Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 16:22, дипломная работа
Целью работы является:
- анализ истории становления законодательства о бандитизме,
- рассмотрение уголовно-правовой характеристики бандитизма и уяснение вопроса отграничения бандитизма от смежных составов,
- оценка состояния уголовно-правовых мер борьбы с бандитизмом путем анализа уголовного законодательства России;
- подготовка предложений по совершенствованию диспозиций составов Особенной части Уголовного кодекса (УК) Российской Федерации, касающихся ответственности за бандитизм.
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. История развития законодательства России о противодействии бандитизму 8
ГЛАВА 2. Уголовно-правовая характеристика состава бандитизма 21
§1. Характеристика объекта 21
§2. Понятие и признаки банды 26
§3. Объективные признаки бандитизма 45
§4. Субъективная сторона бандитизма 58
§5. Субъект бандитизма 61
§6. Квалифицирующие признаки бандитизма 63
ГЛАВА 3. Отграничение бандитизма от смежных составов преступлений 68
§1. Разграничение бандитизма и разбойного нападения 68
§2. Разграничение бандитизма от организации незаконного вооруженного формирования 71
§4. Разграничение бандитизма и организации преступного сообщества 76
§5. Разграничение бандитизма и вымогательства 79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Привести список литературы в соответствие со сносками по тексту 87
На основании ст. 19 УК РФ «уголовной ответственности подлежит только вменяемое физическое лицо, достигшее возраста, установленного УК РФ». Из этой нормы вытекает, что субъектом преступления может быть только лицо, во-первых, физическое, во-вторых, вменяемое, в-третьих, достигшее возраста, установленного уголовным законом. Таким образом, общий субъект преступления характеризуется совокупностью следующих трех обязательных признаков:
1) физическое лицо,
2) вменяемое лицо,
3) достигшее возраста,
с которого согласной УК РФ
наступает уголовная
При установлении судебно-медицинской экспертизой минимального возраста подсудимого днем рождения считается последний день того года, который назван экспертами, а при определении возраста минимальным и максимальным числом лет суду следует исходить из предлагаемого экспертами возраста такого лица (14 или 16 лет)». Если несовершеннолетний достиг возраста, с которого он может быть привлечен к уголовной ответственности, но имеет не связанное с психическим расстройством отставание в психическом развитии, ограничивающее его способность осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, он не подлежит уголовной ответственности.
При наличии данных, свидетельствующих
об умственной отсталости несовершеннолетнего
подсудимого, назначается судебная
комплексная психолого-
Указанные вопросы могут быть поставлены на разрешение эксперта-психолога, при этом в обязательном порядке должен быть поставлен вопрос о степени умственной отсталости несовершеннолетнего, интеллектуальное развитие которого не соответствует его возрасту».
Согласно ст. 21 УК РФ, «не подлежит уголовной ответственности лицо, которое во время совершения общественно опасного деяния находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия либо иного болезненного состояния психики».
Субъектом рассматриваемого преступления является лицо, достигшее 16 лет. Нельзя рассматривать как банду преступную группу, состоящую из одного взрослого и подростка в возрасте от 14 до 16 лет. В этих случаях, как справедливо указывается в вышеуказанном постановлении, «лица в возрасте от 14 до 16 лет, совершившие различные преступления в составе банды, подлежат ответственности лишь за те конкретные преступления, ответственность за которые предусмотрена с 14-летнего возраста (ст.20 УК РФ)».
Усиление уголовной ответственности за бандитизм законодатель связывает с использованием служебного положения при совершении преступления. Согласно п. 11 постановления от 17 января 1997 г: « под совершением бандитизма с использованием своего служебного положения следует понимать использование лицом своих властных или иных служебных полномочий, форменной одежды и атрибутики, служебных удостоверений или оружия, а равно сведений, которыми оно располагает в связи со своим служебным положением, при подготовке или совершении бандой нападения либо при финансировании ее преступной деятельности, вооружении, материальном оснащении, подборе новых членов банды и т.д.».
