Договор розничной купли-продажи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 21:08, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является изучение особенностей договора розничной купли-продажи, а также проведение комплексного научного анализа теоретических и практических проблем заключения, изменения, расторжения данного договора, определения его сущности, значения и содержания, а также выявлении конкретных направлений совершенствования законодательства, регламентирующего соответствующие понятия в контексте современных реалий.
Для достижения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи: дать общую характеристику договора розничной купли-продажи; провести анализ источников правового регулирования договора розничной купли-продажи; рассмотреть особенности договора розничной купли-продажи; изучить виды договора розничной купли-продажи; рассмотреть особенности гражданско-правовой ответственности за нарушение прав потребителей; изучить порядок осуществления государственной и общественной защиты прав потребителей; рассмотреть материалы судебной практики по делам о защите прав потребителей.

Содержание

Введение.......................................................................................................................3
1. Общая характеристика договора розничной купли-продажи.............................5
1.1. Понятие и источники правового регулирования договора розничной купли-продажи........................................................................................................................5
1.2. Виды договора розничной купли-продажи и их особенности.........................8
2. Особенности юридической конструкции договора розничной купли-продажи......................................................................................................................17
3. Ответственность по договору розничной купли-продажи................................24
3.1 Гражданско-правовая ответственность за нарушение прав потребителей....24
3.2. Государственная и общественная защита прав потребителей.......................30
Заключение.................................................................................................................36
Список использованных источников.......................................................................39
Приложения................................................................................................................43

Работа состоит из  1 файл

курсовая по ГП.docx

— 113.01 Кб (Скачать документ)

Что касается судебной защиты прав потребителей, то в соответствии с законодательством или соответствующими договорами для сторон, в этих случаях  иск (Приложение Б) о защите прав потребителя  может предъявляться в суд  по выбору истца по месту жительства или нахождения истца; жительства или  нахождения ответчика; исполнения договора; причинения вреда.

При удовлетворении иска, связанного с нарушением прав неопределенного  круга потребителей, суд обязывает  правонарушителя довести в установленный  судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда.

В соответствии с Законом  «О защите прав потребителей» граждане вправе объединяться на добровольной основе в общественные объединения  потребителей, которые осуществляют свою деятельность в соответствии с  законодательством. На сегодняшний  день в республике действует 13 общественных объединений потребителей (из них 2 республиканских). Только за последние годы создано 5 общественных объединений, действующих на территории г. Минска (Приложение А).

В соответствии со ст. 46 Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей»  общественные объединения потребителей имеют право: участвовать в разработке нормативных документов, устанавливающих  требования к качеству товара (работы, услуги), проектов законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей;   изучать потребительские свойства товаров, спрос на них, проводить опросы населения для выявления общественного мнения о качестве выпускаемых товаров (выполняемых работ, оказываемых услуг);  участвовать по поручению потребителя в проведении экспертиз по фактам нарушения прав потребителя, а также проводить независимую экспертизу качества и безопасности товаров (работ, услуг); вносить в республиканские органы государственного управления, местные исполнительные и распорядительные органы предложения о мерах по повышению качества товаров (работ, услуг), соблюдению правил ценообразования, снятию с производства, изъятию из оборота товаров (работ, услуг), опасных для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды, о запрете ненадлежащей рекламы и информации, вводящих в заблуждение потребителя, о прекращении продажи товаров по неправомерно завышенным ценам; осуществлять информационно-просветительскую деятельность в области защиты прав потребителей; осуществлять общественный контроль за соблюдением прав потребителя в сфере торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей, составлять акты о выявленных нарушениях прав потребителя и направлять указанные акты для рассмотрения в уполномоченные государственные органы; направлять в государственные органы в соответствии с их компетенцией материалы о привлечении к ответственности лиц, виновных в выпуске и реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг), не соответствующих установленным требованиям к безопасности и качеству товаров (работ, услуг), а также о нарушении прав потребителя, предусмотренных законодательством; обращаться в органы прокуратуры с предложениями принести протесты на акты государственных органов, противоречащие законодательству о защите прав потребителей; обращаться в суд с иском о защите прав потребителя (неопределенного круга потребителей); предъявлять иск в суд о признании действий изготовителя (исполнителя, продавца) противоправными, условий договора недействительными в отношении неопределенного круга потребителей и прекращении этих действий; обращаться по поручению потребителя с претензией к изготовителю (исполнителю, продавцу) об устранении нарушений и о возмещении потребителю причиненного этими нарушениями ущерба (Приложение Г).

