Уголовно-правовая и криминалистическая характеристика стадий подготовки террористического акта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 22:01, дипломная работа

Описание

Актуальность темы исследования. Террор и терроризм — давняя проблема человеческого общества. Это социально негативное явление во второй половине XX века стало существенным элементом международной напряженности. Резкие «вспле­ски» террористической активности в 1970— 1980-х гг. были характерны как для разви­тых стран Европы (Италия, ФРГ, Франция, Испания, Великобритания), так и для стран Латинской Америки и других регионов

Содержание

Задание на выполнение выпускной квалификационной работы …………
3
Отзыв руководителя………………………………………………………….
4
Рецензия специалиста………………………………………………………...
5
Введение ……………………………………………………………………...
6
Глава 1. Уголовно-правовая характеристика террористической
деятельности………………………………………………………...

13
§ 1. Понятие и классификация преступлений террористического
характера…………………………………………………………………

13
§ 2. Уголовно-правовая характеристика терроризма и террористического акта……………………………………………………………………….

36
Глава 2. Уголовно-правовая характеристика стадий подготовки
террористического акта…………………………………………….

56
§ 1. Понятие, виды и значение стадий совершения преступления………..
56
§ 2. Публичные призывы к осуществлению террористической
деятельности или публичное оправдание терроризма………………...

66
§ 3. Незаконное пересечение Государственной границы Российской
Федерации………………………………………………………………..

72
§ 4. Незаконное ношение, хранение, приобретение, изготовление или
сбыт оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных
устройств, а также их хищение или вымогательство………………….


77
§ 5. Содействие террористической деятельности…………………………..
85
§ 6. Финансирование акта терроризма либо террористической
организации……………………………………………………………...
88
Глава 3. Криминалистическая характеристика стадий подготовки
террористического акта ………………………………………….

101
§ 1. Понятие и значение криминалистической характеристики………….
101
§ 2. Определение стадий преступления при отработке типичных
оперативно-розыскных версий по факту совершения
террористического акта………………………………………………….

105
§ 3. Первоначальные следственные действия по расследованию
преступлений террористического характера…………………………..
121
§ 4. Перспективные направления развития криминалистической
характеристики стадий подготовки террористического акта………..

133
Заключение …………………………………………………………………...
140
Список использованной литературы ……………………………………….
147
Приложение…………………………………………………………………..
151

Работа состоит из  1 файл

Диплом (2).doc

— 860.00 Кб (Скачать документ)

Специально для них Постановлением Правительства Российской Федерации утверждено Положение о порядке определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности, и доведения этого перечня до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом (в ред. Постановлений Правительства РФ от 08.12.2008. № 930).

Федеральная служба по финансовому мониторингу составляет и вносит изменения и дополнения в вышеназванный перечень на основании сведений о:

а) вступивших в законную силу решениях судов Российской Федерации о ликвидации или запрете деятельности организации в связи с осуществлением ею экстремистской деятельности, а также об отмене (изменении) этих решений;

б) вступивших в законную силу приговорах судов Российской Федерации о признании физического лица виновным в совершении преступления террористического характера, а также об отмене (изменении) этих приговоров;

в) принятых Генеральным прокурором Российской Федерации или подчиненными ему прокурорами решениях о приостановлении деятельности организации в связи с их обращениями в суд с заявлением о привлечении этой организации к ответственности за террористическую деятельность, а также об утрате этими решениями силы;

г) вынесенных следователями постановлениях о возбуждении уголовного дела в отношении лиц, совершивших преступления террористического характера, а также о прекращении этих уголовных дел. (в ред. Постановления Правительства РФ от 19.11.2008 №854);

д) составленных международными организациями, осуществляющими борьбу с терроризмом, или уполномоченными ими органами и признанных Российской Федерацией перечнях организаций и физических лиц, связанных с террористическими организациями или террористами, а также об изменениях и дополнениях, внесенных в эти перечни;

е) признаваемых в Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации решениях (приговорах) судов и иных компетентных органов иностранных государств в отношении организаций или физических лиц, осуществляющих террористическую деятельность, а также об отмене (изменении) этих решений (приговоров).

Также в целях противодействия финансированию терроризма задействованы адвокаты, нотариусы и лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг. В соответствии с Положением о порядке передачи информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2005 г. N 82) вышеназванные лица при наличии у них любых оснований полагать, что сделки и финансовые операции, указанные в пункте 1 статьи 7.1 (введенную Федеральным законом от 28.07.2004 №88-ФЗ) Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", осуществляются или могут быть осуществлены в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, обязаны не позднее рабочего дня, следующего за днем выявления соответствующей сделки (операции), представить информацию об этом в Федеральную службу по финансовому мониторингу.

