Договор розничной купли-продажи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 21:08, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является изучение особенностей договора розничной купли-продажи, а также проведение комплексного научного анализа теоретических и практических проблем заключения, изменения, расторжения данного договора, определения его сущности, значения и содержания, а также выявлении конкретных направлений совершенствования законодательства, регламентирующего соответствующие понятия в контексте современных реалий.
Для достижения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи: дать общую характеристику договора розничной купли-продажи; провести анализ источников правового регулирования договора розничной купли-продажи; рассмотреть особенности договора розничной купли-продажи; изучить виды договора розничной купли-продажи; рассмотреть особенности гражданско-правовой ответственности за нарушение прав потребителей; изучить порядок осуществления государственной и общественной защиты прав потребителей; рассмотреть материалы судебной практики по делам о защите прав потребителей.

Содержание

Введение.......................................................................................................................3
1. Общая характеристика договора розничной купли-продажи.............................5
1.1. Понятие и источники правового регулирования договора розничной купли-продажи........................................................................................................................5
1.2. Виды договора розничной купли-продажи и их особенности.........................8
2. Особенности юридической конструкции договора розничной купли-продажи......................................................................................................................17
3. Ответственность по договору розничной купли-продажи................................24
3.1 Гражданско-правовая ответственность за нарушение прав потребителей....24
3.2. Государственная и общественная защита прав потребителей.......................30
Заключение.................................................................................................................36
Список использованных источников.......................................................................39
Приложения................................................................................................................43

Работа состоит из  1 файл

курсовая по ГП.docx

— 113.01 Кб (Скачать документ)

 

1.2 Виды договора  розничной купли-продажи и их  особенности

 

Договор розничной купли-продажи  может быть классифицирован по различным  критериям, в частности, по субъективному  составу, моменту заключения договора, форме, порядку заключения, а также  по месту исполнения договора, по времени  передачи товара, по сроку передачи товара и т.д.

Договор розничной купли-продажи  товара с условием о его принятии покупателем в определенный срок. Согласно ст. 466 ГК договор розничной купли-продажи может быть заключен  с условием о принятии покупателем товара в определенный договором срок, в течение которого этот товар не может быть продан другому покупателю. Таким образом, можно сделать вывод, что на продавца возлагается дополнительная обязанность по выведению определенного товара из торгового оборота на обусловленное договором время (для того, чтобы сохранить именно этот товар для покупателя).

В связи с этим дополнительные расходы продавца по обеспечению  передачи товара покупателю в определенный договором срок должны включаться в  цену товара, если иное не предусмотрено  законодательством или договором  между покупателем и продавцом. Если иное не предусмотрено договором, неявка покупателя или несовершение им иных необходимых действий для  принятия товара в определенный договором  срок могут рассматриваться продавцом  в качестве отказа покупателя от исполнения договора.

Договор розничной  купли-продажи товара с условием о его доставке покупателю. В соответствии со ст. 469 ГК  при продаже товара с условием о его доставке покупателю продавец обязан в установленный договором срок доставить товар в место, указанное покупателем, а если место доставки товара покупателем не было указано, то в место жительства гражданина (место нахождения юридического лица), являющегося покупателем. Если в договоре не было определено время доставки товара для вручения его покупателю, товар должен быть доставлен в разумный срок после получения требования покупателя (Приложение Д). В случае же, если обязательство не исполнено в разумный срок, а равно обязательство, срок которого определен моментом востребования, должник обязан исполнить в семидневный срок со дня поступления письменного требования кредитора (в данном случае покупателя) о его исполнении, если обязанность исполнения в другой срок не вытекает из акта законодательства, условий обязательства или существа обязательства (ст. 295 ГК).

Договор розничной купли-продажи  при продаже товара с условием о его доставке покупателю считается  исполненным с момента вручения товара покупателю, а при его отсутствии – любому лицу, предъявившему квитанцию  или иной документ, свидетельствующий  о заключении договора или об оформлении доставки товара, если иное не предусмотрено  законом, иными правовыми актами или договором либо не вытекает из существа обязательства.

