Лишение свободы: порядок и условия отбывания наказания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 20:43, дипломная работа

Описание

Целью дипломной работы является анализ порядка и условий исполнения наказания в виде лишения свободы как актуальных аспектов уголовно-исполнительной политики государства.
В соответствии с поставленной целью решаются следующие задачи:
- раскрывается понятие, содержание системы наказаний и особенности системы исправительных учреждений, действующих в Республике Беларусь;
-анализируются факторы и принципы уголовно-исполнительной политики государства и основы правового статуса осужденного;
- характеризуются режим в местах лишения свободы и средства его обеспечения;
- анализируются материально-бытовые условия и медико-санитарное обслуживание в исправительных учреждениях.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….
1 Система и виды наказаний………………………..………………………..…
1.1 Лишение свободы как вид наказания……………………………...……….
2 Порядок исполнения наказания в виде лишения свободы………………………......................................................................
2.1 Реализация политики государства при исполнении наказания в виде лишения cвободы………………………………………………………………………....
2.2 Виды и особенности исправительных учреждений в Республике Беларусь………………………………………………………….......................
2.3 Основы правового положения осужденных……………………………...
3 Порядок отбывания наказания в виде лишения свободы в исправи-
тельных учреждениях………………………………………………………….
3.1 Режим в местах лишения свободы и средства его обеспечения………...
3.2 Материально-бытовое условия и медико-санитарное обслуживание
в исправительных учреждениях………………………………………………
Заключение……………………………………………………………………..
Список использованных источников…………………………...…………….

Работа состоит из  1 файл

СОДЕРЖАНИЕ1111111111.doc

— 325.50 Кб (Скачать документ)

 Применении труда, общеобразовательного и профессионального обучения как средств исправления ограничено, с одной стороны, теми же обстоятельствами, которые действуют в колониях общего, усиленного и строгого режимов (например, вынужденная безработица,), а с другой стороны, - особенностями личностных характеристик лиц, отбывающих лишение свободы в данном виде исправительного учреждения:

- упорным нежеланием  стать на путь исправления; 

- массовыми отказами  от участия в воспитательных мероприятиях;

- нежеланием трудиться. 

Средства исправления  также не могут быть применены  в полной мере ввиду наличия требований строгой изоляции (содержание в помещениях камерного типа, одиночных камерах, особенно строгие режимные правила и т.п.). В подобных условиях особенно важное значение приобретает индивидуальная воспитательная работа.

Следственные изоляторы  выполняют функции исправительных учреждений в отношении осужденных к лишению свободы, оставленных в следственных изоляторах при выполнении работ по хозяйственному обслуживанию.

В соответствии с ч. 1 ст. 63 УК осужденные к лишению свободы отбывают наказание в исправительных учреждениях на территории Республики Беларусь. Осужденные к лишению свободы иностранные граждане, отбывающие наказание в исправительных учреждениях Республики Беларусь могут быть направлены для дальнейшего отбывания наказания в государства, гражданами которых они являются, в порядке, установленном международными договорами Республики Беларусь .

Лица, осужденные к лишению свободы, направляются для отбывания наказания в исправительные учреждения не позднее десятидневного срока со дня вступления приговора в законную силу. Распоряжение суда об исполнении приговора направляется администрации следственного изолятора или другого места предварительного заключения, где содержится осужденный.

В отношении осужденных, не находящихся под стражей к моменту вступления приговор а в законную силу, распоряжение об исполнении приговор а направляется в орган внутренних дел по месту жительства, который обязан взять осужденного под стражу и доставить его в место предварительного заключения, откуда он будет направлен к месту отбывания наказания. К распоряжению прилагается копия приговора, справка суда о времени вступления его в законную силу и копия определения кассационной инстанции (если она внесла изменения в приговор). Если по делу осуждено несколько человек, указанные документы оформляются на каждого отдельно. Получив указанные документы, администрация места предварительного заключения обязана направить осужденного в соответствующее исправительное учреждение для отбывания наказания, известить семью осужденного о том, куда он направляется для отбывания наказания .

Осужденные к лишению  свободы с отбыванием наказания  в колонии-поселении следуют к месту отбывания наказания самостоятельно за счет государства. Не позднее трех суток со дня получения предписания осужденный обязан выехать к месту отбывания наказания и прибыть туда в течение необходимого для проезда срока, указанного в предписании о выезде. При уклонении осужденного от получения предписания о выезде к месту отбывания наказания, при невыезде в установленный срок без уважительных причин и в случае неприбытия осужденного к колонию-поселение, орган внутренних дел осуществляет розыск осужденного и после задержания направляет его к месту отбывания наказания под конвоем.

