Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 11:11, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Административному праву".
По характеру взаимоотношений субъектов бывают договоры между субъектами, не обладающими контрольными, надзорными или иными полномочиями по отношению друг к другу, и договоры, в которых один из субъектов обладает какими-либо специальными полномочиями в отношении контрагента.
По целенаправленности административные договоры делятся на договоры, регулирующие действия субъектов, подчиненных сторонам соглашения; договоры, регулирующие согласованные управленческие действия самих контрагентов; договоры «смешанного» типа.
В зависимости от круга субъектов договоры могут заключаться между субъектами управленческой деятельности, между субъектами исполнительной власти и иными государственными (муниципальными) органами, между государственными и негосударственными организациями, между государственными (муниципальными) органами и их служащими, между субъектами управления и гражданами.
В зависимости от числа субъектов существуют двусторонние и многосторонние договоры.
19.Понятие и юридическое
значение правовых актов
Понятие и юридическое значение правовых актов управления, их классификация.
Правовой акт управления – вид
юридического акта, основанное на законе
одностороннее юридически-
По форме выражения правовые акты управления могут быть словесными (письменные и устные; нормативные и нормативно -индивидуальные только в письменной форме) и конклюдентными; по сроку действия - бессрочными, срочными и временными; по территории действия - действующие на всей территории Российской Федерации, действующие на территории нескольких субъектов РФ (межтерриториальные), действующие на территории субъектов РФ, действующие на территории муниципального образования, действующие на территории предприятия, учреждения (локальные).
По органу, издавшему акт, выделяют
акты Президента РФ, акты Правительства
РФ, акты федеральных органов
По наименованиям правовые акты бывают указами, постановлениями, распоряжениями, приказами, указаниями, инструкциями, решениями, правилами, положениями и др.; по функциональной роли - плановыми, методическими, кадровыми, финансовыми и др.
В зависимости от порядка принятия есть коллегиальные (принимаются коллегиальными органами простым или квалифицированным большинством) и единоличные (принимаются руководителями органа государственного управления) правовые акты.
По степени сложности
Правовые акты управления имеют
следующее юридическое
• выступают средством
• устанавливают, изменяют или отменяют нормы права;
• устанавливают правовой статус
субъектов административного
• выступают в качестве юридических фактов;
• служат основанием для издания других актов управления;
• служат основанием для возбуждения гражданского судопроизводства и уголовного дела;
• являются доказательством в суде и в других органах юрисдикции;
• могут быть условием действенности других актов.
20.Понятие и виды методов государственного управления.
Методы государственного управления - способы, приемы воздействия субъекта управления на объект управления в рамках управленческих отношений, которые используются для достижения целей и задач управления, реализации функций управления.
По характеру воздействия
Универсальными методами государственного управления признаются убеждение, поощрение и принуждение.
Методы прямого (административного) воздействия: осуществляют прямое воздействие субъекта на объект управления.
По форме выражения (закрепления)
выделяют административно-правовые и
административно-
По юридическим свойствам: нормативные и индивидуальные.
По содержанию предписания: обязывающие, управомочивающие, запрещающие, поощряющие.
По способу регулирования: императивные (категорические), поручительные и рекомендательные.
Убеждение – процесс целенаправленного воздействия субъекта управления на управляемый объект, в результате которого идеи, ценности, установки субъекта становятся внутренними идеями, личными установками объекта управления.
Существуют следующие средства (способы) убеждения: обучение ,агитация, пропаганда и т.д.
Поощрение – способ воздействия
субъекта управления, применяемый к
объекту управления при позитивной
оценке его деятельности, наличии
заслуги в целях побуждения к
дальнейшим успехам в деятельности.(
Методы косвенного государственного управления: воздействие субъектом управления оказывается опосредованно на объект управления путем изменения условий его функционирования.
Социально-психологические
Экономические методы - вид методов
государственного управления, оказание
воздействия на основании использования
экономических отношений
21.Убеждение и поощрение в государственном управлении.
Убеждение – процесс целенаправленного воздействия субъекта управления на управляемый объект, в результате которого идеи, ценности, установки субъекта становятся внутренними идеями, личными установками объекта управления.
Средства убеждения
Элементами убеждения являются овладение вниманием, внушение, воздействие на сознание, оперирование эмоциями, формирование интереса.
