Злоупотребление правом и полномочиями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 05:46, курсовая работа

Описание

АКТУАЛЬНОСТЬ исследования определяется не разработанностью в Российском уголовном праве такой важной проблемы, как должностные преступления. В связи с этим решающее значение приобретает вопрос о совершенствовании действующего Уголовного кодекса и деятельности Российского государства по защите интересов населения.

Работа состоит из  1 файл

Субьект - диплом.doc

— 691.00 Кб (Скачать документ)

Привлечение к административной ответственности органами гостехнадзора  в случаях нарушения правил эксплуатации тракторов и иных самоходных машин  и оборудования. Государственный надзор за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (гостехнадзор) осуществляет структура взаимосвязанных органов, входящих в систему Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ. Основной задачей гостехнадзора является осуществление надзора за техническим состоянием тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним в процессе использования в части обеспечения безопасности для жизни, здоровья людей и имущества, охраны окружающей среды, а в агропромышленном комплексе - за соблюдением правил эксплуатации машин и оборудования. регламентируемых стандартами, другими нормативными документами и документацией.47 ()

Конкретные меры административной ответственности за нарушение правил использования тракторов и иных машин, поднадзорных органам гостехнадзора, предусмотрены Кодексом РСФСР об административных правонарушениях. 
Так, нарушение правил эксплуатации тракторов, иных самоходных машин и оборудования, поднадзорных органам гостехнадзора - влечет наложение штрафа на граждан в размере от одного до трех минимальных размеров оплаты и на должностных лиц, ответственных за эксплуатацию тракторов, иных самоходных машин и оборудования - от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда (ст. 100 КоАП). 
Невыполнение законных предписаний государственных инженеров-инспекторов гостехнадзора влечет наложение штрафа на руководителей организаций в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда (ст. 100 2 КоАП). 
Ответственность за систематическое нарушение правил эксплуатации тракторов, иных самоходных машин, поднадзорных органам гостехнадзора, т.е. совершение в течение года нескольких правонарушений, предусмотрена ст. 100 1 КоАП. 
Постановления по делам об административных правонарушениях о наложении административного взыскания в виде штрафа могут быть обжалованы в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд, решение которого является окончательным. Постановление о вынесении предупреждения - в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу), после чего жалоба может быть подана в суд, решение которого является окончательным.

Постановление о наложении  административного взыскания обязательно  для исполнения должностными лицами, в отношении которых оно вынесено, и подлежит исполнению с момента его вынесения, если иное не установлено законодательством. 
Штраф должен быть уплачен нарушителем не позднее 15 дня со дня вручения ему постановления о наложении штрафа, а в случае обжалования - не позднее 15 дней со дня уведомления об оставлении жалобы или протеста без удовлетворения (ст. 285 КоАП). 
В случае неуплаты штрафа нарушителем в установленный срок, штраф взыскивается в принудительном порядке по правилам, предусмотренным законодательством.

В соответствии со ст. ст. 3 и 8 Федерального закона от 21 июля 1997 г. "Об исполнительном производстве"48 принудительное исполнение постановлений органов (должностных лиц), правомочных налагать штрафы за нарушение требований охраны труда, осуществляется службой судебной приставов, входящей в систему органов Министерства юстиции РФ, на основании исполнительного документа, выданного органом, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях.

Исполнительные действия должны быть совершены и требования, содержащиеся в исполнительном документе, исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня поступления к нему исполнительного документа (ст. 13 Федерального закона "Об исполнительном производстве").

Исполнительные документы  о принудительном взыскании штрафа, наложенного органом (должностным лицом), уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях, могут быть предъявлены к исполнению в течение трех месяцев со дня вынесения соответствующего постановления (ст. 14 названного выше закона). 

 

1.6. Категории совершаемых должностными лицами преступлений.

 

Сегодня в России 15 742 судьи. Но каждое третье дело рассматривается  с нарушением процессуальных дел, т.к. количество судей за последние 10-ть лет увеличилось на 10%, а количество дел увеличилось в 2,5 раза (уголовных), и в три раза количество гражданских дел. За последние годы увеличилось и количество посягательств на судейский корпус - за два года посягательства увеличились в 22-а раза, количество угроз возросло - в 18-ть раз, количество фактической гибели судей - в 8-мь раз. Также сегодня судейский корпус очищается от случайных людей, так в прошлом году, 58-мь судей лишены судейских мантий, а в 1998 - 108 судей: 44% за совершение противозаконных действий, 30% за волокиту, 19% за прогулы и появление в нетрезвом состоянии, 7% за недостойное поведение в быту и т.д. Некоторые судьи привлекались к уголовной ответственности.

Примерно 70% преступлений из этой группы раскрываются. Если учесть, что статистика, как правило, отражает далеко не всю действительность, то в целом, результат не очень хорош.

Характеристика уголовно-исполнительной системы. Сейчас в уголовно-исполнительной системе содержится примерно 950-т  тысяч человек, это больше, чем 10-ть лет назад во всем СССР. В уголовно-исполнительной системе "содержатся" около 40-ка тысяч женщин. В среднем в России на одного человека в следственном изоляторе приходится 1,7 м2, в Москве - 0,9 м2. Каждый десятый заключенный болен туберкулезом, появилось много спидоносцев, появился лекарственно устойчивый туберкулез. Инспектора Совета Европы дали заключение о том, что следственные изоляторы в России являются местом пыток. Сейчас стали строить новые колонии, но государство не успевает.

В следственные изоляторы  ежегодно необоснованно помещают около 120-ти тысяч человек, которым потом или меняют меру пресечения, или прекращают уголовное дело.

