Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 20:43, дипломная работа
Целью дипломной работы является анализ порядка и условий исполнения наказания в виде лишения свободы как актуальных аспектов уголовно-исполнительной политики государства.
В соответствии с поставленной целью решаются следующие задачи:
- раскрывается понятие, содержание системы наказаний и особенности системы исправительных учреждений, действующих в Республике Беларусь;
-анализируются факторы и принципы уголовно-исполнительной политики государства и основы правового статуса осужденного;
- характеризуются режим в местах лишения свободы и средства его обеспечения;
- анализируются материально-бытовые условия и медико-санитарное обслуживание в исправительных учреждениях.
Введение………………………………………………………………………….
1 Система и виды наказаний………………………..………………………..…
1.1 Лишение свободы как вид наказания……………………………...……….
2 Порядок исполнения наказания в виде лишения свободы………………………......................................................................
2.1 Реализация политики государства при исполнении наказания в виде лишения cвободы………………………………………………………………………....
2.2 Виды и особенности исправительных учреждений в Республике Беларусь………………………………………………………….......................
2.3 Основы правового положения осужденных……………………………...
3 Порядок отбывания наказания в виде лишения свободы в исправи-
тельных учреждениях………………………………………………………….
3.1 Режим в местах лишения свободы и средства его обеспечения………...
3.2 Материально-бытовое условия и медико-санитарное обслуживание
в исправительных учреждениях………………………………………………
Заключение……………………………………………………………………..
Список использованных источников…………………………...…………….
Прежде всего, в законе закрепляется требование об исполнении общегражданских обязанностей. Осужденные к наказанию и иным мерам уголовной ответственности должны выполнять обязанности, установленные уголовно-исполнительным законодательством в отношении порядка и условий отбывания наказания и иных мер уголовной ответственности, законные требования органов и учреждений, исполняющих данные меры уголовно-правового воздействия, являться по их вызову и давать объяснения по вопросам исполнения приговора. В случае неявки по вызову осужденный может быть подвергнут принудительному приводу. Следовательно, осужденными должны выполняться установленные законодательством Республики Беларусь обязанности граждан республики, соблюдать приняты е в обществе нравственные нормы поведения. Данное положение создает правовую основу для установления специфической обязанности осужденных по соблюдению, например, правил санитарии и гигиены в месте их пребывания и работы со всеми вытекающими отсюда последствиями, в том числе и применением специфической дисциплинарной ответственности за ненадлежащее исполнение общегражданских обязанностей. Если в условиях свободы граждане вольны в установлении пределов выполнения требований санитарии и гигиены собственного тела и жилища, то в местах лишения свободы к этим аспектам их жизнедеятельности предъявляются определенные требования, соблюдать которые осужденные уже обязаны.
На осужденных возлагается специальная обязанность выполнять законные требования администрации учреждений и органов, исполняющих наказания; без этого невозможно в. полном объеме, точно и в срок исполнить наказание. Речь идет о выполнении осужденными законных требований, а не любых указаний и приказов администрации. Законность предъявляемого требования следует определять исходя из его общей характеристики и направленности, а не из того, в компетенции или нет данного сотрудника требовать выполнения осужденным конкретных действий. В исправительных учреждениях устанавливаются единые режимно-педагогические требования, предъявляемые к осужденным, за выполнением которых обязаны следить все сотрудники исправительного учреждения независимо от занимаемой ими должности; все такие требования будут законными. Невыполнение осужденным предъявленного сотрудником требования со ссылкой на его незаконность должно быть обоснованным (требование носит сугубо личный характер, не предусмотрено правовой нормой, противоречит закону и пр.).
В целях обеспечения
нормальных взаимоотношений между
осужденными и персоналом в законе
установлена специфическая обяз
Еще одной специфической обязанностью осужденных выступает обязанность являться по вызову администрации учреждений и органов, исполняющих наказания и давать объяснения по вопросам выполнения требований приговора. Данная обязанность в большей мере является специфической для осужденных, в отношении которых исполняются наказания без изоляции от общества, где явка к соответствующему должностному лицу выступает еще и формой контроля, а таrже проведения воспитательной работы. В случае неявки осужденный может быть подвергнут принудительному приводу. Должностное лицо может предложить осужденному дать объяснения, как в устной, так и в письменной форме; отказ от дачи объяснений может повлечь за собой применение предусмотренных законодательством мер воздействия (приложение А).
