Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 21:08, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение особенностей договора розничной купли-продажи, а также проведение комплексного научного анализа теоретических и практических проблем заключения, изменения, расторжения данного договора, определения его сущности, значения и содержания, а также выявлении конкретных направлений совершенствования законодательства, регламентирующего соответствующие понятия в контексте современных реалий.
Для достижения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи: дать общую характеристику договора розничной купли-продажи; провести анализ источников правового регулирования договора розничной купли-продажи; рассмотреть особенности договора розничной купли-продажи; изучить виды договора розничной купли-продажи; рассмотреть особенности гражданско-правовой ответственности за нарушение прав потребителей; изучить порядок осуществления государственной и общественной защиты прав потребителей; рассмотреть материалы судебной практики по делам о защите прав потребителей.
Введение.......................................................................................................................3
1. Общая характеристика договора розничной купли-продажи.............................5
1.1. Понятие и источники правового регулирования договора розничной купли-продажи........................................................................................................................5
1.2. Виды договора розничной купли-продажи и их особенности.........................8
2. Особенности юридической конструкции договора розничной купли-продажи......................................................................................................................17
3. Ответственность по договору розничной купли-продажи................................24
3.1 Гражданско-правовая ответственность за нарушение прав потребителей....24
3.2. Государственная и общественная защита прав потребителей.......................30
Заключение.................................................................................................................36
Список использованных источников.......................................................................39
Приложения................................................................................................................43
Что касается судебной защиты
прав потребителей, то в соответствии
с законодательством или
При удовлетворении иска, связанного
с нарушением прав неопределенного
круга потребителей, суд обязывает
правонарушителя довести в
В соответствии с Законом «О защите прав потребителей» граждане вправе объединяться на добровольной основе в общественные объединения потребителей, которые осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством. На сегодняшний день в республике действует 13 общественных объединений потребителей (из них 2 республиканских). Только за последние годы создано 5 общественных объединений, действующих на территории г. Минска (Приложение А).
В соответствии со ст. 46 Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей» общественные объединения потребителей имеют право: участвовать в разработке нормативных документов, устанавливающих требования к качеству товара (работы, услуги), проектов законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей; изучать потребительские свойства товаров, спрос на них, проводить опросы населения для выявления общественного мнения о качестве выпускаемых товаров (выполняемых работ, оказываемых услуг); участвовать по поручению потребителя в проведении экспертиз по фактам нарушения прав потребителя, а также проводить независимую экспертизу качества и безопасности товаров (работ, услуг); вносить в республиканские органы государственного управления, местные исполнительные и распорядительные органы предложения о мерах по повышению качества товаров (работ, услуг), соблюдению правил ценообразования, снятию с производства, изъятию из оборота товаров (работ, услуг), опасных для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды, о запрете ненадлежащей рекламы и информации, вводящих в заблуждение потребителя, о прекращении продажи товаров по неправомерно завышенным ценам; осуществлять информационно-просветительскую деятельность в области защиты прав потребителей; осуществлять общественный контроль за соблюдением прав потребителя в сфере торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей, составлять акты о выявленных нарушениях прав потребителя и направлять указанные акты для рассмотрения в уполномоченные государственные органы; направлять в государственные органы в соответствии с их компетенцией материалы о привлечении к ответственности лиц, виновных в выпуске и реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг), не соответствующих установленным требованиям к безопасности и качеству товаров (работ, услуг), а также о нарушении прав потребителя, предусмотренных законодательством; обращаться в органы прокуратуры с предложениями принести протесты на акты государственных органов, противоречащие законодательству о защите прав потребителей; обращаться в суд с иском о защите прав потребителя (неопределенного круга потребителей); предъявлять иск в суд о признании действий изготовителя (исполнителя, продавца) противоправными, условий договора недействительными в отношении неопределенного круга потребителей и прекращении этих действий; обращаться по поручению потребителя с претензией к изготовителю (исполнителю, продавцу) об устранении нарушений и о возмещении потребителю причиненного этими нарушениями ущерба (Приложение Г).
Итак, подводя итоги данному исследованию, можно сделать вывод, сегодня в республике создана и действует национальная система защиты прав потребителей, включающая в себя государственную и общественную защиту. Особенно важное значение имеет деятельность общественных объединений потребителей в регионах. Вместе с тем, общественную защиту на местах – в более 45-ти городах и районах республики – осуществляют в общей массе только подразделения республиканского объединения «Белорусское общество потребителей». К сожалению, для потребителей отдаленных районов общественная защита их потребительских прав остается недоступной.
Государственная политика в сфере защиты прав потребителей осуществляется в тесной взаимосвязи с общим курсом экономических и правовых реформ, развитием конкуренции и в полной мере способствует достижению стратегической цели – повышению уровня жизни населения.
Успех реализации государственной политики в сфере защиты прав потребителей полностью зависит от слаженности работы всех заинтересованных государственных органов и общественных объединений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании изучения
и анализа научной юридической
литературы, материалов судебной практики
можно сделать следующие
Сторонами договора розничной купли-продажи выступают продавец (как правило, предприятия торговли независимо от форм собственности) и покупатель (как правило, граждане).
Розничная купля-продажа имеет определенные специфические черты, а поэтому и регламентируется как общими гражданско-правовыми нормами (например, ст. 462 ГК), так и рядом специальных нормативных актов (например, основные правила работы магазина).
