Злоупотребление правом и полномочиями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 05:46, курсовая работа

Описание

АКТУАЛЬНОСТЬ исследования определяется не разработанностью в Российском уголовном праве такой важной проблемы, как должностные преступления. В связи с этим решающее значение приобретает вопрос о совершенствовании действующего Уголовного кодекса и деятельности Российского государства по защите интересов населения.

Работа состоит из  1 файл

Субьект - диплом.doc

— 691.00 Кб (Скачать документ)

Субъектом превышения должностных  полномочий является должностное лицо.

Квалифицированным видом  превышения должностных полномочий (ч. 2 ст. 286) является совершение действий, предусмотренных основным составом, лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта Федерации, а равно главой органа местного самоуправления.

Особо квалифицированными видами превышения должностных полномочий является совершение деяний, предусмотренных  ч. 1 и 2 ст. 286 УК, при следующих обстоятельствах:

с применением насилия  или угрозой его применения (п. "а" ч. 3 ст. 286).

В п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда СССР от 30 марта 1990 г. разъяснятся, что под применением насилия следует понимать такие действия виновного, когда они сопряжены с нанесением потерпевшему побоев, причинением телесных повреждений, физической боли, а также ограничением его свободы.

Исходя из санкции  по ч. 3 ст. 286 УК следует, что под "применением  насилия" следует понимать причинение потерпевшему следующих повреждений: тяжкого вреда здоровью, средней  тяжести вреда здоровью, легкого  вреда здоровью, побоев и истязания. В случаях умышленного или неосторожного причинения смерти потерпевшему вследствие превышения должностных полномочий содеянное составом ст. 286 УК не охватывается и должно быть квалифицировано по совокупности статей (ст. 105 "Убийство" или ст. 109 "Причинение смерти по неосторожности").

В ст. 286 УК содержание особо  квалифицирующего обстоятельства дополнено  уголовной ответственностью за угрозу применения насилия. Угроза применения насилия представляет собой психическое  насилие, которое может быть выражено в действиях или высказываниях со стороны должностного лица в отношении личности, когда имеются объективные основания опасаться применения физического насилия;

с применением оружия или специальных средств (п. "б" ч. 3 ст. 286).

Под применением оружия понимается его непосредственное использование по назначению как для физического, так и для психического воздействия. В качестве оружия могут быть использованы самые разнообразные средства - пистолеты, автоматы, карабины армейского образца, штык, ножи. К специальным средствам относятся: резиновые палки, наручники, слезоточивый газ, водометы, средства разрушения преград и другие - см. Закон РСФСР от 18 апреля 1991 г. "О милиции" (ст. 14), Закон РФ от 20 мая 1993 г. "Об оружии".

При превышении должностных  полномочий, сопровождавшихся применением оружия, для привлечения к уголовной ответственности необходимо, чтобы оно применялось в нарушение установленных оснований и порядка его использования;

с причинением тяжких последствий (п. "в" ч. 3 ст. 286):

- оценочный признак, определяемый в каждом конкретном случае с учетом обстоятельств дела (количество потерпевших, размер причиненного вреда и т.д.).

Превышение должностных  полномочий, если оно сопровождалось мучительными и оскорбляющими личное достоинство потерпевшего действиями и не было связано с применением насилия или угроз со стороны должностного лица и не повлекло тяжких последствий, квалифицируется по ч. 1 ст. 286 УК.

Возбуждение уголовного дела в отношении облвоенкома Е. Данилова. Еще 9 октября минувшего года рядовые А. Белоусов и А. Истомин обратились в военную прокуратуру Пермского гарнизона с заявлениями о привлечении к уголовной ответственности полковника Данилова, избившего их в своем кабинете (одного - 7-го, второго - 9 октября).

Прокуратура в возбуждении уголовного дела поначалу отказала. Ввиду "малозначительности" оного. Но благодаря оперативным действиям защитника солдат адвоката А. Зырянова, обжаловавшего незаконные решения военной прокуратуры Пермского гарнизона, 5 декабря 2001 года Приволжский окружной суд установил, что прокурор В. Перешеин превысил свои полномочия, незаконно направив материалы на дополнительную проверку. Суд ему же направил эти материалы для возбуждения уголовного дела.

21 декабря прошлого  года уголовное дело в отношении  полковника Е. Данилова было возбуждено - по признакам преступления, предусмотренного п. "а" ч.3. ст. 286 УК РФ.

Облвоенком Е. Данилов  был отстранен от должности на время следствия прокурором В. Перешеиным, который, кстати, сейчас находится в командировке в Чечне.

- Идет следствие, оно подходит к концу, - таким комментарием ограничился следователь прокуратуры М. Морковин.

