Злоупотребление правом и полномочиями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 05:46, курсовая работа

Описание

АКТУАЛЬНОСТЬ исследования определяется не разработанностью в Российском уголовном праве такой важной проблемы, как должностные преступления. В связи с этим решающее значение приобретает вопрос о совершенствовании действующего Уголовного кодекса и деятельности Российского государства по защите интересов населения.

Работа состоит из  1 файл

Субьект - диплом.doc

— 691.00 Кб (Скачать документ)

Обязательным  условием признания содеянного именно служебным подлогом является совершение соответствующих действий по отношению к официальным документам должностным лицом или служащим в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей (в рамках или с превышением служебной компетенции). Если субъект, в принципе являющийся должностным лицом или служащим, подделывает неофициальный документ или не использует при подделке те возможности, которыми он обладает в силу своего служебного положения, состава служебного подлога нет. В соответствующих случаях эти действия могут быть квалифицированы по ст. 327 УК как подделка удостоверения или иного официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, совершенная частным лицом как преступление против порядка управления.

Субъективная  сторона служебного подлога характеризуется  прямым умыслом. Виновный достоверно знает, что он вносит в официальные документы ложные сведения, и столь же сознательно совершает иные действия, составляющие сущность подлога. При этом он должен руководствоваться корыстными или иными личными побуждениями. Наличие какого-либо другого мотива при совершении действий, предусмотренных ст. 292 УК, исключает ответственность за служебный подлог. Цель фальсификации должностным лицом или служащим официальных документов закон не оговаривает. Однако в тех случаях, когда подлог совершается с целью последующего использования ложных документов для совершения другого тяжкого или особо тяжкого преступления, содеянное должно быть квалифицировано по совокупности как служебный подлог и приготовление к тяжкому или особо тяжкому преступлению.

Использование должностным лицом или служащим изготовленных им заведомо фиктивных  документов при совершении хищения  чужого имущества путем мошенничества, присвоения или растраты надлежит квалифицировать  по совокупности как хищение и  служебный подлог.

Точно так же по совокупности преступлений квалифицируются  действия должностного лица или служащего, который использует подделанный  им официальный документ для совершения или сокрытия любого другого преступления. Подлог не требует самостоятельной  квалификации лишь тогда, когда он является конструктивным признаком другого преступления (например, контрабанды).

Если служебный  подлог учиняется с целью оказания содействия другому лицу в совершении преступления, виновный привлекается к ответственности по ст. 292 УК и за пособничество совершению другого преступления. Так, если должностное лицо, государственный или муниципальный служащий совершает подлог и выдает подложный документ, понимая, что этот документ будет использоваться для совершения хищения чужого имущества, виновный будет отвечать и за подлог, и за соучастие в хищении.

Закон считает  служебный подлог преступлением  небольшой тяжести. Данное преступление наказывается штрафом в размере  от 100 до 200 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до двух месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

 

 

 

2.2. Превышение полномочий.

 

В настоящее время, в  России, в период построения цивилизованной экономики и  становления демократического правового государства важная роль принадлежит органам  государственной власти и исполнения, а также органам местного самоуправления. В связи с чем особенно опасны и нетерпимы преступные проявления среди самих работников  органов власти и управления. Поэтому в новом Уголовном Кодексе преступные деяния, совершённые должностными лицами отнесены к главе № 30 и названы вместо «Должностных преступлений» --- «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления».

Эту группу преступлений можно определить как общественно  опасные деяния (действия или бездействие), которые совершаются представителями  власти и  должностными лицами, благодаря  занимаемому ими служебному положению  и вопреки  интересам службы, и  причиняют существенный вред нормальной деятельности органов  государственной власти, интересам государственной службы или службы в органах  местного самоуправления либо содержат реальную угрозу причинения такого вреда. Эти преступления отличаются от других преступных посягательств специальными  признаками:

1)- они совершаются  специальными субъектами (должностными  лицами или  лицами, занимающими   государственные  должности);

2)- их совершение возможно  лишь благодаря занимаемому служебному  положению лиц c использованием служебных полномочий;

3)-  нарушают нормальную  деятельность органов власти  и управления.

К этой группе преступлений относятся: злоупотребление должностными  полномочиями (ст.285); превышение должностных  полномочий (ст.286);

отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию РФ или Счетной  палате РФ (ст. 287);

присвоение полномочий должностного лица (ст. 288); незаконное участие в  предпринимательской  деятельности (ст.289);

получение  взятки (ст.290);

дача  взятки (ст.291);

служебный подлог (ст.292);

халатность (ст.293).

