуществляет иные контрольные
полномочия как Верховный
Опосредованный президентский
контроль осуществляют: Администрация
Президента РФ (Контрольное управление
Президента РФ, Главное государственно-
Контроль в сфере
В зависимости от объема и содержания органы исполнительной власти осуществляют: общий, межотраслевой (надведомственный) и отраслевой (внутриведомственный) контроль.
Общий контроль органов исполнительной власти включает контроль за исполнением и соблюдением Конституции, федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ; консолидацию, объединение подведомственных (подконтрольных) органов по направлениям деятельности; заслушивание докладов и отчетов полномочных представителей подконтрольных органов о результатах и состоянии их деятельности (Правительство РФ, правительства республик в составе РФ, администрации (правительства) иных субъектов РФ.)
Межотраслевой контроль органов исполнительной власти осуществляется в целях обеспечения единообразного решения комплексных задач, относящихся к ряду отраслей управления, органами исполнительной власти надведомственной компетенции; между субъектами и объектами контрольной деятельности отсутствует организационная подчиненность.
Федеральные органы исполнительной власти,
осуществляющие межотраслевой контроль:
Министерство внутренних дел РФ, Министерство
РФ по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных
Отраслевой контроль органов исполнительной власти осуществляется органами как отраслевой, так и исполнительной власти межотраслевой компетенции, по определенным вопросам внутриведомственного характера, между субъектами и объектами этого контроля существует организационная подчиненность.
27. Формы реагирования
прокуратуры на нарушения
Формы реагирования прокуратуры на нарушения законности в государственном и муниципальном управлении.
Надзор прокуратуры: деятельность
органов ( должностных лиц) прокуратуры
Р.Ф. по надзору за исполнениями федеральными
министерствами и ведомствами, представительными(
Формы реагирования прокурора на нарушения
законности: 1) протест прокурора 2) представление
прокурора 3) постановление прокурора
4) предостережение о
28. Понятие, содержание
и характерные черты
Административный надзор – разновидность государственного контроля за соблюдением норм и общеобязательных правил, закреплённых в законах и подзаконных актах, осуществляемый в отношении органов исполнительной власти, предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений и граждан.
Характерные черты:
— субъект административного
— основной целью является
обеспечение безопасности
— специализированный
— проводится систематически за конкретным объектом;
— осуществляется, как правило,
субъектами исполнительной
— связан с применением административного принуждения. Административный надзор осуществляется с целью охраны
соответствующих общественных отношений как от правонарушений, так и от объективно-противоправных действий и стихийных явлений.
Содержание административного надзора:
1) участие в правотворчестве;
2) организационно-массовая
3) контроль предварительный,
4) пресечение правонарушений;
5) привлечение виновных к
В административной науке выделяют такие виды административного надзора:
— государственный санитарно-
— надзор за соблюдением законодательства о труде;
— государственный геодезический надзор;
— государственный надзор за безопасностью дорожного движения;
— государственный пожарный надзор;
— административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы;
29.Роль предложений,
Роль предложений, заявлений и жалоб граждан в обеспечении законности и дисциплины в государственном управлении.
Основной гарантией прав граждан
является деятельность существующих в
стране специальных организационно-
Для уяснения юридических свойств и процедур разрешения все обращения граждан следует поделить на два типа: 1) административные, т. е. рассматриваемые во внесудебном порядке, в административном процессе; 2) судебные, т. е. рассматриваемые судами в процессе осуществления правосудия, в порядке уголовного или гражданского судопроизводства. Иными словами, ко второму типу относятся обращения граждан в суд, решения по которым принимаются на основе норм УПК, АПК или ГПК. Все остальные жалобы, рассматриваемые судьями, являются административными. Обращения граждан в суд закон называет жалобами и исками, и общее название — судебная жалоба — является в определенной степени условным. Среди них можно выделить жалобы: 1)на административные акты, рассматриваемые в порядке административной юстиции; по делам частного обвинения; 2)кассационные.