Лишение свободы: порядок и условия отбывания наказания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 20:43, дипломная работа

Описание

Целью дипломной работы является анализ порядка и условий исполнения наказания в виде лишения свободы как актуальных аспектов уголовно-исполнительной политики государства.
В соответствии с поставленной целью решаются следующие задачи:
- раскрывается понятие, содержание системы наказаний и особенности системы исправительных учреждений, действующих в Республике Беларусь;
-анализируются факторы и принципы уголовно-исполнительной политики государства и основы правового статуса осужденного;
- характеризуются режим в местах лишения свободы и средства его обеспечения;
- анализируются материально-бытовые условия и медико-санитарное обслуживание в исправительных учреждениях.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….
1 Система и виды наказаний………………………..………………………..…
1.1 Лишение свободы как вид наказания……………………………...……….
2 Порядок исполнения наказания в виде лишения свободы………………………......................................................................
2.1 Реализация политики государства при исполнении наказания в виде лишения cвободы………………………………………………………………………....
2.2 Виды и особенности исправительных учреждений в Республике Беларусь………………………………………………………….......................
2.3 Основы правового положения осужденных……………………………...
3 Порядок отбывания наказания в виде лишения свободы в исправи-
тельных учреждениях………………………………………………………….
3.1 Режим в местах лишения свободы и средства его обеспечения………...
3.2 Материально-бытовое условия и медико-санитарное обслуживание
в исправительных учреждениях………………………………………………
Заключение……………………………………………………………………..
Список использованных источников…………………………...…………….

Работа состоит из  1 файл

СОДЕРЖАНИЕ1111111111.doc

— 325.50 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЯ  В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ: ОБЩИЕ  ПОЛОЖЕНИЯ 

 

 

2.1 Реализация факторов  и принципов уголовно-исполнительной  политики государства при исполнении  лишения свободы 

 

 

Специфической стороной деятельности государства является сфера исполнения уголовных наказаний. Именно в данной сфере в наибольшей степени проявляется карательная сущность государства, его политика в области борьбы с преступностью и обращения с право нарушителями. Государство далеко не всегда заинтересовано в открытости и гласности этой деятельности в силу ряда причин: и по соображениям безопасности, профилактики правонарушений, и престижа в глазах мирового сообщества. Это особенно ярко проявилось у нас в Беларуси, а также в России и иных бывших союзных республиках, на изломах судьбы которых шла острейшая борьба различных идеологий, противостояние классов и различных социально - экономических и политических систем. Поэтому единой линии в карательной политике не было, ее просто и не могло быть. Следует также иметь в виду и то обстоятельство, что каждый новый общественно-политический и государственный строй стремился отмежеваться от карательной политики прежнего и зачастую представлял ее в значительно искаженном виде, считая свою политику в этой сфере более прогрессивной. Все это проявляется обычно не только в различного рода заявлениях политических и государственных деятелей, официальных документах, разного рода публикациях, но даже в законодательных и иных нормативных актах, которые зачастую отражают не действительное положение дел в данной сфере государственной деятельности, а лишь намерения будущих преобразователей.

Политика в сфере  борьбы с преступностью, применения уголовных наказаний и обращения с осужденными - как бы кто ни пытался деполитизировать данное направление государственной деятельности различными отсылками на общечеловеческие ценности - всегда не просто присутствует, а имеет четко определенное выражение. Причем политика эта непроизвольна, так как жестко определяется системой разнообразных факторов. Они представляют собой взаимодействующие явления, которые выступают как движущие силы, определяющие социальную направленность, основное содержание и перспективы дальнейшего развития нормативной базы и всей системы органов и учреждений, исполняющих наказания. Такими факторами являются:

- уровень развития  демократизма, защиты прав и свобод  человека и гражданина, проявления гуманизма в отношении правонарушителей;

- уровень культуры, общественного  мнения и правосознания граждан,  система их нравственных ценностей и идеалов;

- экономическая способность  государства выделить потребное  количество ресурсов, необходимых  для нормального функционирования  системы органов и учреждений, исполняющих наказания; 

- уровень, структура  и динамика преступности;

- развитие уголовного законодательства и практики его применения;

- уровень развития  уголовно-исполнительного законодательства  и приведение его и практики  учреждений и органов, исполняющих  наказания, в соответствие с требованиями международных стандартов по обращению с осужденными;

- уровень развития  науки уголовно-исполнительного  права. 

Данная система факторов в своей совокупности и обусловливает  формирование и развитие политики в сфере исполнения уголовных наказаний и обращения с осужденными.

