Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 14:54, курсовая работа
Цель работы – проанализировать общие требования и условия заключения договора перевозки грузов автомобильным транспортом, ответственность перевозчика, а также подробнее рассмотреть сущность договора международной перевозки грузов автомобильным транспортом.
ВВЕДЕНИЕ 5
1.Договор перевозки: вехи развития и аспекты современного этапа регулирования 6
1.1 Договор перевозки по дореволюционному российскому гражданскому праву 6
1.2. Договор перевозки по советскому гражданскому праву. 11
1.3. Гражданский кодекс Республики Беларусь и транспортное законодательство 19
2. Правовая природа договора перевозки 27
2.1 Общие требования при осуществлении автомобильных перевозок грузов 39
2.2. Порядок оплаты за перевозку груза 50
3. Международные перевозки 53
3.1. Порядок расчетов за международные автомобильные перевозки 56
3.2. Понятие и сущность смешанной перевозки грузов во внутриреспубликанском и международном транспортном сообщении 59
4. Ответственность перевозчика 68
Заключение 91
Список использованных источников: 93
Обязательства перевозчика
перед заказчиком возникают из договора.
Соответственно, определение начала
возникновения обязательства
В соответствии со ст. 402 ГК РБ договор считается заключенным, если стороны в требуемой форме достигли соглашения по всем существенным условиям договора.
Такое соглашение может быть достигнуто как подписанием сторонами полного текста договора, так и принятием перевозчиком к выполнению разового заказа, оформленного по установленной форме.[15]
С момента получения заказчиком
от перевозчика подтверждения
Правила регламентируют четкое
время прибытия транспорта только в
отношении
Если заказчик понес убытки вследствие несвоевременной подачи перевозчиком транспорта, эти убытки могут быть возмещены за счет виновного лица, т.е. перевозчика (п.1 ст. 364 ГК РБ). Под убытками заказчика понимаются те расходы, которые он не понес бы, если бы смог загрузить транспортное средство своевременно, а также неполученные им доходы. Например, расходы по скадскому хранению груза, расходы по аренде разгрузочных машин и механизмов, неустойка, выплаченная заказчиком по договору (например, если заказчиком выступает экспедитор, который несет ответственность перед грузоотправителем) и так далее.
Особо отметим, что пунктом 398 Правил опоздание транспорта на срок более 2 часов расценивается как невыполнение заказа по вине перевозчика.
Для внутриреспубликанских
перевозок правила
В отношении международных перевозок транспортное законодательство такой конкретики не содержит, соответственно действуют опять-таки общие правила ответственности, рассмотренные выше. Кроме того, согласно ст. 368 ГК РБ, если перевозчик не предоставил транспортные средства в оговоренные сроки, заказчик получает право привлечь для выполнения работ по перевозке другого перевозчика и потребовать от перевозчика, не выполнившего заказ, возмещения расходов и других убытков, понесенных вследствие таких действий. В данном случае убытками дополнительно явится разница между стоимостью перевозки, указанной в договоре, и той стоимостью, которую заказчик уплатил другому перевозчику.
Если за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства установлена неустойка, то убытки возмещаются в части, не покрытой неустойкой. Законодательством или договором могут быть предусмотрены случаи, когда допускается взыскание только неустойки, но не убытков; когда убытки могут быть взысканы в полной сумме сверх неустойки; когда по выбору кредитора могут быть взысканы либо неустойка, либо убытки.
Обстоятельства, освобождающие перевозчика и грузоотправителя от ответственности за невыполнение обязательств по заявкам (заказам) на перевозку грузов могут быть разделены на три группы:
1) действие непреодолимой силы и военные действия;
2) прекращение или ограничение
перевозки грузов в
3) иные случаи, предусмотренные
транспортными уставами и
Наличие обстоятельств, названных
в первой группе, свидетельствует
о том, что нарушение выполнения
заявки (заказа) на перевозку имело
место при таких условиях, которые
исключают ответственность
Обстоятельства второй группы
возникают в связи с
Обстоятельства третьей группы возникают в случаях, предусмотренных конкретно в каждом уставе, кодексе.
Рассмотрим названные группы.
К обстоятельствам первой группы, освобождающим перевозчика и грузоотправителя от ответственности за невыполнение принятой заявки на перевозку грузов на всех видах транспорта, относятся прежде всего непреодолимая сила и военные действия.
Непреодолимая сила является
чрезвычайным и непредотвратимым в
конкретных условиях событием. На практике
характер непреодолимой силы чаще всего
носят стихийные явления
Однако самого факта наличия непреодолимой силы еще недостаточно для того, чтобы перевозчик и грузоотправитель могли быть освобождены от ответственности. Они должны доказать не только наличие непосредственной причинной связи между событием и утратой или повреждением груза, но и то, что ими и их работниками были приняты все разумные меры к обеспечению сохранной перевозки.