Договор розничной купли-продажи  товаров по образцам, в том числе  и через интернет-магазины. Торговля по образцам – розничная торговля с выбором товаров покупателем по образцам, описаниям товаров, содержащимся в каталогах, проспектах, рекламе, буклетах или представленным в фотографиях и иных информационных источниках.

Данный вопрос очень актуален в наше время и связано это, прежде всего,  с тем, что в последнее  время широкое распространение  получила информатизация общества. И  как итог, стремительно развивается  розничная торговля через интернет-магазины. Данный вид торговли обладает рядом  преимуществ: при продаже некоторых  видов товаров не обязательно  иметь торговый объект, для открытия собственного интернет-магазина необходимы небольшие затраты средств и времени, по сравнению с обычным магазином. Для нас простых потребителей посещение интернет-магазина очень выгодно и достаточно удобно, т.к. можно не выходя из дома посмотреть интересующий нас товар: изображение товара, его характеристика, ознакомиться с потребительскими свойствами и др.

В соответствии с основным документом, регулирующим вопрос розничной  торговли по образцам – Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 января 2009 г. № 31 «Об утверждении Правил осуществления розничной торговли по образцам», которым утверждены Правила осуществления розничной торговли по образцам (далее – Правила торговли по образцам), данная торговля осуществляется двумя способами.

Во-первых, в торговом объекте. Это происходит путем демонстрации образцов товаров и (или) их описаний, содержащихся в каталогах, проспектах, рекламе, буклетах или представленных в фотографиях или иных информационных источниках. При этом в торговом объекте образцы товаров демонстрируются в витринах, на прилавках, подиумах, стендах и ином оборудовании, размещение которого позволяет покупателям ознакомиться с товарами. Как правило, магазин не продает в этом случае нам крупногабаритный товар, стоящий на витрине, а привозит тот же диван (телевизор, холодильник) со склада, а то и с завода.

Во-вторых, вне торгового объекта. Это предоставление продавцом не самого товара, а его описания  в каталогах, проспектах, рекламе, буклетах или представлены в фотографиях или иных информационных источниках, рассылаемых продавцом неопределенному кругу лиц с использованием услуг организаций почтовой связи или распространяемых в средствах массовой информации или любыми другими способами, не запрещенными законодательством, в том числе в глобальной компьютерной сети Интернет через Интернет-магазин.

В этой связи важно отметить, что в Правилах торговли по образцам появилось новое определение  интернет-магазина. В соответствии с абзацем четвертым п. 2 Правил интернет-магазин – это сайт, содержащий информацию о товарах, продавце, позволяющий осуществить выбор, заказ и (или) приобретение товара. До этого понятие Интернет-магазина было закреплено в Постановление Совета Министров Республики Беларусь № 1161 от 8 ноября 2008 г. «О некоторых вопросах осуществления розничной торговли по образцам с использованием сети Интернет». Под интернет-магазином понимается сайт субъекта торговли, содержащий соответствующую требованиям законодательства информацию (сведения) о субъекте торговли и товарах, размещенный на сервере на территории Республики Беларусь, доменное имя которого зарегистрировано в установленном порядке в доменном адресном пространстве национального сегмента сети Интернет. Согласно внесенных изменений, интернет-магазины теперь могут быть зарегистрированы не только в доменном адресном пространстве национального сегмента сети Интернет, а также  можно регистрироваться в любой доменной зоне (.ru, .com, .eu, ...) и открывать в ней интернет-магазин. Это позволит в дальнейшем расширить рост рынка услуг осуществляемых интернет-магазинами. Также это значительно сокращает затраты потенциальных продавцов, так как доменные имена за пределами «национального сегмента сети Интернет» можно приобрести за 3USD. В Беларуси же, за осуществление торговли через сайт с доменом .by  (open.by; onliner.by) придется уплатить единовременный платеж в размере 27 долларов, плюс необходимо будет платить каждый месяц по 50 долларов за обслуживание Интернет-магазина [42].

