Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 22:01, дипломная работа
Актуальность темы исследования. Террор и терроризм — давняя проблема человеческого общества. Это социально негативное явление во второй половине XX века стало существенным элементом международной напряженности. Резкие «всплески» террористической активности в 1970— 1980-х гг. были характерны как для развитых стран Европы (Италия, ФРГ, Франция, Испания, Великобритания), так и для стран Латинской Америки и других регионов
Задание на выполнение выпускной квалификационной работы …………
3
Отзыв руководителя………………………………………………………….
4
Рецензия специалиста………………………………………………………...
5
Введение ……………………………………………………………………...
6
Глава 1. Уголовно-правовая характеристика террористической
деятельности………………………………………………………...
13
§ 1. Понятие и классификация преступлений террористического
характера…………………………………………………………………
13
§ 2. Уголовно-правовая характеристика терроризма и террористического акта……………………………………………………………………….
36
Глава 2. Уголовно-правовая характеристика стадий подготовки
террористического акта…………………………………………….
56
§ 1. Понятие, виды и значение стадий совершения преступления………..
56
§ 2. Публичные призывы к осуществлению террористической
деятельности или публичное оправдание терроризма………………...
66
§ 3. Незаконное пересечение Государственной границы Российской
Федерации………………………………………………………………..
72
§ 4. Незаконное ношение, хранение, приобретение, изготовление или
сбыт оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных
устройств, а также их хищение или вымогательство………………….
77
§ 5. Содействие террористической деятельности…………………………..
85
§ 6. Финансирование акта терроризма либо террористической
организации……………………………………………………………...
88
Глава 3. Криминалистическая характеристика стадий подготовки
террористического акта ………………………………………….
101
§ 1. Понятие и значение криминалистической характеристики………….
101
§ 2. Определение стадий преступления при отработке типичных
оперативно-розыскных версий по факту совершения
террористического акта………………………………………………….
105
§ 3. Первоначальные следственные действия по расследованию
преступлений террористического характера…………………………..
121
§ 4. Перспективные направления развития криминалистической
характеристики стадий подготовки террористического акта………..
133
Заключение …………………………………………………………………...
140
Список использованной литературы ……………………………………….
147
Приложение…………………………………………………………………..
151
Если лицо похитило непригодные к функциональному использованию огнестрельное оружие, комплектующие детали к нему, боеприпасы, взрывчатые вещества или взрывные устройства, заблуждаясь относительно их качества и полагая, что они исправны, содеянное следует квалифицировать как покушение на хищение огнестрельного оружия, комплектующих деталей к нему, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств.
Предусмотренным статьей 226 УК РФ квалифицирующим признаком - хищением оружия, комплектующих деталей к нему, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств лицом с использованием своего служебного положения следует считать хищение их как лицом, которое наделено служебными полномочиями, связанными с оборотом оружия, в частности его использованием, производством, учетом, хранением, передачей, изъятием и т.д., так и лицом, которому они выданы персонально и на определенное время для выполнения специальных обязанностей (часовым, постовым милиционером, вахтером или инкассатором во время исполнения ими служебных обязанностей и т.п.).
Хищение огнестрельного оружия, комплектующих деталей к нему, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств путем разбойного нападения (пункт "б" части четвертой статьи 226 УК РФ) следует считать оконченным с момента нападения с целью завладения этими предметами, соединенного с насилием, опасным для жизни и здоровья потерпевшего, или с угрозой применения такого насилия.
Учитывая, что незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение огнестрельного оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств являются самостоятельными преступлениями, хищение перечисленных предметов и их последующие ношение, хранение или сбыт образуют реальную совокупность преступлений, предусмотренных статьями 226 и 222 УК РФ.
В случаях хищения либо вымогательства огнестрельного оружия, комплектующих деталей к нему, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств, а также их ношения, хранения, приобретения и изготовления с целью совершения другого преступления содеянное должно квалифицироваться как совокупность оконченного хищения либо вымогательства оружия, комплектующих деталей к нему, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств, незаконного их ношения, хранения, приобретения или изготовления и приготовления к совершению иного преступления, если ответственность за это предусмотрена законом. (в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 06.02.2007 N 7)
Под добровольной сдачей огнестрельного оружия, его основных частей либо комплектующих деталей к нему, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств, предусмотренной примечаниями к статьям 222 и 223 УК РФ, следует понимать выдачу лицом указанных предметов по своей воле или сообщение органам власти о месте их нахождения при реальной возможности дальнейшего хранения вышеуказанных предметов.
