Теоретические и практические аспекты правового регулирования уголовной ответственности за убийство в российском и зарубежном уголовном

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 12:24, дипломная работа

Описание

Актуальность настоящей работы обусловлена тем, что к концу XX - началу XXI в. Россию захлестнула волна насилия. Агрессия, жестокость стали характерной чертой этого периода, общество в угрожающих масштабах воспроизводит огромное количество особо опасных преступников. Насильственные преступления наносят непоправимый ущерб, потерпевшими от них ежегодно оказываются сотни тысяч людей, что вызывает у граждан обоснованную тревогу, подрывает их веру в защищенность от преступных посягательств. Насилие проникает во все сферы жизни общества. В криминальную среду вовлекаются представители разных слоев населения, вплоть до сотрудников МВД РФ. Эскалация насилия в крайне гипертрофированных формах - это мировая тенденция.

Содержание

Введение
Глава 1. История развития уголовного законодательства о преступлениях против жизни
1.1 Исторический аспект развития уголовного законодательства о преступлениях против жизни
1.2 Общая характеристика преступлений против жизни, обзор современного законодательства и перспективы развития российского уголовного закона
Глава 2. Уголовно – правовая характеристика убийства
2.1 Объективные признаки убийства
2.2 Субъективные признаки убийства
2.3 Квалифицированный состав убийства
Глава 3. Преступления против жизни в уголовном праве иностранных государств
3.1 Уголовная ответственность за убийство по российскому законодательству
3.2 Уголовная ответственность за убийство по законодательству зарубежных стран
Заключение
Список использованных источников и литературы

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 107.22 Кб (Скачать документ)

4) в зависимости от  других обстоятельств: в связи  с сопротивлением при аресте  или во время побега из мест  заключения (Англия); по предварительному сговору группой лиц (Беларусь, Украина); лицом, ранее совершившим умышленное убийство (Беларусь, Уругвай, Украина, Эстония); повторное совершение умышленного убийства (Англия); совершенное при особо опасном рецидиве (Туркменистан); совершенное работником правоохранительного органа или военнослужащим (Таджикистан).

Менее тяжкий состав убийства составляет умерщвление человека: по требованию жертвы (Австрия); с согласия жертвы (Италия); по просьбе потерпевшего (Грузия, Корея, ФРГ); из сострадания  к жертве (Колумбия, Польша). К этой же группе деяний можно отнести убийство в состоянии внезапно возникшего сильного душевного волнения (Азербайджан, Армения), в состоянии аффекта (Белоруссия), при превышении пределов необходимой  обороны либо при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление (Азербайджан), а также убийство, вызванное провокацией (Канада), и убийство на дуэли (Уругвай).

Одним из видов "привилегированного" состава убийства в зарубежном уголовном  праве является детоубийство (Албания, Италия, Канада, Корея, Финляндия), под  которым чаще всего понимается умышленное убийство матерью новорожденного ребенка (Азербайджан, Армения, Белоруссия, Польша, Швейцария). В Англии действует специальный  Закон о детоубийстве, согласно которому женщина, причинившая умышленным действием  или бездействием смерть своему ребенку  в возрасте до 12 месяцев, несет уголовную  ответственность не за тяжкое, а  за простое убийство, если во время  совершения данного деяния ее душевное равновесие было расстроено родами или  кормлением ребенка грудью. УК Италии содержит специальный состав детоубийства - оставление матерью своего новорожденного ребенка без материальной и моральной  помощи (ст. 578).

В зарубежном уголовном праве  проводится разделительная линия между  убийством и самоубийством.

В этой связи представляет актуальность вопрос о допустимости эвтаназии - лишения жизни тяжелобольного, испытывающего страдания, по его  просьбе или с его согласия и при соблюдении определенных гарантий. В Голландии Законом об эвтаназии  такие действия разрешены. Правомерность  лишения жизни врачом по просьбе  потерпевшего в случае, если он неизлечимо болен, не в силах перенести физические страдания, предусмотрена ст. 35 УК Японии. Однако в большинстве стран мира фактическое участие другого  лица в самоубийстве независимо от физического и психического состояния  потерпевшего - уголовно наказуемое деяние.

Таким образом, уголовное  законодательство различных стран  включает много схожих составов преступлений против жизни, так как данная ценность является высшим благом, поставленным под охрану международного права  и уголовных законов отдельных  государств. Она не имеет национальных границ, носит общечеловеческий характер. Тем не менее в каждой стране имеются  свои, присущие только ей, правовые концепции, национальные традиции правовой культуры, специфические правовые институты. Их можно обнаружить как в правотворческой, так и в правоприменительной  деятельности. Не случайно в юридической науке большое внимание уделяется сравнительному правоведению - совокупности научных знаний о правовых системах современности.

