Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 11:11, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Административному праву".
Сущность административного
– является публичным правом, призванным обеспечить публичный интерес, регулируя отношения, связанные с управлением общественными процессами;
– нормы административного права обеспечивают интересы общества, государства, коллективов, права и интересы граждан и т. д.;
– составляет основу правового регулирования разнообразных общественных отношений.
В основе разделения отраслей права
лежит предмет правового
– управленческие отношения, в рамках которых реализуются задачи, функции и полномочия органов исполнительной власти и местного самоуправления;
– управленческие отношения
– управленческие отношения
Воздействие административного права на общественные отношения:
– регулирует отношения во всех сферах общественных отношений – в экономике, административно-политической, социально-культурной и т. д.;
– определяет систему и структуру органов, задействованных в общественных отношениях;
– устанавливает правила
Методы административного
2) метод рекомендации, при котором
обязательных для исполнения
указаний не дается, но предлагается
вариант поведения, наиболее
3) метод согласования характерен
лишь для субъектов, не
4) метод равенства – в некоторых
источниках называется как
5) метод дозволения –
6) метод запрета – возложение
прямой юридической
Административное право
Однако не все отношения в сфере исполнительной власти основываются только на принципе "власть - подчинение". Существуют "горизонтальные" административно-правовые отношения, основанные на договорах, решениях, соглашениях между различными исполнительными и распорядительными органами. Отношения органов исполнительной власти и гражданина по реализации их прав также основываются на равенстве сторон.
Административное право тесно
связано с конституционным (государственным)
правом, о котором шла речь в
гл. 2. Конституционное право, как
ведущая отрасль права, регулирует
общественные отношения, складывающиеся
в сфере устройства государственной
власти, установления конституционного
статуса личности, ее прав, свобод и
обязанностей, а также взаимоотношения
личности и государства. Оно определяет
правовую основу многих институтов административного
права, а последнее детализирует
и дополняет нормы
Административное право
7. Развитие науки
административного права.
Разработка проблем
Эта наука сравнительно молодая. В ее развитии на территории России можно выделить три этапа: имперский (дореволюционный), советский (постреволюционный) и российский (современный).
В дореволюционной России первые публикации по вопросам деятельности государственной администрации появились во второй половине XVIII века, но специальная отрасль правовой науки сформировалась только через сто лет – в конце XIX, а особенно в начале ХХ века. Называлась она в то время полицейским правом. Большое внимание российские полицеисты уделяли организации государственной администрации в условиях монархии, охране общественного порядка («полицейской» деятельности).
После революции 1917 года в условиях
диктатуры пролетариата, руководящей
роли коммунистической партии науку
административного права
Итоги развития советской науки
административного права в
Третий этап развития науки административного
права начался в 1985 году. Распад СССР,
крах КПСС, принятие новой Конституции
РФ 1993 г., становление России на путь
федерализма, повлекшие за собой
политические и экономические реформы,
реализация учения о разделении властей,
признание человека, его прав и
свобод высшей ценностью и многое
другое потребовали внесения существенных
коррективов в науку о
На данном этапе развития теории
административного права в
8. Механизм административно-
Механизм административно-
Элементы:
1) нормы административного права;
2) акты толкования норм
3) индивидуальные акты;
4) акты применения норм
5) административно-правовые
Каждый элемент механизма
9. Особенности административно-правовых норм.
Под административно-правовой нормой
понимают установленное государством,
обеспеченное возможностью применения
административного принуждения
и закрепленное в источниках административного
права правило поведения, регулирующее
отношение в сфере
Структура административно-правовой нормы:
гипотеза – указывает на условия применения того или иного правила поведения, конкретные фактические условия применения нормы права;
диспозиция – основная часть нормы, в которой определяется само правило поведения, предписывающего, запрещающего или дозволяющего характера;
санкция – всегда закрепляется в нормах, предусматривающих конкретные составы административных правонарушений.
Особенности:
1) предмет регулирования
2) строгая иерархия, в случае
противоречия одной нормы
3) большинство норм
4) действие административно-
5) административно-правовая
10.Понятие, классификация
и характерные черты
Административно-правовые отношения
– это общественные отношения, урегулированные
нормами административного
Характерные черты::
• являются публичными правоотношениями, имеющими в своей основе общественный, государственный интерес;
• носят властный характер, так
как в процессе возникновения, изменения
и прекращения данных правоотношений
реализуется государственное
• являются организационными, поскольку
государственное управление связано
с организационными установками, что
и проявляется в
• в случае нарушения административно-
Виды административно-правовых отношений:
1) по характеру правоотношений:
материальные, основанные на нормах материального права;
процессуальные, возникающие в связи с практической реализацией материальных норм;
2) по виду взаимоотношений,
горизонтальные – возникают при взаимодействии властных структур между собой в условиях, когда отсутствует соподчиненность;
вертикальные – возникают с случаях, когда одна сторона правоотношений организационно или иным образом подчинена другой либо когда законом предусмотрена обязательность актов управляющего субъекта;
субординационные – основаны на властных правомочиях одного из субъектов в отношении другого (соподчинение);
координационные – властные полномочия используются для эффективной совместной деятельности нескольких управляющих субъектов;
3) по целям:
регулятивные – регулируют экономические отношения и личные неимущественные отношения. При помощи данного вида отношений осуществляется правомерная деятельность граждан и организаций;
охранительные – направлены на регламентацию
мер юридической