Лишение свободы: порядок и условия отбывания наказания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 20:43, дипломная работа

Описание

Целью дипломной работы является анализ порядка и условий исполнения наказания в виде лишения свободы как актуальных аспектов уголовно-исполнительной политики государства.
В соответствии с поставленной целью решаются следующие задачи:
- раскрывается понятие, содержание системы наказаний и особенности системы исправительных учреждений, действующих в Республике Беларусь;
-анализируются факторы и принципы уголовно-исполнительной политики государства и основы правового статуса осужденного;
- характеризуются режим в местах лишения свободы и средства его обеспечения;
- анализируются материально-бытовые условия и медико-санитарное обслуживание в исправительных учреждениях.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….
1 Система и виды наказаний………………………..………………………..…
1.1 Лишение свободы как вид наказания……………………………...……….
2 Порядок исполнения наказания в виде лишения свободы………………………......................................................................
2.1 Реализация политики государства при исполнении наказания в виде лишения cвободы………………………………………………………………………....
2.2 Виды и особенности исправительных учреждений в Республике Беларусь………………………………………………………….......................
2.3 Основы правового положения осужденных……………………………...
3 Порядок отбывания наказания в виде лишения свободы в исправи-
тельных учреждениях………………………………………………………….
3.1 Режим в местах лишения свободы и средства его обеспечения………...
3.2 Материально-бытовое условия и медико-санитарное обслуживание
в исправительных учреждениях………………………………………………
Заключение……………………………………………………………………..
Список использованных источников…………………………...…………….

Работа состоит из  1 файл

СОДЕРЖАНИЕ1111111111.doc

— 325.50 Кб (Скачать документ)

К несовершеннолетним и  женщинам рубашка не применяется. О  применении рубашки составляется акт.

Оружие в качестве исключительной меры применяется только в случае совершения осужденным нападения или иного умышленного действия, непосредственно угрожающего жизни других лиц, а также при побеге из-под стражи. О применении оружия уведомляется прокурор.

Резиновая палка применяется  сотрудниками исправительного учреждения самостоятельно.

Различная специальная  техника применяется в случае массовых беспорядков со стороны осужденных. Виды этой специальной техники и порядок ее применения регламентируются инструкциями.

Уголовно-исполнительный кодекс Беларуси регламентирует применение технических средств при осуществлении надзора за поведением осужденных и осуществлении оперативно-розыскной деятельности в исправительных учреждениях.

В практике исправительных учреждений технические средства стали использоваться, прежде всего, в целях профилактики. Они оберегали границы зоны исправительных учреждений от попыток пересечения их как по земле, так и под землей. Затем стали широко применяться технические средства обнаружения различных предметов, аудиовизуальные и иные электронные приборы, различные системные связи и оповещения, с помощью которых  можно более эффективно осуществлять надзор и контроль за поведением осужденных, более надежно обеспечивая и их безопасность и безопасность персонала учреждений.

Кроме использования  технических средств надзора и контроля за осужденными, важную роль играет и оперативно-розыскная деятельность в исправительных учреждениях, которая в действующем законодательстве регулируется только Законом Республики Беларусь 1999 г. «Об оперативно-розыскной деятельности» .

Данная деятельность регламентируется ст.75 УИК, в которой  определяются задачи и круг лиц, полномочных  осуществлять оперативно-розыскные  мероприятия. Ее задачами являются: обеспечение личной безопасности осужденных, работников исправительных учреждений и иных лиц; выявление и предупреждение готовящихся преступлений и нарушений установленного порядка отбывания наказания; розыск в установленном порядке осужденных, совершивших побег из исправительных учреждений, а также осужденных уклоняющихся от отбывания лишения свободы; содействие в выявлении и раскрытии преступлений, совершенных осужденными до прибытия в исправительное учреждение.

Оперативно-розыскная  деятельность осуществляется оперативными подразделениями исправительных учреждений и другими уполномоченными на то органами в пределах их компетенции.

Благодаря этой деятельности, как правило, на стадии приготовления  и покушения пресекается основная масса преступлений, а также значительная часть иных правонарушений, перекрываются каналы поступления к осужденным запрещенных предметов, изымается их значительная часть. Важной задачей оперативных аппаратов является розыск бежавших из мест лишения свободы осужденных, а также осужденных, уклоняющихся от отбывания наказания в виде лишения свободы .

В целях оперативной  ликвидации возникающих время от времени в местах лишения свободы  массовых беспорядков, стихийных бедствии и их последствий законодательно определен режим особого положения в исправительных учреждениях. Основаниями для введения такого решения могут являться стихийные бедствия, групповые отказы осужденных от работы, приема пищи, иные неповиновения, а равно групповые действия, грубо нарушающие внутренний распорядок. Режим особых условий предусматривает усиление мер по обеспечению надзора, изоляции и безопасности, а также ограничение иных прав осужденных .