Добровольность сдачи оружия оценивается применительно к конкретным обстоятельствам дела. При этом надлежит иметь в виду, что закон не связывает выдачу с мотивом поведения лица, а также с обстоятельствами, предшествовавшими ей или повлиявшими на принятое решение.
В случае добровольной сдачи указанных предметов лицо освобождается от уголовной ответственности за совершение преступлений, предусмотренных статьями 222 и 223 УК РФ, независимо от привлечения его к ответственности за совершение иных преступлений.
Дезертирство военнослужащего с оружием, вверенным ему по службе, при отсутствии в его действиях признаков хищения оружия квалифицируется лишь по части второй статьи 338 УК РФ. При наличии в содеянном признаков хищения оружия действия виновного должны квалифицироваться по совокупности преступлений, предусмотренных статьей 226 и частью второй статьи 338 УК РФ.
При оценке степени общественной опасности содеянного и назначении наказания следует учитывать цели и мотивы действий виновного, источник и способ завладения, вид, количество, боевые свойства и стоимость похищенного огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств.
При назначении наказания за хищение указанных предметов, совершенное с использованием условий общественного бедствия, судам необходимо иметь в виду, что в силу пункта "л" части первой статьи 63 УК РФ эти обстоятельства признаются как отягчающие наказание.
2.5.Содействие террористической деятельности
Объектом преступления является общественная безопасность, поскольку вовлечение лица в совершение преступления террористического характера способствует совершению данного преступления, дает больше шансов на его совершение, а склонение лица к участию в деятельности террористической организации влечет укрупнение данной организации, а следовательно, и большую опасность таких организаций, что влечет нарушение безопасности граждан, общества, государства в целом.
Объективная сторона преступления выражается в вовлечении лица в совершение преступлений, предусмотренных статьями 205 (террористический акт), 206 (захват заложника), 208 (организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем), 211 (угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава), 277 (посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля) и 360 (нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой) УК РФ, или склонение лица к участию в деятельности террористической организации, вооружении либо обучении лица в целях совершения указанных преступлений, а равно финансировании акта терроризма либо террористической организации.
Под вовлечением лица в совершение преступлений, предусмотренных статьями 205, 206, 208, 211, 277 и 360 УК РФ, следует понимать привлечение лица к совершению указанных преступлений путем угроз в отношении него или его близких, обещанием каких-либо материальных благ. Следует учитывать, что лицо вовлекается только в совершение одного преступления и не участвует в террористической организации.
Под склонением лица к участию в деятельности террористической организации следует понимать привлечение лица путем угроз, обещанием каких-либо материальных благ и т.п., для постоянного участия в указанной организации и, следовательно, для участия в преступлениях, совершаемых данной организацией.
Организация признается террористической и подлежит ликвидации (ее деятельность - запрещению) по решению суда на основании заявления Генерального прокурора Российской Федерации или подчиненного ему прокурора в случае, если от имени или в интересах организации осуществляются организация, подготовка и совершение преступлений, предусмотренных статьями 205 - 206, 208, 211, 277 - 280, 282.1, 282.2 и 360 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также в случае, если указанные действия осуществляет лицо, которое контролирует реализацию организацией ее прав и обязанностей. Решение суда о ликвидации организации (запрете ее деятельности) распространяется на региональные и другие структурные подразделения организации. Данные положения распространяются на иностранные и международные организации, а также на их отделения, филиалы и представительства в Российской Федерации. Федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности ведет единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных судами Российской Федерации террористическими. Указанный список подлежит опубликованию в официальных периодических изданиях, определенных Правительством Российской Федерации (ст. 24 указанного Федерального закона).
Под вооружением лица следует понимать передачу ему оружия, то есть устройств и предметов, конструктивно предназначенных для поражения живой или иной цели (ст. 1 ФЗ "Об оружии" от 13 ноября 1996 г. N 150-ФЗ), для совершения указанных преступлений (подробнее об оружии см. комментарий к ст. 222 УК РФ).
Под обучением следует понимать обучение лица каким-либо специальным знаниям для совершения указанных преступлений, сюда же включается обучение единоборствам, обращению с оружием.