За невыполнение возложенных на них обязанностей осужденные несут специфическую ответственность. Она может быть разнообразной. В дисциплинарном порядке возможно применение таких специфических мер воздействия, как водворение в штрафной или дисциплинарный изолятор, в помещение камерного типа, одиночную камеру и т.п. взыскания. В случае неуспеха применения таких видов дисциплинарной ответственности может наступать ответственность более строгая: замена одного вида наказания другим – более строгим (ограничение свободы, исправительные работы – лишением свободы) или же может быть заменен вид исправительного учреждения. В качестве особого вида ответственности выступает направление злостных нарушителей режима в единые помещения камерного типа.
Если осужденные отбывают наказания без изоляции от общества, то наряду с общей ответственностью за нарушения установленного правопорядка они могут быть привлечены еще и к специфическим мерам ответственности. Установлением разнообразной системы специальной ответственности уголовно-исполнительное законодательство обеспечивает надлежащий порядок отбывания осужденными наказаний.
В ст.10 УИК закрепляется право осужденных на получение информации о своих правах и обязанностях, порядке и условиях отбывания судом наказания и иных мер уголовной ответственности. Администрация органа или учреждения, исполняющих наказание и иные меры уголовной ответственности, обязана предоставить осужденным указанную информацию, а также ознакомить со всеми их изменениями. Корреспондирующей обязанности быть вежливыми с персоналом осужденные имеют право, в свою очередь, на вежливое обращение со стороны персонала учреждений и органов, исполняющих наказание.
В качестве важнейшего права осужденных выступает запрет подвергать их жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению; вскрытие фактов подобного обращения всегда влечет строгую ответственность представителя персонала (вплоть до уголовной ответственности), допустившего такое обращение с осужденными. Меры принуждения к осужденным могут быть применены не иначе как на основании закона.
Следствием влияния международных стандартов обращения с осужденными выступает правило, согласно которому осужденные независимо от их согласия не могут быть подвергнуты медицинским и иным опытом, которые ставят под угрозу их жизнь и здоровье. Это положение носит абсолютный характер.
УИК расширил право осужденных на обращения, причем в ряде случаев в весьма нетрадиционных формах. Они имеют право обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами к администрации органа или учреждения, исполняющих наказания и иные меры уголовной ответственности, в суд, прокуратуру и другие государственные органы, общественные объединения по защите прав и свобод человека (если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты осужденных). Принципиально новым является возможность обращения за защитой прав осужденных в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека. Это не только дань тому, что Беларусь вступила в мировое сообщество в качестве цивилизованного и равноправного партнера, признающего юрисдикцию специальных судебных органов мирового и Европейского Сообщества, но также служит подтверждением стремления к открытости уголовно-исполнительной системы, к стремлению соблюдать и охранять права и свободы человека. С общественными правозащитными организациями целесообразно поддерживать связь на уровне взаимодействия, предоставляя им информацию о состоянии здоровья осужденных, их поведении, проблемах и устремлениях, а также иные сведения подобного характера.
В УИК закрепляется важнейшее право осужденных давать объяснения, вести переписку, обращаться в администрацию органа или учреждения, исполняющих наказания и иные меры уголовной ответственности, в суд, прокуратуру и другие государственные органы, общественные объединения по защите прав и свобод человека с предложениями, заявлениями и жалобами на белорусском, русском либо других языках, которыми они владеют, а в необходимых случаях пользоваться услугами переводчика. Ответы осужденным даются на языке обращения. При отсутствии возможности дать ответ на языке обращения он дается на одном из государственных языков Республики Беларусь с переводом на язык обращения, обеспечиваемым органом или учреждением, исполняющим наказание и иные меры уголовной ответственности.
Осужденные - иностранные граждане имеют вправо в установленном порядке поддерживать связь с дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями своих государств в Республике Беларусь, а граждане государств, не имеющих дипломатических представительств и консульских учреждений в Республике Беларусь, - с дипломатическими представительствами государств, взявших на себя защиту их интересов, или с международными органами и международными организациями, занимающимися защитой указанных осужденных.
УИК закрепляет право осужденных на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения, Речь в данном случае идет об осужденных, отбывающих наказания, связанные с изоляцией от общества, так как в отношении лиц, находящихся в условиях свободы, действует обычный порядок медицинского обслуживания, производственной санитарии, общепрофилактических мероприятий, проводимый на конкретной территории, предприятии, в коллективе. В отношении осужденных, отбывающих наказания, связанные с изоляцией от общества, подобная обязанность возлагается на администрацию этого учреждения или органа. Уголовно-исполнительная система располагает широкой сетью специализированных медицинских учреждений, осуществляющих лечебно-профилактическую работу среди осужденных. Кроме того, в каждом исправительном учреждении имеется медицинская часть со стационаром, располагающая специализированной кабинетной системой оказания лечебно-профилактической помощи осужденным. В случае необходимости больных осужденных направляют на лечение в специализированные больницы.
В отличие от ранее действовавшего исправительно-трудового законодательства УИК закрепляет право осужденных на социальное обеспечение, в том числе на получение пенсий в соответствии с законодательством республики. Оно осуществляется на общих основаниях в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Ранее осужденным, отбывающим наказание в виде лишения свободы, пенсии не выплачивались; на время отбытия наказания их выплаты приостанавливались. Теперь этот порядок изменен; пенсии этим лицам как выплачивались на свободе, так будут выплачиваться и во время отбывания наказания, а при наступлении необходимых условий - будут назначаться через органы социальной защиты по месту отбывания наказания.
В УИК закреплены и другие права осужденных: право на личную безопасность, свободу вероисповеданий и обращений.
Согласно ст. 11 УИК при возникновении угрозы личной безопасности осужденного, отбывающего наказание в виде ареста, ограничения свободы, лишения свободы или пожизненного заключения, он вправе обратиться с заявлением об обеспечении личной безопасности к любому должностному лицу учреждения, исполняющего наказание. В этом случае должностное лицо обязано незамедлительно принять меры по обеспечению личной безопасности осужденного. Начальник учреждения, исполняющего наказания, по заявлению осужденного либо по собственной инициативе принимает решение о переводе осужденного в безопасное место или иные меры, устраняющие угрозу личной безопасности осужденного.
Согласно ст.12 УИК осужденным гарантируется свобода вероисповедания. В учреждениях, исполняющих наказание, осужденным разрешается единолично или совместно с другими осужденными исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, выражать и распространять убеждения, связанные с отношением к религии, участвовать в отправлении религиозных культов, ритуалов и обрядов, не запрещенных законом. В этих целях осужденные могут приобретать предметы культа и религиозную литературу и пользоваться ими. Для отправления религиозных культов, ритуалов и обрядов администрация указанных учреждений выделяет соответствующее помещение. При отправлении религиозных культов, ритуалов и обрядов не должны нарушаться правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, а также права других осужденных .
Согласно ст. 13 УИК указывается: «Предложения, заявления и жалобы осужденных могут быть изложены в устной или письменной форме. Они рассматриваются администрацией органов и учреждений, исполняющих наказание и иные меры уголовной ответственности». Что касается осужденных, исполнение наказаний которых не связано с изоляцией последнего от общества, то они направляют предложения, заявления и жалобы в администрацию органа или учреждения, исполняющего наказание и иные меры уголовной ответственности, суд, прокуратуру и другие государственные органы, общественные объединения по защите прав и свобод человека.
При этом подчеркивается, что порядок осуществления всех этих прав (приложение Б) устанавливается Кодексом и иными нормативными правовыми актами (Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений, Положением о дисциплинарной воинской части министерства обороны Республики Беларусь, Положением об уголовно-исполнительных инспекциях и др.). В законе специально оговорено требование, чтобы при осуществлении прав осужденных не нарушались порядок и условия отбывания наказании, а также не ущемлялись права и законные интересы других лиц. Гарантиями осуществления осужденными своих прав, свобод и законных интересов, а также выполнения ими в полном объеме возложенных на них обязанностей выступают контроль органов государственной власти и органов местного самоуправления, судебный и ведомственный контроль, контроль общественных объединений, прокурорский надзор. Совместными усилиями они обеспечивают соблюдение законности при исполнении уголовных наказаний и иных мер уголовно-правового характера .
Составной частью правового статуса лиц, лишенных свободы, является материальная ответственность· осужденных к лишению свободы. Если условия, при которых наступает материальная ответственность лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, не отличаются от условий, действующих в отношении свободных граждан, то процесс ее реализации имеет ряд особенностей.
Информация о работе Лишение свободы: порядок и условия отбывания наказания