"За кадром" короткого  разговора остался факт, подтвержденный  адвокатом А. Зыряновым: в течение  почти двух месяцев следователь  так и не допросил потерпевших - А. Белоусова и А. Истомина. В то же время, как заявили солдаты и мать одного из них (Н. Истомина), инициативная группа матерей защитников Отечества, адвокат - расследование проводится с грубыми нарушениями прав участников процесса. На посмевших защитить свое человеческое достоинство рядовых оказывается давление.

После тяжелых, бесплатных (!) работ на морозе по 11-12 часов, на строительстве  чьих-то личных гаражей А. Истомин  заболел и сейчас лечится в  госпитале. 5 февраля к нему приезжала  из Татарстана мама. После встречи с сыном она дала интервью журналистам телеканалов "Т7" и "Рифей" о давлении на нее следователя М. Морковина. 
Следователь, по словам матери, не разрешал ей поначалу встретиться с сыном, мол, в санчасти карантин, а затем предложил сделку. Во-первых, Андрей должен был изменить свое первоначальное заявление прокуратуре о том, что его избил облвоенком: будто бы парень сам... ударился о стену в коридоре облвоенкомата. То бишь, сам себя высек, а потом оговорил начальника. Во-вторых, отказаться от услуг адвоката - якобы он использует солдат, как пешки в политической игре, делая карьеру на их судьбах. 
"Солдатская эпопея" продолжается. И, видимо, цель режиссера - затянуть ее настолько, чтобы интерес общественности к ней просто потихоньку угас. Но это - иллюзия. Есть силы, готовые отстаивать права солдат до конца. Ожидается реакция на пермские события Генерального прокурора РФ, на имя которого ушло недавно соответствующее обращение президиума Пермской областной коллегии адвокатов.51

 

 

2.4. Незаконное участие в предпринимательской деятельности.

 

Незаконное  участие в предпринимательской  деятельности (ст. 289 УК) является типичным коррупционным преступлением должностных лиц.

Государственный служащий обязан передавать в доверительное  управление под гарантию государства на время прохождения государственной службы находящиеся в его собственности доли (пакеты акций) в уставном капитале коммерческих организаций в порядке, установленном федеральным законом. Запрет на занятие предпринимательской деятельностью распространяется в соответствии со ст. 60 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и на муниципальных служащих.

Статья 289 УК предусматривает  уголовную ответственность за нарушение  этого запрета, т.е. за создание должностным лицом организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность, либо за участие в управлении такой организацией лично или через доверенное лицо вопреки запрету, установленному законом, если эти деяния связаны с предоставлением такой организации льгот и преимуществ или с покровительством в иной форме. Таким образом, непосредственным объектом данного преступления можно считать порядок и принципы несения государственной и муниципальной службы.

Объективная сторона  преступления может быть выполнена двумя различным действиями:

  1. учреждение должностным лицом организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность, вопреки запрету, установленному законом. В данном случае должностное лицо выступает как учредитель (один из соучредителей) коммерческой организации;
  2. участие должностного лица в управлении организацией, осуществляющей предпринимательскую деятельность, лично или через доверенное лицо, вопреки запрету, установленному законом.

Обязательным  условием уголовной ответственности должностного лица за нарушение запрета на участие в предпринимательской деятельности является то, что оно, пользуясь своими служебными полномочиями и возможностями, предоставило льготы и преимущества учрежденной им предпринимательской организации или организации, в управлении которой оно участвует, или покровительствовало им в иной форме (льготное налогообложение, первоочередное или на льготных условиях предоставление кредитов, создание различных препятствий для конкурентов и устранение их с рынка, освобождение от различных проверок, ревизий и т.п.).

Каких-либо особых последствий этой деятельности, необходимых  для наступления уголовной ответственности, закон не предусматривает.

С субъективной стороны преступление совершается  с прямым умыслом, как правило, из корыстных побуждений, хотя непосредственно в законе мотив преступления не указан.

Субъект преступления - должностное лицо.

Незаконное  участие в предпринимательской  деятельности является преступлением  небольшой тяжести и наказывается лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет со штрафом в размере от 100 до 200 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до двух месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

Помимо уголовного законодательства, предусматривающего в качестве мер борьбы с коррупцией различные виды наказаний, в России ведется работа по созданию новых нормативных актов.

Объектом рассматриваемого преступления является нормальная деятельность органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления и муниципальных учреждений.

Объективная сторона  преступления состоит: 1) в учреждении должностным лицом организации, осуществляющей предпринимательскую  деятельность, либо 2) в участии в  управлении такой организацией лично  или через доверенное лицо и 3) при  условии, если эти деяния связаны с предоставлением такой организации льгот и преимуществ или с покровительством в иной форме.