Потребность в отмене советской исправительно-трудовой политики и формировании собственной политики в данной сфере появилась в связи с изменением государственного, экономического и общественного устройства Беларуси. Советская уголовная и исправительно-трудовая политика исходила из приоритета интересов государства и общества. Интересы личности рассматривались на паритетных началах лишь в случае совпадения интересов государства, общества и личности. Все уголовное и исправительно-трудовое законодательство основывалось на строгом соблюдении данного принципа. Это в значительной мере обусловливало и известную жесткость как самого исправительно-трудового законодательства, так и практики его применения, что вызывало постоянную критику со стороны мирового сообщества.

О коренном изменении  своей политики Беларусь заявила  в Декларации о государственном  суверенитете, принятой 27 июля 1990 г., в  которой провозгласила высшей ценностью интересы человека и закрепила принцип разделения властей .

 Данная идея была  окончательно закреплена в ст. 2 Конституции Республики Беларусь 1994 г., в которой сказано: «Человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства. Государство ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности».

Применительно к сфере  исполнения уголовных наказаний  и, в частности, лишения свободы, реализация данного положения выразилась, прежде всего в следующем:

- в гуманизации условий  отбывания наказаний (прежде всего за счет исключения излишней тюремной атрибутики, особенно в отношении осужденных несовершеннолетних и женщин);

- в более углубленной  дифференциации предоставляемых  осужденным льгот в зависимости  от их поведения во время  отбывания наказания; 

- в исключении многих  ограничений карательного характера  (отмена коэффициента удержания из заработной платы осужденных, предоставление отпусков, зачет времени работы в трудовой стаж и ряд других);

- в расширении прав  органов власти и органов местного  самоуправления в управлении и контроле за деятельностью органов и учреждений, исполняющих наказания.

Таким образом, формирование уголовно-исполнителъной политики и  особенно эффективность ее реализации зависят во многом от сложившейся в обществе системы морально-нравственных ценностей, уровня культуры, общественного мнения и правосознания граждан.

К сожалению, указанные  факторы во многом оказались деформированными, не способными оказывать благоприятное воздействие на уголовно-исполнительную политику, затрудняющими реализацию ее основных положений в Республике Беларусь.

Неисполнение правовых предписаний стало чуть ли не нормой жизни не только для многих наших  сограждан, но и для властных структур; правовой нигилизм вошел в массовое сознание в качестве необходимого условия выживания в нынешних весьма неблагоприятных социально-экономических условиях развития государства в переходный период его развития.

Политика Беларуси в  области исполнения уголовных наказаний  и обращения с осужденными выражает отношение государства к организации исполнения уголовных наказаний, не только ориентируясь на собственную практику, традиции и возможности, но учитывая и равняясь на международные нормы и стандарты обращения с осужденными. Реализация данного положения на практике приобретает особую важность при исполнении лишения свободы, т.к. связано с наиболее существенными ограничениями в отношении осужденных.

Реализуется данная политика как в директивно-установочных документах, определяющих статус и отношение  суверенной Беларуси в различных сферах ее жизнедеятельности, так и в законодательстве (в том числе уголовном и уголовно-исполнительном), иных нормативно - правовых актах, а также в конкретной деятельности право охранительных органов (прежде всего учреждений и органов, исполняющих наказания) и возникающих по указанному поводу правоотношениях. Уголовно-исполнительное право важнейшее проявление уголовно-исполнительной политики, принципами которой, как и принципами уголовно-исполнительного законодательства, являются:

- принцип гуманизма проявляется в различных направлениях и формах и воплощен в действующем УИК намного полнее, что явилось следствием приведения нормативной базы республики в области исполнения уголовных наказаний к мировым стандартам обращения с осужденными. Так, из норм, регулирующих порядок и условия исполнения и отбывания наказания (особенно лишения свободы), убрана излишняя тюремная атрибутика, отражающая прежде всего суровость, жесткость наказания, в результате чего были отменены многие ограничения в отношении осужденных. В Кодексе закреплено требование строгого соблюдения гарантий защиты от пыток, насилия или другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения с осужденными. Существенно расширены возможности поддержания и развития социально полезных связей осужденных с родственниками и трудовыми коллективами, а также развития их полезной инициативы. Реализация принципа гуманизма поставлена, в прямую зависимость от поведения осужденных, от их желания и настроения вести себя определенным образом, а следовательно, получать или не получать предусмотренную законом широкую систему льгот.