Размещение образцов товаров  с ценой на сайте будет являться публичной офертой, так как содержит все существенные условия договора розничной купли-продажи (ст. 402, п. 2 ст. 407, п. 2 ст. 464 ГК). В связи с этим, стоит согласиться с мнением  Катковской Д., которая считает, что  следует внести в Правила п. 11 норму следующего содержания: «Демонстрация образцов товаров при торговле по образцам в торговом объекте признается публичной офертой, за исключением случаев, когда продавец явно определил, что товары не предназначены для продажи.

Предложение товара при торговле по образцам вне торгового объекта  признается публичной офертой, если оно содержит все существенные условия  договора.

В случаях, указанных в  частях первой и второй настоящего пункта, продавец обязан заключить  договор с любым лицом, выразившим намерение приобрести товар» [28, с. 18-19].

Однако на практике могут  возникнуть некоторые вопросы, точнее даже нарушения прав покупателя: установление продавцом минимальной суммы  заказа, отказ продавцом в реализации товара на том основании, что он стоит  меньше установленной ограничительной  суммы. Данный отказ может быть обжалован  в контролирующем органе либо обжалован  в суде.

Существенными условиями  договора розничной продажи по образцам являются: количество и цена товара (либо порядок их определения). В  договоре розничной купли – продажи  по образцам должны содержаться следующие  сведения: наименование и место нахождения продавца, а если продавцом является индивидуальный предприниматель –  его фамилия, имя, отчество, место  жительства; фамилия, имя, отчество покупателя или указанного им лица (получателя), адрес, по которому следует доставить  товар, если его доставка осуществляется продавцом; наименование товара, артикул (марка, модель), количество предметов, входящих в комплект приобретаемого товара; цена товара и условия оплаты; вид услуги, срок ее выполнения и цена, если оказание услуги предусмотрено договором; обязательства продавца и покупателя.

Пункт 14 Правил указывает  на то, что договор может быть заключен путем составления документа, подписанного сторонами, либо путем  передачи покупателем сообщения  о намерении приобрести товар  посредством почтовой, телеграфной, электронной или иной связи, позволяющей  достоверно установить, что сообщение  исходит от покупателя, а также  в иной форме, не запрещенной законодательством. В свою очередь п. 15 Правил торговли по образцам гласит: «договор считается  заключенным с момента выдачи продавцом покупателю кассового  или товарного чека, иного документа, подтверждающего факт приобретения товара, если иное не предусмотрено  законодательством или договором». В данном случае, по мнению Катковской Д., эти нормы противоречат друг другу. Так как в соответствии со ст. 405 и 408 ГК договор заключен с момента, когда покупатель (в данном случае акцепт) дает согласие о принятии оферты (адресованной покупателем неопределенному  кругу лиц) еще до момента выдачи чека. Таким образом, п. 14 и п.15 можно  объединить в один, но со следующей  формулировкой: «договор считается  заключенным с момента выдачи продавцом покупателю кассового  чека или иного документа, подтверждающего  оплату товара, в месте его продажи  или с момента получения продавцом  сообщения о намерении покупателя приобрести товар на условиях, предложенных продавцом» [28, с. 19-20].

Оплата товара, приобретаемого в интернет–магазине осуществляется в форме наличного либо безналичного расчета. Так, безналичной формой расчета  будет оплата покупателем товара через банк либо отделение связи. Кроме того, в настоящее время  широкое распространение получила оплата электронными деньгами при помощи платежных интернет – систем (EasyPay, WebMoney) [27, с. 25].

Пунктом 2 Постановления Совета Министров Республики Беларусь № 31 «Об утверждении Правил осуществления розничной торговли по образцам» устанавливает перечень товаров, розничная торговля которыми по образцам вне торгового объекта допускается только при наличии у продавца торгового объекта, в котором осуществляется реализация таких товаров. Так, не допускается продажа по образцам вне торгового объекта: изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней; пиротехнических изделий; лекарственных средств; биологически активных добавок к пище, подлежащих реализации только через аптеки; ветеринарных средств; оружия и патронов к нему.

Розничная торговля по образцам вне торгового объекта скоропортящимися продовольственными товарами и кулинарной продукцией допускается при наличии у продавца торгового объекта, в котором осуществляется реализация таких товаров [15].