Итак, подводя итоги данному  исследованию, можно сделать вывод, сегодня в республике создана  и действует национальная система  защиты прав потребителей, включающая в себя государственную и общественную защиту. Особенно важное значение имеет  деятельность общественных объединений  потребителей в регионах. Вместе с  тем, общественную защиту на местах – в более 45-ти городах и районах республики – осуществляют в общей массе только подразделения республиканского объединения «Белорусское общество потребителей». К сожалению, для потребителей отдаленных районов общественная защита их потребительских прав остается недоступной.

Государственная политика в  сфере защиты прав потребителей осуществляется в тесной взаимосвязи с общим  курсом экономических и правовых реформ, развитием конкуренции и  в полной мере способствует достижению стратегической цели – повышению уровня жизни населения.

Успех реализации государственной  политики в сфере защиты прав потребителей полностью зависит от слаженности  работы всех заинтересованных государственных  органов и общественных объединений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

На основании изучения и анализа научной юридической  литературы, материалов судебной практики можно сделать следующие выводы:

Сторонами договора розничной купли-продажи выступают продавец (как правило, предприятия торговли независимо от форм собственности) и покупатель (как правило, граждане).

Розничная купля-продажа имеет определенные специфические черты, а поэтому и регламентируется как общими гражданско-правовыми нормами (например, ст. 462 ГК), так и рядом специальных нормативных актов (например, основные правила работы магазина).

Законом (п. 2 ст. 462 ГК) договор розничной купли-продажи отнесен к публичным договорам. Следовательно, продавец не вправе отказаться от заключения договора при наличии возможности продать нужный покупателю товар и на тех условиях, включая цену, которые должны быть одинаковыми для всех покупателей. При этом торговые организации обязаны отпускать имеющиеся у них товары, как правило, любому покупателю. Сочетание «как правило» означает, что не могут, например, продаваться спиртные напитки, табачные изделия несовершеннолетним.

По способу заключения розничная купля-продажа законом отнесена к договорам присоединения. Так, в п. 1 ст. 470 ГК сказано, что покупатель обязан оплатить товар по цене, объявленной продавцом, т.е. в одностороннем порядке. Данное правило в равной мере относится и к другим условиям этого договора, за исключением предмета договора. Это означает, что покупатель вправе присоединиться к этому договору и уплатить объявленную цену товара либо отказаться от договора. Цена в договоре розничной купли-продажи устанавливается для всех покупателей одинаковой (за исключением продажи товара, например, на рынке). В случае продажи товаров не по одинаковым ценам покупатель, уплативший большую цену, имеет право требовать возврата разницы, т.е. исходя из общих правил сделка признается недействительной.

В соответствии со ст. 463 ГК договор розничной купли-продажи 
считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека либо иного документа, подтверждающего оплату товара. Как известно, договор – это соглашение между сторонами. Однако, как показывает реальная действительность, оплата товара и достижение соглашения сами по себе не одинаковые по значению применительно к договору купли-продажи. В частности, иногда покупателем производится отбор товара, т.е. стороны достигли соглашения, а затем следует оплата, а иногда вначале товар оплачивается, а затем, получается по кассовому или товарному чеку, то есть речь идет о том, что соглашение между сторонами по поводу товара достигается после его оплаты. Однако в целом закон говорит: о том, что договор розничной купли-продажи считается заключенным именно с момента оплаты.

Договору розничной купли-продажи присущ особый порядок его 
заключения. В частности, предложение заключить договор купли-продажи выражается в форме публичной оферты (публичного предложения заключить договор), т.е. путем выставления товара в витринах, на прилавках и так далее. Широкое распространение получили такие методы розничной торговли, как торговля по образцам, продажа товаров по заказам покупателей, торговля посредством автоматов и др. Однако, если вести речь применительно к оферте в сфере розничной торговли, то она несколько расходится с общими правилами оферты. Так, если п. 1 ст. 407 ГК предусмотрено, что реклама и иные предложения, адресованные неопределенному кругу лиц, рассматриваются как приглашение делать оферты, то в ст. 464 ГК установлены отличия. В частности, в п. 1 ст. 464 ГК сказано, что предложение товара в его рекламе, каталогах и описаниях товаров, обращенных к неопределенному кругу лиц, признается публичной офертой, если оно содержит все существенные условия договора.

