Понятие права собственности на землю

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 13:23, контрольная работа

Описание

Приступая к рассмотрению права собственности на землю, следует быть готовым к восприятию довольно сложных положений, выходящих за рамки земельно-правовой науки и вообще правового регулирования. Правовую регламентацию отношений собственности невозможно понять, не вникая в их экономическую сущность. Поэтому необходимо обращение к экономическим аспектам данной проблемы.

Работа состоит из  1 файл

земельное право.doc

— 759.50 Кб (Скачать документ)

   Министерство юстиции РФ  осуществляет государственную регистрацию  всех этих актов на предмет  их полного соответствия действующему  законодательству.

  8.  Нормативно-правовые акты субъектов РФ.

  9.  Нормативно-правовые акты  органов местного самоуправления.

   Конституционность  нормативно-правового  акта проверяется Конституционным  Судом РФ с позиций:

  а)  содержания правовых норм  в данном нормативно-правовом  акте. Например, если права граждан и организаций в земельно-правовом акте ущемлены по сравнению с конституционным,   то   такой   земельно-правовой   акт   может   быть   признан   не соответствующим Конституции РФ;

  б)  формы нормативно-правового  акта. Так, если вместо постановления как формы принятия нормативно-правового акта, установленного законом, был издан приказ, т.е. форма,   не   предусмотренная   законом,   то   такой   акт   может   быть   признан неконституционным;

  в)  порядка принятия нормативного  акта и введения его в действие. Например, нельзя считать конституционным такой нормативно-правовой акт, который не был опубликован и доведен до исполнителей;

  г)  установленной Конституцией  РФ компетенции и разграничения  компетенции между    федеральными    органами    государственной    власти.    Например,    если Государственная Дума Федерального Собрания РФ примет земельно-правовой акт без одобрения Совета Федерации, то в данном случае будет явное нарушение разграничения компетенции между этими органами;

  д)      разграничения    предметов    ведения    и    полномочий   между    органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ, установленного Конституцией РФ, федеральным или иными договорами о разграничении    предметов    ведения    и    полномочий.    Например,    признается неконституционным   нормативно-правовой   акт,   который   принимается   органами государственной власти субъектов РФ, в то время как его принятие отнесено только к федеральным органам государственной власти.

 

 

   10.  Руководящие постановления  Пленума Верховного Суда РФ  и решения Высшего Арбитражного  Суда РФ. Данные виды нормативных  актов специфичны тем, что они  имеют обязательную силу для  судов указанных систем при  разрешении ими конкретных дел. В правовом же регулировании они не могут быть использованы в качестве непосредственных регуляторов общественных отношений.

   11.  Вспомогательные нормативно-правовые  акты. Определенную вспомогательную  роль по совершенствованию правоприменительной деятельности играют стандарты.

Система нормативно-правовых актов, являющихся источниками права, представляет по существу систему законодательства и постоянно совершенствуется в  связи с реализацией земельной  и других реформ.

   Совокупность нормативно-правовых актов образует собой систему законодательства, которая строится по определенной «иерархической лестнице»: акты расположены по степени юридической силы, по степени конкретности правового регулирования и по другим признакам.

 

3. Земельно-правовые нормы

Признаки и виды правовых норм

    Институты Общей и  Особенной части земельного права  состоят из правовых норм, являющихся  первичными «клетками», ячейками  земельного права.

  Занимая центральное место  в правовом механизме земельного  права и обеспечивая связь и взаимодействие всех его элементов, правовые нормы выступают средством правового регулирования земельных от­ношений, ориентируя деятельность их участников на обеспечение рационального использования земель и санкционированные государ­ством правила поведения субъектов земельных правоотношений. Зе­мельно-правовые нормы характеризуются следующими признаками: общеобязательность, формальная определенность, системность и государственная природа.

   Выделяются различные виды  земельно-правовых норм.

   В зависимости от характера предписания и способа воздействия на участников правоотношений выделяются процессуальные и регулятивные нормы.

   Регулятивные нормы бывают: запретительными (запрещающими совершать  те или иные действия), уполномочивающими  на совершение определенных действий и обязывающими совершить какие-либо действия.

   Процессуальные земельно-правовые  нормы делятся на:

  правонаделительные (определяющие  порядок предоставления земель),

  правообеспечительные (устанавливающие  порядок проведения землеустройства),

  правоохранительные (регламентирующие  порядок разрешения земель­ных  споров) и

  правопрекращающие (определяющие  порядок прекраще­ния прав на  земельный участок). Возможны и  иные классификации земельно-правовых  норм, например по институтам  земельного права.

