Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 14:54, курсовая работа
Цель работы – проанализировать общие требования и условия заключения договора перевозки грузов автомобильным транспортом, ответственность перевозчика, а также подробнее рассмотреть сущность договора международной перевозки грузов автомобильным транспортом.
ВВЕДЕНИЕ 5
1.Договор перевозки: вехи развития и аспекты современного этапа регулирования 6
1.1 Договор перевозки по дореволюционному российскому гражданскому праву 6
1.2. Договор перевозки по советскому гражданскому праву. 11
1.3. Гражданский кодекс Республики Беларусь и транспортное законодательство 19
2. Правовая природа договора перевозки 27
2.1 Общие требования при осуществлении автомобильных перевозок грузов 39
2.2. Порядок оплаты за перевозку груза 50
3. Международные перевозки 53
3.1. Порядок расчетов за международные автомобильные перевозки 56
3.2. Понятие и сущность смешанной перевозки грузов во внутриреспубликанском и международном транспортном сообщении 59
4. Ответственность перевозчика 68
Заключение 91
Список использованных источников: 93
И все же в современной юридической литературе наиболее популярной является позиция, объясняющая правовое положение получателя тем, что он является третьим лицом, в пользу которого заключается договор перевозки (ст. 430 ГК).
Например, О.Н. Садиков подчеркивает, что "договор перевозки относится к числу двусторонних возмездных договоров. Его особенностью является наличие в договоре обычно третьего лица - получателя груза (грузополучателя), который в заключении договора перевозки обычно не участвует, однако наделяется в силу норм транспортного законодательства правом требовать от перевозчика выдачи груза. Поэтому договор перевозки груза в литературе принято относить к числу договоров в пользу третьего лица (ст. 430 ГК)...
Аналогичной позиции придерживается Г.П. Савичев, который пишет: "Договор перевозки грузов по своей конструкции относится к широко известному договорному типу - договору в пользу третьего лица (ст. 430 ГК), позволяющему грузополучателю, не являющемуся стороной договора, пользоваться определенными правами и нести соответствующие этим правам обязанности" 17. Однако далее Г.П. Савичев приходит к парадоксальному выводу: "Договору перевозки грузов как договору в пользу третьего лица присущи некоторые положения, несовместимые с основными началами договорного права. Речь о том, что грузоотправитель, не являющийся одновременно и получателем (а такие ситуации возможны), и перевозчик при заключении договора перевозки исходят как бы из молчаливого согласия грузополучателя с условиями данного договора. Договор перевозки отличается от договора, предусматривающего исполнение обязательства третьему лицу. Ведь в этом случае третье лицо считалось бы лицом, уполномоченным принять исполнение обязательства от должника"18
Говоря о сфере правоотношений,
связанных с перевозками
Как видим, взаимоотношения,
складывающиеся между грузоотправителем
(грузополучателем) и перевозчиком
на этой стадии перевозок грузов, имеют
договорную основу. Причем указанные
взаимоотношения не охватываются в
полном объеме теми договорами, опосредующими
отношения по перевозкам грузов, которые
названы в главе 40 ГК РБ. В современной
юридической литературе нет единства
взглядов на правовую природу отношений,
связанных с подачей
Другая позиция, высказанная
в юридической литературе, состоит
в том, что подача и принятие заявки
на перевозку груза представляет
собой не сделку и не гражданско-правовое
обязательство, а так называемые
организационные предпосылки
Весьма сходна с указанной позицией и точка зрения В.А. Егиазарова, который говорит о том, что подачей заявки грузоотправитель действительно способствует выполнению перевозочного процесса. Заявка в этом случае является основанием для завязки грузоперевозочного процесса и окончательно уточняет и конкретизирует порядок выполнения перевозки грузов в данный период. Естественно здесь можно говорить только об оперативно-регулирующих функциях заявки, с помощью которой происходит впоследствии заключение договора перевозки грузов.[12, с. 379]
Полностью разделяя вывод
о договорной природе отношений,
связанных с подачей
Рассматривая вопрос о видах договора перевозки, правоведы обычно ограничиваются выделением договоров перевозки грузов железнодорожным, автомобильным, воздушным, морским и внутриводным транспортом (по видам транспорта). [13, с.254]
Автомобильные перевозки пассажиров или грузов также подразделяют на внутриреспубликанские (выполняемые в пределах Республики Беларусь: городские, пригородные, междугородные) и международные.
Городские автомобильные перевозки - перевозки, выполняемые в пределах или за пределы города или иного населенного пункта до пунктов, установленных решением местных исполнительных и распорядительных органов.
Пригородные автомобильные перевозки - перевозки, которые не могут быть отнесены к городским и выполняются в пределах административных границ района или за его пределы с протяженностью маршрута не более 50 километров, измеряемого от границ города (населенного пункта).
Междугородные автомобильные перевозки - перевозки, выполняемые за пределы города (населенного пункта), которые не могут быть отнесены к городским или пригородным.
Международные автомобильные перевозки - перевозки, выполняемые между пунктами, расположенными на территории разных государств.
2.1. Общие требования при
осуществлении автомобильных
Обязательным при
Осуществление автомобильных
перевозок относится к
- наличие квалифицированных
специалистов для организации
лицензируемой деятельности. Должностное
лицо, ответственное за выполнение
автомобильных перевозок,
- соответствие специалистов, ответственных за выполнение лицензируемой деятельности, требованиям профессиональной компетентности;
- соответствие финансового
состояния соискателя лицензии
на осуществление
- применение на автомобильных
транспортных средствах
- соответствие транспортных
средств соискателя лицензии
требованиям законодательства, технических
нормативных правовых актов и
международных договоров в
Кроме того, для получения лицензии на осуществление соответствующего вида перевозок соискатель лицензии должен представить в Минтранс определенные документы, в дополнение к тем документам, которые он должен представить в соответствии с Декретом. Перечни дополнительных документов в зависимости от вида транспорта, посредством которого соискатель лицензии намеревается осуществлять перевозки, приведены соответственно в приложениях к Положению о лицензировании перевозок.
Выполнение автомобильных
перевозок пассажиров или грузов
автомобильным перевозчиком при
отсутствии соответствующей лицензии,
а также по лицензии другого юридического
лица или индивидуального
В лицензии должно быть указано,
выполняются ли коммерческие автомобильные
перевозки или автомобильные
перевозки для собственных
перевозки автомобильными транспортными средствами специального назначения;
автомобильные перевозки, выполняемые
в целях обеспечения
автомобильные перевозки, выполняемые гражданами для личных нужд с применением автомобильных транспортных средств, принадлежащих им на праве частной собственности.
Лицензия на коммерческие
внутриреспубликанские
Информация о работе Договор перевозки автомобильным транспортом