Теоретические выводы, сформулированные в результате проведенного исследования, позволили разработать и предложить некоторые направления совершенствования  действующего законодательства с целью  решения имеющихся в нем проблем, устранения противоречий, а также  восполнения выявленных пробелов.

  1. Так в п. 14 и 15 Правил торговли по образцам внести норму следующего содержания, так как вышеназванные пункты являются противоречивыми, а именно: «договор считается заключенным с момента выдачи продавцом покупателю кассового чека или иного документа, подтверждающего оплату товара, в месте его продажи или с момента получения продавцом сообщения о намерении покупателя приобрести товар на условиях, предложенных продавцом».
  2. Также следует внести дополнение в ст. 311 ГК о возможности покупателя взыскать неустойку с продавца, в связи с просрочкой передачи товара или его недоставки, чтобы максимально обезопасить покупателя, и сделать заключение соглашения о неустойке в данном случае обязательным. Например: продавец обязан уплатить покупателю в случае просрочки исполнения (доставки, передачи товара) неустойку, в размере предусмотренную соглашением о неустойке.
  3. Также следует внести в Правила осуществления розничной торговли по образцам п. 11 норму следующего содержания: «Демонстрация образцов товаров при торговле по образцам в торговом объекте признается публичной офертой, за исключением случаев, когда продавец явно определил, что товары не предназначены для продажи. Предложение товара при торговле по образцам вне торгового объекта признается публичной офертой, если оно содержит все существенные условия договора. В случаях, указанных в частях первой и второй настоящего пункта, продавец обязан заключить договор с любым лицом, выразившим намерение приобрести товар».

Практическая значимость заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в процессе совершенствования в  этой области действующего гражданского законодательства путем внесения соответствующих  изменений и дополнений в ГК и  иные нормативные правовые акты; в  правоприменительной деятельности работников прокуратуры, судов; для  дальнейших научных исследований по проблемам заключения, исполнения договора розничной купли-продажи и защиты прав потребителей.

