Договор розничной купли-продажи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 21:08, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является изучение особенностей договора розничной купли-продажи, а также проведение комплексного научного анализа теоретических и практических проблем заключения, изменения, расторжения данного договора, определения его сущности, значения и содержания, а также выявлении конкретных направлений совершенствования законодательства, регламентирующего соответствующие понятия в контексте современных реалий.
Для достижения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи: дать общую характеристику договора розничной купли-продажи; провести анализ источников правового регулирования договора розничной купли-продажи; рассмотреть особенности договора розничной купли-продажи; изучить виды договора розничной купли-продажи; рассмотреть особенности гражданско-правовой ответственности за нарушение прав потребителей; изучить порядок осуществления государственной и общественной защиты прав потребителей; рассмотреть материалы судебной практики по делам о защите прав потребителей.

Содержание

Введение.......................................................................................................................3
1. Общая характеристика договора розничной купли-продажи.............................5
1.1. Понятие и источники правового регулирования договора розничной купли-продажи........................................................................................................................5
1.2. Виды договора розничной купли-продажи и их особенности.........................8
2. Особенности юридической конструкции договора розничной купли-продажи......................................................................................................................17
3. Ответственность по договору розничной купли-продажи................................24
3.1 Гражданско-правовая ответственность за нарушение прав потребителей....24
3.2. Государственная и общественная защита прав потребителей.......................30
Заключение.................................................................................................................36
Список использованных источников.......................................................................39
Приложения................................................................................................................43

Работа состоит из  1 файл

курсовая по ГП.docx

— 113.01 Кб (Скачать документ)

 Одно из преимуществ торговых автоматов – возможность осуществлять деятельность без привлечения дополнительной рабочей силы. Не потребуется и приставлять к автомату кассира с КСА.

Таким образом, можно выделить плюсы вендинга: 1) простота финансовой схемы – торговля через вендинговые торговые автоматы организуется без установки кассового аппарата, на основе упрощенного налогообложения; 2) низкая стоимость обслуживания – для обслуживания 10-ти кофемашин достаточно одного оператора, который осуществляет загрузку кофе и других составляющих и инкассацию; 3) техническая простота установки – мАлая площадь, обычное электропитание, магистральное или автономное водоснабжение; 4) мобильность бизнеса – кофейные торговые автоматы мобильны и могут легко перемещаться, если объем продаж упал и точка становится не перспективной; 5) отсутствие затрат на рекламу – кофемашина рекламируют сами себя.

Договор найма-продажи. Согласно ст. 471 ГК договором может быть предусмотрено, что до перехода права собственности на товар к покупателю (ст. 461 ГК) покупатель является нанимателем (арендатором) переданного ему товара. Если иное не предусмотрено договором, покупатель становится собственником товара с момента его оплаты.

Комиссионная торговля – розничная торговля, осуществляемая на основании заключенных договоров комиссии. По договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента (ст. 880 ГК).

Розничная комиссионная торговля осуществляется в соответствии со следующими документами: Правилами комиссионной торговли непродовольственными товарами, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 01.06.2007 № 744 [16]. Данные правила регулируют отношения по договору комиссии между комиссионером и комитентом, а также между комиссионером и покупателем при продаже непродовольственных товаров, принятых на комиссию, когда комитентом является физическое лицо, сдающее товар на комиссию для осуществления комиссионером розничной продажи этого товара, а комиссионером — юридическое лицо, ИП, принимающий от комитента товары на комиссию и реализующий эти товары по договору розничной купли-продажи; Инструкцией о порядке применения и заполнения унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций при осуществлении комиссионной торговли непродовольственными товарами, утвержденной постановлением Министерства торговли Республики Беларусь от 14.09.2007 №53/1 [18].

Таким образом, розничная  торговля является одним из важнейших  институтов гражданского права, с которым  повседневно сталкивается каждый из нас. Он активно развивается, что  приводит порой к недочетам и  упущениям нашей законодательной  власти. Тем самым, ставя в невыгодное положение, как продавцов, так и  покупателей, что косвенно сказывается  на развитии экономики нашей Республики. Огромным прорывом стало принятие Указа  № 450, который будет активно способствовать развитию розничной торговли, который  отменил лицензирование на осуществление  розничной торговли, за исключением  торговли алкогольных напитков и  табачных изделий, нефтепродуктов.  Однако с нашей точки зрения некоторые  нормы еще нуждаются в доработке. Так в п. 14 и 15 Правил торговли по образцам внести норму следующего содержания, так как вышеназванные пункты являются противоречивыми, а именно: «договор считается заключенным с момента выдачи продавцом покупателю кассового чека или иного документа, подтверждающего оплату товара, в месте его продажи или с момента получения продавцом сообщения о намерении покупателя приобрести товар на условиях, предложенных продавцом».

Также следует внести норму  о возможности покупателя взыскать неустойку с продавца, в связи  с просрочкой передачи товара или  его недоставки, чтобы максимально  обезопасить покупателя, и сделать  заключение соглашения о неустойке  обязательным. Например: продавец обязан уплатить покупателю в случае просрочки  исполнения (доставки, передачи товара) неустойку, в размере предусмотренную  соглашением о неустойке.