Вместе с тем, законодательство предусматривает возможность временного оставления осужденного в следственном изоляторе или тюрьме в случаях, предусмотренных ст. 67 УИК. Такими случаями являются:

1) Осужденные к лишению  свободы, которым отбывание наказания  назначено в исправительной колонии в условиях общего режима, а в исключительных случаях и осужденные к лишению свободы на срок не свыше семи лет, которым отбывание наказания назначено в исправительной колонии в условиях усиленного режима, с их согласия могут быть оставлены в следственном изоляторе или тюрьме для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию.

2) Осужденные к лишению  свободы оставляются для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию решением начальника следственного изолятора или тюрьмы при наличии письменного согласия осужденных.

3) Осужденные к лишению  свободы, оставленные в следственном  изоляторе или тюрьме для выполнения  работ по хозяйственному обслуживанию, содержатся в незапираемых общих камерах отдельно от иных лиц на условиях того режима, который определен им судом, и пользуются правом ежедневной прогулки продолжительностью не менее двух часов.

4) При необходимости  производства следственных действий по делу о преступлении, совершенном другим лицом, осужденный к лишению свободы с отбыванием наказания в исправительной или воспитательной колонии может быть оставлен в следственном изоляторе или тюрьме с санкции прокурора на срок, установленный Уголовно-процессуальным кодексом Республики Беларусь для производства следственных действий по данному делу, но не превышающий срока наказания осужденного к лишению свободы.

5) При необходимости  участия в судебном разбирательстве  по делу о преступлении, совершенном другим лицом, осужденный к лишению свободы может быть оставлен по определению (постановлению) суда в следственном изоляторе или тюрьме на время рассмотрения дела в суде.

6) В случае, если осужденный к лишению свободы привлекается к уголовной ответственности по другому делу и в отношении его избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, сроки его содержания в следственном изоляторе определяются в соответствии с УПК.

Следует подчеркнуть, что  осужденные к лишению свободы, которым отбывание наказания назначено в исправительное колонии общего режима, а в исключительных случаях и осужденные к лишению свободы на срок не свыше пяти лет, которым отбывание наказания назначено в исправительной колонии усиленного режима, с их письменного согласия могут быть оставлены в следственном изоляторе или тюрьме для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию .

При направлении осужденных в места отбывания наказания  учитываются также требования закона о раздельном содержании осужденных к лишению свободы мужчин и женщин, несовершеннолетних и взрослых. Так, разрешается содержание в одном исправительном учреждении осужденных женщин, которым отбывание наказания назначено в колониях общего и строгого режимов, а также несовершеннолетних женского пола, которым отбывание наказания назначено в воспитательных колониях. В этом случае раздельно содержатся женщины, впервые осужденные к лишению свободы, и женщины, ранее отбывавшие это наказание. Изолированно от других осужденных содержатся несовершеннолетние женского пола. В одном исправительном учреждении раздельно содержатся осужденные, признанные особо опасными рецидивистами, и осужденные, которым в порядке помилования пожизненное заключение заменено лишением свободы.

  В соответствии с УИК в перечень лиц, подлежащих раздельному содержанию, включены бывшие работники правоохранительных органов. Для их содержания могут создаваться отдельные исправительные учреждения. Отдельно могут содержаться в одном исправительном учреждении, но в запираемых помещениях, осужденные, которые способствуют совершению правонарушений другими осужденными либо склонны к ущемлению прав и законных интересов других осужденных или к неповиновению законным требованиям администрации. Кроме того, осужденные, больные инфекционными заболеваниями, содержатся отдельно и изолированно от здоровых осужденных .

Таким образом, подобный подход законодателя к вопросу раздельного  содержания осужденных к лишению свободы наиболее полно отражает принцип дифференциации наказания.

Осужденные к лишению свободы должны отбывать весь срок наказания, как правило, в одной исправительной колонии, тюрьме или воспитательной колонии. Но в зависимости от поведения и отношения к труду осужденных к лишению свободы условия их содержания могут изменяться:

а) в пределах одного исправительного  учреждения путем предоставления улучшенных условий содержания либо отмены всех улучшенных условий содержания;

б) если осужденные к лишению  свободы, содержащиеся в исправительных колониях общего, усиленного, строгого и особо строгого режимов, стали на путь исправления, то они могут быть переведены в порядке поощрения на улучшенные условия содержания.

Но это не означает изменения их квалификационной принадлежности, определенной судом при назначении вида режима: она остается неизменной .

