Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 14:54, курсовая работа
Цель работы – проанализировать общие требования и условия заключения договора перевозки грузов автомобильным транспортом, ответственность перевозчика, а также подробнее рассмотреть сущность договора международной перевозки грузов автомобильным транспортом.
ВВЕДЕНИЕ 5
1.Договор перевозки: вехи развития и аспекты современного этапа регулирования 6
1.1 Договор перевозки по дореволюционному российскому гражданскому праву 6
1.2. Договор перевозки по советскому гражданскому праву. 11
1.3. Гражданский кодекс Республики Беларусь и транспортное законодательство 19
2. Правовая природа договора перевозки 27
2.1 Общие требования при осуществлении автомобильных перевозок грузов 39
2.2. Порядок оплаты за перевозку груза 50
3. Международные перевозки 53
3.1. Порядок расчетов за международные автомобильные перевозки 56
3.2. Понятие и сущность смешанной перевозки грузов во внутриреспубликанском и международном транспортном сообщении 59
4. Ответственность перевозчика 68
Заключение 91
Список использованных источников: 93
Важнейшим среди положений, отличающих транспортное законодательство, является принцип ограниченной имущественной ответственности транспортных организаций, в то время как гражданское законодательство предусматривает полное возмещение убытков.
Ответственность перевозчиков за сохранность грузов, принятых к перевозке, определяется уставами, кодексами (правилами), действующими на соответствующем виде транспорта.
Ответственность перевозчиков
за необеспечение сохранности
Отсутствие хотя бы одного из этих условий исключает возложение ответственности на перевозчиков за несохранность перевозимого груза.
К условиям ответственности перевозчиков за несохранность перевозимых грузов относятся: а) неправомерное поведение (неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства); б) наличие причинной связи между фактом неисполнения обязательства по перевозке и ущербом, когда ответственность выражается в возмещении убытков; в) наличие самих убытков; г) вина перевозчика.
Установление ответственности перевозчика за несохранность перевозимого груза не означает, что в любом случае утраты или повреждения груза перевозчик должен нести такую ответственность.
Действие становится противоправным только тогда, когда оно нарушает нормы права, а вместе с тем и соответствующие субъективные права, охраняемые объективным правом.
Транспортными уставами, кодексами
и правилами перевозок грузов
определены обязанности перевозчиков,
исполнение которых должно обеспечить
целость и сохранность
Ответственность наступает лишь тогда, когда противоправное действие окончательно завершилось и причинило определенный реальный ущерб.
По мнению отдельных авторов, сам факт обнаружения груза с повреждением еще не говорит о противоправности поведения перевозчика. Они считают, что нельзя возлагать на перевозчика ответственность за повреждение груза, если им выполнены все требования, направленные на сохранность груза, доставленного с повреждениями 21
.
С этим утверждением можно
согласиться лишь в том случае,
если при этом будут установлены
неправомерное поведение
Однако если не будут установлены неправомерные действия со стороны грузоотправителя либо будут отсутствовать причины, освобождающие перевозчика от ответственности, а грузу причинен ущерб, ответственность за этот ущерб должен нести перевозчик, у которого находился этот груз <176>, так как презюмируется, что груз был передан перевозчику в исправном состоянии и в соответствии с транспортным законодательством перевозчик обязан доставить вверенный ему груз в пункт назначения в неповрежденном состоянии. Ответственность может быть возложена на перевозчика лишь в том случае, если существует связь между обнаруженной несохранностью груза и неправомерными действиями (бездействием) последнего.
Перевозчик несет
Данное требование основано
на том, что согласно ст. 750 ГК РБ ущерб,
причиненный при перевозке
В случае утраты или недостачи груза – в размере стоимости утраченного или недостающего груза;
В случае повреждения (порчи)
груза – в размере суммы, на
которую понизилась его стоимость,
а при невозможности
В случае утраты груза, сданного к перевозке с объявлением его ценности, - в размере объявленной стоимости груза или багажа.
Некоторые авторы высказывают сомнение в необходимости разграничения понятий "порча" и "повреждение" груза. Между тем это не однозначные понятия. Под порчей груза, по нашему мнению, следует понимать такое внутреннее изменение груза, которое препятствует использованию его по назначению, хотя он и может быть использован в какой-то мере его получателем. Под повреждением груза следует понимать результат внешнего, физического воздействия на груз, который может быть исправлен, и груз в дальнейшем может быть использован по назначению.
При утрате или недостаче
груза при его перевозке
Дело обстоит сложнее,
если ненадлежащее исполнение договора
выразилось в повреждении груза.
Тогда ущерб выражается в уменьшении
ценности груза или его обеспечении.
В зависимости от характера груза
и возникших повреждений его
использование оказывается
Транспортное законодательство прямо не предусматривает взыскание расходов на восстановительный ремонт поврежденной при перевозке продукции в качестве способа установления суммы, на которую понизилась ее ценность. Однако практика придерживается принципа: если поврежденную продукцию можно исправить, то с перевозчика взыскиваются связанные с этим затраты, а также расходы по экспертизе, если она проводилась получателем груза.
