Понятие права собственности на землю

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 13:23, контрольная работа

Описание

Приступая к рассмотрению права собственности на землю, следует быть готовым к восприятию довольно сложных положений, выходящих за рамки земельно-правовой науки и вообще правового регулирования. Правовую регламентацию отношений собственности невозможно понять, не вникая в их экономическую сущность. Поэтому необходимо обращение к экономическим аспектам данной проблемы.

Работа состоит из  1 файл

земельное право.doc

— 759.50 Кб (Скачать документ)

Одновременно проводится политика укрепления трудовой дисциплины колхозников. 13 апреля 1942 г. СНК СССР и ЦК ВКП (б) принимают постановление «О повышении  для колхозников обязательного минимума трудодней»*, которым было установлено, что трудоспособные колхозники и колхозницы, не выработавшие в течение года обязательного минимума трудодней, должны считаться выбывшими из колхоза, потерявшими права колхозника и лишаться приусадебного участка.

* Правда. 1942. 22 авг.

Земельное право в период 1946—1990 гг. В 1945 г. после окончания войны  в состав СССР вошли территории Западной Украины, Калининградской области, южная часть острова Сахалина и Курильские острова. Особого законодательного акта о национализации земли Западной Украины и Калининградской области принято не было. Считалось, что национализация земли вытекала из факта включения этих территорий в состав СССР. Однако национализация земли на территориях Южного Сахалина и Курильских островов была проведена на основе Указа Президиума Верховного Совета СССР от 2 февраля 1946 г. «О национализации земли, банков, промышленных и коммунальных предприятий, железнодорожного и водного транспорта и средств связи южной части острова Сахалин и Курильских островов»*.

* ВВС СССР. 1946. № 5.

6 марта 1956 г. ЦК КПСС и Советом  Министров СССР было принято  постановление «Об Уставе сельскохозяйственной  артели и дальнейшем развитии  инициативы колхозников в организации  колхозного производства и управления делами артели»*, которым на колхозы возлагались обязанности по рациональному использованию закрепленных за ними земель и упорядочению приусадебного землепользования.

* См.: Директивы КПСС и Советского  Правительства по хозяйственным  вопросам. М., 1958. Т. 4. С. 605.

Важное значение для решения  проблем повышения плодородия земель сельскохозяйственного назначения и их охраны имели постановления  ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 16 июня 1966 г. «О широком развитии мелиорации земель для получения  высоких и устойчивых урожаев зерновых и других сельскохозяйственных культур»* и от 20 марта 1967 г. «О неотложных мерах по защите почв от ветровой и водной эрозии»**.

* СП СССР. 1966. № 11. Ст. 114.

** СП СССР. 1967. № 9. Ст. 45.

13 декабря 1968 г. были приняты  Основы земельного законодательства Союза ССР и союзных республик*, игравшие важную роль в регулировании земельных отношений. Значение Основ заключается в том, что этот законодательный акт содержал много принципиально новых норм и явился основой формирования новых в земельном праве институтов. Так, впервые были выделены категории земель водного фонда и земель населенных пунктов. Был предусмотрен особый раздел, посвященный государственному земельному кадастру. Основы закрепили принцип приоритета использования земель сельскохозяйственного назначения.

* ВВС СССР. 1968. Ne 51. Ст. 485.

Принятие Основ земельного законодательства Союза ССР и союзных республик  явилось базой для кодификации  всего законодательства о природных  ресурсах: в 1970 г. были приняты Основы водного законодательства Союза ССР и союзных республик*, в 1975 г. — Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о недрах**, в 1977 г. — Основы лесного законодательства Союза ССР и союзных республик***.

* ВВС СССР. 1970. № 50. Ст. 566.

** ВВС СССР. 1975. № 29. Ст. 435.

*** ВВС СССР. 1977. №25. Ст. 388.

28 февраля 1990 г. были приняты  Основы законодательства Союза  ССР и союзных республик о  земле*. Рассматривая этот законодательный  акт с современных позиций,  его значение можно оценить  как первую попытку восстановить право частной собственности на землю. Основы (ст. 5) предусмотрели титул «право пожизненного наследуемого владения земельным участком» как завуалированную форму частной собственности. Впоследствии этот титул был закреплен и российским законодательством.

* ВВС СССР. 1990. № 10. Ст. 129.

Вопросы земельно-аграрной реформы  начала 90-х гг. в историческом плане  специально не рассматриваются. Многие основные законодательные и нормативные  правовые акты о земельно-аграрной реформе, исключая Закон РСФСР от 23 ноября 1990 г. «О земельной реформе»*, продолжают действовать. Их анализ приводится в связи с изложением соответствующего материала.

