Деятельность служб и подразделений ОВД по предупреждению и пресечению экстремистской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 21:51, реферат

Описание

Важную роль в противодействии с экстремизмом играет полиция. Результативность ее работы в этом направлении зависит от правильной организации деятельности служб и подразделений, непосредственно принимающих в этом участие.

Термин «организация» по своему содержанию имеет несколько значений. Существует мнение, что это деятельность людей по созданию состояния упорядоченности объекта и субъекта управления, равно как и отношений между ними[9]. Известно, что организация – это создание условий для налаживания процесса воздействия на управляемый объект путем концентрации сил и средств, а также выработки наиболее оптимальных форм и методов деятельности субъекта

Работа состоит из  1 файл

Doc1.docx

— 49.92 Кб (Скачать документ)

Для обеспечения  сохранности материальных ценностей  всех форм собственности из сотрудников  ППС создаётся группа охраны поезда, пострадавшего от действий экстремистской направленности. В задачу этой группы входит обеспечение общественного  порядка в месте несения службы. 

Проведение проверок с целью выяснения условий  хранения служебного и гражданского оружия обеспечивает своевременное  выявление имеющихся нарушений  и возможность принятия со стороны  сотрудников подразделений лицензионно-разрешительной системы мер, которые будут являться препятствием использования данного  вида оружия при совершении действий экстремистской направленности. 

Поскольку с начала 90-х годов прошлого столетия число  действий экстремистской направленности в стране неуклонно растет, значительно  возрастает роль вневедомственной охраны в борьбе с экстремизмом. В конце 2003 года сотрудники российских спецслужб  предотвратили диверсию чеченских  боевиков на Волжской ГЭС. По расчетам специалистов, последствия диверсии на гидроэлектростанции могли привести к затоплению двух обширных кварталов  южной части Волгограда. Более  того, гигантская волна, образовавшаяся бы после взрыва, могла смести город  Астрахань. Это особенно воспринимается с тревогой на фоне аварии, произошедшей на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года, когда погибло 32 человека, а точное количество людей, умерших впоследствии, неизвестно. В результате аварии были эвакуированы свыше 130 тыс. человек, отчуждено  от хозяйственной деятельности более 3 тыс. км² земли. Материальный ущерб  оценить не представляется возможным[17]. За последние годы по данным спецслужбами РФ во взаимодействии с органами внутренних дел было предотвращено немалое  количество террористических актов.  

Высоко техногенный  терроризм, как один из видов экстремистской деятельности, новой эпохи способен привести к системному кризису во всем мировом сообществе, и предвестниками этого терроризма стала трагедия в Чернобыле. Она показала возможность  преступного продуцирования антропогенных  катастроф, сравнимых по масштабам  разрушений и жертвам с результатами боевого применения оружия массового  уничтожения[18]. 

С целью обеспечения  надежной защиты объектов от экстремистов на них устанавливается определенный режим, который предусматривает: 

- введение ограничений  в передвижении по территории  объекта; 

- установление порядка  вывоза, выноса имущества, допуска  на охраняемую территорию; 

- установление запретных  зон на подступах к охраняемому  объекту. 

Со стороны вневедомственной охраны для защиты объектов используется охранно-пожарная сигнализация, и особенно – установка извещателей с  комбинированным способом обнаружения, позволяющим устранить влияние  случайных помех, ложные срабатывания сигнализации. 

Определенные негативные последствия в области защиты важных и особо важных объектов вызвало  и постановление Правительства  Российской Федерации от 12 июля 2000 года № 514 «Об организации ведомственной  охраны»[19], которое разрешило ряду министерств и ведомств создавать ведомственную охрану, не определив, на каких объектах она может функционировать. Правовые акты, утвердившие положения о деятельности данной охраны в структуре определенных ведомств также не уточняют объекты, которые подлежат исключительно государственной охране[20]. Кроме того, в отдельных случаях руководители, игнорируя законодательное предписание организации государственной охраны, на подведомственных им объектах создают собственные охранные подразделения. Так, несмотря на то, что водопроводные станции населённых пунктов областного подчинения включены в перечень объектов, подлежащих государственной охране, муниципальное унитарное предприятие «Водоканал» г. Омска отказалось от услуг вневедомственной охраны при органах внутренних дел. [21] 

Значительный вклад  в борьбу с экстремизмом вносят сотрудники управления государственной инспекции  безопасности дорожного движения органов  внутренних дел. В соответствии с  Конституцией РФ о праве граждан  на жизнь, охрану здоровья, защиту личного  имущества, указанные сотрудники призваны обеспечивать сохранение жизни, здоровья и имущества участников дорожного  движения, защиту их законных прав и  интересов, а также интересов  общества и государства. 