Средства (способы) убеждения:
• обучение - процесс целенаправленного формирования знаний, умений, навыков;
• агитация - распространение идей в целях привлечения масс к активной общественно-политической деятельности в сфере государственного управления;
• пропаганда - распространение в массах, популяризация идей, учений, знаний, в том числе с использованием средств массовой информации;
• разъяснительная работа - деятельность по разъяснению содержания чего-либо;
• критика - отрицательное суждение и указание недостатков в какой-то (чьей-то)деятельности;
• осуждение антисоциального поведения - выражение неодобрения, порицания отклоняющегося (девиантного) поведения.
Поощрение – способ воздействия субъекта управления, применяемый к объекту управления при позитивной оценке его деятельности, наличии заслуги в целях побуждения к дальнейшим успехам в деятельности.
Особенности поощрения:
• является методом государственного управления;
• фактическим основанием для применения поощрения выступает заслуга, высокие результаты деятельности;
• является реакцией на прошлое поведение (деятельность) объекта управления;
• реализуется путем применения конкретных мер поощрения;
• имеет конкретного адресата;
• осуществляется в рамках
особого административно-
• результат применения поощрений не может быть обжалован;
• стимулирует дальнейшую активную деятельность объекта управления.
По содержанию выделяют такие виды поощрений, как моральное (благодарность, Почетная грамота, занесение на Доску почета), материальное (денежная премия, ценный подарок), статусное (имеющее правовое положение объекта управления, например присвоение почетного звания «Заслуженный строитель Российской Федерации»), смешанное (включает как моральное, так и материальное или статусное поощрение, например присвоение звания Героя России).
Поощрение может применяться к индивидуальным субъектам, к коллективным субъектам и к индивидуальным и коллективным субъектам.
22.Понятие и классификация
мер административного
Административное принуждение – метод государственного управления, основанный на нормах административного права, совокупность средств психического, физического и иного воздействия, применяемых уполномоченными субъектами в установленном процессуальном порядке в целях обеспечения общественного порядка и общественной безопасности.
По целевому назначению меры административного принуждения могут быть подразделены на три группы:
• административно-
• административно-пресекательные меры;
• меры административной ответственности.
Административно-
Административно-пресекательные меры состоят в принудительном прекращении противоправных действий или деятельности граждан, должностных лиц, учреждений, организаций или предприятий (требования прекратить противоправные действия: непосредственное физическое воздействие, например, применение приемов самообороны сотрудниками милиции при задержании правонарушителя; применение специальных средств, например, сотрудниками милиции резиновых палок, слезоточивого газа, наручников и т.д)
Меры административной ответственности- меры ответственности (взыскания), которые обладают карательными свойствами. Именно через административные взыскания реализуется институт административной ответственности.
1. По характеру и специфике правонарушения: меры психического воздействия; меры физического воздействия;
меры материального (имущественного) воздействия; меры организационного воздействия.
2. По субъекту применения: применяемые индивидуальными субъектами; применяемые коллективными субъектами.
3. По нормативным основаниям: основанные на законах; основанные на подзаконных актах.
4. По порядку применения: применяемые в административном (внесудебном) порядке; применяемые в судебном порядке.
5. По фактическим основаниям:
основанные на правонарушениях;
6. По сфере воздействия:
23.Понятие и структура административного процесса.
Административный процесс – совокупность административно-процессуальных норм и основанная на них деятельность органов и должностных лиц государственного управления по реализации возложенных на них задач и функций.
Элементами структуры
Административно-
Административно-
Административно-юрисдикционный процесс совокупность административно-процессуальных норм и основанная на них юрисдикци-онная деятельность органов исполнительной власти и их должностных лиц по разрешению конфликтов в сфере государственного управления и применению мер административного принуждения.
24.Административно-
Административно-процессуальная
норма вид административно-
Административно-процессуальная норма регламентирует порядок деятельности органов и должностных лиц государственного управления (исполнительной власти) по реализации возложенных на них полномочий.
Особенности административно-процессуальных норм:
• являются разновидностью административно-правовых норм;
• выполняют служебную, обеспечивающую роль по отношению к материальным административно-правовым нормам; • имеют установленную структуру (строение); • содержатся в определенных источниках;
• обеспечиваются принудительной силой государства;
• нарушение административно-
По сфере регулирования существуют следующие виды административно-процессуальных норм: регламентирующие общественные отношения в сфере экономики, регламентирующие общественные отношения в административно-политической сфере, регламентирующие общественные отношения в социально-культурной сфере, регламентирующие общественные отношения в сфере межотраслевого управления.