* ВВС РСФСР. 1990. № 26. Ст. 327.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 семинар

 

Понятие «земельное правоотношение». Содержание понятия «земельное правоотношение» непосредственно связано с определением предмета земельного права, которое регулирует сферу земельных отношений. Правоотношения в каждой отрасли права, в том числе, естественно, и в земельном праве, являются общественными отношениями, урегулированными нормами права. Общественные земельные отношения, урегулированные нормами земельного права, которые возникают, существуют и прекращаются в соответствии с требованиями и по основаниям, предусмотренным земельным законодательством, представляют собой земельные правоотношения.

Земельные отношения, как уже говорилось выше, являются особым видом имущественных  отношений по поводу земли, регулируемых земельным законодательством. Специфика  отношений по поводу земли обусловлена  особенностями предмета этих отношений — земли. Данное обстоятельство отличает эти имущественные отношения от иных имущественных отношений и обусловливает публичный характер их регулирования. Земельные правоотношения являются правовой формой соответствующей сферы имущественных земельных отношений.

 

 

§ 2. КЛАССИФИКАЦИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ  ПРАВООТНОШЕНИЙ

 

Существенные различия природных  свойств земли и неодинаковость хозяйственного ее использования могут  обусловливать самые разнообразные  земельные отношения.

 

Одни отношения складываются в процессе сельскохозяйственного производства; другие — при использовании земли в промышленности и строительстве; третьи — в лесном хозяйстве; четвертые — при выделении и использовании земель поселений (городов, поселков городского типа и сельских населенных пунктов) и т. д. Это позволяет говорить о классификации земельных отношений по основному хозяйственному назначению земель. Каждый из названных в § 1 данной главы четырех элементов правоотношений приобретает здесь свое значение. Так, земельные правоотношения в сфере сельскохозяйственного производства имеют «свои» правовые нормы, свой объект, своих участников отношений, свое правовое содержание, выражающееся в осуществлении прав и соблюдении определенных обязанностей при сельскохозяйственном использовании земли.

 

Классификацию земельных правоотношений можно строить и по другим признакам, в зависимости от того, какую особенность  земельных правоотношений мы намерены выделить и исследовать. Свое юридическое  значение имеет, например, классификация  земельных правоотношений по их субъекту. Участниками этих отношений могут выступать коммерческие сельскохозяйственные предприятия, арендные коллективы, граждане и т. д. По своему содержанию земельные правоотношения характеризуются теми правами и обязанностями, которые должны определять поведение их участников. Так, праву того или иного гражданина на получение земли соответствует обязанность государственного органа предоставить или содействовать в предоставлении ему земельного участка. Праву арендодателя, сдавшего участок в аренду, соответствует обязанность арендатора своевременно выплачивать арендную плату за пользование землей.

 

По функциональному назначению земельные правоотношения могут  быть регулятивными и правоохранительными.

 

Регулятивные правоотношения —  это такие урегулированные нормами земельного права земельные отношения, которые выражаются в совершении участниками данных отношений позитивных (положительных) действий. Это — обычные, чаще всего возникающие на практике земельные отношения, примеры которых уже приводились выше.

 

Правоохранительные правоотношения, в отличие от регулятивных, вызываются аномалией, отклонением в поведении  участника земельных отношений  от нормы закона. Поэтому правоохранительные земельные отношения возникают  по поводу правонарушений, когда наступает необходимость юридического воздействия на нарушителя земельного законодательства. Названные отношения могут складываться и при отсутствии правонарушения, когда есть угроза его наступления. Поэтому, например, со стороны органов земельного кадастра могут быть приняты охранительные (предупредительные) меры, чтобы не допустить назревающего правонарушения.

 

Земельные правоотношения могут быть материальными, возникающими на основании  норм материального права, и процессуальными  — на основании процессуальных норм.

 

Материальные правовые нормы —  это те, которые устанавливают  какие-то существенные права и обязанности  участников земельных правоотношений, например право на получение земельного участка, обязанность охранять плодородие угодий, не нарушать интересов соседних землепользователей и т. д. Соответствующие этим нормам земельные отношения называются материальными.

 

Процессуальные нормы устанавливают  формы реализации материальных норм (порядок подачи заявлений, просьб и  ходатайств о предоставлении (продаже) земли, порядок проведения торгов, правила обжалования решений государственных органов, процедуру рассмотрения земельных споров, если они возникают, и т. п.). Возникающие в связи с этим отношения признаются процессуальными.