Сотрудники наделены правом применение таких мер как: 

- остановка транспортного  средства и проверка документов  на право управления, владения  и на перевозимый груз; 

- проверка у граждан  и должностных лиц документов, удостоверяющих личность, если имеются  достаточные основания подозревать  их в совершении преступления, а при наличии данных о том,  что они имеют при себе оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, взрывные  устройства, - производить досмотр  граждан, их вещей, а также  транспортных средств; 

- осуществление административного  задержания граждан, запрещение  эксплуатации транспортных средств,  имеющих подложные государственные  регистрационные знаки, а также  при несоответствии маркировки  транспортных средств данным, указанным  в регистрационных документах.  

Указанное управление играет важную роль при возникновении  чрезвычайной ситуации, вызванной действиями экстремистской направленности, и в  процессе проведения контртеррористической  операции, которая осуществляется на основании Федерального Конституционного закона «О чрезвычайном положении». 

В данной ситуации предполагается временное ограничение или запрещение движения транспортных средств, включая  транспортные средства дипломатических  и консульских представительств, удаление граждан с отдельных  участков местности и объектов, отбуксировка повреждённых транспортных средств, задерживание и доставка в органы внутренних дел  Российской Федерации лиц, совершивших  или совершающих правонарушения либо иные действия, направленные на воспрепятствование проведению контртеррористической  операции, несанкционированное проникновение  или попытку проникновения в  зону проведения операции. 

Помимо этого сотрудники с целью обеспечения безопасности граждан и поддержания установленного правового режима обязаны: 

– принимать меры к обеспечению общественного  порядка, предупреждению и пресечению преступлений, административных правонарушений в зоне обслуживаемой территории; 

– оказывать содействие в беспрепятственном проезде  транспортных средств, осуществляющих перевозку сотрудников полиции, войсковых нарядов, аварийно-спасательных служб; 

– оказывать помощь другим постам полиции в пресечении правонарушений; 

– совместно с  другими подразделениями полиции  проводить работу по ликвидации последствий, вызванных совершением действиями экстремистской направленности, и, в  первую очередь, восстановлению бесперебойного движения транспортных средств. 

Необходимо упомянуть  службу участковых уполномоченных.  

Это объясняется, во-первых, тем, что на территории обслуживаемого административного участка в  городе или сельской местности участковые уполномоченные выполняют основной объём профилактических и правоохранительных функций, возложенных законодательством  на милицию; во-вторых, участковые уполномоченные в своей деятельности повседневно  связаны с населением, предприятиями, учреждениями, организациями (независимо от организационно-правовых форм), общественными  объединениями, поскольку последние  обращаются к участковым уполномоченным по вопросам охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности и профилактики правонарушений[22]. В-третьих, участковыми уполномоченными рассматривается  около 70-80 % обращений граждан, поступающих  в органы внутренних дел. Под их контролем  находятся около 4 млн. лиц, вернувшихся  из мест лишения свободы, осужденных к уголовным мерам наказания, не связанным с изоляцией от общества, и других категорий правонарушителей. В-четвёртых, знание населением своего участкового уполномоченного помогает ему более активно входить  в доверительные отношения с  гражданами и с помощью этого выявлять лиц, от которых можно ожидать совершения преступлений экстремистского характера. 

Как показывает практика, перед совершением действий экстремистского  характера лица, участвующие в  его подготовке и исполнении, заранее  прибывают в места их проведения и размещаются, как правило, в  жилье, сдаваемом в аренду, либо у  лиц с противоправным поведением. Ими проводится определенная работа в установлении объекта посягательства и времени проведения акции, прилагаются  усилия для подыскания необходимого автотранспорта, осуществляются попытки  войти в доверие к гражданам, должностным лицам с целью  получения от них соответствующей  помощи. 

В этой связи участковые уполномоченные обязаны контролировать соблюдение со стороны граждан и  должностных лиц правил регистрационного учёта, знать лиц, сдающих жилье  в наем; в ходе общения с населением при рассмотрении обращений граждан, проведения индивидуальных профилактических бесед с лицами, находящимися на учёте, при реагировании на противоправные действия в быту и в ходе публичных  выступлений устанавливать доверительные  отношения с людьми с целью  получения информации, способствующей выявлению лиц, проживающих без  регистрации, находящихся в розыске, вызывающих определённое подозрение[23]. На основе полученных о них сведениях  участковый уполномоченный в кратчайшие сроки должен провести опрос представителей жилищно-коммунальной конторы, жильцов  соседних квартир, владельцев жилья. Информацию, представляющую оперативный интерес  о подозрительных лицах, необходимо рапортом довести до руководства  органа внутренних дел, а в случае необходимости – принять участие  в задержании этих лиц. 

В странах, где сегодня  достигнуты наиболее впечатляющие результаты в борьбе с преступностью, полицейские  на участках стараются постоянно  поддерживать контакт с населением, быть в квартире «своим человеком». Посещение квартир, домов не сводится здесь только к получению информации от жителей для организации профилактики противоправных деяний, а предполагает распространение различного рода брошюр, листовок, буклетов, плакатов, где наглядно разъяснено, как избежать преступных посягательств[24]. 

Определенную роль в борьбе с экстремизмом выполняют  центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей (далее ЦВСНП). Это  связано с тем, что в ходе выполнения основных задач они выявляют среди  доставленных несовершеннолетних лиц, причастных к совершению преступлений, а также устанавливают обстоятельства, причины и условия, способствующие совершению общественно опасных  деяний. 

Сегодня становится очевидным, что при совершении экстремистской деятельности могут привлекаться различные  категории граждан, в том числе  и несовершеннолетние, так как  их участие облегчает проникновение на запланированный объект, влияет на снижение бдительности персонала охраны. 

В этой связи перед  сотрудниками полиции ЦВСНП при  осуществлении индивидуальной профилактической работы с доставленными лицами встает вопрос о выделении признаков, которые  в совокупности позволяют установить причастность несовершеннолетнего  к подготовке действий экстремистского  характера. По нашему мнению, к таким  признакам можно отнести: 

– наличие судимости  у несовершеннолетнего или склонности его к совершению противоправных действий; 

– регион проживания или пребывания несовершеннолетнего  с учетом экстремистской активности на данной территории; 

– нахождение при  доставленном значительной суммы денежных средств; 

– сообщение сотрудникам  полиции сведений, которые указывают  на хорошо проведенный инструктаж, касающийся легендирования биографических данных несовершеннолетнего; 

– попытки доставленного  лица пропагандировать среди других несовершеннолетних, а также среди  персонала ЦВСНП ваххабитские взгляды  на окружающий мир; 

– наличие у несовершеннолетнего  родственников или знакомых, связанных  с незаконными вооруженными формированиями либо участвовавших в организации  и проведении действий экстремистского  характера; 

– выявление фактов склонения других несовершеннолетних к участию в экстремизме; 

– наличие у несовершеннолетнего  навыков изготовления, обращения  со взрывными устройствами, огнестрельным  и холодным оружием, современными средствами связи, используемыми экстремистами; 

– отрицательное  отношение у доставленного лица к существующему конституционному строю страны, ее территориальной  целостности, внешней и внутренней политике государства; 

– использование  навыков артистизма, позволяющих  ввести в заблуждение работников полиции ЦВСНП по поводу образа жизни  несовершеннолетнего до помещения  в ЦВСНП. 

Кроме того, особую значимость для сотрудников полиции ЦВСНП  имеет информация, касающаяся поведения  несовершеннолетнего в момент его  задержания и пребывания в органе внутренних дел. На данном этапе с  несовершеннолетним могут осуществлять работу различные категории сотрудников  полиции, однако, основная нагрузка в  этом направлении ложится на подразделения  по делам несовершеннолетних органов  внутренних дел. 

Информация о работе Деятельность служб и подразделений ОВД по предупреждению и пресечению экстремистской деятельности