Предпринимательская деятельность (предпринимательство) представляет собой  инициативную самостоятельную деятельность граждан и их объединений, направленную на получение прибыли.

Указанный Закон регулирует и порядок приобретения статуса  предпринимателя путем государственной  регистрации и лицензирования определенных видов деятельности, перечень которых  утвержден, в частности, Постановлением Правительства РФ от 27 мая 1993 г. N 492.

Предпринимательская деятельность, осуществляемая с привлечением наемного труда, регистрируется как предприятие, а без привлечения такого труда - как индивидуальная трудовая деятельность. Представляется в связи с этим, что предпринимательская деятельность физических лиц, в том числе и должностных, во второй форме не охватывается признаками состава преступления, предусмотренного ст. 289 УК, так как в ней речь идет об "учреждении организации", а не об индивидуальной трудовой деятельности, совмещаемой с государственной службой.

Указ Президента РФ "О  борьбе с коррупцией в системе  государственной службы" от 4 апреля 1992 г. запрещает служащим, включая, конечно, и должностных лиц государственного аппарата, выполнять иную оплачиваемую работу в других учреждениях на условиях совместительства, за исключением научной, преподавательской и творческой деятельности, а также представлять за вознаграждение интересы третьих лиц в государственном органе, в котором они работают. Этот запрет, естественно, относится и к работе по совместительству в различных организациях, осуществляющих предпринимательскую деятельность, например в качестве руководителя, члена совета директоров, штатного советника и т.д. Если такое нарушение допущено должностным лицом, но при этом его работа по совместительству не была связана с предоставлением той или иной предпринимательской структуре конкретных льгот и преимуществ или с покровительством в иной форме, состав рассматриваемого преступления также отсутствует, хотя такие действия и могут повлечь дисциплинарную ответственность, если должностное лицо, учреждая организацию, участвуя в ее управлении лично или через доверенное лицо, действовало вопреки запрету, установленному законом (например, Законом "О милиции" от 18 апреля 1991 г., Законом "О прокуратуре Российской Федерации" от 17 января 1992 г., Законом "О статусе судей в Российской Федерации" от 26 июня 1992 г.). Следовательно, использование виновным своего служебного положения как должностного лица государственного органа или влияния и авторитета, вытекающих из занимаемой им должности, для предоставления организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность, определенных льгот и преимуществ или покровительства в иной форме - центральный объективный признак рассматриваемого состава преступления. Его отсутствие исключает уголовную ответственность должностного лица, хотя его действия, совершенные вопреки требованиям закона, и могут образовать должностное правонарушение.52

С субъективной стороны  рассматриваемое преступление совершается с прямым умыслом в отношении всех действий, указанных в диспозиции ст. 289 УК.

Субъектом преступления может быть только должностное лицо

 

 

2.5. Получение и дача  взятки.

 

Взяточничество. В советский период российской истории регламентировалась ответственность за получение взятки, дачу взятки, посредничество во взяточничестве и провокацию взятки. По новому УК РФ (1996 г.) понятие "взяточничество" охватывает два преступления: получение взятки (ст. 290 УК) и дачу взятки (ст. 291 УК). Специальной статьи, говорящей об ответственности за посредничество во взяточничестве, в Кодексе нет. Провокация взятки (ст. 304 УК) отнесена к числу преступлений против правосудия.

Получение взятки определяется как получение должностным  лицом (чиновником) лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а также за общее покровительство или попустительство по службе (ч. 1 ст. 290 УК). Данное преступление наказывается штрафом в размере от 700 до 1000 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от семи месяцев до одного года либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет [17, с. 450]. Ответственность повышается (ч. 2 ст. 290) при получении должностным лицом взятки за незаконные действия (бездействие). Квалифицированным видом признается получение взятки лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления (ч. 3 ст. 290). Особо квалифицированными видами получения взятки (ч. 4 ст. 290) закон считает совершение этого деяния:

а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

б) неоднократно;

в) с вымогательством взятки;

г) в крупном размере.

В связи с  этим деяния, предусмотренные в ч. 1 ст. 290, считаются преступлениями средней  тяжести, в ч. 2 и 3 ст. 290 - тяжкими, а в ч. 4 ст. 290 - особо тяжкими преступлениями. Так же, как и другие преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, получение взятки является посягательством на нормальную деятельность публичного аппарата управления. Однако с учетом характера преступления можно отметить некоторые специфические особенности его непосредственного объекта.

Информация о работе Злоупотребление правом и полномочиями