Прием осужденных к лишению  свободы в исправительные учреждения осуществляется администрацией учреждений в порядке, установленном Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений. Как правило, при приеме осужденных в месте отбывания наказания проверяются их личные дела, наличие необходимых сопроводительных документов, идентифицируется личность осужденного. Осужденные к лишению свободы подвергаются медицинскому осмотру, обыску, а их личные вещи - досмотру, в течение 15 суток осужденные проходят карантин, после чего распределяются по отрядам с учетом особенностей их личности, профессии, образования и других характеристик.

Администрация исправительного  учреждения не позднее трех дней со дня прибытия осужденного извещает суд, постановивший приговор, о приведении его в исполнение и о месте отбывания наказания осужденным к лишению свободы. В те же сроки администрация исправительного учреждения обязана сообщить одному их членов семьи или родственников по выбору осужденного о месте отбывания им наказания и правах осужденного: о праве на переписку, на получение свидания, на получение посылок, передач, бандеролей .

Таким образом, с момента вступления приговора в законную силу осужденные к лишению свободы приобретают новый статус. Однако фактически реализация представленных им прав и выполнение обязанностей начинается после приема в исправительное учреждение.

 

 

2.3 Основы правового положения осужденных

 

 

Происшедшие в Республике Беларусь коренные изменения в общественной, государственной и экономической жизни в 90-е гг. ХХ в. обусловили особенности функционирования на ее территории уголовно-исполнительной системы и уголовно-исполнительного законодательства, отражающего основы правового положения осужденных в Беларуси.

В отличие от ранее действовавшего исправительно-трудового законодательства, где приводилось лишь общее определение правового положения осужденных, УИК уделил этому важнейшему вопросу вторую главу, состоящую из шести статей. Кроме того, многие элементы правового положения осужденных раскрываются в статьях и главах Кодекса, посвященных регулированию условий и порядка исполнения и отбывания конкретных видов наказания. Это свидетельствует об изменении политики государства в области исполнения уголовных наказаний и обращения с осужденными с целью приближения к мировым стандартам в данной сфере государственной деятельности. Теперь правовой статус осужденных, их основные права и обязанности закреплены на уровне закона, а не преимущественно в ведомственных нормативных правовых актах, как было ранее. Это обстоятельство имеет важное значение в плане неукоснительного соблюдения законности при исполнении уголовных наказаний.

Основы правового положения  осужденных определены в статье 8 УИК, согласно которой: «Государство гарантирует защиту прав, свобод и законных интересов осужденных, обеспечивает установленные законом условия применения наказания и иных мер уголовной ответственности в отношении осужденных, гарантии социальной справедливости, их социальную, правовую и иную защищенность». Это означает, что права и свободы граждан могут быть ограничены лишь приговором суда и только в той мере, в какой предусмотрено уголовным и уголовно-исполнительным и иным законодательством. Остальные права и свободы данных граждан подлежат охране и защите в равной мере со всеми другими гражданами республики. Причем государство гарантирует охрану и защиту также и законных интересов осужденных. В последнем случае речь в основном идет о тех интересах, которые касаются не только осужденных, но и их родственников, близких, членов трудовых коллективов, акционеров и других лиц и сфер деятельности, с которыми осужденный связан теми или иными законными отношениями. Государство, наказывая осужденных за конкретные преступления, не вправе ущемлять интересы указанных субъектов, никоим образом не связанных с совершенными преступлениями. Это правило должно неукоснительно выполняться и в повседневной практике учреждений и органов, исполняющих наказания.

Что касается осужденных иностранных  граждан и лиц без гражданства, то они пользуются правами и выполняют обязанности, установленные законодательством Республики Беларусь, в том числе и международно-правовыми договорами Беларуси о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства, с ограничениями, предусмотренными уголовным и уголовно-исполнительным и иным законодательством республики.

При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы  граждан Республики Беларусь с изъятиями  и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством, никакие иные ограничения или ущемление их прав и свобод не допускаются. Осужденных нельзя освободить от исполнения своих гражданских обязанностей, кроме случаев, установленных законом (например, осужденные, отбывающие лишение свободы, не могут быть призваны в армию, не избирают и не могут быть избранными, лично не воспитывают своих детей и ряд других). Осужденные на общих основаниях могут защищать в судебном порядке свои нарушенные права и интересы как лично, так и через своих представителей. Сейчас все имеющиеся ограничения в отношении осужденных полностью прописаны в законе.

При определении правового положения осужденных принципиальным является закрепление в законе их обязанностей. Это требование вытекает из обязанности исполнения приговора суда о применении наказания, которую должен исполнить и сам осужденный со всеми его тяготами и лишениями, позором и неудобствами, утратой определенных благ и возможностей и многими другими негативными последствиями.

Информация о работе Лишение свободы: порядок и условия отбывания наказания