Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 21:24, доклад
В ст. 1 ФЗ об ОРД определено, что ОРД — вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то ФЗ об ОРД, в пределах их полномочий посредством проведения ОРМ в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.
Система субъектов
оперативно-розыскной
В ст. 1 ФЗ об ОРД определено,
что ОРД — вид деятельности,
осуществляемой гласно и негласно оперативными
подразделениями
Наконец, ОРД — разновидность деятельности государства. Только Российская Федерация в лице высших органов законодательной, исполнительной и судебной власти (в пределах их компетенции) может наделять правом осуществлять ОРД каких-либо субъектов, возлагать на них определенные обязанности и осуществлять контроль за реализацией законодательных норм в ОРД.
В «узком» смысле слова ОРД — это основанный на федеральном законодательстве вид социально полезной юридической государственной деятельности уполномоченных на то законодателем субъектов, представляющий собой систему поведенческих актов конспиративного и гласного применения специальных сил, средств и методов, а также совершения ОРМ и оперативно-тактических действий и принятия оперативно-значимых решений, осуществляемый с целью защиты человека и общества от преступных посягательств при наличии объективного затруднения или невозможности достижения этой цели посредством реализации иных законных средств.
В «широком» смысле слова в определении ОРД изменяется содержание одного из основных ее субъективных элементов - цели. Вместо ее узкой направленности (защита охраняемых законом объектов от преступных посягательств) целью данной деятельности выступает обеспечение безопасности человека и общества (разумеется, включая и государство).
Таким образом, в определении ОРД можно выделить две группы признаков:
1. Объективные;
2. Субъективные.
Субъективные признаки динамичны, подвижны. Они могут меняться в зависимости от воли законодателя. К ним относятся: установление той или иной («узкой» или «широкой») цели такой деятельности: условие регулирования общественных отношений в ОРД на уровне закона (всех или их части — большей или меньшей); запрет или, наоборот, разрешение на применение тех или иных специальных сил, средств и методов (совершение ОРМ); определение пределов гласности (или конспиративности) в ОРД.
В свою очередь, группа объективных
признаков определения ОРД
Виды и направления ОРД. Наличие в этой деятельности различных правовых отношений определяет ее комплексный характер, где можно выделить определенные виды. Основными из них являются:
1) оперативно-розыскной
процесс (как сугубо
2) административная оперативно-
Внутри основных видов ОРД в зависимости от решения тех или иных задач различаются подвиды. Суть тех из них, которые непосредственно указаны в ст. 2 ФЗ об ОРД, заключается в том, что эта деятельность осуществляется:
Цели ОРД.
Цели ОРД указаны в ст. 1 ФЗ об ОРД: а) защита человека (гражданина) от преступных посягательств (его жизни и здоровья, прав и свобод); б) защита собственности от преступных посягательств; в) обеспечение безопасности общества и государства (в аспекте защиты от лиц, совершающих преступления). Направляя ОРД на достижение социально полезных целей, законодатель особо выделил интересы человека и гражданина (жизнь, здоровье, права и свободы), поставив их на первое место в перечне объектов защиты. В соответствии со ст. 2 Конституции РФ (далее — Конституция) человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства. Защита жизни человека от преступных посягательств с помощью оперативно-розыскных средств и методов наполняет конституционное положение о том, что каждый имеет право на жизнь (см. ч. 1 ст. 20 Конституции), реальным содержанием. Наряду с этим признанные и гарантированные в главе 2 Конституции права и свободы человека и гражданина непосредственно поставлены государством под охрану от преступных посягательств. В частности, таким «охранным» средством является осуществление ОРД в необходимых и допустимых законом случаях.
Задачами ОРД являются требующие разрешения поручения (волеизъявление, наказ) законодателя, предусмотренные ФЗ об ОРД и другими законодательными актами, составляющими оперативно-розыскное законодательство, посредством выполнения которых достигается цель ОРД (защита от преступных посягательств). Следовательно, задачи ОРД есть определенный этап в достижении цели этой деятельности и одновременно способ такого достижения.
Принцип — это основа, начало общественного явления, в частности отрасли права или вида деятельности. Принципы ОРД — это руководящие идеи, основополагающие начала,выработанные сыскной практикой, выраженные в нормах законодательных актов, регулирующих общественные отношения в области ОРД, и отражающие политические, экономические и социальные закономерности развития современного российского общества, а равно нравственные и правовые представления россиян относительно сущности, цели, задач и процедур осуществления ОРД. Значение принципов ОРД состоит в том, что именно в принципах находит свое выражение сущность этого вида государственной юридической деятельности.
Правовая основа ОРД двухуровневая: часть составляющих ее актов относится к законам, а другая — к подзаконным актам.
Система нормативных правовых источников, составляющих правовую основу ОРД. Совокупность нормативных правовых актов в области ОРД (их насчитывается несколько сотен) можно систематизировать на пять групп (в зависимости от юридической силы и роли, которую они играют в регулировании сыскной работы).
К первой группе относятся
Конституция и федеральные
Вторую группу, или «ядро» правовой основы, составляют нормы самого ФЗ об ОРД.
В третью группу нормативных актов входят другие ФЗ. Во-первых, к ним относят только те законы, которые регулируют группы общественных отношений, возникающих в ОРД.