Принцип гуманизма имеет  и обратную сторону: он должен проявляться  по отношению не только к осужденным, но и ко всему обществу в целом, обеспечивая должный порядок и спокойствие граждан, охрану их законных интересов. Поэтому в УИК Беларуси предусматриваются меры по надежной изоляции осужденных и их охране, по пресечению различных попыток со стороны как осужденных, так и иных граждан проникновения на охраняемые территории, нападений на охрану, проноса запрещенных предметов и других аналогичных действий;

- принцип демократизма проявляется в том, что уголовно-исполнительное законодательство исходит из конституционного положения о правовом положении осужденных и системы гарантий защиты их прав и законных интересов, а также порядка деятельности органов и учреждений, исполняющих наказание и иные меры уголовной ответственности и участия государственных органов, иных организаций, общественных объединений и граждан в исправлении осужденных .

Органы государственной  власти и органы местного самоуправления оказывают большую финансовую помощь учреждениям и органам, исполняющим уголовные наказания (по приобретению продовольствия, строительству различных зданий и сооружений, по освобождению от налогов, по предоставлению различного рода льготных кредитов и т. п.). Принцип демократизма проявляется и в других направлениях: в порядке подачи и разрешения жалоб и заявлений осужденных, языке обращений и переписке, в контроле органов государственной власти и органов местного самоуправления, судебном и ведомственном контроле, в прокурорском надзоре за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, в контроле общественных объединений;

- принцип равенства перед законом выражается в едином правовом положении лиц, отбывающих конкретный вид наказания или находящихся в одних условиях отбывания наказания в исправительном учреждении, различия предусматриваются в зависимости от пола, возраста, состояния здоровья, наличия беременности или малолетних, детей, а главное - от поведения осужденных.

- принцип дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний включает в себя рациональное применение мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения как следствие проведенных дифференциации и индивидуализации самих осужденных. Дифференциация осужденных осуществляется по разным основаниям на всем протяжении отбывания наказания. Они дифференцируются на определенные группы в зависимости от возраста, состояния здоровья, наличия семьи и родственников, от отбытого срока наказания и поведения, в зависимости от досрочного (в любой форме) освобождения, от уровня образования и наличия профессии и по многим другим основаниям; в науке подобных оснований дифференциации насчитывают несколько десятков, (и даже сотен) .

Внутри классификационных  групп осужденных выделяется индивидуально  личность каждого из них, определяются ее основные характеристики, вычленяются положительные и отрицательные ее качества. Задача воспитателей - выявить все эти особенности и составить портрет, картину личности осужденного. Личность осужденного не может быть представлена лишь в одних темных тонах, там есть и сероватые и совершенно светлые пятна. Отдельные качества личности осужденного могут быть поражены полностью, другие - частично, а третьи вообще могут находиться в удовлетворительном состоянии. Задача педагогов и всего персонала уголовно-исправительных учреждений - составить подробный психолого-педагогический портрет личности каждого осужденного и на этой основе разработать программу воспитательных воздействий в отношении конкретного осужденного, опираясь в этой работе на положительные личностные качества и разрушая, блокируя ее отрицательные свойства. Например, в каждом исправительном учреждении разрабатываются единые режимно-педагогические требования, которые весь персонал независимо от принадлежности к конкретной службе предъявляет к осужденным.

В зависимости от принадлежности осужденных к той или иной классификационной группе к ним индивидуально применяется комплекс мер принуждения, стимулирования их правопослушного поведения. Эффективность применения названного комплекса мер принуждения и стимулирования зависит от многих обстоятельств, в том числе от слаженности работы персонала и его педагогического мастерства. В законодательстве указанные аспекты дифференциации и индивидуализации прописаны в настоящее время достаточно подробно; система стимулирования правопослушного поведения осужденных сейчас намного богаче и обширнее, чем это имело место раньше;

- принцип соединения наказаний с исправительным воздействием был закреплен и в ранее действовавшем законодательстве, но тогда он определял собственно предмет правового регулирования, а именно: исправительно-трудовое законодательство имело своим предметом правового регулирования лишь те наказания, которые соединялись с мерами исправительно-трудового воздействия (лишение свободы, исправительные работы и отмененные позднее ссылка и высылка). Теперь же этот принцип относится ко всем видам наказаний (за исключением смертной казни) и иным мерам уголовно-правового характера, хотя в действительности к отдельным видам наказаний он не применяется. Но, учитывая, что большинство наказаний на стадии их исполнения соединяется с мерами исправительного воздействия, этот принцип является определяющим для всего уголовноисполнительного права. Под исправительным воздействием понимается широкий комплекс воспитательных мероприятий и воздействий: труд, обучение, профессиональная подготовка, развитие самодеятельности и многое другое, что призвано формировать позитивные свойства личности, которые в конечном итоге определяют степень исправленности осужденных .

Информация о работе Лишение свободы: порядок и условия отбывания наказания