Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 08:30, курс лекций
ТЕМА 22: ПРОИЗВОДСТВО ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ,
ПОДСУДНЫМ МИРОВЫМ СУДЬЯМ
ВОПРОСЫ:
Полномочия мирового судьи.
Возбуждение уголовного дела частного обвинения.
3. Особенности деятельности судьи по делам частного обвинения на стадии ВУД:
4. Деятельность сторон и мирового судьи при подготовке к судебному заседанию.
5. Особенности рассмотрения уголовных дел мировым судьей в судебном заседании.
6. Приговор. Иные решения мирового судьи и порядок их обжалования.
Результаты деятельности Конституционного суда РФ:
Постановления Конституционного суда имеют большое значение, а по своей юридической силе в иерархии расположены после норм международного права.
Окончательную оценку роли решений Конституционного Суда РФ для регламентации уголовного судопроизводства, как и иных правовых институтов, давать пока что рано. Анализ его практики показывает, что он находится еще в состоянии поиска своего места в судебной системе. Не все его решения могут быть приняты однозначно, без комментариев.
В некоторых принятых в последние годы постановлениях и определениях Конституционного Суда РФ прослеживается почти не скрываемое его стремление поставить себя в особое положение по отношению к другим высшим судам страны, хотя по Конституции РФ предпочтение не отдается никакой высшей судебной инстанции — у каждой из них есть свое поле деятельности. Конституционному Суду РФ не предоставлено право давать разъяснения судам общей юрисдикции по вопросам практики применения закона при разрешении уголовных дел.
Разъяснения Пленума Верховного суда РФ.
Верховный Суд РФ изучает и обобщает судебную практику, анализирует судебную статистику и дает руководящие разъяснения судам по вопросам применения законодательства РФ, возникающим при рассмотрении судебных дел.
Постановления Пленума ВС РФ – это руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, которые обязательны для судов, других органов и должностных лиц, применяющих закон, по которому дано разъяснение.
Наиболее значимые Постановления Пленума ВС РФ за последние годы:
От 27.04.93 №№ 13 « О практике судебной проверки законности и обоснованности ареста и продление сроков содержания под стражей»;
От 29.04.96 № 1 «О судебном приговоре»
От 31.10.95 «О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия» и др.
Причины необходимости дачи разъяснений ВС РФ: недостатки правоприменительной деятельности; единообразное применение закона на территории всей страны; гарантии соблюдения прав и свобод человека.
Законодательные нормы Союза ССР "и разъяснения по их применению, содержащиеся в постановлениях Пленума Верховного Суда СССР, могут применяться судами в части, не противоречащей Конституции РФ, законодательству РФ и Соглашению о создании Содружества Независимых Государств".
Постановления Пленума ВС РФ относятся к подзаконным нормативным актам и могут применяться в части, не противоречащей ФЗ РФ. Разъяснения Пленума ВС не меняют сущности и содержания уголовно-процессуальных норм, не рождают новых правил поведения, они призваны оптимизировать уголовно-процессуальную форму.
Пленуму предоставлено право трактовать судебную практику, но не закон, что является исключительной прерогативой законодателя. Пленум ВС РФ в соответствии с принципом разделения властей относится к судебной, а не законодательной власти.
Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные акты министерств и ведомств – относятся к подзаконным актам в системе источников уголовно-процессуального права.
Указы и распоряжения Президента РФ
Виды Указов Президента РФ:
1) Нормативного характера
– могут выступать в качестве
источников уголовно-
Указ Президента РФ от 12 февраля 2000 г. N 336 «Об исполнении полномочий председателей федеральных судов общей юрисдикции»; Указ Президента РФ от 26.04.2000 № 18 №О прикомандировании военнослужащих Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов к военным судам РФ, Верховному Суду РФ и Судебному департаменту при Верховном Суде РФ».
Нормативные указы Президента РФ можно разделить на две группы:
А) Указы, связанные с наделением полномочиями судей и народных заседателей (состав суда, продление правомочий народных заседателей).
Б) Указы, которые содержат предписания о структуре и полномочиях органов, осуществляющих предварительное расследование (Указ "Об утверждении Положения о Федеральной службе безопасности РФ и ее структуры" от 6 июля 1998 г., Указ «Об утверждении положения об органах предварительного следствия в системе МВД РФ» от 23.11.98 № 1422)
2) Индивидуального характера
– не могут выступать в
Постановления Правительства РФ
Являются актами подзаконными. Регламентация уголовного судопроизводства не отнесена прямо к их ведению, однако в них могут содержаться решение вопросов, связанных с производством по уголовным делам.
Постановление Правительства РФ "О порядке дальнейшего использования или уничтожения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также инструментов и оборудования, которые были конфискованы или изъяты из незаконного оборота либо дальнейшее использование которых признано нецелесообразным" от 18 июня 1999 г. № 647, решает многие вопросы, возникающие в данной сфере, установило ряд особых, прямо адресованных правоохранительным органам правил, имеющих отношение к работе с вещественными доказательствами при производстве по уголовным делам.