Особую опасность представляют
случаи, когда в банде участвуют работн
Служебное положение могут использовать и работники банков, коммерческих предприятий, которые разрабатывают план нападения, информируют других членов банды о системе сигнализации и охраны, месте расположения ценностей, режиме работы с деньгами и иным способом обеспечивают успешное совершение бандитских нападений.
Согласно
п. 11 постановления
от 17 января 1997 г:
« под совершением
бандитизма с использованием
своего служебного положения
следует понимать использование
лицом своих властных
или иных служебных
полномочий, форменной
одежды и атрибутики,
служебных удостоверений
или оружия, а равно
сведений, которыми
оно располагает в связи
со своим служебным
положением, при подготовке
или совершении бандой
нападения либо при
финансировании ее преступной
деятельности, вооружении,
материальном оснащении,
подборе новых членов
банды и т.д.».Во второй половине 1993 года
на территории республики Адыгея Бешкок
и другие организовали сплоченную вооруженную
банду и совершили шесть нападений на
автотранспорт, граждан и организации
с целью завладения чужим имуществом.
В ходе одного из нападений банды Бешкок
совершил убийство двух человек. В состав
этой банды был вовлечен инспектор поста
ГАИ МВД Республики Адыгея Гучетль, который
передавал членам банды информацию о грузах,
вооружении и количестве лиц в автомашинах,
проходивших мимо поста, с тем чтобы облегчить
нападения.89
Использование лицом
своего служебного положения означает
не только выполнение тех прав и обязанностейполономочий,
которые предоставляются соответствующим
лицам по закону, но и использование возможностей,
вытекающих из их служебного положения.
Данные лица могут состоять на службе
как в государственных органах или органах
местного самоуправления, так и в различных
негосударственных структурах.
Понятие государственного служащего дается в ст. 3 Федерального закона РФ «Об основах государственной службы РФ», в соответствии с которой государственным служащим является гражданин РФ, исполняющий обязанности по государственной должности за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета субъекта Федерации.
Из числа всех государственных служащих выделяется категория должностных лиц, которыми могут быть признаны:
а) государственные служащие, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти,
б) государственные служащие, постоянно,
временно или по специальному полномочию
осуществляющие организационно-
Должностными лицами
признаются лица, постоянно, временно
или по специальному полномочию осуществляющие
функции представителя власти либо выполняющие организационно-
Функции представителей власти осуществляются во всех трех ветвях власти - законодательной, исполнительной и судебной, как на федеральном уровне, так и на уровне органов местного самоуправления. Представителями власти в сфере законодательной власти являются депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации Федерального Собрания РФ, а также депутаты представительных органов субъектов Федерации. Представителями власти в сфере исполнительной власти являются члены Правительства РФ и правительств субъектов Федерации, руководители органов местного самоуправления, а также должностные лица правоохранительных и контролирующих органов - сотрудники МВД, Государственной таможенной службы, Департамента налоговой полиции, пограничники и подобные им лица. В сфере судебной власти представителями власти являются судьи территориальных и арбитражных судов всех уровней, а также судьи Конституционного Суда.
Лицами, осуществляющими функции представителя власти по специальному полномочию, являются различные общественные инспекторы, ревизоры и общественные контролеры (например, в торговой сети, на транспорте), привлекаемые к осуществлению властных полномочий на период их дежурства, а также народные и присяжные заседатели, привлекаемые в судах для рассмотрения уголовных и гражданских дел.
Организационно-
Под административно-хозяйственными обязанностями следует понимать полномочия по управлению или распоряжению государственным имуществом, его хранением, реализацией, по обеспечению контроля за этими операциями в государственном органе или в органе местного самоуправления, в соответствующих учреждениях и в воинских формированиях.
Под лицами, занимающими государственные должности РФ понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.
Под лицами, занимающими
государственные должности
На основании вышеизложенного в данной главе, можно сделать следующие выводы: Под вооруженной бандой следует понимать устойчивую организованную вооруженную группу из двух или более лиц, предварительно объединившихся для совершения одного или нескольких нападений на граждан либо на организации. Объектом бандитизма является общественная безопасность.
Объективная сторона характеризуется такими действиями как: создание банды, руководство бандой и участие в банде или совершаемых ею нападениях.
