Договор перевозки автомобильным транспортом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 14:54, курсовая работа

Описание

Цель работы – проанализировать общие требования и условия заключения договора перевозки грузов автомобильным транспортом, ответственность перевозчика, а также подробнее рассмотреть сущность договора международной перевозки грузов автомобильным транспортом.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 5
1.Договор перевозки: вехи развития и аспекты современного этапа регулирования 6
1.1 Договор перевозки по дореволюционному российскому гражданскому праву 6
1.2. Договор перевозки по советскому гражданскому праву. 11
1.3. Гражданский кодекс Республики Беларусь и транспортное законодательство 19
2. Правовая природа договора перевозки 27
2.1 Общие требования при осуществлении автомобильных перевозок грузов 39
2.2. Порядок оплаты за перевозку груза 50
3. Международные перевозки 53
3.1. Порядок расчетов за международные автомобильные перевозки 56
3.2. Понятие и сущность смешанной перевозки грузов во внутриреспубликанском и международном транспортном сообщении 59
4. Ответственность перевозчика 68
Заключение 91
Список использованных источников: 93

Работа состоит из  1 файл

ДОГОВОР ПЕРЕВОЗКИ АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ.docx

— 112.57 Кб (Скачать документ)

 

2. Правовая природа договора  перевозки

 

 

 

С принятием Гражданского кодекса 1994 года и обновлением транспортных уставов и кодексов планирование перевозок грузов приобрело технико-экономический, а не административно-правовой характер 6. Это, однако, кардинально изменило подходы к оценке правовой природы  отношений, складывающихся на стадии подготовки перевозочного процесса. Некоторые  ученые высказываются в том смысле, что "из факта подачи грузоотправителем  и принятия перевозчиком заявки возникает  типичное двустороннее гражданско-правовое обязательство консенсуального  характера: перевозчик обязан подать грузоотправителю под погрузку, а грузоотправитель - использовать транспортные средства для перевозки груза, указанного в заявке, и в срок, установленный  заявкой (ст. 791 ГК)" 7. Отсюда автор  этой точки зрения В.В. Витрянский приходит к выводу о том, что "источником обязанностей перевозчика и грузоотправителя является их соглашение, заключаемое путем подачи заявки и ее принятия, которое не может быть не чем иным, как договором" 8. Аналогичного мнения, по существу, придерживается и Т.Е. Абова, которая полагает, что указанными отношениями "опосредуется самостоятельное обязательство, структурно обособленное от отношений по договору перевозки", и что "принятие перевозчиком к исполнению заявки грузоотправителя практически означает достижение ими соглашения по подаче транспортных средств для перевозки груза перевозчиком и их использованию грузоотправителем" 9. Подобный взгляд на природу обсуждаемых отношений высказан и в учебнике "Коммерческое право". Автор соответствующей главы Н.С. Ковалевская считает, что при разовой перевозке обязательство по предоставлению транспортного средства "основывается на заявке грузоотправителя, принятой перевозчиком, т.е. также имеет договорный характер"10.

 

С отмеченных позиций последних  авторов концепция организационных  предпосылок договора перевозки  была подвергнута резкой критике, хотя, на наш взгляд, для этого нет  достаточных оснований уже потому, что указанная концепция сложилась  в то время, когда господствовала система планового распределения  товаров, работ и услуг. К тому же гражданско-правовой характер отношений, складывающихся на стадии согласования позиций будущих участников договора перевозки, уже тогда не вызывал  сомнений. Более того, никто не отрицал  и двусторонний характер обязанностей, вытекающих из плана перевозок, сформированного  посредством согласования поданной клиентом органов транспорта заявки, ибо это прямо вытекало из ст. 73 Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик, предусматривающей и взаимную имущественную  ответственность перевозчика и  отправителя за их неисполнение. Вывод  же о договорной природе складывающихся здесь отношений стал возможным, на наш взгляд, вследствие деформации административно-правовой природы  плана перевозок в технико-экономическое  средство учета потребностей клиентуры  в перевозках. Иными словами, план грузовых перевозок утратил значение обязательного основания для  заключения договора перевозки.

 

Договор перевозки груза  с момента принятия Основ гражданского законодательства 1961 года формулировался как реальный. Ныне действующий Гражданский  кодекс не отступил от этой традиции (ч. 1 ст. 785). Вместе с тем известно, что  не все договоры перевозки укладываются в эту формулу. Так, например, договор  фрахтования всегда признавался  консенсуальным, что вполне соответствует  его правовой природе. Если при заключении реального договора перевозки груза  отношения его участников, направленные на подготовку и предъявление груза  к перевозке и подачу необходимого количества подвижного состава, складываются за рамками указанного договора и нуждаются в особом правовом регулировании с помощью иных правовых средств, то отношения, опосредующие выполнение аналогичных действий при совершении договора фрахтования, оказываются в его составе и, следовательно, в дополнительном договорном нормировании не нуждаются.

