Деятельность служб и подразделений ОВД по предупреждению и пресечению экстремистской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 21:51, реферат

Описание

Важную роль в противодействии с экстремизмом играет полиция. Результативность ее работы в этом направлении зависит от правильной организации деятельности служб и подразделений, непосредственно принимающих в этом участие.

Термин «организация» по своему содержанию имеет несколько значений. Существует мнение, что это деятельность людей по созданию состояния упорядоченности объекта и субъекта управления, равно как и отношений между ними[9]. Известно, что организация – это создание условий для налаживания процесса воздействия на управляемый объект путем концентрации сил и средств, а также выработки наиболее оптимальных форм и методов деятельности субъекта

Работа состоит из  1 файл

Doc1.docx

— 49.92 Кб (Скачать документ)

Субъектами правонарушения являются граждане, а также должностные  лица и юридические лица, использующие СМИ, с нарушением установленных  правил, при этом ответственность  дифференцируется в зависимости  от субъекта. 

Эффективная реализация административной ответственности  за злоупотребление свободой массовой информацией обеспечивается многосубъектностью составления протоколов об административном правонарушении. Согласно ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ составлять протоколы о таких  административных правонарушениях  уполномочены:  

- должностные лица  органов внутренних дел (милиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3); 

- должностные лица  органов, уполномоченных в области  печати и средств массовой  информации (п. 58 ч. 2 ст. 28.3); 

- должностные лица  органов, уполномоченных в области  телевидения, радиовещания и государственного  контроля за техническим качеством  вещания (п. 60 ч. 2 ст. 28.3). 

В соответствии с  ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных  ст. 13.15 КоАП РФ, рассматривают судьи. 

Пропаганда и публичное  демонстрирование нацистской атрибутики или символики (ст. 20.3 КоАП РФ). Отнесение  действий по пропаганде и публичному демонстрированию нацисткой атрибутики и символики направлено в первую очередь на защиту исторической памяти о Великой Отечественной войне, защитниках Родины, тех, кто отдал  свои жизни в борьбе за ее свободу  и независимость и исторического  долга общества и государства  перед участниками, ветеранами и  жертвами войны. Во-вторых, целью нормы  является защита основ конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина, поддержание мира и согласия, недопущение  проявлений фашизма в любой форме. 

Настоящее правонарушение включает: 

- пропаганду и  публичное демонстрирование нацистской  атрибутики или символики либо  атрибутики или символики, сходных  с нацистской атрибутикой или  символикой до степени смешения; 

- изготовление, сбыт  или приобретение в целях сбыта  нацистской атрибутики или символики  либо атрибутики или символики,  сходных с нацистской атрибутикой  или символикой до степени  смешения. 

Объектом правонарушения выступают общественный порядок, а  также общественные отношения в  сфере противодействия экстремистской деятельности. 

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 80-ФЗ «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной  войне 1941-1945 годов»[41] в Российской Федерации  запрещается использование в любой форме нацистской символики как оскорбляющей многонациональный народ и память о понесенных в Великой Отечественной войне жертвах. 

Федеральным законом  от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии  экстремистской деятельности» пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени  смешения, отнесено к экстремистской деятельности (экстремизму) (п. 2 ст. 1). 

Объективная сторона  правонарушения выражается в пропаганде и публичном демонстрировании нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени  смешения (ч. 1), а также действия, связанные с изготовлением, сбытом или приобретением в целях  сбыта указанных выше предметов, включая также их до степени смешения (ч. 2). 

Под этими действиями понимается публичное выставление, показ, вывешивание, изображение нацистской атрибутики и символики, использование  указанной атрибутики или символики  в различных знаках (значках, эмблемах, нашивках и т.д.), размещение ее в  общественных местах, на зданиях, сооружениях, в печатных изданиях, на плакатах, лозунгах, демонстрирование в любых других формах (например, в жестах), делающее их доступными для восприятия других лиц. 

Нацистская атрибутика или символика – знамена, значки, атрибуты униформы, приветствия и  пароли, партийные гимны, представляющие собой воспроизведение в любой  форме соответствующей атрибутики или символики, использовавшейся Национал-социалистической рабочей партией Германии и фашистской партией Италии: свастики, фасции, приветственные жесты и другие отличительные  знаки государственных, военных  и иных структур, признанных преступными  Нюрнбергским международным трибуналом[42]. 

Сложность в определении  объективной стороны настоящего правонарушения заключается в том, что не получили соответствующего законодательного определения термины "фашизм", "фашистская атрибутика" и др. В свою очередь, в научной литературе под фашизмом, как правило, понимается политическое течение, базирующееся на государственной идеологии сильной  личности, вождизма, расового превосходства[43]. 

Под пропагандой  фашизма проект закона предлагает понимать публичное распространение идеологии  и оправдание практики фашизма в  средствах массовой информации, посредством  проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий, пикетирований или посредством  публичного использования символов, атрибутов, печатных, изобразительных, аудио-, фото-, кино- и видеоматериалов, в которых умышленно прославляется  фашизм. 

Вместе с тем  по смыслу статьи 20.3 КоАП РФ состав административного  правонарушения, не образует скрытое  ношение нацистской атрибутики или  символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой  или символикой до степени смешения. Во всех этих случаях отсутствует  публичность их показа и доступность  восприятия широким кругом лиц. По этой же причине не будет состава рассматриваемого административного правонарушения при хранении указанных предметов  по месту жительства или месту  пребывания, при их перевозке или  транспортировании[44]. 