Повышение качества рассмотрения судом дел о защите прав потребителей позволит его субъектам, суду избежать неоправданных материальных затрат, связанных с рассмотрением дел  данной категории в судебных инстанциях.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск: Амалфея, 2008. – 48с.
  2. Гражданский кодекс Республики Беларусь: Кодекс Респ. Беларусь, 7 дек. 1998 г., № 218-З: принят Палатой представителей 28 окт. 1998 г.: одобр. Советом Респ. 19 нояб. 1998г.: в ред. от 3 июля 2011 г. // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2012.
  3. Налоговый Кодекс 29 декабря 2009 г. № 71-З, Принят Палатой представителей 11 декабря 2009 года, Одобрен Советом Республики 18 декабря 2009 года: в ред. от 31 дек. 2011 г. // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2012.
  4. О торговле: Закон Республики Беларусь от  28 июля 2003 г. № 231-З (в ред. от 7 декабря 2009 г. № 66-З) // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2012.
  5. О защите прав потребителей: Закон Республики Беларусь от 19 ноября 1993 года № 2572- XII (в ред. от 8 июля 2008 года № 366-З) // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2012.
  6. О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам защиты прав потребителей: Закон Республики Беларусь от 08.07.2008 № 366-3 // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2012.
  7. О лицензировании отдельных видов деятельности: Указ Президента Республики Беларусь от 1 сентября 2010 г. № 450 (в ред. Указа от 30 дек. 2011 г. № 661) // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2012.
  8. О мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей»: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 июня 2002 г. № 778: в ред. Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 25 мая 2010 г. № 779 // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2012.
  9. О функционировании магазинов беспошлинной торговли: Указ Президента Республики Беларусь от 17 янв. 2012 г. № 38 // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2012.
  10. О стимулировании реализации товаров: Указ Президента Республики Беларусь от 11 августа 2011 г. № 358 // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2012.
  11. О некоторых вопросах защиты прав потребителей: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 января 2009 г. № 26 (в ред. от 28 апреля 2010 г. № 640)  // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2012.
  12. Об утверждении Правил осуществления розничной торговли отдельными видами товаров и общественного питания: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 7 апреля 2004 г. № 384 (в ред. от 30 августа 2010 г. № 1257) // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2012.
  13. Об утверждении Правил бытового обслуживания потребителей: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 декабря 2004 г. № 1590 (в ред. от 12 авг. 2011 г.) // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2012.
  14. О некоторых вопросах деятельности рынков: Постановление Совета Министров от 12 декабря 2003 г. № 1623 (в ред. от 13 апреля 2011 г. № 488) // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2012.
  15. Об утверждении Правил осуществления розничной торговли по образцам: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15 января 2009 г. № 31 (в ред. от 19 августа 2009 г. № 1091) // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2012.
  16. Об утверждении Правил комиссионной торговли непродовольственными товарами: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 01.06.2007 г. № 744 (в ред. от 30 декабря 2010 г. № 1910) // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2012.
  17. Об утверждении перечня основных нормативных и технологических документов, которые должны находиться в объектах розничной торговли и общественного питания: Постановление Министерства торговли от 27 марта 2002 г. №10 // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2012.
  18. Об утверждении Инструкции о порядке применения и заполнения унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций при осуществлении комиссионной торговли непродовольственными товарами: Постановление Министерства торговли Республики Беларусь от 14.09.2007 г. №53/1 // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2012.
  19. О практике применения судами законодательства при рассмотрении дел о защите прав потребителей: Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 24 июня 2010 г. № 24 // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2012.
  20. Архив суда Ленинского района г. Могилева / Дела о защите прав потребителей Д. 2-36/2008 г.
  21. Архив суда Центрального района г. Гомеля / Дела о защите прав потребителей Д. 2-726/2008 г.
  22. Бельская, Т.А. Новый закон о защите прав потребителей / Т.А. Бельская // Юрист. – 2008. – №10. – С. 29-32.
  23. Борисевич, В.А. Правовое поле потребителей / В.А. Борисевич // Право Беларуси. – 2006. – № 37 (61). – С 73-75.
  24. Войцеховская, С.В.  Действующее законодательство о защите прав потребителей / С.В. Войцеховская // Библиотечка журнала Юрист. – 2009. – №1. – С. 4-17.
  25. Глинская, Я. Лицензирование по-новому / Я. Глинская // Юрист. – 2010. – № 10 (113) . – С. 18 -21
  26. Задорожный, И.И. Виды и формы осуществления торговли в Республике Беларусь / И.И. Задорожный // Юридический мир. – 2009. – № 3. – С. 42-47.
  27. Зыкова, Н. Розничная торговля и интернет – магазины / Н. Зыкова // КонсультантЭкспресс. – 2009. – № 7. – С. 21-27.
  28. Катковская, Д. Обзор новых правил розничной торговли по образцам / Д. Катковская // Юрист. – 2009. – № 5 (96). – С. 17-21.
  29. Катковская, Д.А. Документы, регулирующие потребительские правоотношения / Д.А. Катковская // Библиотечка журнала Юрист. – 2009. – №1. – С. 44-52.
  30. Колбасин, Д.А. Гражданское право. Особенная часть: учебное пособие / Д.А. Колбасин. – Минск: Амалфея, 2009. – 772с.
  31. Кулаковский, С.В. Вопросы, вытекающие из споров по защите прав потребителя / С.В. Кулаковский // Юридический мир. – 2009. – №4. – С. 107-111.
  32. Латышев, И. Изменения в правилах осуществления торговли: стало ли легче продавцам и потребителям? // Юридический мир. – 2009. – №3. – С. 57-62.
  33. Латышев, И. Потребителю – новые права, всем остальным – новые обязанности / И. Латышев // Юридический мир. – 2008. – № 8. – С. 22-26 (начало); Юридический мир. – 2008. – № 9. – С. 18-22 (окончание).
  34. Лиев, В.Б. Проблемы и решения развития общественного потребительского движения в Беларуси: Материалы республиканского семинара. Брест, 3-4 июня 2005 г. – Минск: БОЗП, 2005. – 89с.
  35. Маньковский, И.А. Гражданское право. Особенная часть / И.А. Маньковский. – Минск: Молодежное, 2008. – 206 с.
  36. Международная конференция «Актуальные проблемы защиты прав потребителей в Беларуси [Электронный ресурс]. Режим доступа – [http://mintorg.gov.by/index.php?option=com_content&task=view&id=1019. – Дата доступа: 29.01.2012.
  37. Министерство торговли Республики Беларусь [Электронный ресурс]. Режим доступа – [http://mintorg.gov.by/]. – Дата доступа: 30.01.2012.
  38. Практика применения некоторых актуальных положений законодательства о защите прав потребителей // Юрист. – 2010. – № 12 (115). – С. 61-67.
  39. Практика применения судами законодательства при рассмотрении дел о защите прав потребителей (по материалам обзора) // Судовы веснiк. – 2010. – № 3. – С. 17-21.
  40. Практика применения некоторых актуальных положений законодательства о защите прав потребителей // Юрист. – 2011. – № 1 (116). – С. 54-60.
  41. Серов, С.А. «Образцовая» торговля: новые правила / С.А. Серов // Юридический мир. – 2009. – № 3. – С. 48-51
  42. Черняк, М. Правила торговли по образцам в Беларуси // М. Черняк / Юридическая группа «Вердикт Бай» [Электронный ресурс] / http://www.verdict.by/articles/articles-biznes/torg-obrazec/index.htm. Дата доступа: 02.02.2012.
  43. Чигир, В.Ф. Гражданское право: В 2 ч. Ч. 2: Учебник / Под общ. ред. проф. В.Ф. Чигира. – Минск: Амалфея, 2002. – 1068с.
  44. Чигир, В.Ф. Комментарий к гражданскому кодексу Республики Беларусь с приложениями актов законодательства и судебной практики (постатейный): В 3 кн. К.2 / Ф.В. Чигир. – Минск: Амалфея, 2005. – 1137с.