   Админис­тративный механизм  реализации земельно-правовых норм  имеет в своей основе императивный  подход к поведению участников  земель­ных отношений. Одной из  мер административного воздействия,  име­ющего целью обеспечить рациональное  использование и охрану земель, является установление твердого порядка изъятия и предоставления земельных участков. Среди мер административно-правового воздействия большое значение имеет государственный контроль за использованием земли.

   Существует также экономический механизм правового регулиро­вания земельных правоотношений. Он складывается из мер двойственного характера позитив­ного (экономическое стимулирование пользователей земельных участков действовать в соответствии с земельно-правовы­ми нормами) и негативного (оказывают влияние на экономический интерес пользователя через изъятие у него части получаемого от земли дохо­да - взимание платы за пользование землей, а также взимание платы за загрязнение земель).

Структура земельно-правовой нормы

   Земельно-правовая норма имеет обязательные элементы, без которых нормы права как таковой быть не может.

   Обязательными элементами  земельно-правовой нормы являются  гипотеза, диспозиция и санкция.  Рассмотрим их по отдельности.

   1. Гипотеза земельно-правовой  нормы определяет условия,  при которых возможно ее применение. Эти условия выражаются, как правило, в наличии фактов, имеющих юридическое значение. Например, для изъятия земель сельхозпредприятий для государственных или общественных нужд необходим такой юридически-фактический состав, как решение на то компетентного государственного органа; осуществление процедуры   предварительного согласования   мест размещения объекта на изымаемом участке, возмещение сельхозпредприятию убытков, причиненных изъятием земельного участка, и т.п.

   Если гипотеза правовой  нормы не соответствует фактическим  обстоятельствам дела, то данную  земельно-правовую норму применять  нельзя. Так, если гражданин, заявивший  о предоставлении ему земельного  участка для ведения крестьянского  хозяйства, не достиг возраста 18 лет, то норму о праве граждан на ведение крестьянского хозяйства к нему применять нельзя.

   2. Диспозиция  земельно-правовой   нормы   выражает   правило   поведения, закрепленное в норме  либо вытекающее из ее смысла. Например, в ЗК РФ закреплено правило эффективно использовать землю, однако в чем это заключается — в законе не раскрыто. Исходя из смысла законодательства, можно сделать вывод о том, что землепользователи должны,  с одной   стороны,   максимально полно и экономно использовать площадь предоставленной земли, а с другой - повышать качество земли как средства производства.

   Диспозиция правовой нормы  зачастую содержится в нескольких  нормативно-правовых актах. Так,  обязанности агронома хозяйства  предусмотрены в правилах внутреннего трудового распорядка хозяйства и других нормативно-правовых актах, предусматривающих основные правила работы на земле.

   3. Санкция земельно-правовой  нормы — обязательный элемент,  без которого норма не может  быть эффективной.

   Санкцией правовая норма отличается от иных норм, не имеющих правового характера (от научно обоснованных систем земледелия; от земледельческих традиций, господствующих в данном регионе; от моральных норм и т.п.).

   Санкция правовой нормы  выражается в наказаниях за  совершенные нарушения земельного законодательства, а также в неблагоприятных последствиях, наступающих в случае ненадлежащего поведения субъектов земельных правоотношений.


 

 

§ 1. Феодальное поземельное право  в период IX—XVIII вв.

Киевская Русь (IX— XII вв.). Бoльшую часть территории Восточной Европы в VI—VII вв. занимали славянские племена. Восточные славяне жили родовыми общинами. Начиная с VI в. происходит процесс разложения первобытно-общинного строя. Появляется частная собственность на орудия земледелия, предметы обихода, продукты труда и владение участком пахотной земли, которое было связано с переделом земли в общине. Родовая община заменяется соседской общиной.

Идет процесс формирования господствующего  класса, состоящего из родоплеменных  вождей, военачальников и их приближенных — дружинников, которые захватывали общинные земли, насильственно взимали с населения подати (дань), обращали крестьян в рабство за долги.

