Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 20:43, дипломная работа
Целью дипломной работы является анализ порядка и условий исполнения наказания в виде лишения свободы как актуальных аспектов уголовно-исполнительной политики государства.
В соответствии с поставленной целью решаются следующие задачи:
- раскрывается понятие, содержание системы наказаний и особенности системы исправительных учреждений, действующих в Республике Беларусь;
-анализируются факторы и принципы уголовно-исполнительной политики государства и основы правового статуса осужденного;
- характеризуются режим в местах лишения свободы и средства его обеспечения;
- анализируются материально-бытовые условия и медико-санитарное обслуживание в исправительных учреждениях.
Введение………………………………………………………………………….
1 Система и виды наказаний………………………..………………………..…
1.1 Лишение свободы как вид наказания……………………………...……….
2 Порядок исполнения наказания в виде лишения свободы………………………......................................................................
2.1 Реализация политики государства при исполнении наказания в виде лишения cвободы………………………………………………………………………....
2.2 Виды и особенности исправительных учреждений в Республике Беларусь………………………………………………………….......................
2.3 Основы правового положения осужденных……………………………...
3 Порядок отбывания наказания в виде лишения свободы в исправи-
тельных учреждениях………………………………………………………….
3.1 Режим в местах лишения свободы и средства его обеспечения………...
3.2 Материально-бытовое условия и медико-санитарное обслуживание
в исправительных учреждениях………………………………………………
Заключение……………………………………………………………………..
Список использованных источников…………………………...…………….
2 ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ: ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
2.1 Реализация факторов
и принципов уголовно-
Специфической стороной деятельности государства является сфера исполнения уголовных наказаний. Именно в данной сфере в наибольшей степени проявляется карательная сущность государства, его политика в области борьбы с преступностью и обращения с право нарушителями. Государство далеко не всегда заинтересовано в открытости и гласности этой деятельности в силу ряда причин: и по соображениям безопасности, профилактики правонарушений, и престижа в глазах мирового сообщества. Это особенно ярко проявилось у нас в Беларуси, а также в России и иных бывших союзных республиках, на изломах судьбы которых шла острейшая борьба различных идеологий, противостояние классов и различных социально - экономических и политических систем. Поэтому единой линии в карательной политике не было, ее просто и не могло быть. Следует также иметь в виду и то обстоятельство, что каждый новый общественно-политический и государственный строй стремился отмежеваться от карательной политики прежнего и зачастую представлял ее в значительно искаженном виде, считая свою политику в этой сфере более прогрессивной. Все это проявляется обычно не только в различного рода заявлениях политических и государственных деятелей, официальных документах, разного рода публикациях, но даже в законодательных и иных нормативных актах, которые зачастую отражают не действительное положение дел в данной сфере государственной деятельности, а лишь намерения будущих преобразователей.
Политика в сфере борьбы с преступностью, применения уголовных наказаний и обращения с осужденными - как бы кто ни пытался деполитизировать данное направление государственной деятельности различными отсылками на общечеловеческие ценности - всегда не просто присутствует, а имеет четко определенное выражение. Причем политика эта непроизвольна, так как жестко определяется системой разнообразных факторов. Они представляют собой взаимодействующие явления, которые выступают как движущие силы, определяющие социальную направленность, основное содержание и перспективы дальнейшего развития нормативной базы и всей системы органов и учреждений, исполняющих наказания. Такими факторами являются:
- уровень развития демократизма, защиты прав и свобод человека и гражданина, проявления гуманизма в отношении правонарушителей;
- уровень культуры, общественного
мнения и правосознания
- экономическая способность
государства выделить
- уровень, структура и динамика преступности;
- развитие уголовного законодательства и практики его применения;
- уровень развития
уголовно-исполнительного
- уровень развития
науки уголовно-
Данная система факторов в своей совокупности и обусловливает формирование и развитие политики в сфере исполнения уголовных наказаний и обращения с осужденными.
Потребность в отмене советской исправительно-трудовой политики и формировании собственной политики в данной сфере появилась в связи с изменением государственного, экономического и общественного устройства Беларуси. Советская уголовная и исправительно-трудовая политика исходила из приоритета интересов государства и общества. Интересы личности рассматривались на паритетных началах лишь в случае совпадения интересов государства, общества и личности. Все уголовное и исправительно-трудовое законодательство основывалось на строгом соблюдении данного принципа. Это в значительной мере обусловливало и известную жесткость как самого исправительно-трудового законодательства, так и практики его применения, что вызывало постоянную критику со стороны мирового сообщества.