Сохранность грузов при перевозке их на различных видах транспорта обеспечивается соблюдением соответствующих правил перевозки, обращения с грузом в пути и т.п. В зависимости от свойств груза для обеспечения его сохранности устанавливаются кроме общих правил еще и особые меры и правила предосторожности при перевозке. В них учитываются особые свойства груза, способные вызвать неблагоприятные последствия, если не будут приняты необходимые меры защитного и предупредительного характера.
Необходимость соблюдения особых
условий и мер предосторожности
для сохранения груза обусловливает
обязательность включения всех сведений
о перевозимом грузе в
В этой части исполнения договора перевозки особенно важно выполнение как перевозчиком, так и грузоотправителем правил сдачи-приемки груза по количеству, качеству, сохранности тары и упаковки. Зачастую грузополучатели несут убытки из-за небрежного отношения к соблюдению порядка действий при приемке груза. Иногда работники грузополучателя не утруждают себя соблюдением формальностей по причине незнания своих должностных обязанностей и, как следствие, грузополучатель теряет возможность доказать как сам факт утраты части груза, так и размер понесенных убытков. Наряду с возмещением установленного ущерба, вызванного утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, перевозчик возвращает отправителю (получателю) провозную плату, взысканную за перевозку утраченного, недостающего, испорченного или поврежденного груза, если эта плата не входит в стоимость груза. В качестве иллюстрации приведем пример из судебной практики.[15]
Председатель хозяйственного
суда Н-ской области рассмотрел заявление
ответчика – транспортно-
Решением хозяйственного
суда Н-ской области от 20.10.2005 г. Были
удовлетворены исковые
Как усматривалось из материалов дела, 1.07.2005 г. Между сторонами был заключен договор на транспортно- экспедиторское обслуживание и перевозку грузов автомобильным транспортом в международном сообщении.
В соответствии с условиями
договора ответчик подал заявку на
перевозку груза с указанием
стоимости доставки в размере 5,0
млн. руб. Согласно международной товарно-
Ответчик оплатил расходы по перевозке груза только в сумме 3,0 млн. руб. В оплате остальной суммы отказано в связи с повреждением груза при перевозке.
Истец обратился в суд с иском о взыскании 2,0 млн. руб. задолженности за оказанные услуги по перевозке.
Решение суда правомерно и не подлежит отмене по следующим основаниям. Согласно ст. 193 ГК обязательства должны исполняться надлежащим образом и в установленный срок в соответствии с указаниями закона, договора, а при отсутствии таких указаний – в соответствии с обычно предъявляемыми требованиями.
Материалами дела подтверждается факт осуществления истцом перевозки груза по заявке ответчика с согласованием стоимости фрахта в 5,0 млн. руб.
Поскольку согласно ст. 31 Хозяйственно-процессуального кодекса Республики Беларусь каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, а истец факт выполнения услуг по перевозке доказал, суд обоснованно удовлетворил иск.
Доводы ответчика о причинении ущерба грузу при перевозке на сумму 2,0 млн. руб. не приняты судом правомерно как бездоказательные.
Представленный ответчиком акт позволяет определить только то, что оборудование, перевозимое истцом, имеет повреждения. Но определить сумму, соответствующую обесцениванию груза и подлежащую оплате перевозчиком (ст. 25 КДПГ), представленные ответчиком акт и претензия не позволяют. Акт являться доказательством по определению размера ущерба не может, так как является односторонним.
В судебном решении от 20.10.2005 г. Было указано, что оборудование имеет поверхностные повреждения, которые произошли при неправильной погрузке.
Грузополучатель не представил ответчику доказательства, подтверждающие процент обесценивания каждой единицы товара, а акт представлен только в судебном заседании.
Неправильная приемка продукции не была оспорена ответчиком, который не принял мер к определению реального размера убытков, молчаливо согласившись с размером ущерба, определенного грузополучателем.
Хозяйственный суд Н-ской области постановил: решение хозяйственного суда Н-ской области от 20.10.2005 г. По данному делу оставить без изменения [7].
Заключение
В итоге проведенной работы мы пришли к следующим выводам:
Договор перевозки груза – это договор, по которому перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. Заключение такого договора подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной, коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом (ст. 739 ГК);
Обязательным при
За последние годы смешанные перевозки получили ускоренное, но неравномерное развитие в разных регионах мира, главным препятствием в развитии смешанных перевозок является отсутствие действенных унифицированных законодательных норм в международном регулировании смешанного сообщения, недостаток капиталовложений, а также отсутствие адекватной транспортной инфраструктуры;
Ответственность стороны по сделке определяется в пределах тех обязательств, которые она берет на себя в соответствии с заключенным договором. Зачастую стороны недооценивают важность содержания договора, который они заключают, а также соблюдения порядка его исполнения. Поиск правых и виноватых в случае разногласий заканчивается в суде, причем далеко не всегда в пользу того, кто считает себя категорически правым.
Список использованных источников:
Гражданский кодекс Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. № 218-З// Ведамасці Нацыянальнага сходу Рэспублікі Беларусь. 1999. № 7-9. Ст. 101.
Конвенция о договоре международной перевозки грузов (КДПГ). Женева, 19 мая 1956 года (Вступила в силу для Республики Беларусь 4 июля 1993 г.)// Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 4 ноября 2003 г. N 3/1174
Информация о работе Договор перевозки автомобильным транспортом