При проведении режима особого  положения:

1)приостановить отправку  писем осужденных и вручение  присланных писем, за исключением направляемых в прокуратуру и иные государственные органы, вручение присланных посылок, бандеролей, прием передач, предоставление свиданий, продажу продуктов питания и предметов первой необходимости;

2) ограничить передвижение  осужденных в пределах жилой и производственной зон;

3) отменить или ограничить  выход или вывоз осужденных  за пределы учреждения;

4) запретить или ограничить  посещение учреждения представителями общественных объединений, религиозных организаций и средств массовой информации;

5) запретить проведение массовых мероприятий культурно-просветительного, физкультурно0спортивного характера;   

6) изолировать в пределах  данного учреждения либо перевести  в другие учреждения осужденных, организующих групповые противоправные действия, либо провоцирующих или подстрекающих к ним, либо активно участвующих в них;

7) установить в учреждении  усиленный вариант охраны и надзора .

Особое внимание в  обеспечении правопорядка в местах лишения свободы законодатель уделяет  применению физической силы, специальных средств и оружия. Уголовно-исполнительное законодательство детально регламентирует, в каких случаях применяются те или иные меры и порядок их применения. Физическая сила, специальные средства и огнестрельное оружие применяются самостоятельно исходя из складывающейся обстановки. Применению физической силы, специальных средств как правило, должны предшествовать предупреждения о намерении их использовать].

Законодатель предусматривает  возможность применения специальных  средств и огнестрельного оружия в отношении несовершеннолетних, женщин с видимыми признаками беременности и осужденных с признаками инвалидности, в случае оказания ими вооруженного сопротивления, совершения группового или вооруженного нападения на работников исправительного учреждения или иных действий, угрожающих жизни или здоровью граждан. В состоянии необходимой обороны или крайней необходимости работниками исправительного учреждения при отсутствии специальных средств или оружия вправе использовать любые подручные средства.

Неправомерное применение физической силы, специальных средств  и огнестрельного оружия влечет за собой установленную законодательством ответственность.

Согласно ст. 80 УИК исчерпывающим перечнем случаев применения огнестрельного оружия для:

1) отражения нападения со стороны осужденных и иных лиц на работников исправительного учреждения, военнослужащих, граждан или на самих осужденных, которое угрожает их жизни или здоровью;

2) освобождения заложников;

3) пресечения группового  или вооруженного нападения на охраняемые объекты исправительного учреждения, войсковой или служебный наряд указанного учреждения;

4) задержания осужденного,  оказывающего вооруженное сопротивление  или совершающего побег, а также  разоружения осужденного, отказывающегося  выполнять законные требования о сдаче оружия, в том числе предметов, специально приспособленных для нанесения телесных повреждений.

Работники исправительных учреждений, имеющие специальные  звания, и военнослужащие имеют право  использовать огнестрельное оружие в случаях:

1)подачи сигнала тревоги или вызова помощи;

2)остановки транспортного средства путем его повреждения, если заведомо известно, что оно используется осужденным для совершения побега.

Работники исправительных учреждений, имеющие специальные  звания, и военнослужащие; осуществляющие охрану осужденных и надзор за ними, имеют право обнажить огнестрельное оружие и привести его в готовность, если считают, что в создавшейся обстановке могут возникнуть основания для его применения. Совершение задерживаемым лицом умышленно неожиданных движений или других опасных действий, попытки приблизиться к работнику исправительного учреждения или военнослужащему ближе указанного ими расстояния, достать что-либо из своей одежды без команды работника или военнослужащего, прикоснуться к их огнестрельному оружию и другие подобные действия, которые могут быть поняты работником исправительного учреждения или военнослужащим как угроза насилия, предоставляют им право применить огнестрельное оружие в соответствии с действующим законодательством.

При применении огнестрельного оружия работники исправительных учреждений, имеющие специальные звания, и военнослужащие, осуществляющие охрану осужденных и надзор за ними, обязаны принять все возможные меры для обеспечения безопасности граждан, а также для оказания пострадавшим медицинской помощи.

Одним из видов исправительных учреждений, предназначенных для содержания наиболее опасных преступников, являются тюрьмы.

В тюрьмах содержатся осужденные к лишению свободы  в виде заключения в тюрьме, а также осужденные, переведенные в тюрьму на срок до трех лет за нарушение режима содержания в исправительных колониях для лиц, впервые отбывающих наказание в виде лишения свободы, исправительных колониях для лиц, ранее отбывавших наказание в виде лишения свободы, и исправительных колониях особого режима.

Кроме указанных категорий  осужденных в тюрьмах могут отбывать наказания с их согласия также лица, осужденные к лишению свободы на срок не свыше пяти лет, которым отбывание наказания назначено в исправительной колонии усиленного режима, для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию. Допускается временное содержание в тюрьме осужденных к лишению свободы при необходимости производства следственных действий по делу о преступлении, совершенном другим лицом, а также при необходимости участия в судебном разбирательстве по делу о преступлении, совершенном другим лицом .