Изучение зарубежного  опыта криминализации общественно  опасных деяний, включая его криминологические  аспекты, прочно вошло в законодательную  деятельность современных государств и рассматривается как важный раздел науки уголовного права. Сравнительное  правоведение влияет на правоохранительную и правоприменительную, в особенности  судебную, практику, наблюдается усиление его роли и влияния на процесс  унификации и гармонизации права. Сравнительно-правовой метод позволяет глубже понять содержание действующего уголовного права своей  страны, спрогнозировать возможные  пути его дальнейшего развития.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

 

Приведенный в настоящем  исследовании анализ убийства свидетельствует  о том, то преступления против жизни  относятся к особо тяжким преступлениям, посягающим на основное благо человека - жизнь, - которое даровано ему природой. Отсюда крайне отрицательная реакция  общества на эти преступления и жесткий  подход в уголовном законодательстве к определению наказаний, особенно за убийства, совершенные при отягчающих обстоятельствах.

Еще в 1999 году в Послании Президента РФ Федеральному Собранию от 30.03.1999 "Россия на рубеже эпох (о  положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации)" Президент РФ указывал на то, что  приоритет из приоритетов власти - обеспечение личной безопасности граждан. На тот момент за год было зарегистрировано почти 30 тыс. убийств  и покушений на убийство. И хотя около 80% из них было раскрыто, существовала необходимость задействовать все  современные методы охраны правопорядка для борьбы с преступлениями против личности.

Ранее действующая редакция УК РФ допускала применение за совершение убийства исключительной меры уголовного наказания - смертной казни.

В Определении Конституционного Суда РФ от 19.11.2009 N 1344-О-Р "О разъяснении  пункта 5 резолютивной части Постановления  Конституционного Суда Российской Федерации  от 2 февраля 1999 года N 3-П по делу о  проверке конституционности положений  статьи 41 и части третьей статьи 42 Уголовно-процессуального кодекса  РСФСР, пунктов 1 и 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 16 июля 1993 года "О порядке введения в  действие Закона Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О судоустройстве РСФСР", Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР и  Кодекс РСФСР об административных правонарушениях" Конституционный Суд РФ разъяснил  вопрос о возможности применения смертной казни в связи с введением  суда присяжных на всей территории Российской Федерации.

С 1 января 2010 года суды присяжных  начнут функционировать в Чеченской  Республике, последнем субъекте РФ, где они не были введены. В связи  с запросом Верховного Суда РФ по этому  поводу Конституционный Суд РФ определил  следующее.

Постановление Конституционного Суда РФ от 02.02.1999 N 3-П в системе  действующего правового регулирования, на основе которого в результате длительного  моратория на применение смертной казни  сформировались устойчивые гарантии права  человека не быть подвергнутым смертной казни и сложился конституционно-правовой режим, в рамках которого - с учетом международно-правовой тенденции и  обязательств, взятых на себя Российской Федерацией, - происходит необратимый  процесс, направленный на отмену смертной казни, как исключительной меры наказания, носящей временный характер ("впредь до ее отмены") и допускаемой лишь в течение определенного переходного  периода, т.е. на реализацию цели, закрепленной статьей 20 Конституции РФ, означают, что исполнение Постановления N 3-П  в части, касающейся введения суда с  участием присяжных заседателей  на всей территории Российской Федерации, не открывает возможность применения смертной казни, в том числе по обвинительному приговору, вынесенному  на основании вердикта присяжных  заседателей.

Упомянутые международные  обязательства Российской Федерации  по данному вопросу определены Протоколом N 6 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, подписанным Россией 16 апреля 1997 года.

До настоящего времени  Российская Федерация Протокол N 6 не ратифицировала, но и не выразила своего намерения не стать его участником, что в соответствии с Венской  конвенцией о праве международных  договоров означает обязанность  России воздерживаться от действий, противоречащих этому документу.

Объектом убийства является жизнь другого человека. Жизнь  человека неотделима от общественных отношений, поэтому объектом преступного  посягательства при убийстве, причинении смерти по неосторожности, доведении  до самоубийства являются и жизнь  человека, и общественные отношения, в качестве субъекта которых он выступает. Именно поэтому уголовно-правовой охране в равной мере подлежит жизнь любого человека, независимо от его возраста, физических и моральных качеств.

Со смертью человека прекращается уголовно-правовая охрана его жизни, и, следовательно, нельзя говорить об убийстве, когда лицо производит выстрел в  человека, уже умершего, с целью  лишения его жизни. Убийство в  данном случае совершить невозможно, но действия лица все же представляют общественную опасность, поскольку  последствия не наступают по не зависящим  от этого лица причинам. Оно должно нести ответственность за покушение  на негодный объект.

