Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 15:37, дипломная работа
В настоящее время, в условиях продолжающихся социально-экономических и политических преобразований, построения правового государства, становления и развития цивилизованной экономики важная роль принадлежит органам государственной власти и управления, а также органам местного самоуправления. Серьезным препятствием для этого является коррупция. Она ущемляет интересы граждан и конституционные права, изменяет демократические устои и правопорядок, извращает принципы законности, дискредитирует деятельность государственного аппарата, препятствует проведению экономических реформ. Коррумпированный аппарат уже не может исполнять качественно государственные функции, работая в собственных интересах.
б) соединенное с нарушением этих обязанностей или даже преступное (при лихоимстве). Вымогательство взятки признавалось высшей степенью лихоимства.
а) получение взятки вымогательством самого берущего - «по почину»;
б) получение взятки по желанию взяткодателя - «по почину лиходателя».
а) до соответствующего (ожидаемого) поведения должностного лица;
б) после соответствующего поведения должностного лица.
Юристы считали, что взяточничество представляет собой корыстное преступление, но предмет в законе определялся по-разному. «Предметом подарка, дара или взятки, прибыли, выгоды могут быть деньги, вещи или что - либо иное, но имеющее очевидно материальную ценность, так как взяточничество деяние корыстное, учиняемое по побуждениям корыстным».9
Следующим шагом к развитию законодательства по взяточничеству является принятое в 1903г. Уголовное уложение, в котором части статьи 656 предусматривали различные ситуации принятия взятки:
За исключением отдельных статей и глав, Уголовное уложение 1903 г. так и не было введено в действие. В частности ответственность за взяточничество определялась статьями Уложения о наказаниях уголовных и исправительных в редакции 1885 г.
В Советском государстве состав взяточничества стал иным. Главной проблемой этого периода являлось отграничение преступлений, совершаемых должностными лицами коммерческих и иных организаций, от аналогичных деяний чиновников, состоящих на государственной службе. В частности это связано с тем, что не было понятия должностное лицо.
В Уголовный кодекс РСФСР 1922 года не вводилось понятия должностного лица, и говорилось о «лице, состоящим на государственной, союзной или общественной службе». Законодатель того времени установил суровые наказания вплоть до высшей меры наказания. Таким образом, взяточничество в то время было отнесено к особо опасным преступлениям.
В статье 117 в Уголовном кодексе РСФСР 1926 года законодатель употребляет понятие должностного лица и конкретизирует высшую меру наказания - расстрел.
В
последующем нормы о
1)
ответственное положение
2) судимость за взяточничество;
3)
неоднократность получения
4) вымогательство взятки.
Санкции же заметно увеличились - до 5 лет лишения свободы с конфискацией имущества, при отягчающих обстоятельствах - от 5 до 10 лет лишения свободы. В санкции отсутствует наказание в виде смертной казни.
Огромную
роль в понятие содержания уголовного
закона сыграло постановление Пленума
Верховного Суда СССР от 30.03.1990 №4 «О судебной
практике по делам о злоупотреблении
властью или служебным
В ст. 290 Уголовного кодекса 1996 г., который вступил в действие с 1 января 1997 г., законодатель установил ответственность за получение взятки, а именно получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе. Кроме этого законодатель предусматривает ответственность за дачу взятки, а именно дача взятки должностного лица лично или через посредника. Данные противоправные деяния имеют и квалифицирующие и особо квалифицирующие составы, которые перечислены в диспозиции статей.
Итак,
можно сделать вывод, что коррупция
и взяточничество существуют ровно
столько, сколько и государство.
При этом во все времена взяточничество
считалось преступлением, но нельзя
не отметить, что в России отношение
к взяточничеству со стороны государства
исторически было более терпимым,
чем в Европе (где уровень коррупции
резко пошел на спад лишь в XX веке).
До начала XVIII века российские чиновники
не получали зарплат и жили «кормлениями»,
практика «кормления от дел» была частью
государственной системы
1.2.
Уголовная ответственность
за получение взятки
по уголовному
законодательству
некоторых зарубежных
государств
Проблема борьбы с взяточничеством актуальна не только для Российской Федерации, но и для зарубежных государств. Взяточничество негативно влияет на стабильность, политический и экономический рост любой страны. В некоторых странах уголовно-правовые и уголовно-процессуальные установления в сфере взяточничества, а их применение достигают положительных результатов. Российским юристам не помешало бы обратить свое внимание на эти достижения, в том числе и на законодательство определяющее уголовную ответственность за получение взятки.
Интерес
для анализа представляет собой
организация государственной
Наиболее
решительной политикой в борьбе
со взяточничеством с помощью
законодательных средств
В
США законодательное
В
США антикоррупционное
Законодательство США предусматривает наказание за дачу и получение вознаграждения за услуги, входящие в круг обязанностей должностного лица. Поощрения, по американскому праву, чиновник может получить только официально - от правительства. Наказание за нарушение этой нормы - штраф или лишение свободы до 2 лет, или совокупность наказаний.
Антикоррупционное законодательство США носит системный характер. Оно состоит из правовых актов, регламентирующих лоббистскую, банковскую, биржевую и иные виды деятельности. И хотя это не является гарантией полного искоренения коррупции, в США ее уровень значительно ниже, чем в других государствах. 12
В США фактически нет иммунитетов для должностных лиц, что значительно облегчает борьбу с коррупцией. Любой чиновник, включая президента, конгрессменов и сенаторов, может быть привлечен к уголовной ответственности, хотя и в особом порядке, после отстранения его от должности.
Другим
важнейшим направлением антикоррупционной
стратегии США является профилактика
коррупции в системе
В 1989 г. Конгрессом США был принят Закон «О реформе Закона об этике», который внес существенные изменения в нормы, регулирующие этику поведения должностных лиц, и распространил их на все ветви федеральной власти – законодательную, исполнительную и судебную. В октябре 1990 г. Закон был подкреплен исполнительным приказом президента США № 12731 «Принципы этики поведения должностных лиц и служащих государственного аппарата». Эти принципы были распространены не только на чиновников высшего ранга и на рядовых госслужащих.
Согласно приказу госслужащие:
Контролем
за исполнением этих установлений занимаются
специально назначаемые в любом
государственном управлении или
департаменте лица или группы лиц, комиссии,
которые при необходимости
Для чиновника
последствия обнаружения
При серьезных нарушениях возможно привлечение к уголовной ответственности.
Кроме того, ограничивается право государственного служащего на побочный (по совместительству) заработок, размер которого не должен превышать 15% оклада по должности. Это ограничение распространяется на должностных лиц всех ветвей власти, за исключением членов Сената США. Чиновники, назначаемые президентом США, вообще не могут получать «какой бы то ни было доход в течение всего срока службы за услуги и деятельность, выходящую за рамки непосредственных служебных обязанностей».
Информация о работе Уголовная ответственность за получение взятки