С 6 сентября 2009 года Перечень этих товаров изменен и дополнен. Так, эротическую продукцию, продукцию, содержащую элементы эротики, насилия и жестокости, продукцию по сексуальному образованию и половому воспитанию, продукцию сексуального назначения, аудиовизуальные произведения с индексами ** и ***, можно реализовывать через интернет-магазины без наличия торгового объекта [27, с. 27].

Также следует отметить, что технически сложные товары бытового назначения и рядом иных товаров  можно реализовывать посредством  интернет-магазина без наличия торгового  объекта. А также, что розничная  торговля алкогольными напитками и  табачными изделиями, осуществляемая субъектами хозяйствования с применением  интернет-технологий, законодательством  запрещена.

Подводя итог, можно сделать  вывод, что новая правовая база торговли по образцам, с одной стороны, позволит владельцам интернет-магазинов увеличить  товарооборот и повысит рентабельность данных магазинов, повысит число  субъектов хозяйствования (которых  на данный момент около 1000), занятых  данным видом торговли. С другой стороны, усилит  ответственность  интернет-магазинов, сделает товары более доступными по цене и качеству, позволит потребителям лучше ориентироваться  в выборе товара.

Договор розничной купли-продажи  при продаже товаров с использованием автоматов. Вендинг или торговля через автоматы получила в мире широкое распространение. Автоматы для продажи горячих и холодных напитков, чипсов и т.п. устанавливаются как в общественных местах для широкого пользования, так и в офисах для своих сотрудников.

Торговля через торговые автоматы является высокотехнологичным, рентабельным и высокодоходным бизнесом во всем мире. Сегодня вендинг развивается  как альтернативный канал розничной  продажи. По оценкам западных экспертов, вендинговый бизнес только формируется  и является достаточно привлекательным. Это доказывает статистика: рынок  Беларуси не насыщен даже на 5%. К  примеру, в Европе в среднем на один кофейный торговый автомат приходится 134 человека, а в Беларуси этот показатель в 1000 раз больше.

Автомат – идеальный продавец: он работает круглые сутки, не требует отпуска и повышения зарплаты. Но, для занятия вендинговым бизнесом в Беларуси потребуется соблюсти все формальности, установленные отечественным законодательством: 1. В соответствии с Государственным стандартом Республики Беларусь СТБ 1393-2003 «Торговля. Термины и определения», утвержденным постановлением Белстандарта от 28.04.2003 г. № 22, торговый автомат – техническое средство, предназначенное для автоматизации процесса продажи определенных товаров. К передвижным средствам развозной и разносной торговли, включаемым в мелкорозничную (торговую) сеть относятся и торговые автоматы. В соответствии со статьей 9 Закона Республики Беларусь от 28.07.2003 г. № 231-З «О торговле» розничная торговля – вид торговли товарами, предназначенными для личного, семейного, домашнего потребления и иного подобного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. Розничная торговля осуществляется, если иное не предусмотрено формой торговли, через торговые объекты, к которым относится и торговый автомат, на основании заключаемых договоров розничной купли-продажи. Торговля с использованием автоматов является одной из форм осуществления торговли, предусмотренных ст. 11 указанного Закона.

Таким образом, продажа  напитков и других товаров через  торговые автоматы является розничной  торговлей, на осуществление которой  согласно Положению о лицензировании розничной торговли (включая алкогольные  напитки и табачные изделия) и  общественного питания, утвержденному  постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 2 ноября 2005 г. № 1221 требовалась лицензия. Однако 1.09.2010 года был принят Указ Президента Республики Беларусь № 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности», который с 1 января 2011 года вступил в силу и упразднил лицензирование розничной торговли продуктами питания, кроме алкогольных напитков и табачных изделий (в соответствии с гл. 40 Указа № 450), поэтому данный вид деятельности не подлежит лицензированию.

Следует также обратить внимание, что в соответствии с п. 31 Положения  о государственном регулировании  производства, оборота, рекламы и  потребления табачного сырья  и табачных изделий, утв. Декретом Президента от 17.12.2002 г. № 28, запрещена розничная  торговля табачными изделиями из разносных мелкорозничных средств, а также с использованием торговых автоматов, иных электронных устройств.

Информация о работе Договор розничной купли-продажи