Захват главного богатства —  общинных земель и земель покоренных народов теснейшим образом был  связан с формированием феодальных отношений. Родоплеменная знать, захватывая земли, не сгоняла крестьян с земли, а заставляла их платить подати («полюдье»), превращала их в зависимое население. Крестьяне-общинники должны были платить собственнику земли оброк или барщину.

В IX в. на территории восточных славян образуется единое Древнерусское государство  — Киевская Русь. Племенные земли  объединяются под властью киевских князей. К этому времени устанавливается  феодальная собственность на землю  и формируется класс феодалов-землевладельцев и феодально-зависимых крестьян. В результате захвата большей части земель князьями и боярами подавляющее число ранее свободных крестьян-общинников стала феодально-зависимым населением.

Формирование правящего класса происходило на основе отношений «сюзеренитета — вассалитета», т.е. феодальной зависимости. Дружинники князя становятся землевладельцами, его вассалами, вотчинниками. В XI—XII вв. выделяется боярство как особое сословие и оформляется его правовое положение. Формируется институт вассалитета, представлявший собой особую систему отношений с князем-сюзереном, обусловленных землевладением, на основе договора о службе.

С ростом феодального землевладения  усиливалась политическая власть феодалов. Они получали от своих сюзеренов-князей иммунитеты, освобождались от платежа дани, получали право иметь свою дружину, судить зависимое от них население, проживавшее на их землях. Крупная феодальная собственность становится неразрывно связанной с политической властью, управлением государством. Государственного аппарата как такового в то время не было и управление государством осуществлялось одновременно с управлением двором, хозяйством князя.

В это время возникают различные  виды феодальной собственности на землю  в зависимости от того, каким  феодалам она принадлежала, на какой ступени феодальной лестницы они находились. Самым крупным землевладельцем был князь, который раздавал свои земли за службу боярам-вассалам. Они, в свою очередь, раздавали землю своим боярам. Владение полученными в качестве вознаграждения за службу князю землями приобрело наследственный характер и называлось вотчинным.

Земли, владение которыми носило условный характер, т.е. было обусловлено службой, стали называться поместьями.

После принятия в Х в. христианства как государственной религии значительная часть земель сосредоточилась в руках церкви, монастырей, духовенства. На Руси складываются церковные организации и церковная юрисдикция. Церковь получила право на приобретение земель, населенных деревень, осуществление суда. Над некоторыми группами населения церковный суд устанавливался по определенным категориям дел, а суд над населением церковных земель — по всем делам.

Одновременно существовало общинное владение землей. Частной поземельной  собственности в этот период не существовало. Крестьяне-общинники сообща владели землей, принадлежащей общине. Все совершеннолетние мужчины, входившие в состав общины, имели равное право на участок пахотной земли. Периодически происходил передел этой земли. В общем пользовании находились сенокосы, выгоны и леса. Все вопросы о способах, сроках передела земли и пользовании общинной землей решались общим собранием — миром.

Русская Правда — первый русский  писаный памятник обычного права. В  ней закреплялось «кулачное право», т.е. право сильного, право господина. Это право было связанно с феодальной собственностью на землю, оно определяло политические права феодала, его права в отношении феодально-зависимого населения. Специальных статей о праве собственности на землю в Русской Правде не было. Однако охране права собственности уделялось много внимания. Так, за перепахивание межы устанавливался очень крупный штраф — 12 гривен. Суровые наказания вводились за незаконное пользование чужим имуществом, порчу межевых знаков. В Пространной редакции Русской Правды, связанной с именем Владимира Мономаха, предусматривался особый порядок наследования недвижимости (земли). Такие привилегии имели лица, именовавшиеся в Русской Правде как князья, бояре, князьи мужи, княжеские тиуны, огнищане.

Период феодальной раздробленности (XII—XIV вв.). В XII в. Древнерусское государство распалось на самостоятельные княжества. Образовались три основных политических центра: Новгородско-Псковская, Владимирская и Галицко-Волынская земли.

В Новгородской и Псковской феодальных аристократических республиках самыми крупными землевладельцами были высшее духовенство, монастыри и церкви. Церкви и монастыри владели деревнями, пригородными землями, рыбными угодьями. Монастыри владели землями на основании жалованных грамот, которые выдавались им Великим Новгородом. К числу землевладельцев относились также средние феодалы, они назывались «житьи люди». Существовали и мелкие землевладельцы — своеземцы, имевшие небольшие участки земли и обрабатывавшие их своим трудом.

Информация о работе Понятие права собственности на землю