О коренном изменении своей политики Беларусь заявила в Декларации о государственном суверенитете, принятой 27 июля 1990 г., в которой провозгласила высшей ценностью интересы человека и закрепила принцип разделения властей .
Данная идея была окончательно закреплена в ст. 2 Конституции Республики Беларусь 1994 г., в которой сказано: «Человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства. Государство ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности».
Применительно к сфере исполнения уголовных наказаний и, в частности, лишения свободы, реализация данного положения выразилась, прежде всего в следующем:
- в гуманизации условий отбывания наказаний (прежде всего за счет исключения излишней тюремной атрибутики, особенно в отношении осужденных несовершеннолетних и женщин);
- в более углубленной
дифференциации
- в исключении многих
ограничений карательного
- в расширении прав
органов власти и органов
Таким образом, формирование уголовно-исполнителъной политики и особенно эффективность ее реализации зависят во многом от сложившейся в обществе системы морально-нравственных ценностей, уровня культуры, общественного мнения и правосознания граждан.
К сожалению, указанные факторы во многом оказались деформированными, не способными оказывать благоприятное воздействие на уголовно-исполнительную политику, затрудняющими реализацию ее основных положений в Республике Беларусь.
Неисполнение правовых предписаний стало чуть ли не нормой жизни не только для многих наших сограждан, но и для властных структур; правовой нигилизм вошел в массовое сознание в качестве необходимого условия выживания в нынешних весьма неблагоприятных социально-экономических условиях развития государства в переходный период его развития.
Политика Беларуси в области исполнения уголовных наказаний и обращения с осужденными выражает отношение государства к организации исполнения уголовных наказаний, не только ориентируясь на собственную практику, традиции и возможности, но учитывая и равняясь на международные нормы и стандарты обращения с осужденными. Реализация данного положения на практике приобретает особую важность при исполнении лишения свободы, т.к. связано с наиболее существенными ограничениями в отношении осужденных.
Реализуется данная политика как в директивно-установочных документах, определяющих статус и отношение суверенной Беларуси в различных сферах ее жизнедеятельности, так и в законодательстве (в том числе уголовном и уголовно-исполнительном), иных нормативно - правовых актах, а также в конкретной деятельности право охранительных органов (прежде всего учреждений и органов, исполняющих наказания) и возникающих по указанному поводу правоотношениях. Уголовно-исполнительное право важнейшее проявление уголовно-исполнительной политики, принципами которой, как и принципами уголовно-исполнительного законодательства, являются:
- принцип гуманизма проявляется в различных направлениях и формах и воплощен в действующем УИК намного полнее, что явилось следствием приведения нормативной базы республики в области исполнения уголовных наказаний к мировым стандартам обращения с осужденными. Так, из норм, регулирующих порядок и условия исполнения и отбывания наказания (особенно лишения свободы), убрана излишняя тюремная атрибутика, отражающая прежде всего суровость, жесткость наказания, в результате чего были отменены многие ограничения в отношении осужденных. В Кодексе закреплено требование строгого соблюдения гарантий защиты от пыток, насилия или другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения с осужденными. Существенно расширены возможности поддержания и развития социально полезных связей осужденных с родственниками и трудовыми коллективами, а также развития их полезной инициативы. Реализация принципа гуманизма поставлена, в прямую зависимость от поведения осужденных, от их желания и настроения вести себя определенным образом, а следовательно, получать или не получать предусмотренную законом широкую систему льгот.
Принцип гуманизма имеет и обратную сторону: он должен проявляться по отношению не только к осужденным, но и ко всему обществу в целом, обеспечивая должный порядок и спокойствие граждан, охрану их законных интересов. Поэтому в УИК Беларуси предусматриваются меры по надежной изоляции осужденных и их охране, по пресечению различных попыток со стороны как осужденных, так и иных граждан проникновения на охраняемые территории, нападений на охрану, проноса запрещенных предметов и других аналогичных действий;
- принцип демократизма проявляется в том, что уголовно-исполнительное законодательство исходит из конституционного положения о правовом положении осужденных и системы гарантий защиты их прав и законных интересов, а также порядка деятельности органов и учреждений, исполняющих наказание и иные меры уголовной ответственности и участия государственных органов, иных организаций, общественных объединений и граждан в исправлении осужденных .