К четвертой группе актов правовой основы относятся иные, кроме законов, нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти: Президента РФ (например, Указ от 12 июля 1995 № 673 «Об упорядочении организации и проведения ОРМ с использованием технических средств»); представительного и законодательного органа России (палат парламента); Правительства РФ (например, постановление от 14 октября 1996 г. № 1190 «Об утверждении Положения о Национальном центральном бюро Интерпола»).
Пятую группу составляют нормативные акты органов, осуществляющих ОРД. К этим актам применяются общие требования. Так, ФЗ об ОРД требует, чтобы эти акты издавались (см. ч. 2 ст. 4): строго в соответствии с законодательством РФ; в пределах полномочий конкретного ОРО; только по вопросам регламентации организации и тактики проведения ОРМ. Кроме того, те нормативные акты данной группы правовой основы ОРД, которые затрагивают права и законные интересы граждан или носят межведомственный характер, подлежат обязательной государственной регистрации в Минюсте России.
Оперативное подразделение — это организационно-штатное звено, входящее в структуру соответствующего российского правоохранительного органа или спецслужбы, в функциональные обязанности которого входит решение оперативно-розыскных, контрразведывательных или разведывательных задач, предусмотренных федеральными законами.
Оперативные подразделения
конкретного ОРО (оперативно-розыскной
орган) структурированы в
Перечень оперативных подразделений определяется нормативными правовыми актами соответствующих ОРО, перечисленных в ст. 13 ФЗ об ОРД.
В соответствии с межведомственной Инструкцией субъектами оперативно-розыскного сотрудничества по линии Интерпола являются:
Органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ также являются субъектом оперативно-розыскного сотрудничества по линии Интерпола, являясь субъектом ОРД.
Определение субъектов, контролирующих ОРД и надзирающих за ней. Этими субъектами являются государственные органы и их должностные лица, наделенные законодателем функцией контроля за организацией, обеспечением и (или) осуществлением ОРД, а равно Генеральный прокурор РФ и уполномоченные им прокуроры, наделенные законодателем функцией надзора за исполнением ОРО законов России.
Субъекты внешнего контроля за ОРД. Согласно ФЗ об ОРД этот контроль за ОРД в пределах полномочий, определяемых Конституцией, ФКЗ и ФЗ, осуществляют:
Президент РФ как высшее должностное лицо государства осуществляет стратегический контроль за деятельностью федеральных министерств и ведомств, в функции которых входит организация и осуществление ОРМ, практическое исполнение ФЗ об ОРД.
в ОРД, его функции, обязанности и права. Судья - должностное лицо государства, являющееся носителем судебной власти в России; гражданин России {достигший 25 лет, имеющий высшее юридическое образование и стаж: работы по юридической профессии не менее пяти лет), в конституционном порядке наделенный полномочиями осуществлять правосудие и исполняющий обязанности на профессиональной основе. Согласно ст. 9 ФЗ об ОРД каждое ОРМ, влекущее ограничение конституционных прав граждан, может быть проведено только по решению судьи.
Порядок судебного рассмотрения материалов об ограничении конституционных прав граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, на неприкосновенность жилища при проведении ОРМ предусмотрен в ст. 9 ФЗ об ОРД. Он включает следующие элементы:
- основание к судебному рассмотрению материалов об ограничении конституционного права лица;
- место рассмотрения материалов;
- субъекта, принимающего решение (должностного лица, которое рассматривает материалы);
- срок рассмотрения материалов; ход рассмотрения материалов; итоги рассмотрения материалов;
- срок действия решения (
- порядок продления срока
Прокурорский надзор за исполнением ФЗ об ОРД осуществляют:
а) Генеральный прокурор РФ;
б) уполномоченные им прокуроры (ст. 21 ФЗ об ОРД).
Ст. 23 ФЗ об ОРД предусматривает также ведомственный контроль за законностью осуществления ОРД. Норма закона возлагает персональную ответственность за соблюдение законности при организации и проведении ОРМ на руководителей ОРО. Ответственность руководителя ОРО следует рассматривать как последствие неисполнения или ненадлежащего исполнения возложенных на него функций (возможность привлечения к юридической ответственности) и, кроме того, как специфическую юридическую обязанность (гарантирование лично им решение задач ОРД, достижение положительного результата, добровольное исполнение своих обязанностей).
Порядок реализации ведомственного контроля за исполнением законов ОРО, определяется соответствующими ведомственными Нормативными правовыми актами. Ведомственный контроль организуется руководителями либо иными должностными лицами, наделенными контролирующими и инспектирующими функциями. Контроль осуществляется следующими способами: личное участие в организации (проведении) ОРМ; санкционирование заведения (прекращения) ДОУ, их сроков или разрешение проведения конкретных ОРМ; санкционирование заключения контракта с гражданами, сотрудничающими с органами, осуществляющими ОРО; изучение материалов, полученных в результате выполнения ОРМ, иных документов, имеющих отношение к ОРД и принятие по ним решений; дача указания о дальнейшей работе по осуществлению оперативной проверки; участие в планировании ОРМ; заслушивание исполнителей; назначение проведения служебных проверок; рассмотрение жалоб и заявлений граждан.
Информация о работе Система субъектов оперативно-розыскной деятельности