Социально-педагогическая профилактика жестокого обращения с детьми в семье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 22:50, курсовая работа

Описание

Актуальность исследования. Современное российское общество переживает тяжелый переходный период трансформаций и реформ, с которыми связаны многочисленные нерешенные социально-экономические проблемы, нередко провоцирующие жестокость и насилие, а также утрату чувства безопасности у граждан.
Российские дети подвергаются жестокому обращению в семье, в школе, со стороны общества и государства, становятся жертвами межнациональных конфликтов и т.д. Тем не менее, доминирующим остается подход, согласно которому под статьи уголовного кодекса Российской Федерации подпадает незначительная часть действий с очевидным и ощутимым ущербом для здоровья ребенка, таких как убийства, истязания, телесные повреждения и т.д.

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 261.00 Кб (Скачать документ)

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Актуальность исследования. Современное российское общество переживает тяжелый переходный период трансформаций и реформ, с которыми связаны многочисленные нерешенные социально-экономические проблемы, нередко провоцирующие жестокость и насилие, а также утрату чувства безопасности у граждан.

Российские дети подвергаются жестокому обращению в семье, в школе, со стороны общества и государства, становятся жертвами межнациональных конфликтов и т.д. Тем не менее, доминирующим остается подход, согласно которому под статьи уголовного кодекса Российской Федерации подпадает незначительная часть действий с очевидным и ощутимым ущербом для здоровья ребенка, таких как убийства, истязания, телесные повреждения и т.д.

На этом фоне проблема жестокого  обращения с детьми все чаще становится предметом научных теоретических и прикладных исследований отечественных ученых. Насилие в семье в современной России такое же обычное явление, как насилие на улицах городов. Оно постоянно совершается в каждой четвертой российской семье.

Подлинным национальным бедствием  стали и убийства с целью избавления от больных и немощных детей, в  том числе с намерением завладеть  их имуществом, чаще всего жилплощадью [90, 42].

Генеральная прокуратура  Российской Федерации ежегодно фиксирует  около 2 млн. российских детей в возрасте до 14 лет, подвергающихся избиениям и истязаниям со стороны родителей. Две тысячи детей и подростков, устав от домашних скандалов и унижений, кончают жизнь самоубийством. За последние годы количество самоубийств несовершеннолетних резко возросло, при этом 4 из 10 самоубийств дети совершают дома [101, 148].

Ситуация осложняется  тем, что в настоящее время  возможности государства в решении  социальных проблем ограничены, и  дети становятся самой незащищённой категорией населения. А ведь становление гражданского общества начинается с гражданского становления ребенка. Вот почему государство заинтересовано в том, чтобы обеспечить защиту детей от несправедливости, оскорблений, унижения человеческого достоинства, от всех форм эксплуатации и насилия над личностью, где бы они ни проявлялись - в семье, в школе, на улицах городов и поселков и т.д.

Важную роль в решении  этой сложнейшей задачи сегодняшнего дня обязаны сыграть образовательные  учреждения. Они могут способствовать педагогизации деятельности различных ведомств, осуществляющих социальную защиту детей, приблизить их работу к запросам социальной практики. Именно школа обязана принимать активное участие в защите интересов детей и отстаивании их прав.

Степень научной  разработанности. Проблеме насилия в отношении детей в современный период, включающей аспекты насильственной преступности по отношению к детям, вопросы их безопасности посвящены работы Н.К. Асановой. Формированию гуманистических основ и методов взаимодействия в обществе, между поколениями; изучению способов предупреждения и преодоления самой изощренной формы социального насилия - насилия над детьми в семье посвящены работы И.Ф. Дементьевой, В.Н. Кудрявцевой, И.С. Кон, А.В. Наумовой. Анализ психологических последствий и реабилитации детей — жертв насилия осуществлен в работах О.Е. Булановой, С.И. Голода, Т.Н. Дороновой, О.М. Здравомысловой,               Н.О. Зиновьевой, Н.Ф. Михайловой, Т.Я. Сафоновой, Е.Р. Смирновой,                       Е.И. Цимбал. Информационно-аналитическая база и нормативно-правовое обеспечение системы защиты детей от жестокого обращения представлены в работах В.В. Волкова, И.Н. Григоровича, E.H. Волковой, Г.Э. Силасте. Различные аспекты проблемы насилия над личностью рассмотрены в трудах Т. Гоббса, Ч. Ломброзо, Н. Макиавелли, К. Маркса, Ф. Ницше,

3. Фрейда, Э. Фромма  и др.