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Схема организационной  структуры системы защиты прав потребителей в Республике Беларусь

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

 

В суд Октябрьского района г. Могилева

             Истец: Иванова Елена Петровна,

                                                  проживающая по адресу: г. Могилев,

                                 ул. Островского, д.99, кв. 99,

        тел. 77-77-77

                         Ответчик: Открытое акционерное  общество

                                           «Горизонт», 220014 г. Минск, пер.

                                             С.Ковалевской, 62, тел.: 293-12-69 

 

Исковое заявление

о замене вещи с недостатками, о взыскании неустойки, о возмещении морального вреда

 

31 декабря 2008 года в  магазине «Фарма» я купила  телевизор марки “Горизонт”, стоимостью 1 600 000 р. Договор купли-продажи  подтвержден товарным чеком. В  период гарантийного срока телевизор  загорелся в результате чего  произошел пожар и все имущество  (мебель, одежда, старинные иконы,  антиквариат) сгорело.

23 марта 2009 года я обратилась  с претензией в магазин «Фарма»  на расторжение договора и  взыскание убытков, однако в  магазине мне отказали в удовлетворении  моих требований. Далее я обратилась  к ОАО «Горизонт», которое необоснованно  отказало удовлетворить претензию.

Ввиду того, что ОАО «Горизонт» не удовлетворил мои законные требования я обратилась в горисполком. Претензия  горисполкома от 10.04.2008 г. № 2-02/08-588, также  оставлена без удовлетворения.

Неправомерными действиями ответчика, мне, Ивановой Е.П., причинен материальный и моральный ущерб (испорченные вещи, сантехника, ванна, унитаз, умывальник, трубы), который  я оцениваю в 900 000 рублей.

1. Согласно действующему законодательству о защите прав потребителей в случае предъявления требования о расторжении договора купли-продажи и возврата уплаченной за товар денежной суммы изготовитель обязан незамедлительно выполнить требование (максимальный срок – 7 дней) со дня предъявления указанного требования потребителем.

После предъявления мною требования о замене товара «16» февраля 2009 г. семидневный срок начал течь «23»февраля 2009  г. и истек «2» марта 2009г.

За нарушение  срока Ответчик обязан уплатить мне  неустойку (пеню) в размере 1 % (одного процента) цены товара за каждый день просрочки. Такая неустойка взыскивается сверх убытков в полной сумме.

Информация о работе Договор розничной купли-продажи