Под созданием устойчивой вооруженной группы (банды) следует понимать любые действия, результатом которых стало создание такой группы (банды) в целях совершения нападений на граждан либо организации. Они могут выражаться в сговоре, подыскании соучастников, приобретении оружия, разработке планов и распределении ролей между членами банды и т.п. Создание устойчивой вооруженной группы (банды) является оконченным преступлением независимо от того, было ли совершено планировавшееся ею преступное деяние.
Под руководством бандой следует понимать действия по руководству уже созданной устойчивой вооруженной группой (бандой). К ним относятся, например, разработка планов нападений, руководство совершением конкретных нападений и т.п.
Под участием в вооруженной банде следует понимать не только непосредственное участие в совершаемых бандой нападениях, но и выполнение иных действий в интересах банды: руководство, финансирование, снабжение оружием, подыскание объектов для нападения, обеспечение транспортом и т.д. Как бандитизм должно квалифицироваться участие в совершении нападения и таких лиц, которые, не являясь членами банды, сознают, что принимают участие в преступлении, совершаемом бандой. Действия лиц, не состоящих членами банды и не принимавших участия в совершенных ею нападениях, но оказавших содействие банде в ее преступной деятельности, следует квалифицировать как соучастие в бандитизме.
Субъектом преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 209, является лицо, достигшее 16-летнего возраста, организатор или руководитель вооруженной банды. Лица в возрасте от 14 до 16 лет, совершившие различные преступления в составе банды, подлежат ответственности за те преступления, ответственность за которые в соответствии со ст. 20 УК РФ предусмотрена с 14 лет.
Часть 3 ст. 209 предусматривает повышенную ответственность за деяния, предусмотренные ч. 1 и 2 ст. 209, совершенные лицом с использованием своего служебного положения, т.е. состоящим на службе как в государственных (например, сотрудник органов внутренних дел, военнослужащий), так и в негосударственных организациях или учреждениях (например, сотрудники частных охранных служб, служб безопасности различных финансовых или коммерческих структур и т.п.).
Субъективная сторона бандитизма характеризуется прямым умыслом. Лицо сознает, что совершает действия по созданию устойчивой вооруженной группы (банды), руководству ею, либо сознает, что участвует в банде или совершаемых ею нападениях, и желает этого. Обязательным признаком субъективной стороны бандитизма является цель - нападение на граждан или организации. В выводы лучше включить не общепризнанные истины из учебника, а содержащиеся в тексте предложения по совершенствованию законодательства и правоприменительной практики.
Бандитизм представляет собой достаточно сложное по конструкции состава деяние, включающее в себя отдельные признаки, свойственные и другим составам, что порождает необходимость проводить их разграничение. Вопросы отграничения бандитизма от смежных составов в отдельных случаях вызывают определенные трудности, и их решение на практике часто приводит к ошибкам.
Существенное влияние на расследование фактов бандитизма оказывает отсутствие порой у следователей и судей достаточного опыта по доказыванию деятельности организованного преступного формирования. В силу этого нередко допускаются ошибки как при отграничении бандитизма от иных, внешне схожих преступлений, так и при квалификации совершаемых бандой нападений. По этим причинам содеянному иногда дается неправильная оценка, и вместо бандитизма оно квалифицируется по другим статьям Уголовного кодекса, и, как результат, виновные в бандитизме уходят от ответственности за совершение столь тяжкого и опасного преступления. Несомненно, что расследование преступлений, совершаемых организованными вооруженными группами, требует больших материальных и физических затрат, кропотливого высокопрофессионального анализа деяний каждого из участников преступной группы или сообщества. Для результативной работы правоприменительных органов необходимо и четкое толкование действующего законодательства, которое не всегда отличается ясностью и доходчивостью изложения. Естественно, что совершенствование нормы закона само по себе не может улучшить состояние дел в борьбе с бандитизмом, однако закон, соответствующий реальной обстановке в обществе, создает необходимые правовые основы для выработки оптимальных мер борьбы с вооруженными преступными проявлениями и организованной преступностью.