Органы государственной власти и органы местного самоуправления оказывают большую финансовую помощь учреждениям и органам, исполняющим уголовные наказания (по приобретению продовольствия, строительству различных зданий и сооружений, по освобождению от налогов, по предоставлению различного рода льготных кредитов и т. п.). Принцип демократизма проявляется и в других направлениях: в порядке подачи и разрешения жалоб и заявлений осужденных, языке обращений и переписке, в контроле органов государственной власти и органов местного самоуправления, судебном и ведомственном контроле, в прокурорском надзоре за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, в контроле общественных объединений;
- принцип равенства перед законом выражается в едином правовом положении лиц, отбывающих конкретный вид наказания или находящихся в одних условиях отбывания наказания в исправительном учреждении, различия предусматриваются в зависимости от пола, возраста, состояния здоровья, наличия беременности или малолетних, детей, а главное - от поведения осужденных.
- принцип дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний включает в себя рациональное применение мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения как следствие проведенных дифференциации и индивидуализации самих осужденных. Дифференциация осужденных осуществляется по разным основаниям на всем протяжении отбывания наказания. Они дифференцируются на определенные группы в зависимости от возраста, состояния здоровья, наличия семьи и родственников, от отбытого срока наказания и поведения, в зависимости от досрочного (в любой форме) освобождения, от уровня образования и наличия профессии и по многим другим основаниям; в науке подобных оснований дифференциации насчитывают несколько десятков, (и даже сотен) .
Внутри классификационных групп осужденных выделяется индивидуально личность каждого из них, определяются ее основные характеристики, вычленяются положительные и отрицательные ее качества. Задача воспитателей - выявить все эти особенности и составить портрет, картину личности осужденного. Личность осужденного не может быть представлена лишь в одних темных тонах, там есть и сероватые и совершенно светлые пятна. Отдельные качества личности осужденного могут быть поражены полностью, другие - частично, а третьи вообще могут находиться в удовлетворительном состоянии. Задача педагогов и всего персонала уголовно-исправительных учреждений - составить подробный психолого-педагогический портрет личности каждого осужденного и на этой основе разработать программу воспитательных воздействий в отношении конкретного осужденного, опираясь в этой работе на положительные личностные качества и разрушая, блокируя ее отрицательные свойства. Например, в каждом исправительном учреждении разрабатываются единые режимно-педагогические требования, которые весь персонал независимо от принадлежности к конкретной службе предъявляет к осужденным.
В зависимости от принадлежности осужденных к той или иной классификационной группе к ним индивидуально применяется комплекс мер принуждения, стимулирования их правопослушного поведения. Эффективность применения названного комплекса мер принуждения и стимулирования зависит от многих обстоятельств, в том числе от слаженности работы персонала и его педагогического мастерства. В законодательстве указанные аспекты дифференциации и индивидуализации прописаны в настоящее время достаточно подробно; система стимулирования правопослушного поведения осужденных сейчас намного богаче и обширнее, чем это имело место раньше;
- принцип соединения наказаний с исправительным воздействием был закреплен и в ранее действовавшем законодательстве, но тогда он определял собственно предмет правового регулирования, а именно: исправительно-трудовое законодательство имело своим предметом правового регулирования лишь те наказания, которые соединялись с мерами исправительно-трудового воздействия (лишение свободы, исправительные работы и отмененные позднее ссылка и высылка). Теперь же этот принцип относится ко всем видам наказаний (за исключением смертной казни) и иным мерам уголовно-правового характера, хотя в действительности к отдельным видам наказаний он не применяется. Но, учитывая, что большинство наказаний на стадии их исполнения соединяется с мерами исправительного воздействия, этот принцип является определяющим для всего уголовноисполнительного права. Под исправительным воздействием понимается широкий комплекс воспитательных мероприятий и воздействий: труд, обучение, профессиональная подготовка, развитие самодеятельности и многое другое, что призвано формировать позитивные свойства личности, которые в конечном итоге определяют степень исправленности осужденных .
Информация о работе Лишение свободы: порядок и условия отбывания наказания