Разъяснения самих понятий "доходы, полученные преступным путем" и "легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем" содержатся в статье 3 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"(в ред. Федерального закона от 27.07.2006 №153-ФЗ), согласно которой:

- доходы, полученные преступным путем, - денежные средства или иное имущество, полученные в результате совершения преступления;

- легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, - придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления, за исключением преступлений, предусмотренных статьями 193, 194, 198, 199, 199.1 и 199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации;

-финансирование терроризма – предоставление или сбор средств либо оказание финансовых услуг с осознанием того, что они предназначены для финансирования организации, подготовки и совершения хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 205, 205.1, 205.2, 206, 208,211, 277, 278, 279 и 360 Уголовного кодекса Российской Федерации, либо для обеспечения организованной группы, незаконного вооруженного формирования или преступного сообщества (преступной организации), созданных или создаваемых для совершения хотя бы одного из преступлений;

- операции с денежными средствами или иным имуществом – действия физических и юридических лиц с денежными средствами или иным имуществом независимо от формы и способа их осуществления, направленные на установление, изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав и обязанностей.(в ред. Федерального закона от 30.10.2002 № 131-ФЗ)

В соответствии с частью 5 статьи 24 Федерального закона «О противодействии терроризму» распоряжением Правительства РФ от 14 июля 2006 года N 1014-р "Российская газета" определена в качестве официального периодического издания, осуществляющего публикацию единого федерального списка организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных судами Российской Федерации террористическими, а ФСБ России совместно с редакцией "Российской газеты" поручено обеспечить решение вопросов, связанных с организацией публикации данного списка.

 

 

 

 

 

ПРИЗНАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ (ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА) ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ, ЛИКВИДАЦИЯ ТАКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И ЗАПРЕЩЕНИЕ ЕЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Ответственность организаций за причастность к терроризму предусмотрена в ст. 24 Федерального закона "О противодействии терроризму".

В соответствии с ч. 1 ст. 24 Федерального закона "О противодействии терроризму" в Российской Федерации запрещаются создание и деятельность организаций, цели или действия которых направлены на пропаганду, оправдание и поддержку терроризма или совершение преступлений, предусмотренных ст. ст. 205 - 206, 208, 211, 277 - 280, 282.1, 282.2 и 360 УК РФ (см. выше). Приведенная норма ч. 1 ст. 24 Федерального закона "О противодействии терроризму" в ранее действовавшем Федеральном законе "О борьбе с терроризмом" только подразумевалась, но непосредственно не была закреплена. Соответственно, в ранее действовавшем Законе не были непосредственно перечислены преступления, пропаганда, оправдание и поддержка которых организацией является признаком, характеризующим такую организацию как террористическую.

В части 2 ст. 24 Федерального закона "О противодействии терроризму" установлен порядок признания организации террористической и определены последствия такого признания:

организация признается террористической и подлежит ликвидации (а деятельность организации - запрещению) по решению суда;

правом на обращение с соответствующим заявлением в суд обладают Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры.

Согласно ч. 2 ст. 24 Федерального закона "О противодействии терроризму" организация признается террористической и подлежит ликвидации (ее деятельность - запрещению) в следующих случаях:

если от имени или в интересах организации осуществляются организация, подготовка и совершение преступлений, предусмотренных ст. ст. 205 - 206, 208, 211, 277 - 280, 282.1, 282.2 и 360 УК РФ;

в случае если указанные действия осуществляет лицо, которое контролирует реализацию организацией ее прав и обязанностей.

В части 2 ст. 24 Федерального закона "О противодействии терроризму" предусмотрено, что решение суда о ликвидации организации (запрете ее деятельности) распространяется на региональные и другие структурные подразделения организации.

Положения ч. 3 ст. 24 Федерального закона "О противодействии терроризму" определяют порядок разрешения вопроса об имуществе организации, ликвидируемой в связи с признанием ее террористической:

оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество организации подлежит конфискации и обращению в доход государства (следует отметить, что в ранее действовавшем Законе упоминание о необходимости требований кредиторов за счет имущества ликвидируемой террористической организации не содержалось). По общему же правилу, закрепленному в п. 7 ст. 63 части первой Гражданского кодекса РФ, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица подлежало бы передаче его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении этого юридического лица;

решение о конфискации имущества ликвидируемой террористической организации и его обращении в доход государства выносится судом одновременно с решением о ликвидации организации. Конфискация указанного имущества и его обращение в доход государства производятся в порядке, устанавливаемом нормативным правовым актом Правительства РФ.

Положения ст. 24 Федерального закона "О противодействии терроризму" в соответствии с ее ч. 4 распространяются на иностранные и международные организации, а также на их отделения, филиалы и представительства в Российской Федерации.