Что касается ч. 2 ст. 20.3 КоАП РФ, предполагающей в качестве объективной стороны правонарушения изготовление, сбыт или приобретение в целях сбыта нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или  символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени  смешения, то при определении объективной  стороны следует учитывать содержание понятий «изготовление», «сбыт» и  «приобретение». 

Изготовление предполагает создание предметов, изображающих соответствующие  знаки, символы или материалы, содержащие их печатная продукция, видеопродукция и др. 

Сбыт – безвозвратное  отчуждение в собственность иных лиц в результате совершения какой-либо сделки (возмездной или безвозмездной), т.е. продажу, дарение, обмен, передача и т.п.  

Приобретение –  это получение указанных предметов  в постоянное или временное пользование  любым способом: покупка, получение  в дар или в уплату долга, в  обмен на товары и вещи, а также  присвоение найденного и т.п., а также  незаконное временное завладение в  иных целях[45]. 

При этом в последнем  случае при квалификации действий по ч. 2 ст. 20.3 КоАП РФ следует учитывать, что приобретение нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или  символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой должно преследовать цель – сбыта настоящих  предметов. 

Субъективная сторона  правонарушения характеризуется прямым умыслом; лицо осознает противоправность своих действий, предвидит, что в  результате их будет нарушен общественный порядок и общественная безопасность, и желает этого. Цель демонстрирования такой атрибутики и символики  четко сформулирована – ее пропаганда. 

Субъектом правонарушения являются граждане, достигшие шестнадцатилетнего возраста, за изготовление, сбыт или  приобретение в целях сбыта нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, направленные на их пропаганду также должностные лица и юридические лица. 

Дела об административных правонарушениях за пропаганду и  публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики рассматривают  судьи (ст. 23.1 КоАП РФ). Протоколы об административных правонарушениях  составляют сотрудники органов внутренних дел (милиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ). 

Организация деятельности общественного или религиозного объединения, в отношении которого принято решение о приостановлении  его деятельности (ст. 20.28 КоАП РФ). Установление ответственности за данное правонарушение стало следствием принятия Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии  экстремистской деятельности». 

Объектом правонарушения являются общественные отношения в  сфере общественного порядка  и общественной безопасности, а также  общественные отношения в сфере  противодействия экстремистской деятельности общественного или религиозного объединения. 

Объективная сторона  заключается в деятельности общественных и религиозных объединений, в  отношении которых действуют  имеющие законную силу решения о  приостановлении их деятельности, а  также участие иных граждан в  такой деятельности. 

В соответствии с  Федеральным законом от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»[46] под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих  целей, указанных в уставе общественного  объединения (ст. 5). 

Определение религиозного объединения дает Федеральный закон  от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе  совести и о религиозных объединениях»[47]. Религиозным объединением в Российской Федерации признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и  на законных основаниях проживающих  на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания  и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками: 1) вероисповедание; 2) совершение богослужений, других религиозных обрядов и  церемоний; 3) обучение религии и  религиозное воспитание своих последователей. 

Религиозные объединения  могут создаваться в форме  религиозных групп и религиозных  организаций. 

Субъективная сторона, как отмечает Н.Г. Салищева, выражается в форме вины организаторов –  прямого умысла, вины иного лица – как правило, умысла, но возможны и противоправные действия такого лица по неосторожности (например, гражданин  не знал о факте приостановления  деятельности общественного или  религиозного объединения)[48]. 

Субъектом правонарушения выступают организаторы деятельности соответствующего общественного или  религиозного объединения, а также  иные участники запрещенной деятельности. 

Дела данной категории  возбуждаются прокурором (ч. 1 ст. 28.4 КоАП РФ) и рассматриваются судьями  судов общей юрисдикции (ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ). 

Производство и  распространение экстремистских материалов (ст. 20.29 КоАП РФ) состоит в массовом распространении экстремистских материалов, включенных в опубликованный федеральный  список экстремистских материалов, а  также их производство либо хранение в целях массового распространения. Настоящие действия были включены в  КоАП РФ в качестве правонарушения, как предыдущее рассматриваемое  правонарушение, в связи с принятием  Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности». 

Объектом правонарушения выступают общественный порядок  и общественная безопасность, а также  общественные отношения в сфере  противодействия экстремистской деятельности. 

В целях защиты прав и свобод человека и гражданина, основ конституционного строя, обеспечения  целостности и безопасности Российской Федерации правовые и организационные  основы противодействия экстремистской деятельности определяются Федеральным  законом от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии  экстремистской деятельности». В частности, в настоящем федеральном законе устанавливается запрет на производство и распространение экстремистских материалов, а массовое распространение  заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения  признается экстремизмом (абз. 10 п. 1 ч. 1 ст. 1). 

Объективная сторона  рассматриваемого правонарушения заключается  в совершении действии – в массовом распространении экстремистских материалов, включенных в опубликованный федеральный  список экстремистских материалов, а  равно их производство либо хранение в целях массового распространения. 

Информация о работе Деятельность служб и подразделений ОВД по предупреждению и пресечению экстремистской деятельности