В настоящее  время в нашей стране практически  не существует системы оказания помощи детям, пострадавшим от различных форм насилия. Она переживает только начальный  период своего становления, хотя уже имеется создание кризисных центров, убежищ и приютов для пострадавших женщин и детей, телефонов доверия [19, 105].

Эти вопросы, как  и проблемы, собственно социальной профилактики жестокого обращения  с детьми, не входят в учебные  программы подготовки специалистов (юристов, психологов, педиатров, психиатров, невропатологов, педагогов), руководящих кадров и политиков, что необычайно важно в русле быстро меняющихся социально-экономических и политических условий для оказания помощи детям.

Количество ученых и инициативных групп, занимающихся исследованиями в этой области в России, также невелико. Поддержка, оказываемая им, недостаточна. Выражена межведомственная разобщенность в проведении исследований, нет единого понятийного аппарата между детскими специалистами разных направлений. Необходима широкая и разносторонняя подготовка населения для осуществления даже элементарных психопрофилактических программ с помощью телевидения, радио, прессы.

Таким образом, исследованию рассматриваемой проблематики посвящены работы представителей разных наук и научных школ. Тем не менее комплексное исследование проблемы насилия над ребёнком в семье как социокультурного явления современной трансформирующейся России не получило достаточного освещения в отечественной литературе. Остаются открытыми вопросы, касающиеся проблемы социально-педагогической профилактики жестокого обращения с детьми в семье, характера и причин насилия в обществе и в семье, влияния насилия на дальнейшую социализацию личности, масштаба и динамики данной проблемы, способов ее преодоления.

Проблема исследования: поиск путей совершенствования социально-педагогической профилактики жестокого обращения с детьми в семье.

Объект  исследования: жестокое обращение с детьми.

Предмет исследования: особенности социально-педагогической профилактики жестокого обращения с детьми в семье.

Цель  исследования: изучить особенности социально-педагогической профилактики жестокого обращения с детьми в семье.

В соответствии с обозначенной целью ставятся следующие задачи:

1. Изучить сущность  понятия жестокого обращения  с детьми.

2. Выявить специфику  социально-педагогической профилактики  жестокого обращения с детьми  в семье.

3. Выделить проблемы  социально-педагогической профилактики  жестокого обращения с детьми  в семье.

4. Разработать программу социально-педагогической профилактики жестокого обращения с детьми в семье.

Для решения  поставленных задач использовались следующие методы исследования: изучение и анализ социально-педагогической и психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме; анализ опыта работы, анкетирование.

Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

 

 

 

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ

С ДЕТЬМИ В СЕМЬЕ

 

 

    1. Сущность понятия жестокого обращения с детьми в семье

 

 

Пренебрежение родительским долгом и жестокое обращение  с детьми один из наиболее пагубных проявлений семейного насилия и  неустроенности. Профилактика и раннее выявление фактов пренебрежения  родительским долгом и жестокого  обращения с детьми, а также всесторонняя помощь детям – жертвам насилия.

Жестокость – способность причинить страдания людям или животным [25, 30]. Понятие жестокости по отношению к детям различно для разных общественно-культурных формаций. Часто, рационалистическое объяснение не просто оправдывает грубое обращение с детьми, но возводит жестокость, а, значит, и сопряженную с ней опасность в ранг нормы. В наше время во многих семьях используется жестокое обращение с детьми.

Гуров В.Н. дает следующее определение жестокости: «Жестокость – негативное свойство личности, выражающееся в безразличии к страданиям живых существ, когда причинение страданий превращается почти в самоцель, практически никогда не может иметь общественно-полезную направленности. И именно это негативное качество вырабатывается и развивается в детях в результате насилия в семье» [23, 112].

Жестокое обращение  с детьми – осуществление родителями физического или психического насилия  над детьми [25, 30]. Причинами жестокого  обращения с детьми является общий агрессивный фон общества, обычно определяемый как массовые враждебные действия, направленные на причинения страдания, физического или психического вреда или ущерба либо даже на уничтожение данной массой (толпой) других людей или общностей. Что и является проявлением агрессивности.

Агрессия (от лат.aggredi – нападать) индивидуальное или коллективное поведение, действие, направленное на нанесение физического или психологического вреда, или ущерба, или на уничтожение другого человека, или группы людей. В значительной части агрессия возникает как реакция субъекта на фрустрацию и сопровождается эмоциональными состояниями гнева, враждебности, злости, ненависти [12, 21].