 

Наиболее сложными по своему юридическому содержанию являются земельные правоотношения, в которых реализуются права государства как собственника земли. Управленческий государственный орган, как и всякий собственник, имеет право «господства над вещью» (так называемое «абсолютное право»). Но из этого не следует, что он может игнорировать экономические законы, пренебрегать нормами права, не считаться с законными интересами землепользователей, подавлять хозяйственную самостоятельность сельскохозяйственных предприятий, фермерских хозяйств, отдельных граждан и других землепользователей. Государство, как любой собственник земли, должно стремиться строить свои отношения с пользователями на взаимовыгодной основе. Для этого необходимы в системе государственных органов хозяйственные структуры, которые квалифицированно (без потерь для государства — собственника земель) участвовали бы в сделках с землей, при ее приватизации, аренде и т. д.

 

Государственный орган, действующий  в качестве хозяйствующего субъекта, должен проявлять повышенное внимание к тому, чтобы ни его собственные действия, ни действия его партнеров — пользователей земли не наносили ущерб природе, чтобы в заключаемых с его участием арендных договорах нашли отражение надлежащие права третьих лиц — например, владельцев коммуникаций, проходящих по земле, предоставленной в сельскохозяйственную аренду. Иными словами, государственный

 

орган должен не только блюсти имущественные  интересы государства, но и проявлять  повышенную заботу о соблюдении всего  комплекса нормативных актов, относящихся к земле. Эта последняя сторона земельных отношений подчеркнута в законодательстве о порядке государственного контроля за использованием и охраной земель. Этот контроль за использованием и охраной, как известно, возлагается на Федеральную службу земельного кадастра, Госстрой РФ, которые традиционно осуществляют полномочия в отношении застраиваемых и подлежащих застройке земель; органы по охране окружающей среды; органы санитарно-эпидемиологического надзора Министерства здравоохранения РФ и др.

 

Они могут возникать, изменяться или прекращаться на основании правомерных и неправомерных действий (правонарушений) Так, например, при систематическом нарушении земельного законодательства пользователь может быть лишен права на землю. Земельный участок может быть изъят (выкуплен) и при отсутствии нарушений, если он понадобился для государственных или общественных нужд.

 

Изменения в содержании земельных  правоотношений происходят при частичном  изъятии земель, например в случае соглашения сторон об изменении условий договора аренды, а также при некоторых других обстоятельствах, не приводящих к полному прекращению права пользования землей.

 

Наконец, земельные правоотношения могут различаться по степени  взаимной обязанности их участников. Они могут быть отношениями равноправия (партнерские отношения) и отношениями подчиненности одной стороны другой. Как правило, равноправные земельные отношения возникают между теми или иными хозяйствами — пользователями земли. Так, согласование между соседями порядка использования граничащих (смежных) участков осуществляется путем свободной договоренности. Одна сторона не может диктовать другой обязательных условий поведения, не учитывающих интересов соседа. Стороны этих отношений обязаны в равной мере воздерживаться от нарушения установленного порядка пользования землей. Устранение нарушений допускается не путем «самосуда», а компетентным органом государства (органами Федеральной службы земельного кадастра, судом, арбитражным судом). Партнерские отношения складываются между арендатором и арендодателем, между сельскохозяйственными предприятиями и коллективом — собственниками земельных долей, поскольку участники этих отношений обязаны уважать права друг друга, добиваться взаимного согласия, не нарушать законных интересов другой стороны.

 

При отношениях подчиненности складывается иной характер поведения субъектов права пользования землей. В этих отношениях, как правило, одной из сторон является орган управления, который по закону правомочен давать те или иные указания землепользователю, добиваться от него тех или иных действий, контролировать его поведение и т. д. Так, должностное лицо Федеральной службы земельного кадастра может потребовать от сельскохозяйственного предприятия и всякого другого предприятия (хозяйства) прекращения работ, угрожающих состоянию угодий, и землепользователь, собственник, землевладелец обязан подчиниться этим законным требованиям.

 

. § 3. НОРМЫ ЗЕМЕЛЬНОГО  ПРАВА

 

В результате земельной реформы  нормы земельного права приобрели  более сложное содержание, чем  прежде, поскольку они регулируют отношения, возникающие не только по поводу самого земельного участка, но и других объектов (здания, сооружения и т. д.), которые на нем расположены. В связи с этим к регулированию всех названных имущественных отношений привлекаются нормы гражданского законодательства, которые в силу необходимости учитывать особенности земельных и других природоресурсных отношений преобразуются (трансформируются) в нормы земельного права.

Информация о работе Понятие права собственности на землю