 

 

 

 

 

 ГЛАВА 2

ОСОБЕННОСТИ  ЮРИДИЧЕСКОЙ  КОНСТРУКЦИИ ДОГОВОРА РОЗНИЧНОЙ  КУПЛИ-ПРОДАЖИ

 

Договору розничной купли-продажи  присущи следующие особенности:

  1. Сторонами договора являются продавец и покупатель. В качестве продавца может выступать: во-первых, субъект предпринимательской деятельности – коммерческая организация или индивидуальный предприниматель, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, либо лицо, осуществляющее ремесленную деятельность или разовую реализацию товаров на рынке; во-вторых, физические лица, осуществляющие ремесленную деятельность (в отношении изготовленной ими продукции);  в-третьих, физические лица, осуществляющие разовую реализацию товаров на рынке.

Субъект предпринимательской  деятельности, осуществляющий продажу товаров в розницу, имеет право заключать договоры розничной купли-продажи на реализацию только тех товаров, торговля которыми ему разрешена. Сведения о продавцах – субъектах торговли и о торговых объектах вносятся в торговый реестр.

Индивидуальные предприниматели  при создании торговых объектов должны учитывать требования о количестве наемных работников, их составе, а  также количестве одновременно используемых торговых объектов, предусмотренные правовыми нормами [35, с. 52-53].

Покупателем по договору розничной купли-продажи в соответствии с нормой ст. 462 ГК  является лицо, приобретающее товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. Исходя из анализа содержания нормы п. 3 ст. 462 ГК  можно утверждать, что покупателем по договору розничной купли-продажи может быть как физическое лицо, так и организация со статусом юридического лица и ИП (например, приобретение за наличный расчет канцелярских товаров для нужд юридического лица).

Следует обратить внимание на то, что организациям и индивидуальным предпринимателям запрещено приобретать  товары в розничной торговой сети для целей дальнейшей розничной  или оптовой торговли. Кроме того, субъекту хозяйствования может быть отказано в продаже товара, если в результате этого будет нарушена его бесперебойная продажа населению [35, с. 53-54].

  1. Согласно этому договору продажа товаров осуществляется только в розницу.
  2. В соответствии с нормой ст. 462 ГК  предметом договора розничной купли-продажи является товар – любые вещи, не изъятые из гражданского оборота, определяемые родовыми признаками или индивидуально определенные. Если в качестве предмета договора розничной купли-продажи выступает вещь, ограниченная в обороте (например, драгоценные металлы, гладкоствольное охотничье или газовое оружие и т.п.), то продавец и покупатель должны иметь специальные разрешения на продажу и приобретение данного товара, выдаваемое в соответствии с требованиями законодательства. В том случае, когда предметом розничной торговли являются нефтепродукты, субъект предпринимательской деятельности обязан до начала осуществления торговли получить лицензию в соответствии с нормами Постановления № 1375 и Указа № 450.

Предмет договора розничной  купли-продажи является его существенным условием. Договор розничной купли-продажи может быть заключен только на то имущество, которое к моменту заключения договора находится в распоряжении продавца. Исключение составляют случаи осуществления розничной торговли по образцам. В указанном случае покупатель заказывает товар после ознакомления с его образцами, выставленными в торговом зале, либо с описанием товара или каталогом.

В отличие от товаров, бывших в употреблении, новые доброкачественные товары согласно норме ст. 472 ГК  в течение четырнадцати дней с момента их передачи покупателю, если более длительный срок не установлен продавцом, могут быть обменены покупателем на аналогичный товар другого размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, если сохранены его потребительские свойства, товар не был в употреблении, и имеются доказательства его приобретения у продавца.

Не могут быть предметом  розничной купли-продажи, как и  в целом договора купли-продажи, личные неимущественные права (например, имя, честь, деловая репутация). В  то же время имущественные права (например, на использование изобретения) могут быть предметом договора купли-продажи, но не могут продаваться в розничной торговле. Как следует из определения договора розничной купли-продажи, предметом его могут быть только товары, предназначенные для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью [30, с. 26];

  1. Договор розничной купли-продажи товара считается заключенным с момента достижения сторонами соглашения о продаже товара, а не с момента передачи его покупателю. Подтверждением этому является ст. 463 ГК, из которой следует, что договор розничной купли-продажи считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека либо иного документа, подтверждающего оплату товара. Иными словами, договор розничной купли-продажи является консенсуальным.

Нормой ст. 468 ГК  определен  момент заключения договора розничной  купли-продажи с использованием автоматов. Указанный договор считается заключенным с момента совершения покупателем действий, необходимых для получения товара.

Таким образом, с момента оплаты товара покупателем или совершения действий, необходимых для получения товара, договор розничной купли-продажи считается заключенным, и между его сторонами возникают соответствующие правоотношения, выражающиеся в наличии у таких субъектов предусмотренных правовыми нормами прав и обязанностей.

  1. Договор розничной купли-продажи возмездный, то есть имущественную выгоду получают и продавец, и покупатель.
  2. Анализируемый договор является взаимным, то есть каждая из его сторон имеет как права, так и обязанности и, в частности, на покупателя возлагаются такие обязанности, как оплата и приемка товара, считается в юридической литературе устоявшейся.
  3. Цена договора. Согласно норме, закрепленной в ст. 470 ГК, покупатель, по общему правилу, обязан оплатить товар по цене, объявленной продавцом в момент заключения договора розничной купли-продажи. Приведенное правило указывает на то, что к моменту заключения анализируемого договора цена реализуемого товара должна быть известна его сторонам и в связи с этим признается существенным условием договора розничной купли-продажи.

В соответствии с нормой п. 2. ст. 470 ГК  договором розничной  купли-продажи может быть установлена  обязанность покупателя оплатить товар  предварительно. Указанное условие, например, применяется в договорах  розничной купли-продажи, по которым  в качестве покупателя выступают  организации, оплачивающие товар в  безналичном порядке на основании  выписанного в установленном порядке счета-фактуры. Кроме того, условиями договора может быть предусмотрена оплата товара в рассрочку, то есть не в момент его получения, а частями в определенные в договоре сроки (п. 3 ст. 470 ГК).

При осуществлении розничной  торговли субъекты хозяйствования обязаны соблюдать требования правовых норм в отношении порядка установления цены реализуемых товаров и доведения ее до сведения покупателей. Так, цена реализуемых в розницу товаров определяется согласно нормам п. 3 Положения о порядке формирования цен и тарифов, утвержденного Постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 10 сентября 2008 г. № 183, согласно которым предельная торговая надбавка, по общему правилу, не должна превышать 20% стоимости товара, с учетом оптовой надбавки, независимо от количества участвующих посредников. Приведенная правовая норма направлена, во-первых, на ограничение роста цен на реализуемые в розницу товары, а, во-вторых, на сокращение количества посредников между производителем товара и его розничным продавцом, что в конечном итоге, также способствует снижению конечной продажной цены товаров.

Вместе с тем, на отдельные  группы товаров применяется не 20% торговая надбавка, а устанавливаемая  уполномоченными органами в соответствии с законодательством, то есть торговая надбавка в размере меньшем, чем 20%. Так торговые надбавки к отпускным ценам применяются: на социально значимые товары в пределах, устанавливаемых областными исполнительными комитетами и Минским городским исполнительным комитетом в соответствии с нормами законодательства; на социально значимые товары и иные отдельные группы товаров в пределах, устанавливаемых Министерством экономики в соответствии с нормами законодательства.

На отдельные виды товаров  розничные цены устанавливаются в нормативных правовых актах и должны неукоснительно соблюдаться всеми субъектами хозяйствования независимо от формы собственности, например, на табачные изделия.

Сформированная указанным  способом цена товара согласно норме  п. 21 Правил розничной торговли должна быть одинаковой для всех покупателей, за исключением случаев установления преимуществ или ограничений, предусмотренных в законодательстве. Кроме того, согласно п. 22 Правил розничной торговли продавец обязан обеспечить наличие единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые товары с указанием наименования товара, его сорта, цены за единицу веса или единицу товара, а также подписи лица, уполномоченного продавцом и даты оформления ценника. В настоящее время в организациях розничной торговли сложилась практика нанесения цены на каждую упаковку реализуемого товара посредством использования специального маркера и самоклеющейся пленки [35, с. 56].

Размещение цены подобным образом, в целом, не противоречит требованиям норм, закрепленных в Правилах розничной торговли, однако, зачастую фрагмент самоклеющейся пленки с указанной на нем ценой размещается таким образом, что закрывает информацию, например, о составе реализуемых продуктов питания, способе их приготовления, сроках годности и иную информацию, необходимую покупателю для правильного выбора товаров, что противоречит требованиям нормы п. 15 Правил розничной торговли, устанавливающей обязанность продавца своевременно в доступной форме довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о товарах и их изготовителях.

8) Срок договора. Исходя и того положения, что основная масса заключаемых договоров розничной купли-продажи исполняется при самом их совершении, срок исполнения указанного договора сторонами не согласовывается и, соответственно, существенного значения для договора данного вида не имеет.

Так, если договором розничной  купли-продажи предусмотрена предварительная  оплата товара, неоплата покупателем  товара в установленный договором  срок признается отказом покупателя от исполнения договора, если иное не предусмотрено  соглашением сторон. Статья 466 ГК предусматривает  возможность заключения сторонами договора розничной купли-продажи с условием о принятии покупателем товара в определенный срок (например, принятие продавцом товара на некоторое время для хранения). В течение этого времени товар не может быть продан другому покупателю. При этом согласно норме п. 30 Правил розничной торговли срок, установленный покупателю продавцом для принятия товара, не может быть более пяти рабочих дней с момента выписки документа на оплату [35, с. 57-58].

Информация о работе Договор розничной купли-продажи