К обязательным признакам  любого состава преступления относятся - объект, объективная сторона, субъективная сторона и субъект преступления.

Мы рассмотрим группу должностных преступлений по этим признакам, чтобы  полнее раскрыть понятие должностных преступлений.

Групповой (видовой) объект этой группы – совокупность общественных отношений, обеспечивающих нормальную и законную деятельность органов власти и  исполнения. Эти преступления посягают на функционирование и престиж органов  государственной власти, на интересы государственной службы и на деятельность органов  местного самоуправления.

Непосредственный объект – нормальная деятельность органов  государственной  власти, государственной  службы или органов местного самоуправления (не входят в систему органов государственной власти).

Наряду с объектом преступления в отдельных составах этой группы обязательным  признаком  является предмет. Например: информация (документы, материалы), представляемая Федеральному Собранию (ст. 287); взятка (ст. 290 и 291); официальные  документы (ст. 292 - служебный подлог).

В некоторых преступлениях  может иметь место факультативный объект – интересы личности, собственность.

Объективная сторона  должностных преступлений состоит  в посягательстве на  нормальную деятельность органов власти, управления или местного самоуправления  путём действия, некоторые преступления также и путём бездействия (халатность,  злоупотребление должностными полномочиями). Должностные преступления с  материальными составами (ст. 285, 286, 288, 293 УК) имеют обязательные признаки  объективной стороны – общественно опасные последствия (это  может  быть  не  только  материальный  ущерб, но и иной  вред: нарушение  конституционных  прав  и  свобод  граждан, подрыв авторитета органов власти,  создание помех и сбоев в их работе) и  причинно - следственная связь между деянием и последствиями. А преступления с  формальными составами ограничиваются только преступным деянием.

У объективной стороны  этой группы преступлений есть два специфических признака:

1. Они совершаются  либо с использованием служебных  полномочий либо благодаря занимаемому виновным служебному положению. Этот признак по существу  вытекающий из УК (ст.285 – 289; 292; 293), разделяется всеми криминалистами,  занимающимися проблемами ответственности за должностные преступления. При  раскрытии этого признака почти все авторы сходятся на том, что сущность его состоит в  совершении лицом таких действий (или в таком бездействии), которое оно могло  совершить единственно благодаря служебному положению, т.е. вследствие того, что  занимает определённую должность в системе государственных органов и её  осуществление связано с такими полномочиями по службе, наличие которых только и делает возможным преступное посягательство на нормальное функционирование органов  власти и исполнения. Например: Преподаватель автошколы взымал с каждого слушателя  по некоторой сумме за то, что перед экзаменом заранее знакомил их с вопросами  экзаменационных билетов – если бы он не занимал эту должность, то у него не было бы  возможности совершать эти преступные действия.

Спорным в уголовно-правовой науке является важный вопрос о том, совершаются  ли деяния при должностных  преступлениях в пределах служебной  компетенции, т.е.  непосредственно  по службе (I точка зрения), либо возможно наличие должностного  преступления и в тех случаях, когда виновный лишь использует своё служебное положение в широком смысле слова, не совершая при этом непосредственно действий по  службе (II точка зрения).

Сторонники первой точки зрения, оспаривая возможность совершения  должностного преступления вне сферы служебных обязанностей виновного полагают,  что должностное преступление может быть совершено лишь тогда, когда лицо выполняет  такие действия, которые находятся в рамках его служебной деятельности,  непосредственно вытекают из его полномочий, прав и обязанностей. Например: действия  директора государственной фабрики, который, используя предоставленное ему по службе право найма, оформляет на работу своего родственника, заведомо  непригодного для её выполнения.

Сторонники второй точки зрения допускают в отдельных случаях совершение  должностного преступления и не в связи с выполнением обязанностей по службе, но с  использованием своего должностного положения. Следовательно, состав получения  взятки будет иметься и тогда, когда лицо получает её за воздействие в интересах  взяткодателя на другое должностное лицо. В принципе эта точка зрения представляется  более правильной.