Законом (п. 2 ст. 462 ГК) договор розничной купли-продажи отнесен к публичным договорам. Следовательно, продавец не вправе отказаться от заключения договора при наличии возможности продать нужный покупателю товар и на тех условиях, включая цену, которые должны быть одинаковыми для всех покупателей. При этом торговые организации обязаны отпускать имеющиеся у них товары, как правило, любому покупателю. Сочетание «как правило» означает, что не могут, например, продаваться спиртные напитки, табачные изделия несовершеннолетним.
По способу заключения розничная купля-продажа законом отнесена к договорам присоединения. Так, в п. 1 ст. 470 ГК сказано, что покупатель обязан оплатить товар по цене, объявленной продавцом, т.е. в одностороннем порядке. Данное правило в равной мере относится и к другим условиям этого договора, за исключением предмета договора. Это означает, что покупатель вправе присоединиться к этому договору и уплатить объявленную цену товара либо отказаться от договора. Цена в договоре розничной купли-продажи устанавливается для всех покупателей одинаковой (за исключением продажи товара, например, на рынке). В случае продажи товаров не по одинаковым ценам покупатель, уплативший большую цену, имеет право требовать возврата разницы, т.е. исходя из общих правил сделка признается недействительной.
В соответствии со ст. 463 ГК договор
розничной купли-продажи
считается заключенным в надлежащей форме
с момента выдачи продавцом покупателю
кассового или товарного чека либо иного
документа, подтверждающего оплату товара.
Как известно, договор – это соглашение
между сторонами. Однако, как показывает
реальная действительность, оплата товара
и достижение соглашения сами по себе
не одинаковые по значению применительно
к договору купли-продажи. В частности,
иногда покупателем производится отбор
товара, т.е. стороны достигли соглашения,
а затем следует оплата, а иногда вначале
товар оплачивается, а затем, получается
по кассовому или товарному чеку, то есть
речь идет о том, что соглашение между
сторонами по поводу товара достигается
после его оплаты. Однако в целом закон
говорит: о том, что договор розничной
купли-продажи считается заключенным
именно с момента оплаты.
Договору розничной купли-продажи
присущ особый порядок его
заключения. В частности, предложение
заключить договор купли-продажи выражается
в форме публичной оферты (публичного
предложения заключить договор), т.е. путем
выставления товара в витринах, на прилавках
и так далее. Широкое распространение
получили такие методы розничной торговли,
как торговля по образцам, продажа товаров
по заказам покупателей, торговля посредством
автоматов и др. Однако, если вести речь
применительно к оферте в сфере розничной
торговли, то она несколько расходится
с общими правилами оферты. Так, если п.
1 ст. 407 ГК предусмотрено, что реклама и
иные предложения, адресованные неопределенному
кругу лиц, рассматриваются как приглашение
делать оферты, то в ст. 464 ГК установлены
отличия. В частности, в п. 1 ст. 464 ГК сказано,
что предложение товара в его рекламе,
каталогах и описаниях товаров, обращенных
к неопределенному кругу лиц, признается
публичной офертой, если оно содержит
все существенные условия договора.
Теоретические выводы, сформулированные
в результате проведенного исследования,
позволили разработать и
Практическая значимость
заключается в том, что результаты
исследования могут быть использованы
в процессе совершенствования в
этой области действующего гражданского
законодательства путем внесения соответствующих
изменений и дополнений в ГК и
иные нормативные правовые акты; в
правоприменительной
Повышение качества рассмотрения судом дел о защите прав потребителей позволит его субъектам, суду избежать неоправданных материальных затрат, связанных с рассмотрением дел данной категории в судебных инстанциях.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Схема организационной структуры системы защиты прав потребителей в Республике Беларусь
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
В суд Октябрьского района г. Могилева
Истец: Иванова Елена Петровна,
тел. 77-77-77
Ответчик: Открытое акционерное общество
Исковое заявление
о замене вещи с недостатками, о взыскании неустойки, о возмещении морального вреда
31 декабря 2008 года в
магазине «Фарма» я купила
телевизор марки “Горизонт”, стоимостью
1 600 000 р. Договор купли-продажи
подтвержден товарным чеком. В
период гарантийного срока
23 марта 2009 года я обратилась
с претензией в магазин «Фарма»
Ввиду того, что ОАО «Горизонт» не удовлетворил мои законные требования я обратилась в горисполком. Претензия горисполкома от 10.04.2008 г. № 2-02/08-588, также оставлена без удовлетворения.
Неправомерными действиями ответчика, мне, Ивановой Е.П., причинен материальный и моральный ущерб (испорченные вещи, сантехника, ванна, унитаз, умывальник, трубы), который я оцениваю в 900 000 рублей.
1. Согласно действующему законодательству о защите прав потребителей в случае предъявления требования о расторжении договора купли-продажи и возврата уплаченной за товар денежной суммы изготовитель обязан незамедлительно выполнить требование (максимальный срок – 7 дней) со дня предъявления указанного требования потребителем.
После предъявления мною требования о замене товара «16» февраля 2009 г. семидневный срок начал течь «23»февраля 2009 г. и истек «2» марта 2009г.
За нарушение срока Ответчик обязан уплатить мне неустойку (пеню) в размере 1 % (одного процента) цены товара за каждый день просрочки. Такая неустойка взыскивается сверх убытков в полной сумме.