Под военными действиями понимаются действия, осуществляемые государством, находящимся в состоянии войны. Военные действия освобождают перевозчика и грузоотправителя от ответственности за невыполнение принятых к исполнению заявок (заказов) лишь при наличии причинной связи между ними и невозможности выполнить заявку (заказ).
К обстоятельствам второй
группы, освобождающим перевозчика
и грузоотправителя от ответственности,
относится прекращение или
Исходя из всего вышеизложенного,
в интересах обеих сторон согласовать
в рамках договора перевозки свое
видение понятий "своевременная
подача транспорта" и "невыполнение
заказа по вине перевозчика из-за несвоевременной
подачи транспорта". Все-таки удобнее
оговорить ответственность
Так, на основании договора-заказа
ОАО "Б" (г. Гомель) оказало РУП
"П" (г. Гомель) услуги по перевозке
груза. По условиям заключенного договора
время на погрузку-разгрузку
Обратившись с иском в суд, ОАО просило взыскать с заказчика, в том числе 537750 руб. оплаты за простой автомашины. Истец указал, что простой автомашины сверх заявленного времени составил 5 суток. Однако, поскольку из материалов дела усматривалось, что сверхнормативный простой автомобиля по договору-заявке составил 3 дня, суд удовлетворил требования истца, взыскав с ответчика 322500 руб. штрафа.[10]
Ответственность за несвоевременную доставку груза
Сроки доставки грузов оказывают прямое и непосредственное влияние на выполнение транспортных обязательств не только транспортными предприятиями, но и грузоотправителями и грузополучателями. От количества времени, затрачиваемого на транспортировку груза, зависят эффективность работы транспорта, ускорение оборачиваемости транспортных средств и в значительной мере сохранность перевозимых грузов. Поэтому своевременная доставка грузов в пункты назначения, являясь условием надлежащего исполнения договора перевозки, составляет одну из основных обязанностей перевозчика, за нарушение которой он несет имущественную ответственность.
Просрочка доставки груза влечет за собой обязанность перевозчика уплатить штраф (пени) грузополучателю. Штраф носит характер исключительной неустойки и исчисляется в процентном отношении к провозной плате в зависимости от длительности просрочки в доставке груза. Общей предпосылкой ответственности за просрочку доставки груза является вина перевозчика, которая презюмируется.
Данный вид ответственности является ярким примером договорной ответственности, т.е. устанавливаемой соглашением сторон. Ни общее, ни транспортное законодательство не устанавливают ответственности перевозчика в виде каких-либо штрафов (неустойки). В случае, если соглашением между перевозчиком и заказчиком штраф (неустойка) за просрочку в доставке груза не предусмотрен, действуют общие правила взыскания убытков вследствие неисполнения обязательства, рассмотренные выше. Однако прежде чем требовать от перевозчика возмещения убытков за просрочку в доставке груза, стоит задуматься, все ли сделано заказчиком для того, чтобы груз был доставлен вовремя?
Статьей 746 ГК РБ установлено,
что перевозчик обязан доставить
груз, пассажира или багаж в
пункт назначения в сроки, определенные
в порядке, предусмотренном
В соответсвии с договором ЗАО-перевозчик по заявке унитарного предприятия осуществило международную перевозку. По прибытии на пропускной пункт Платоново Котовской таможни Одесской области перевозчик допустил простой автопоезда в течение 9 суток. С иском о взыскании штрафа за просрочку в доставке обратился заказчик – Унитарное предприятие.
Срок доставки груза сторонами
не оговаривался, что подтверждается
отсутствием соответствующих
Суд отказал в удовлетворении заявленных грузоотправителем требований о взыскании суммы штрафа за несвоевременную доставку груза, поскольку вина перевозчика доказана не была. В решении суда также сказано, что получатель груза не сделал письменных оговорок о просрочке в доставке груза, как того требует п.3 ст.30 КДПГ[8].
Ответственность за утрату, недостачу и повреждение (порчу) груза
Основной задачей производства является более полное удовлетворение потребностей населения в высококачественной продукции. Однако для того чтобы эта задача была выполнена, недостаточно произвести такую продукцию, недостаточно изготовить ее доброкачественной. Не менее важным условием выполнения этой задачи является доставка этой продукции по назначению в сохранности. Обеспечение сохранности грузов является одной из важнейших задач перевозчика.
Ответственность перевозчиков за неисполнение или ненадлежащее исполнение договорных обязательств при перевозке регулируется в основном специальными нормами транспортного законодательства, обладающими значительным своеобразием по сравнению с действующими в белорусском гражданском праве общими нормами об имущественной ответственности.
Информация о работе Договор перевозки автомобильным транспортом