Нормативные акты Министерств и ведомств.
Главная особенность — они издаются на основе закона, в соответствии с законом и во имя исполнения закона.
Основная цель – предельная мобилизация правоохранительных органов на правильное и единообразное применение закона.
Они не должны противоречить закону или корректировать его и издаются руководителями министерств либо ведомств в пределах предоставленных им полномочий.
Чаще всего в ходе производства по уголовным делам регламентирующую роль играют нормативные акты, издаваемые руководителями правоохранительных учреждений:
Приказы Генерального
прокурора РФ (Приказ от 05.07.02 № 39 «Об
организации прокурорского
Кроме того Генеральный прокурор вправе издавать приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции, обязательные для исполнения работниками органов и учреждений прокуратуры. К таким работникам относятся, как известно, и прокуроры, поддерживающие государственное обвинение, приносящие протесты на судебные решения, дающие заключения в вышестоящих инстанциях, и следователи, расследующие уголовные дела.
Приказ МВД РФ «Об утверждении инструкции по организации взаимодействия подразделений и служб ОВД в расследовании и раскрытии преступлений» от 20.06.96 № 334.
Существует немало нормативных актов, издаваемых другими, не являющимися правоохранительными, министерствами и ведомствами. Акты такого рода тоже активно используются практическими работниками органов, ведущих производство по уголовным делам, и другими субъектами уголовного судопроизводства. Им приходится довольно часто обращаться при решении практических вопросов, скажем, к нормативным актам, издаваемым Министерством здравоохранения РФ по вопросам, касающимся производства судебно-медицинских экспертиз. (Приказ данного министерства от 10 декабря 1996 г. № 407 "О введении в практику правил производства судебно-медицинских экспертиз").
Постановления Государственной Думы Федерального Собрания РФ
Возможность принятия данных постановлений установлена ст. 103 Конституции РФ, согласно которой Государственной Думе принадлежит исключительное право издание амнистии. В актах амнистии присутствуют и процессуальные нормы, которые детализируют процессуальную форму применения амнистии к определенным лицам.
Действие уголовно - процессуального закона в пространстве
1. Производство
по уголовному делу на
2. Нормы
УПК РФ применяются также при
производстве по уголовному
Нормы обусловлены действием принципа государственного суверенитета, исключающий на территории независимого и суверенного государства деятельность (в том числе уголовно - процессуальную) представителей власти другого государства и применение законодательства другого государства.
3. В соответствии
с УПК РФ должны
Действие уголовно - процессуального по кругу лиц
1. Производство
по уголовным делам о
2. Процессуальные
действия, предусмотренные УПК РФ,
в отношении лиц, обладающих
правом дипломатической
Иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в РФ, подлежат уголовной ответственности в случаях, если преступление совершено ими на территории РФ или если преступление, совершенное вне пределов РФ, направлено против интересов РФ, либо в случаях, предусмотренных международным договором РФ, если они не были осуждены в иностранном государстве и привлекаются к уголовной ответственности на территории РФ.
Если иностранные граждане и лица без гражданства обладают в уголовном деле процессуальным статусом, на них лежат такие же, как и на гражданах РФ, процессуальные обязанности; они обладают такими же процессуальными правами.
В отношении
лиц, обладающих дипломатической
Следует, однако,
иметь в виду, что дипломатический
иммунитет является не только правом
отдельных категорий
Особым иммунитетом пользуются в РФ отдельные категории граждан, к которым относятся президент РФ, депутаты, адвокаты, судьи, прокуроры, следователи.
Действие уголовно - процессуального закона во времени
При производстве по уголовному делу применяется уголовно - процессуальный закон, действующий во время производства соответствующего процессуального действия или принятия процессуального решения, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Пределы действия уголовно - процессуального закона во времени определяются моментом проведения соответствующего следственного, судебного, иного процессуального действия или принятия процессуального решения; они не зависят ни от момента совершения преступления, ни от момента возбуждения уголовного дела.
По общему правилу уголовно - процессуальный закон не имеет обратной силы.
Однако это не относится к тем нормам, которые определяют процессуальный механизм реализации уголовно - правовых институтов, устанавливающих ответственность за преступления и освобождение от ответственности и наказания, и которые являются производными от соответствующих уголовно - правовых институтов. На них в силу ст. 54 Конституции распространяются правила об обратной силе закона, устраняющего или смягчающего ответственность, и о недопущении применения закона, устанавливающего или усиливающего ответственность.
В случае если вновь принятый закон вносит изменения в уже возникшие процессуальные правоотношения и при этом ограничивает права его участников, должен применяться не новый, а прежний закон, на основе которого и возникли эти правоотношения.