 

В свое время была предпринята  попытка обосновать консенсуальный характер и договора автомобильной  перевозки со ссылкой на то, что  здесь сдаче груза к перевозке  предшествует заключение соглашения о  подаче автомобиля к местам погрузки, которые, как правило, находятся  на территории клиента - отправителя  груза Представляет интерес аргументация в пользу консенсуального характера договора автомобильной перевозки груза, приведенная Х.И. Шварцем. Помимо ссылки на сдачу груза к перевозке в "таком пункте, который находится не в ведении перевозчика, не на территории автотранспортного предприятия, а в ведении и на территории клиента, т.е. грузоотправителя", он указывает на то, что "при автомобильных перевозках заключению договора не предшествует обязанность перевозчика подать транспортные средства и обязанность отправителя загрузить их. На автотранспорте указанные обязанности проистекают для сторон из договора, а не непосредственно из плана" . Таким образом, и здесь критерием разграничения отношений, складывающихся на подготовительной стадии перевозки и в рамках договора перевозки, служит правовое основание - план или договор. Не случайно автор в другом месте замечает, что в сравнении с автомобильными перевозками "при железнодорожных же перевозках пределы договорной свободы сторон ограничены", "ясно, что на автомобильном и железнодорожном транспорте совершенно различные по своим характерам договорные сферы" . При этом автор, конечно же, имел в виду годовой договор, заключаемый в то время на автомобильном транспорте.

 

Как нам представляется, подобные попытки решения вопроса о  реальном или консенсуальном характере  договора перевозки, построенные на противопоставлении плановых и договорных начал, возможно уместные в период существования планово-административной системы хозяйства, впоследствии не могли не утратить своего значения.

 

На наш взгляд, консенсуальный договор фрахтования на морском  транспорте как исключение не может  поколебать общее правило о реальном характере договора перевозки груза. Ему в полной мере соответствует  и договор автомобильной перевозки  груза, определение которого содержится в ст. 45 УАТ РСФСР. Что касается отношений, складывающихся по поводу предъявления груза к перевозке и подачи автомобилей под погрузку, то они  действительно являются договорными, ибо регулируются годовым договором  на перевозку грузов автомобильным  транспортом. Однако последний договор  не является консенсуальным договором  перевозки, что отражено уже в  самом его названии, это договор об организации перевозок, предусмотренный ст. 798 Гражданский кодекс Республики Беларусь РФ.

 

Необходимость столь подробного рассмотрения истории становления института договора перевозки вызвана тем, что в последнее время на страницах юридической литературы ставится под сомнение сложившийся взгляд на договор перевозки как реальный договор. В связи с этим круг договоров перевозки, на наш взгляд, расширяется, в частности, за счет включения в него различного вида организационных договоров, что влечет за собой кардинальный пересмотр сложившихся теоретических воззрений на договор перевозки.

 

В главе 40 ГК, в отличие  от Основ гражданского законодательства 1961 г. и ГК 1964 г., содержатся определения  целого ряда договоров, регулирующих отношения  по перевозкам грузов, пассажиров, багажа. Коммерческие автомобильные перевозки  выполняются на основании договоров  автомобильной перевозки пассажиров или грузов, договоров об организации  перевозок пассажиров или грузов, договоров фрахтования и иных договоров, предусмотренных гражданским  законодательством Республики Беларусь и заключаемых между автомобильными перевозчиками и заказчиками  перевозок: пассажирами, грузоотправителями, операторами автомобильных пассажирских или грузовых перевозок. Перевозка  пассажиров или грузов с участием, по меньшей мере, двух видов транспорта (смешанная перевозка) осуществляется на основании договоров, заключенных  в соответствии с транспортными  уставами, кодексами и другими  актами законодательства.

 

Как мы видим, помимо традиционных договоров перевозки грузов и  пассажира в данной главе ГК упоминаются  и иные договоры, опосредующие перевозки: договор фрахтования (чартер); соглашения между организациями различных  видов транспорта, регламентирующие взаимоотношения транспортных организаций  при перевозке грузов, пассажиров, багажа в прямом смешанном сообщении; договор перевозки транспортом  общего пользования. Все названые в  ГК договоры, конечно же, отличаются друг от друга по самым различным  признакам: правовому значению, субъектному  составу, предмету вытекающих из них  обязательств и т.д., - но их объединяет то, что все они, в конечном счете, предназначены для регулирования  правоотношений, возникающих в процессе перевозки грузов, пассажиров и багажа. Поэтому, представляется, что в современных  условиях уже нельзя говорить об одном  единственном договоре перевозки, сконструированном  по модели реального договора, в  соответствии с которым перевозчик обязуется доставить вверенный  ему груз в пункт назначения и  выдать его получателю или иному  управомоченному лицу, а грузоотправитель – уплатить провозную плату. Представляется, что теперь речь должна идти о системе договоров, опосредующих перевозки грузов, пассажиров, багажа. В эту систему применительно ко всем видам транспорта входит и следующий договор.