В части 5 ст. 24 Федерального закона "О противодействии терроризму" на федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности возложена обязанность по ведению единого федерального списка организаций, в т.ч. иностранных и международных организаций, признанных судами Российской Федерации террористическими. Указанный список подлежит опубликованию в официальных периодических изданиях, определяемых Правительством РФ.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 26 ГПК РФ Верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа рассматривают в качестве суда первой инстанции гражданские дела:

о приостановлении деятельности или ликвидации регионального отделения либо иного структурного подразделения политической партии, межрегиональных и региональных общественных объединений;

о ликвидации местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, состоящих из местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта Российской Федерации;

о запрете деятельности не являющихся юридическими лицами межрегиональных и региональных общественных объединений и местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, состоящих из местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта Российской Федерации;

о приостановлении или прекращении деятельности средств массовой информации, распространяемых преимущественно на территории одного субъекта Российской Федерации.

Гражданские дела о приостановлении деятельности или ликвидации политических партий, общероссийских и международных общественных объединений, о ликвидации централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, согласно п. 4 ч. 1 ст. 27 ГПК РФ в качестве суда первой инстанции рассматривает Верховный Суд РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Криминалистическая характеристика

стадий подготовки террористического акта

 

3.1. Понятия и значения криминалистической характеристики

 

Криминалистическая характеристика преступлений как научная категория возникла в результате длительного пути развития криминалистики, в частности ее заключительного раздела - криминалистической методики расследования преступлений. С начала 60-х гг. ХХ столетия в криминалистической методике расследования преступлений наметилась тенденция углубленного исследования общетеоретических проблем. Первое упоминание о криминалистической характеристике преступления можно встретить в работе А.Н. Колесниченко, который считал, что к числу наиболее существенных положений, общих для всех частных методик, относится "общая криминалистическая характеристика данного вида преступлений... преступления имеют и общие черты криминалистического характера"[76]. В связи с важностью проблемы криминалистической характеристики преступления на Всесоюзном семинаре руководителей кафедр криминалистического цикла, проведенном в 1974 г., было принято совместное решение о включении проблем криминалистической характеристики каждого вида преступлений в программу вузовского курса криминалистики.

В настоящее время определение понятия и значения криминалистической характеристики преступления относится к числу проблем, стоящих на современном этапе развития науки. Отсутствие единства взглядов на содержание, структуру криминалистической характеристики преступления во многом объясняется сложностью и многогранностью исследуемого понятия, что не препятствует его активному развитию. Так, В.А. Образцов, В.Г. Танасевич, Н.П. Яблоков криминалистическую характеристику представляют в виде системы описания криминалистических свойств, черт, признаков преступления, характера информации, подлежащей выяснению и типичных следственных ситуаций. Однако такой подход вряд ли позволит сформулировать определение криминалистической характеристики как научной категории. Скорее всего, такое представление может помочь детализировать криминалистические характеристики отдельных видов преступлений, причем в некоторых случаях некоторые из элементов могут вообще выпасть, например при разработке криминалистической характеристики частных (в широком смысле) групповых методик расследования преступлений. В.П. Анциферова, С.И. Винокурова понимают криминалистическую характеристику как систему сведений о типичных, наиболее существенных обстоятельствах, черт, признаков, свойств преступлений. Данные определения не раскрывают конкретного содержания указанных элементов криминалистической характеристики, что позволяет включать сюда всевозможные уголовно-правовые, криминологические, уголовно-процессуальные элементы. Безусловно, это вызывает дискуссию по поводу значимости указанных признаков для криминалистической характеристики в целом. Третья группа авторов, таких как В.К. Гавло, С.А. Ялышев, В.И. Шиканов, определяют криминалистическую характеристику как научную абстракцию, как вероятностную модель, содержащую обобщенные сведения о преступлении и используемую следователем в качестве некого ориентира. Говоря о криминалистической характеристике как об абстракции, с чем нельзя согласиться, по нашему мнению, следует обратиться к обоснованному высказыванию Р.С. Белкина о том, что "о какой же криминалистической характеристике конкретного преступления, да еще окончательно устанавливаемой судом, можно говорить, если она - научная абстракция, вероятностная модель? Суд не занимается формулированием научных абстракций, а его приговор - отнюдь не вероятностная модель события"[77]. Больше того, "абстракция" представляет собой обособление от тех или иных сторон, свойств или связей предметов и явлений для выделения существенных их признаков[78]. В силу этого возникает вопрос: от чего надо абстрагироваться и какой уровень абстракции должен быть для того, чтобы разработать криминалистическую характеристику отдельного вида или группы преступлений? Также трудно представить себе выделение каких-либо существенных признаков (элементов) на основании этой абстракции, не зная, какое значение они будут иметь для раскрытия и расследования преступлений. Набор элементов криминалистической характеристики не может быть строго обязательным для различных категорий преступлений, так как отдельные элементы, криминалистически информативные для одних категорий преступлений, будут малоинформативными или вообще неинформативными для других. Четвертая группа определений, данных В.С. Бурдановой, И.Ф. Герасимовым, А.В. Ковалевым, указывает на то, что криминалистическая характеристика преступлений - типовая модель, совокупность данных или сведений, полученных в результате специальных исследований.

Информация о работе Уголовно-правовая и криминалистическая характеристика стадий подготовки террористического акта