В тюрьмах устанавливаются  общий и строгий режимы. На строгом  режиме содержатся осужденные, поступившие  в данное исправительное учреждение, и осужденные, переведенные с общего режима. На строгом режиме не могут содержаться осужденные беременные женщины и женщины, имеющие при себе малолетних детей, а также осужденные, являющиеся инвалидами І и II группы. По отбытии не менее шести месяцев срока наказания на строгом режиме осужденные могут быть переведены на общий режим. Следовательно, режим в тюрьмах отличается особой строгостью изоляции осужденных, усиленным надзором за ними.

С точки зрения возможности  исправления, лица, отбывающие тюремное заключение, представляют собой достаточно сложную категорию осужденных к лишению свободы. На первый план здесь выступает не задача их исправления, а задача предупреждения совершения этими лицами новых преступлений в период нахождения в местах лишения свободы за счет усиленной их изоляции и соответствующих условий содержания .

В настоящее время  ведутся многочисленные дискуссии  по проблеме реформирования мест лишения свободы и, в частности, тюрем. Особое внимание данной проблеме уделяется юристами России. Так, большой интерес законодателей и в нашей республике вызывает предложение Н. Дерюги о необходимости и возможности создания в России частных тюрем. Строительство таких тюрем, по мнению Н. Дерюги, даст возможность уже в ближайшее время разрешить проблему функционирования мест лишения свободы: «Надо примириться с фактом, что социальное неравенство на свободе не может не породить и не которого неравенства в условиях изоляции. Доходность тюремного бизнеса основывается, прежде всего, на более прогрессивных и эффективных способах организации труда осужденных, их жилищно-бытовых условий, экономном и рачительном использовании материальных средств, оказания осужденным дополнительных платных услуг и т.п. Непременным условием отбывания наказания в частных исправительных учреждениях должно стать соблюдение всех требований режима, обеспечение правового положения осужденных, их исправления с учетом характера и степени опасности совершенного преступления, личности осужденного и его поведения.

Хотя идея создания частных  тюрем в мировой практике не нова, в условиях России, а тем более  нашей республики, звучит довольно смело и нетрадиционно. Самой сложной в деле претворения данной идеи в жизнь остается психологическая проблема, что связано как с новизной, так и неординарностью ее решения. Тем не менее, по мнению того же Н. Дерюги «общественное сознание, свыкшееся со многими феноменами рыночной экономики, уже способно «переварить» эту идею» .

Вид исправительных учреждений, предназначенных для содержания несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы, представляют воспитательные колонии. Данный вид исправительных учреждений занимает особое место в системе исправительных учреждений республики, поскольку главным фактором, определяющим условия отбывания в этих исправительных учреждениях, несовершеннолетние правонарушители. Этот фактор, с одной стороны, требует более льготных, по сравнению со взрослыми преступниками, условий содержания, а с другой - дает возможность возвращения несовершеннолетнего к правопослушному образу жизни в обществе.

Осужденные к лишению  свободы, достигшие восемнадцатилетнего  возраста, как правило, продолжают отбывать наказание в воспитательной колонии до достижения ими возраста двадцати одного года. Осужденных, достигших восемнадцатилетнего возраста, оставляют в воспитательной колонии по мотивированному постановлению начальника воспитательной колонии, согласованному с комиссией по делам несовершеннолетних. На осужденных, достигших восемнадцатилетнего возраста и оставленных в воспитательной колонии, распространяются условия отбывания наказания, нормы питания и материально-бытового обеспечения, установленные для несовершеннолетних осужденных. Условия труда осужденных, достигших восемнадцатилетнего возраста, устанавливаются в соответствии с законодательством Республики Беларусь о труде. В исключительных случаях срок пребывания в воспитательной колонии осужденным, достигшим возраста двадцати одного года, может быть продлен каждый раз еще до одного года по мотивированному постановлению начальника воспитательной колонии, согласованному с комиссией по делам несовершеннолетних и санкционированному прокурором. Следовательно, законодателем не предусмотрены разграничения воспитательных колоний на виды режимов.

Отрицательно характеризующиеся осужденные, достигшие восемнадцатилетнего возраста, как правило, для дальнейшего отбывания наказания переводятся из воспитательной колонии в исправительную колонию общего режима по решению суда, которое принимается по представлению начальника воспитательной колонии, согласованному с комиссией по делам несовершеннолетних и республиканским органом управления исправительными учреждениями. Осужденные, достигшие возраста двадцати одного года и более, переводятся для дальнейшего отбывания наказания в исправительную колонию общего режима по постановлению начальника воспитательной колонии, согласованному с республиканским органом управления исправительными учреждениями.

Информация о работе Лишение свободы: порядок и условия отбывания наказания