 

Договор перевозки груза  – это договор, по которому перевозчик обязуется доставить вверенный  ему отправителем груз в пункт  назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. Заключение такого договора подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной, коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом (ст. 739 ГК).

 

При необходимости выполнения систематических автомобильных  перевозок грузов заказчик перевозок (грузоотправитель, оператор автомобильных  перевозок) может заключать с  автомобильным перевозчиком долгосрочный договор об организации автомобильных  перевозок грузов в письменной форме. По договору об организации автомобильных  перевозок грузов автомобильный  перевозчик обязуется в установленные  сроки принимать, а грузоотправитель предъявлять к перевозке грузы  в обусловленном объеме. В договоре об организации автомобильных перевозок  грузов определяются объемы, сроки, маршруты, графики выполнения автомобильных  перевозок, тип используемых автомобильных  транспортных средств, перечень сопутствующих  автомобильной перевозке услуг, условия предоставления грузовых автомобильных  транспортных средств и предъявления грузов для автомобильной перевозки, порядок расчетов, ответственность  сторон, а также иные условия организации  автомобильных перевозок грузов. Договор об организации автомобильных  перевозок грузов может заключаться  между грузоотправителем и оператором автомобильных перевозок грузов (экспедитором). При разовой автомобильной  перевозке груза допускается  заключение договора об организации  автомобильной перевозки груза  оформлением заказа на такую автомобильную  перевозку. Договор об организации  автомобильной перевозки грузов не исключает необходимости заключения договора автомобильной перевозки  груза или договора фрахтования.[4, ст. 62]

 

Договор перевозки груза  действительно может быть квалифицирован как реальный, поскольку обязательства  перевозчика возникают лишь в  отношении такого груза, который  сдан грузоотправителем и принят перевозчиком для его доставки в  пункт назначения (вверенный перевозчику  груз).

 

Из определения данного  договора усматривается также, что  он относится к числу двусторонних, так как обязанности имеются как на стороне перевозчика, так и отправителя груза; услуги перевозчика по доставке груза подлежат оплате отправителем. В договорных отношениях помимо перевозчика и отправителя участвует и получатель, на стороне которого имеются не только права, но и определенные обязанности.

 

Наряду с перевозчиками  участниками договорных отношений  по перевозке груза являются грузоотправители и грузополучатели. В качестве грузоотправителя по договору перевозки груза может  выступать любое физическое или  юридическое лицо, обладающее свойствами право- и дееспособности. Конечно, чаще других в этой роли оказываются коммерческие организации, осуществляющие отправку грузов (в основном производимых ими  товаров) для исполнения своих договорных обязательств, связанных с продажей, поставкой товаров и выполнением  других договоров. Как правило, грузоотправитель является собственником отправляемых грузов (грузовладельцем) либо лицом, наделенным собственником соответствующими полномочиями по отправке груза. Грузоотправитель непосредственно заключает договор перевозки с перевозчиком и является его стороной.

 

В отличие от грузоотправителя грузополучатель не принимает участия  в заключении договора перевозки и, следовательно, не может считаться стороной этого договора. В то же время законодательство наделяет грузополучателя определенными правами, связанными с перевозкой груза и, более того, возлагает на грузополучателя ряд обязанностей, вытекающих из перевозки груза. Данное обстоятельство, как уже отмечалось, в свое время породило различные взгляды на правовое положение грузополучателя в правоотношениях по перевозке грузов. Споры по этому поводу велись в дореволюционной и советской юридической литературе, вопрос остается дискуссионным и в настоящее время. В современной юридической литературе также высказываются различные позиции, объясняющие правовое положение грузополучателя и его место в договорных отношениях по перевозке грузов. При этом предпринимаются попытки перенести на современную почву в условиях действия нового гражданского законодательства "разноголосицу", характерную для советской юридической литературы, так сказать, в неизменном виде, без учета кардинальных изменений законодательства, имевших место в последние годы.

 

Например, в работе В.А. Егиазарова современное состояние правового положения грузополучателя сформулировано следующим образом: "В настоящее время существует несколько точек зрения относительно взаимоотношений грузополучателя с грузоотправителем и перевозчиком в договоре перевозки. Отдельные авторы квалифицируют договор перевозки грузов как договор в пользу третьего лица 11. К.К. Яичков относит договор перевозки грузов к категории договоров о вручении исполнения третьему лицу12, Л.И. Рапопорт и М.К. Александров-Дольник считают грузоотправителя и грузополучателя одной стороной в договоре перевозки грузов13. Согласно другой точке зрения (М.А. Тарасов) перевозка грузов есть договор особого рода, в котором грузополучатель является самостоятельным субъектом, а не третьим лицом или единой с грузоотправителем стороной14. М.Г. Масевич и И.Н. Петров считают договор перевозки трехсторонним договором, в котором участники обладают как правами, так и соответствующими обязанностями 15.16

Информация о работе Договор перевозки автомобильным транспортом