Агрессивность – поведение человека в отношении  других людей, которое отличается стремлением причинить им неприятности, вред [25, 4].

Проявление  агрессивности как причины жестокого  обращения с детьми кроется в  том, что согласно принятым воззрениям каждый человек должен иметь право  на самоутверждение, а лишнее его  – на самозащиту, чтобы восстановить чувство своей значимости, необходимо для нормального существования [11, 122]. Н.М. Борытко  пишет, что блокирование права на самозащиту ведет к агрессивности, например при навязывании решения. В результате агрессии человек вторгается в сферу власти или престижа, или на территорию другого человека и частично захватывает то, что удается. Если же агрессия блокирована, спираль ее принимает еще более крутую форму, взрыв насилия происходит по психологическим причинам, приобретая, экстатический характер и становится для его участников самоцелью.

К условиям возникновения  агрессии исследователи Н.М. Борытко, С.А. Колосова, М.В. Шакурова обычно относят:

1) физиологические  условия – алкоголь, наркотики.

2) психологические  условия – уже упоминавшееся  ощущение фрустрации, «невозможности исполнения никаких надежд»,

3) ситуационные  условия в виде наличия лидеров,  подходящих средств проявления  агрессии (пресловутый «булыжник  – орудие пролетариата») и  т.п.

4) провокационные  действия властей или их отдельных  представителей, иногда могущие спровоцировать агрессию [22, 34].

Среди наиболее важных для нашего понимания вариантов  агрессивного поведения выделяются экспрессивная, импульсивная, аффективная, враждебная и инструментальная агрессия:

Экспрессивная агрессия – это устрашающе-агрессивное поведение, главной целью которого является выразить и обозначить свои потенциально агрессивные намерения, запугать оппонентов. Это не всегда и не обязательно выражается в непосредственно разрушительных действиях [16, 173].

Импульсивная  агрессия – обычно спровоцированное в результате действия какого-то фактора, мгновенно возникающее и достаточно быстро проходящее агрессивное поведение. Такая агрессия может носить прерывистый («импульсивный») характер, возникая как бы «волнами», в виде своеобразных «приливов» и «отливов» агрессивного поведения [16, 173].

Аффективная агрессия – чисто эмоциональный феномен, практически полностью лишенный действенного компонента. Этим она отличается от экспрессивной формы агрессии. Аффективная агрессия, как правило, представляет собой наиболее впечатляющий, но и самый бессмысленный вид агрессии. Это то, что иногда называется «агрессивным ажиотажем» – особое состояние, требующее немедленных, любой ценой, жертв и разрушений [16, 174].

Соответственно, общим законам подчиняются и механизмы формирования агрессивности ребенка в основе, которого лежит «строгий стиль» воспитания, который в качестве основного средства воздействия на личность подразумевает наказание. Проблеме наказания посвящено немало отечественных исследований, которые обращают внимание на недостаточную эффективность наказания как метода воспитания. Многие данные говорят о том, что при определенных обстоятельствах применения наказания может способствовать обучению агрессия, которую взрослый пытается подавить с помощью наказания.

Так, Н.И. Никитина  и М.Ф. Глухова  пишут: «Ни одного доброго слова нельзя сказать про физические наказания. Исследования показали, что дети, которых отшлепали, совсем не помнят, за что их наказали. Они убегают от взрослых, кипя злостью, а вовсе не раскаиваясь. Часто взрослый, наказывая, только унижает ребенка. Вы даете ему почувствовать себя беспомощным и никчемным, неспособным быть «хорошим». Надо дать ребенку понять, каковы результаты его собственных опрометчивых действий, о которых ему приходится жалеть. Любое другое наказание воспринимается ребенком как месть, как желание утвердиться за его счет» [20, 108].

Выявлена тесная связь между родительским воздействием и проявлениями детской враждебности. Наказание способствует проявлению агрессивных побуждений за пределами той ситуации, где оно имело место, а сдерживающий эффект наказания проявляется в границах узкого круга обстоятельств.

В настоящее  время, подавляющее большинство  исследователей признает, что применяемое  по отношению к детям наказание, (особенно физическое) выступает как модель агрессивного поведения. Во многих случаях агрессия в виде наказания не осуждается окружающими. В результате оно способствует не столько преодолению агрессии, сколько вызывает ее трансформацию и побуждает ребенка к поиску приемлемых оправданий совершенных агрессивных действий.

Информация о работе Социально-педагогическая профилактика жестокого обращения с детьми в семье