Под финансированием следует понимать перечисление террористу, террористической организации, террористической группе денежных сумм для использования последними указанных сумм в террористических целях, в том числе для совершения террористического акта, а также "снабжение соответствующих лиц или организаций активами любого рода независимо от способа их приобретения, а также юридическими документами или актами в любой форме (в том числе электронной или цифровой), удостоверяющими право на такие активы или участие в них, включая банковские кредиты, дорожные чеки, банковские чеки, почтовые переводы, ценные бумаги и т.д." [75]. Представляется, что под финансированием следует также понимать передачу лицом любого имущества террористам (кроме оружия).
Под террористическим актом следует понимать совершение взрыва, поджога или иных действий, связанных с устрашением населения и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления экологической катастрофы или иных особо тяжких последствий, в целях противоправного воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях (ст. 3 ФЗ "О противодействии терроризму").
Состав преступления формальный. Преступление считается оконченным с момента вовлечения или склонения лица к деятельности террористической организации, вооружения или обучения лица, финансирования террористического акта или террористической организации независимо от наступления последствий.
Субъективная сторона преступления выражается в форме прямого умысла. Виновный осознает, что вовлекает лицо в совершение преступления террористического характера, привлекает его к участию в деятельности террористической организации или обучает лицо для совершения указанных преступлений, а равно финансирует акт терроризма либо деятельность террористической организации и желает совершения данных действий.
Субъект преступления - физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.
Часть 2 статьи 205.1 УК РФ предусматривает квалифицирующий признак преступления: те же деяния, совершенные лицом с использованием своего служебного положения.
Под должностным лицом следует понимать должностное лицо государственного предприятия, учреждения, организации или лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации. Под использованием своего служебного положения следует понимать использование лицом своих властных или иных служебных полномочий, форменной одежды и атрибутики, служебных удостоверений или оружия, а равно сведений, которыми оно располагает в связи со своим положением, при подготовке или совершении указанного преступления, либо при финансировании акта терроризма или террористической организации, вооружении, материальном оснащении, подборе новых членов и т.п.
В примечании к статье 205.1 УК РФ специально оговаривается, что лицо, совершившее преступление, предусмотренное рассматриваемой статьей, освобождается от уголовной ответственности, если оно добровольным и своевременным сообщением органам власти или иным образом способствовало предотвращению осуществления акта терроризма либо пресечению указанного в настоящей статье преступления террористического характера и если в действиях лица не содержится иного состава преступления.
2.6.Финансирование акта терроризма либо террористической организации
На международном уровне основным формальным инструментом противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - ПОД/ФТ) являются международные договоры, которые составляют правовую основу межгосударственных отношений по указанным вопросам.
Руководствуясь общими целями предотвращения, выявления и пресечения использования преступными элементами финансовой системы, международные организации разработали основополагающие документы, которые определяют механизмы ПОД/ФТ, порядок обмена информацией и оказания взаимной правовой помощи.
К таким универсальным документам относятся:
Конвенция ООН "О борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ" (Вена, 1988 г.), которая положила начало предпринимаемым в настоящее время мировым сообществом мерам по борьбе с отмыванием денег. Конвенция предусматривает обязанность государств-участников установить уголовную ответственность за совершение конверсии или перевода собственности, полученной в результате проведения незаконных операций с наркотическими средствами или психотропными веществами, а также сокрытие или утаивание подлинного характера указанной собственности.
Конвенция ООН "О борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ" ратифицирована СССР в 1990 г. (Постановление Верховного Совета СССР от 9 октября 1990 г. N 1711-I).
Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности (Палермо, 2000 г.). Она разработана в целях содействия сотрудничеству в деле более эффективного предупреждения появления транснациональной организованной преступности и борьбы с ней. В соответствии с Конвенцией государства-участники должны принять меры по признанию уголовно наказуемыми деяний по конверсии или переводу имущества, когда такое имущество представляет собой доходы от преступлений, совершенных в целях сокрытия или утаивания преступного источника такого имущества или в целях оказания помощи другому лицу, участвующему в основном правонарушении, с тем чтобы оно могло уклониться от ответственности; сокрытия или утаивания подлинного характера, источника, местонахождения, способа распоряжения, перемещения, прав на имущество или его принадлежность, если известно, что такое имущество представляет собой доходы от преступлений.
Конвенция ООН против коррупции (Мерида, 2003 г., вступила в силу 14 декабря 2005 г.). В соответствии с положениями Конвенции каждое государство обязано проводить эффективную и скоординированную политику по противодействию коррупции, которая включает в себя и меры по противодействию отмыванию преступных доходов. Так, в соответствии со ст. 14 Конвенции каждое государство должно обеспечить: