Договор розничной купли-продажи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 21:08, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является изучение особенностей договора розничной купли-продажи, а также проведение комплексного научного анализа теоретических и практических проблем заключения, изменения, расторжения данного договора, определения его сущности, значения и содержания, а также выявлении конкретных направлений совершенствования законодательства, регламентирующего соответствующие понятия в контексте современных реалий.
Для достижения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи: дать общую характеристику договора розничной купли-продажи; провести анализ источников правового регулирования договора розничной купли-продажи; рассмотреть особенности договора розничной купли-продажи; изучить виды договора розничной купли-продажи; рассмотреть особенности гражданско-правовой ответственности за нарушение прав потребителей; изучить порядок осуществления государственной и общественной защиты прав потребителей; рассмотреть материалы судебной практики по делам о защите прав потребителей.

Содержание

Введение.......................................................................................................................3
1. Общая характеристика договора розничной купли-продажи.............................5
1.1. Понятие и источники правового регулирования договора розничной купли-продажи........................................................................................................................5
1.2. Виды договора розничной купли-продажи и их особенности.........................8
2. Особенности юридической конструкции договора розничной купли-продажи......................................................................................................................17
3. Ответственность по договору розничной купли-продажи................................24
3.1 Гражданско-правовая ответственность за нарушение прав потребителей....24
3.2. Государственная и общественная защита прав потребителей.......................30
Заключение.................................................................................................................36
Список использованных источников.......................................................................39
Приложения................................................................................................................43

Работа состоит из  1 файл

курсовая по ГП.docx

— 113.01 Кб (Скачать документ)

Согласно ст. 152 ГК, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные  права либо посягающими на принадлежащие  гражданину другие нематериальные блага, а также в иных случаях, предусмотренных  законодательством, гражданин вправе требовать от нарушителя денежную компенсацию  указанного вреда.

При определении размеров компенсации морального вреда суд  принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие  внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных  с индивидуальными особенностями  лица, которому причинен вред.

В соответствии со ст. 18 Закона «О защите прав потребителей» компенсация морального вреда, причиненного потребителю вследствие нарушения изготовителем (продавцом, поставщиком, представителем, исполнителем, ремонтной организацией) прав потребителя, предусмотренных законодательством, осуществляется причинителем вреда при наличии его вины, если иное не предусмотрено законодательными актами, однако суды не всегда учитывали указанное требование Закона. Например: Решением суда Московского района г. Минска по делу по иску общественного объединения потребителей в интересах Л. к индивидуальному предпринимателю удовлетворены требования о взыскании неустойки, штрафа. В удовлетворении требования о взыскании компенсации морального вреда отказано, поскольку истец отказался от устранения недостатков в оговоренный сторонами срок.

Судебная коллегия по гражданским  делам Минского городского суда не согласилась с выводами суда и, отменяя  решение в части отказа в удовлетворении требования о компенсации морального вреда, указала, что ответчик некачественно  установил окна в квартире истца, недостатки услуги не устранял более полугода, что повлекло неудобства и дискомфорт для семьи истца, проживающей в данном жилом помещении. Истец был вынужден приостановить ремонт всей квартиры, тратил свое личное время для обеспечения доступа ответчика в квартиру для устранения недостатков услуги. Истец испытывал физические неудобства, моральные и нравственные страдания.

Так как права потребителя  были нарушены по вине ответчика, судебная коллегия правильно вынесла в  этой части новое решение, которым  взыскала с него в пользу истца  денежную компенсацию морального вреда. Согласно пп. 3,4 ст. 18 Закона о защите прав потребителей размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потребителю физических и нравственных страданий, а также от степени вины причинителя вреда в случае, когда его вина является основанием для возмещения вреда. При определении размера компенсации морального вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

Характер причиненных  потребителю физических и нравственных страданий оценивается судом  с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потребителя.

Отдельные суды, взыскивая  компенсацию морального вреда, не учитывали обстоятельства причинения вреда, характера перенесенных потребителем страданий, а также требований разумности и справедливости. Решением суда Советского района г. Гомеля постановлено взыскать с частного унитарного предприятия в пользу Ф. компенсацию морального вреда в сумме 200 000 руб. в связи с ненадлежащим оказанием стоматологической услуги. Определением судебной коллегии по гражданским делам Гомельского областного суда решение суда в части компенсации морального вреда изменено» размер компенсации увеличен до 700 000 руб. По протесту первого заместителя Председателя Верхового Суда постановлением президиума Гомельского областного суда решение суда и определение судебной коллегии изменены, постановлено взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в сумме 2 500 000 руб. исходя из следующего. При рассмотрении дела судом установлено, что Ф. некачественно оказана медицинская услуга - проведена операция по удалению зуба, после которой возникли осложнения, и истец проходил лечение в больнице в течение двух недель. После удаления зуба остались осложнения. Разрешая спор, суды не полно учли степень нравственных и физических страданий истца, полученных в результате некачественного оказания медицинской услуги ответчиком, тяжести наступивших последствий и вследствие этого определили размер компенсации морального вреда в заниженном размере [21].

Компенсация морального вреда  осуществляется независимо от подлежащего  возмещению имущественного вреда. Компенсация  морального вреда осуществляется в  денежной форме.

Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости  от характера причиненных потребителю  физических и нравственных страданий, а также от степени вины причинителя  вреда в случае, когда его вина является основанием для возмещения вреда. При определении размера  компенсации морального вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

Характер причиненных  потребителю физических и нравственных страданий оценивается судом  с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный  вред, и индивидуальных особенностей потребителя [39, с. 20-21].

Как свидетельствует судебная практика, законодательство о защите прав потребителей призывает участников отношений – гражданина и продавца (изготовителя, исполнителя) подтягиваться к прозрачным отношениям, к новому уровню ведения дела. Например, в соответствии с п. 1 ст. 20 Закона «О защите прав потребителей» при обнаружении отступлений от условий договора, ухудшивших результат работы (услуги), или иных недостатков выполненной работы (услуги) потребитель вправе по своему выбору потребовать: во-первых, безвозмездного устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги); во-вторых, соразмерного уменьшения цены выполненной работы (оказанной услуги); в-третьих, безвозмездного изготовления другой вещи из однородного материала такого же качества или повторного выполнения работы (оказания услуги), если это возможно. При этом потребитель обязан возвратить ранее переданную ему исполнителем вещь; в-четвертых, возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами.

По факту выявленных недостатков  товара потребитель может заявить  лишь одно из предусмотренных законодательством  требований. Право покупателя обменять или возвратить продавцу товар надлежащего  качества ограничено отдельными положениями законодательства о защите прав потребителей. Для определения причиненного потребителю морального вреда принимаются во внимание, в том числе нравственные страдания потребителя, выражающиеся в негативных переживаниях лица, например, чувстве унижения, страха, бессонницы, связанных с приобретением товара ненадлежащего качества, и др.

В постановлении Пленума  Верховного Суда Республики Беларусь от 24.06.2010 № 4 «О практике применения судами законодательства при рассмотрении дел о защите прав потребителей» (далее – постановление № 4) отмечено, что именно потребителю принадлежит право выбора вида требований, которые могут быть предъявлены продавцу при продаже товара ненадлежащего качества (ст. 473 ГК и ст. 20 Закона «О защите прав потребителей»). Так, потребитель вправе потребовать: замены недоброкачественного товара товаром надлежащего качества; соразмерного уменьшения покупной цены товара; незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара: возмещения расходов по устранению недостатков товара; расторжения договора розничной купли-продажи и возврата уплаченной за товар денежной суммы.

Так, например: Судом надзорной инстанции было отменено решение суда, по которому были удовлетворены исковые требования гражданки Б. к ЧП «Л» о расторжении договора купли-продажи автомобиля ввиду выявленных недостатков и неоднократного произведения ремонта в период гарантийного срока, взыскании уплаченной по договору денежной суммы за автомобиль, неустойки и морального вреда (Приложение Б).

Основанием для отмены решения послужили следующие  обстоятельства. По делу установлено, что гражданка Б. приобрела у ЧП «А» автомобиль со сроком гарантии два года. За две недели до обращения Б. в суд в автомобиле был произведен ремонт, и на момент нахождения дела в суде автомобиль находился в технически исправном состоянии. Таким образом, как отметил суд надзорной инстанции, истица при выявлении неисправности уже воспользовалась правом выбора вида требований, предусмотренных ст. 473 ГК  и  ст. 19 закона о защите  прав потребителей, а именно выбрала право требования о безвозмездном устранении  недостатков [40, с. 54-55].

Однако при этом необходимо учитывать, что характер заявляемых требований должен быть обусловлен не только желанием потребителя, но и вытекать из имеющегося договорного обязательства.

Таким образом, можно сделать  вывод о том, что потребители  в нашей республики достаточно полно  защищены. За нарушение законодательства о защите прав потребителей могут  применяться различные правоограничения,  меры восстановительного характера.

 

3.2. Государственная и общественная защита прав потребителей

 

Законодательство о защите прав потребителей является, по своей  сути, рыночным, регулирующим экономические  отношения потребительского рынка. Эти отношения и служат предметом  изучения в аспекте защиты потребительских  прав.

 Потребитель – гражданин,  имеющий намерение заказать или  приобрести, либо заказывающий, приобретающий  и использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных (бытовых)  нужд, не связанных с извлечением  прибыли. 

Причинами, вследствие которых  возникает необходимость защиты потребительских прав, как правило, оказываются недостатки товаров (работ, услуг) – их ненадлежащее качество, опасность для потребителя, невозможность  или недопустимость использования  в соответствии с целевым назначением. Критерием, позволяющим определить и квалифицировать недостатки товаров (работ, услуг) служит государственный  стандарт, санитарные нормы и правила, строительные нормы и правила  и другие документы, в которых  законом установлены обязательные требования к качеству товаров (работ, услуг).

Почему же потребитель  нуждается в государственной  и общественной защите? Дело не только в том, что потребитель – явление  всеобъемлющее, ведь каждый гражданин  Республики Беларусь, каждый гражданин  зарубежного государства, находящийся  на территории Республики Беларусь, наконец, каждый белорус, оказавшийся за границей, независимо от пола и возраста, приобретающий  на рынке товары (работы, услуги) для  личных бытовых нужд – все они  являются потребителями.

Между продавцом (изготовителем, исполнителем), с одной стороны, и  потребителем товаров (работ, услуг), с  другой – всегда существует неравенство, состоящее в том, что продавец функционирует на рынке, как правило, в достаточно узкой сфере и  владеет знанием законов, правил, обычаев делового оборота, регулирующих эту сферу рынка профессионально (выживает сильнейший). Потребитель  же, в отличие от продавца, удовлетворяет  свои потребности в достаточно широкой  сфере рынка, как правило, не обладая  специальными знаниями о товарах, работах, услугах, правилах их приобретения. Преимущества предлагающей стороны, помноженные  на профессионализм продавцов в  сочетании с достаточно низким уровнем  компетентности потребителей, создают  соблазн и широкое поле возможностей для нарушения продавцами потребительских  прав в угоду собственным корыстным  интересам. Но цивилизованный рынок  отличается активным, влиятельным спросом, который невозможно обеспечить, не просвещая и не защищая потребителя.

Согласно ст. 41 Закона «О защите прав потребителей» государственную  защиту прав потребителя и контроль за соблюдением законодательства о  защите прав потребителей осуществляют в пределах своей компетенции  уполномоченные государственные органы. В первую очередь к таким  государственным  органам относится Министерство торговли Республики Беларусь.

Министерство торговли Республики Беларусь: направляет предложения в  органы государственного управления об отмене или изменении принятых ими  нормативных правовых актов, противоречащих законодательству о защите прав потребителей; направляет предписания изготовителям (продавцам, поставщикам, представителям, исполнителям, ремонтным организациям) о прекращении нарушений прав потребителей; при выявлении случаев реализации потребителям товаров (работ, услуг) без предоставления необходимой и достоверной информации, или с истекшими сроками годности и (или) сроками хранения, сроками службы товаров (результатов работы), или без указания таких сроков, если их установление обязательно, направляет предписания изготовителям (продавцам, поставщикам, представителям, исполнителям, ремонтным организациям) о приостановлении производства и (или) реализации потребителям таких товаров (работ, услуг) либо о прекращении реализации потребителям таких товаров (работ, услуг) до устранения допущенных нарушений; направляет материалы в органы, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях и (или) возбуждать уголовные дела по признакам преступлений, связанных с нарушением предусмотренных настоящим Законом прав потребителя, при обнаружении сведений, указывающих на признаки административного правонарушения или преступления, связанных с нарушением прав потребителя; Министерство торговли Республики Беларусь имеет право: обращаться в суд с иском о защите прав неопределенного круга потребителей в случае нарушения прав потребителей;  направлять материалы о нарушении прав потребителя в государственные органы и государственные организации, выдавшие специальные разрешения (лицензии) на осуществление соответствующего вида деятельности, для решения вопроса о приостановлении действия специального разрешения (лицензии) до устранения допущенных нарушений либо об аннулировании соответствующего специального разрешения (лицензии); осуществлять государственный контроль за соблюдением изготовителями (продавцами, поставщиками, представителями, исполнителями, ремонтными организациями) законодательства о защите прав потребителей;  осуществлять иные права по защите прав потребителей, предусмотренные законодательством.

В целях защиты прав потребителей к государственным органам, защищающим права потребителе законодательство относит местные исполнительные и распорядительные органы. В соответствии со ст. 42 вышеназванного Закона  местные  исполнительные и распорядительные органы обязаны: рассматривать заявления, обращения и жалобы потребителей в соответствии с законодательством; организовывать разъяснение законодательства и оказывать юридическую помощь населению по вопросам защиты прав потребителей; при выявлении товаров (работ, услуг) ненадлежащего качества, а также опасных для жизни, здоровья, наследственности, имущества  потребителя и окружающей среды  незамедлительно извещать об этом республиканские  органы государственного управления (их территориальные органы), осуществляющие государственный контроль за качеством товаров (работ, услуг); направлять предписания изготовителям (продавцам, поставщикам, представителям, исполнителям, ремонтным организациям) о прекращении нарушений прав потребителей; при выявлении случаев реализации потребителям товаров (работ, услуг) без предоставления необходимой и достоверной информации, или с истекшими сроками годности и (или) сроками хранения, сроками службы товаров (результатов работы), или без указания таких сроков, если их установление обязательно, направлять предписания изготовителям (продавцам, поставщикам, представителям, исполнителям, ремонтным организациям) о приостановлении производства и (или) реализации потребителям таких товаров (работ, услуг) либо о прекращении реализации потребителям таких товаров (работ, услуг) до устранения допущенных нарушений; направлять материалы в органы, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях и (или) возбуждать уголовные дела по признакам преступлений, связанных с нарушением предусмотренных настоящим Законом прав потребителя, при обнаружении сведений, указывающих на признаки административного правонарушения или преступления, связанных с нарушением прав потребителя; обращаться в суд с иском о защите прав потребителя; осуществлять иные функции по защите прав потребителей, предусмотренные законодательством.

Информация о работе Договор розничной купли-продажи