 

Классификация преступлений этой группы профессором Здавомысловым (делит по субъекту):

  1. Те, которые совершаются лицами, работающими в органах правосудия (ст.299, 300-303, 305 УК).
  2. Совершаемые лицами, в отношении которых применены меры правового принуждения (ст.313, 314 УК).
  3. Совершаемые лицами, обязанными по закону содействовать правосудию или не препятствовать его осуществлению (ст.294-298, 304 УК).

 

 

Глава II.

 

2.1. Злоупотребление  служебными полномочиями.

 

Исторически коррупция  и коррупционные преступления существовали еще в древности. Однако резкий всплеск  этой преступности многие государства  ощутили при строительстве цивилизованного  капитализма и рынка: слишком  высоки стали ставки в корыстном использовании служебного положения у различного ранга государственных служащих. Страны “классического” капитализма столкнулись с этим еще в ХIХ веке, соответственно ими приобретен и значительный опыт в борьбе с коррупционными преступлениями. Например, в Великобритании Закон о предотвращении коррупции (Тhe Рrеvention Of Corruption Act) был принят еще в 1889 г. (в дальнейшем он несколько раз изменялся и дополнялся). Так что понятие об этих преступлениях возникло не на пустом месте, ныне оно хорошо известно международному праву.

Исходя из этимологического содержания термина “коррупция” (от латинского corruptio), означающего “подкуп”, в “Кодексе поведения должностных  лиц”, принятом Генеральной Ассамблеей ООН 17 декабря 1978 г., говорится: “Хотя  понятие коррупции должно определяться национальным правом, следует понимать, что оно охватывает совершение или несовершение какого-либо действия при исполнении обязанностей или по причине этих обязанностей в результате требуемых или принятых подарков, обещаний или стимулов или их незаконное получение всякий раз, когда имеет место такое действие или бездействие”.49 То есть указанный международно-правовой (рекомендательный) акт понимает под коррупцией подкуп, продажность должностных лиц и их служебное поведение, осуществляемое в связи с полученным или обещанным вознаграждением.

Этому вполне соответствует  понимание коррупции в современной  российской криминологии. Так, А. И. Долгова  справедливо определяет коррупцию  как “социальное явление, характеризующееся  подкупом — продажностью государственных или иных служащих и на этой основе корыстным использованием ими в личных либо в узкогрупповых, корпоративных интересах официальных служебных полномочий, связанных с ними авторитета и возможностей”.50

Следует отметить и то, что с 1999 г. понятие коррупционного преступления легализовано международным уголовным правом. Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию сформулировала составы целого ряда преступлений, проявляющихся в различных вариантах активного и пассивного подкупа должностных лиц и иных разновидностях корыстного злоупотребления служебным положением, рассматриваемых согласно Конвенции, как преступления коррупционные.

Исходя из этого, в  УК РФ можно выделить нормы об ответственности  за следующие преступления, вполне заслуживающие именования их, как коррупционных:

1) Ст.285 (злоупотребление должностными  полномочиями);

2) ст.290 (получение взятки);

3) ст.291 (дача взятки);

4) ст.292 (служебный подлог);

5) ст.201 (злоупотребление полномочиями);

6) ст.202 (злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторами);

7) ст.204 (коммерческий подкуп);

8) ст.170 (регистрация незаконных  сделок с землей);

9) ст.184 (подкуп участников и организаторов  профессиональных спортивных соревнований  и зрелищных коммерческих конкурсов).

Нормы о первых четырех преступлениях  помещены в главу 30 УК РФ о преступлениях  против государственной власти, интересов  государственной службы и службы в органах местного самоуправления.

Состав злоупотребления служебными полномочиями заключается в использовании должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенные нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства (ч.1 ст.285). В части 2 этой же статьи повышенное наказание устанавливается за то же деяние, если оно совершено лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации (под ним понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов, или государственную должность субъекта Российской Федерации (т. е. лицо, занимающее должность, устанавливаемую конституциями или уставами субъектов Российской Федерации также для непосредственного исполнения полномочий соответствующих государственных органов), а равно главой органа местного самоуправления. Наконец, часть 3 предусматривает еще более строгое наказание, если деяния, предусмотренное частями 1 и 2 статьи, повлекут наступление тяжких последствий.

В примечании 1 к этой статье дается расшифровка понятия должностного лица, которое относится не только к составу злоупотребления должностными полномочиями, но и к другим составам преступлений, нормы об ответственности за совершение которых помещены в главе 30 УК РФ. В соответствии с этим примечанием должностными лицами признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и военных формированиях Российской Федерации. Понятие представителя власти раскрывается в примечании к ст. 318 УК РФ (применение насилия в отношении представителя власти): им признается должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости.

Состав получения взятки (ст. 290 УК РФ) – это специальный состав злоупотребления должностными полномочиями. Он предполагает получение должностным лицом лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе (ч. 1 ст. 290). Наказание усиливается, если взятка получается должностным лицом за незаконные действия или бездействие (ч. 2). Повышенное по сравнению с предыдущим наказание устанавливается, если указанные деяния (предусмотренные частями 1 и 2) совершаются лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления (ч.3). Наконец, наиболее строгое наказание полагается за получение взятки, если это деяние совершено: а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; б) неоднократно; в) с вымогательством взятки и г) в крупном размере (ч. 4).

Ст.291 УК РФ конструирует состав дачи взятки. Он заключается в передаче взятки должностному лицу лично или через посредника (ч.1). Наказание повышается, если взятка должностному лицу дается за совершение им заведомо незаконных действий (бездействие) или неоднократно (ч.2). В соответствии с примечанием к ст.291 лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица или если лицо добровольно сообщило органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о даче взятки.

Информация о работе Злоупотребление правом и полномочиями