Убийство может быть совершено  как путем действия, так и бездействием. Чаще всего оно совершается действием, направленным на нарушение функций  или анатомической целостности  жизненно важных органов другого  человека. Оно может быть совершено  путем физических действий и психического воздействия, когда потерпевший лишается жизни как непосредственно виновным, так и при помощи других лиц, не сознающих действительного характера содеянного в силу создавшейся обстановки или вследствие психической неполноценности или малолетия. При этом необходимо учитывать, что психическая травма сама по себе может вызвать смерть лица, страдающего заболеванием сердца и сосудистой системы. Причинение такому лицу психической травмы другим лицом, осведомленным о болезненном состоянии потерпевшего, при определенных обстоятельствах (во всяком случае при наличии цели лишения жизни) должно признаваться убийством.

При анализе объективной  стороны убийства необходимо учитывать, что действие или бездействие  является лишь внешним признак преступления. Это объясняется тем, что его  общественная опасность в конечном счете заключается в причиненном  вреде — смерти потерпевшего. Наступление  ее как последствие преступных действий является обязательным признаком объективной  стороны убийства.

Убийство, предусмотренное  ч. 1 ст. 105 УК РФ, является основным составом данного вида преступлении не только потому, что такие убийства составляют около 60% от числа всех совершенных  убийств, по и в связи с тем, что в этой норме содержится определение  понятия убийства. Иногда рассматриваемое  убийство не без оснований называют простым убийством. Дело в том, что  сама по себе ч. 1 ст. 105 УК РФ не содержит каких-либо квалифицирующих признаков. Она применяется в тех случаях, когда в преступлении отсутствуют  признаки ч. 2 ст. 105 и ст. 106-108 УК РФ.

В настоящее время разгул криминала, несомненно, связан с незаконным распространением оружия. Нужна комплексная  система контроля от момента производства оружия до его утилизации. Это - пресечение каналов контрабандного ввоза, усиление режимных требований на оборонных предприятиях, ужесточение уголовной ответственности  за хищение, незаконное владение и хранение оружия и боеприпасов.

Ключевая задача - борьба с организованной преступностью, которая  вторгается не только в экономическую, но и в политическую сферу. Сегодня  преступные группировки тратят огромные средства на подкуп чиновников, на прямое продвижение своих представителей в выборные органы власти. Следует  признать: организованная преступность становится фактором, подрывающим политическую и социальную стабильность в стране.

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативная литература

1.         Всеобщая декларация прав человека (Принята и провозглашена резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи от 10 декабря 1948 года) // Российская газета. 1995. 5 апреля.

2.         Международный пакт о гражданских и политических правах (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН)) // Ведомости ВС СССР. 28 апреля 1976 г. N 17. Ст. 291.

3.         Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 26.01.2009, N 4, ст. 445.

4.         Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 07.04.2010) // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, N 25, ст. 2954.

5.         Закон РФ "О трансплантации органов и (или) тканей человека" от 22.12.1992 года N 4180-1(в ред. от 29.11.2007 N 279-ФЗ) // Ведомости СНД и ВС РФ, 14.01.1993, N 2, ст. 62.

6.         Указ Президента РФ от 09.10.2007 N 1351 "Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года" // Собрание законодательства РФ, 15.10.2007, N 42, ст. 5009.

7.         Приказ Минздрава РФ от 04.12.1992 г. № 18 "Об утверждении Инструкции "Об определении критериев живорождения, мертворождения, перинатального периода" Документ официально опубликован не был // Справочная правовая система Консультант Плюс, 2010.

8.         Приказ Минздрава РФ от 04.03.2003 N 73 "Об утверждении Инструкции по определению критериев и порядка определения момента смерти человека, прекращения реанимационных мероприятий" // Российская газета, N72, 15.04.2003.

9.         Постановление Губернатора Ярославской области от 22.06.2007 N572 (ред. от 18.12.2007) "О стратегии социально-экономического развития Ярославской области до 2030 года" // Губернские вести, N 46, 06.07.2007.

10.      Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 30.03.1999г. "Россия на рубеже эпох (о положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации)" // Российская газета, N 60, 31.03.1999.

11.      Уголовный кодекс РСФСР (утв. ВС РСФСР 27.10.1960) (ред. от 30.07.1996) (утр. силу) // Ведомости ВС РСФСР, 1960, N 40, ст. 591.

Научная литература

12.      Атальянц М. Значение факультативных признаков состава преступления // Российский следователь. 2009. N 18. С. 7 - 9.

13.      Борзенков Г. Особенности квалификации убийства при конкуренции или сочетании нескольких квалифицирующих признаков // Уголовное право. 2007. N 5. С. 17.

Информация о работе Теоретические и практические аспекты правового регулирования уголовной ответственности за убийство в российском и зарубежном уголовном