Однако данный вопрос нельзя решать однозначно. Действительно, по общему  правилу, должностные преступления возможны только тогда, когда речь идет о  совершении деяния в сфере служебной деятельности должностного лица и формально в  пределах тех полномочий, которые на него возложены. При этом необходимо учитывать  вид должностного преступления. Некоторые из этих преступлений (такие, как должностной подлог и халатность) требуют совершения действий или бездействия только  в сфере служебной деятельности и только таких, которые охватываются полномочиями лица либо непосредственно вытекают из них. Другие же преступления (например: получение взятки и злоупотребление служебным положением) чаще всего также предполагают совершение действия в пределах полномочий по службе виновных лиц, но  могут быть совершены и вне их. В последнем случае виновный использует своё  служебное положение в широком смысле, свой служебный авторитет, служебные связи и возможности, существующие благодаря занимаемому должностному положению, чтобы оказать влияние на других лиц.  

2. Эти преступные деяния совершаются вопреки (во вред) интересам службы. Этот признак, понимаемый как совершение действия или бездействия, которые  препятствуют нормальному функционированию тех или иных звеньев государственной и исполнительной власти, осуществляются не на основе и не во исполнение законов и  других нормативных актов, не вызывает особых разногласий в работах о должностных  преступлениях. Деяние признаётся совершённым вопреки интересам службы во всех тех  случаях, когда оно объективно противоречит как общим задачам и требованиям,  предъявляемым к государственным органам в целом, так и задачам, которые выполняют  отдельные звенья государственного органа. В связи с тем, что деяние будет совершено  вопреки интересам службы и тогда, когда оно нарушает установленные принципы и методы работы органов государственной службы и органов местного самоуправления.  Этот признак сохраняется и в случаях совершения должностным лицом таких действий,  которые продиктованы ложно понимаемыми им интересами ведомства или организации. В подобных случаях у лица может не только отсутствовать стремление причинить вред  нормальной работе того или иного звена,  но даже иметься ошибочное представление о  полезности этих действий для организации, где он работает. Однако такое ложное  представление лица, руководствующегося узковедомственными интересами, не лишает  совершаемых им действий общественной опасности и не устраняет их оценки как  противоречащих интересам службы. Вместе с тем, при оценке этого признака     объективной стороны должностного преступления следует иметь ввиду, что действия  должностного лица по службе, вызванные подлинной служебной либо производственной  необходимостью не могут быть при определённых условиях расценены как совершаемые  вопреки интересам службы, хотя им при этом был причинён определённый ущерб. Новый  УК в число обстоятельств, исключающих преступность деяния ввел обоснованный риск (ст.41УК), а вынужденное нарушение положений и инструкций для предотвращения  более серьёзного вреда должно оцениваться как крайняя необходимость (ст. 39 УК), при  условии, что будут соблюдены условия правомерности применения крайней необходимости и обоснованного риска.

 

 

2.3. Незаконное присвоение  полномочий должностными лицами.

 

Объективная сторона  данного деяния выражена в совершении должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий. В п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда СССР от 30 марта 1990 г. N 4 "О судебной практике по делам о злоупотреблении властью и служебных полномочий, халатности и должностном подлоге" указаны основные виды превышения должностных полномочий:

1) совершение должностным  лицом действий, которые относятся  к полномочиям другого должностного  лица;

2) совершение должностным  лицом действий, которые могли  быть совершены им самим только при наличии особых обстоятельств, указанных в законе или подзаконном акте;

3) совершение должностным  лицом единолично действий, которые  имеет право совершить только  коллегиальный орган; 

4) совершение должностным  лицом действий, которые никто  и ни при каких обстоятельствах не вправе совершать.

Общим для всех этих случаев  является то, что должностное лицо совершает действия, явно выходящие  за пределы его прав и полномочий.

Объективная сторона  данного состава может выполняться  как в виде активных действий, так и бездействия (невыполнение постановления об освобождении из-под стражи со стороны начальника следственного изолятора).

Обязательными признаками объективной стороны превышения должностных полномочий являются наступление  общественно опасного последствия в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, а также причинная связь между деянием и последствием.

При решении вопроса  о размере причиненного вреда при превышении должностных полномочий следует исходить из конкретных обстоятельств совершенного деяния, значимости нарушенных общественных отношений (характера и размера причиненного ущерба, числа потерпевших и т.д.).

Субъективная сторона  превышения должностных полномочий характеризуется виной в форме прямого или косвенного умысла. Лицо сознает общественную опасность превышения должностных полномочий, желает совершить эти действия, предвидит возможность или неизбежность наступления общественно опасных последствий в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, желает их наступления или не желает, но сознательно допускает эти последствия.

Мотив и цель превышения должностных полномочий не входят в число обязательных признаков состава и не оказывают существенного влияния на факт наступления уголовной ответственности.

Информация о работе Злоупотребление правом и полномочиями