Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 21:51, реферат
Важную роль в противодействии с экстремизмом играет полиция. Результативность ее работы в этом направлении зависит от правильной организации деятельности служб и подразделений, непосредственно принимающих в этом участие.
Термин «организация» по своему содержанию имеет несколько значений. Существует мнение, что это деятельность людей по созданию состояния упорядоченности объекта и субъекта управления, равно как и отношений между ними[9]. Известно, что организация – это создание условий для налаживания процесса воздействия на управляемый объект путем концентрации сил и средств, а также выработки наиболее оптимальных форм и методов деятельности субъекта
Таким образом, под
административно-правовыми
– предупредительные
меры;
– меры пресечения;
– меры административной
ответственности.
Данная классификация
позволит определить значение каждой
группы, выявить имеющиеся недостатки
при применении мер, совершенствовать
правовые акты, регламентирующие их.
Следует отметить, что
административно-правовые меры, используемые
для предупреждения экстремизма, носят
разносторонний характер. Например, они
используются для установления причин
и условий, способствующих совершению
экстремизма, помогают выработать у
населения способность
Одной из мер предупредительного
характера является организация
индивидуальной работы с лицами, от
которых можно ожидать
В средствах массовой
информации неоднократно приводились
факты того, что лица, ранее привлекавшиеся
к уголовной ответственности
за экстремизм, вновь совершают преступления
такого рода. Характерным примером
в этой связи является террористический
акт в г. Бислане. По некоторым
данным, ряд преступников, принимавших
участие в захвате школы
Таким образом, предупреждение
экстремистской деятельности охватывает
комплекс мероприятий, регламентируемых
нормами административного
А.П. Коренев под
мерами административного пресечения
понимает способы и средства принудительного
воздействия, применяемые в целях
прекращения противоправного
Основное предназначение
мер административного
Анализ административного
законодательства, регламентирующего
применение мер пресечения, показывает,
что в условиях борьбы с терроризмом
они играют важную роль. Меры административного
пресечения, используемые полицией в
данном направлении, содержатся в различных
нормативных правовых актах, среди
которых главенствующее место занимают
Кодекс Российской Федерации об административных
правонарушениях, ФЗ «О полиции».
Большое значение в
борьбе с экстремизмом имеют правовые
средства в виде административного
задержания и доставления. Данные правовые
меры носят принудительный характер,
так как направлены на кратковременное
ограничение свободы
Общим основанием административного
задержания служит совершение административного
правонарушения, и данная правовая
мера в соответствии со статьей 27.3 КоАП
РФ применяется в исключительных
случаях (например, отказ правонарушителя
предъявить документы, попытка с
его стороны скрыться с места
происшествия, стремление правонарушителя
уклониться от административной ответственности,
осуществление действий, направленных
на продолжение противоправного
деяния).
В настоящее время
в Кодексе об административных правонарушениях
Российской Федерации имеется ряд
составов административных правонарушений,
которые со стороны полиции могут
быть использованы как правовые средства
в противодействии экстремизму.
Изучение составов
правонарушений, используемых полицией,
позволит выявить направление
Весьма обширный
пласт административных правонарушений,
по которым сотрудники полиции правомочны
составлять административные протоколы,
включен в главу 11 «Административные
правонарушения на транспорте» КоАП
РФ. В зависимости от видов транспорта
рассматриваемые правонарушения можно
объединить в группы:
1) действия, угрожающие
безопасности движения на
2) действия, угрожающие
безопасности полетов (части 1,
3, 4 статьи 11.3);
3) действия, угрожающие
безопасности движения на
4) правонарушения, предусмотренные
статья 11.14, которые связаны с
перевозкой опасных веществ,
2.3 Административная
ответственность за
Административная
ответственность является одной
из важных правовых форм противодействия
экстремизму. Современное законодательство
с учетом форм проявлений экстремизма
и степени общественной опасности
предусматривает
- злоупотребление
свободой массовой информации (ст.
13.15 КоАП РФ);
- пропаганда и
публичное демонстрирование
- организация деятельности
общественного или
- производство и
распространение
Злоупотребление свободой
массовой информации (ст. 13.15 КоАП РФ). Это
правонарушение выражается в изготовлении
и (или) распространении теле-, видео-,
кинопрограмм, документальных и художественных
фильмов, а также относящихся
к специальным средствам
Формой выражения
злоупотребления свободой массовой
информации может быть и распространение
информации об общественном объединении
или иной организации, включенных в
опубликованный перечень общественных
и религиозных объединений, иных
организаций, в отношении которых
судом принято вступившее в законную
силу решение о ликвидации или
запрете деятельности по основаниям,
предусмотренным Федеральным
Настоящая норма
направлена на обеспечение конституционного
права человека использовать любым
установленным законом способом
информацию, а также на обеспечение
реализации конституционной свободы
массовой информации (ст. 29). Обеспечение
и реализация отмеченных правомочий
становятся возможными при условии
следующих ограничений и
- запрет пропаганды
или агитации, возбуждающей социальную,
расовую, национальную или
- запрет пропаганды
социального, расового, национального
и религиозного или языкового
превосходства;
- запрет на принуждение
к выражению своих мнений и
убеждений или отказу от них;
- запрет цензуры.
В этой связи включение
подобных действий в качестве административного
правонарушения преследует в первую
очередь не столько цель противодействия
экстремизму, сколько направлена на
реализацию законодательства о средствах
массовой информации.
С учетом отмеченного,
объект настоящего правонарушения следует
определить как общественные отношения
по защите личности, общества и государства
от злоупотребления свободой массовой
информации.
Объективная сторона
рассматриваемого правонарушения является
достаточно сложной и заключается
в действии – изготовлении и (или)
распространении теле-, видео-, кинопрограмм,
документальных и художественных фильмов,
а также относящихся к
Перечень действий,
означающих злоупотребление свободой
массовой информации, определен в
Законе РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-I «О средствах
массовой информации» (ст. 4). Закон устанавливает,
что не допускается использование
СМИ в целях совершения уголовно
наказуемых деяний, для разглашения
сведений, составляющих государственную
или иную специально охраняемую законом
тайну, для распространения
Закон запрещает:
- распространение
в СМИ, а также в компьютерных
сетях сведений о способах, методах
разработки, изготовления и использования,
местах приобретения
- распространение
при освещении
В этой связи остается
спорным вопрос о том, являются ли
все перечисленные действия объективной
стороной данного правонарушения. Законодатель
не дает однозначного ответа на вопрос.
Следует предположить, что объективную
сторону правонарушения образуют только
действия, прямо предусмотренные
ст. 13.15 КоАП РФ.
Кроме того, в законодательстве
дополнительно предусмотрены
- в сфере рекламы
– действия по злоупотреблению
доверием и недостатком опыта
несовершеннолетних и др. (Федеральный
закон от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ
«О рекламе»[39]);
Субъективная сторона
правонарушения характеризуется тем,
что изготовление теле-, видео-, кинопрограмм,
документальных и художественных фильмов,
а также относящихся к