Конституционное право на благоприятную окружающую среду

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 10:58, дипломная работа

Описание

Целью дипломной работы является проведение анализа проблем реализации конституционного права на благоприятную окружающую среду.
Для достижения поставленной цели в дипломной работе решались следующие задачи:
- изучение существующего научного материала по теме;
- изучение судебной практики Конституционного суда, судов общей юрисдикции по защите исследуемого права;

Содержание

Введение……………………………………….…….…………………………….3
Глава 1. Общие положения о конституционном праве на благоприятную окружающую среду………………………………….……………………………8
1.1. Понятие и значение конституционного права на благоприятную окружающую среду………….……………………………………………………8
1.2. Обеспечение права на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды…………………………………………..…...22
1.3. Возмещение ущерба, причиненного здоровью и имуществу человека экологическим правонарушением………………………………..34
Глава 2. Гарантии конституционного права на благоприятную окружающую среду…………………………………………………….………………………..45
2.1. Внутригосударственные гарантии конституционного права на благоприятную окружающую среду…….………………………………..……45
2.2. Международные гарантии конституционного права на благоприятную окружающую среду……………...………………………………..61
Заключение……………………………...…………………………………………..81
Список использованных источников………………………………………………86

Работа состоит из  1 файл

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА5.doc

— 434.00 Кб (Скачать документ)

      5. 1985 – 1990 гг. – попытка перестроить общественные отношения в области охраны природы и рационального использования природных ресурсов, разработать Закон об охране природы в СССР и создать специальные органы управления в СССР и республиках;

      6. начиная с 1990 г. – суверенизация России, распад СССР, пересмотр законодательства Российской Федерации, в том числе экологического законодательства; принятие Закона РСФСР от 19 декабря 1991 г. № 2060-1 «Об охране окружающей природной среды», Земельного кодекса РСФСР от 25 апреля 1991 г. № 1103-1, Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах», Основ лесного законодательства от 6 марта 1993 г. № 4613-1 и т.д.3

      В отличие от Б.В. Ерофеева, В.В. Петров говорит об этапах формирования законодательства, а не экологического права.

      Под объектом экологических отношений понимают общественно значимые природные ценности, по поводу которых складываются и регулируются в праве общественные отношения. Отражая реализуемые на практике интегрированный и дифференцированный подходы к правовому регулированию общественных отношений в сфере взаимодействия общества и природы, в современном законодательстве в качестве самостоятельных объектов таких отношений выделяются:

      - окружающая среда (окружающая  природная среда, природная среда,  природа);

      - природные комплексы;

      - отдельные природные объекты  или ресурсы.

      Окружающая  среда (окружающая природная среда, природная среда, природа) являются интегрированным объектом, а другие – дифференцированными объектами.

      Если  рассматривать вопрос об интегрированном  объекте в историческом аспекте, то в экологическом праве России до 90-х годов XX века им была природа.

      В естественнонаучном смысле природа  – совокупность объектов и систем материального мира в их естественном состоянии, не являющемся продуктом  трудовой деятельности человека. В юридическом смысле наряду с совокупностью объектов и систем материального мира в их естественном состоянии в понятие «природа» обоснованно включаются также некоторые объекты, созданные трудом человека: искусственно насаженный лес, выращенная на рыбозаводах и выпущенная в водоем рыба, дикое животное, выпущенное в угодья для постоянного обитания. Основными критериями при определении объекта как элемента природы служат неотделимость от естественных условий, неразрывность экологических связей, неизолированность от действия стихийных сил4.

      Природа как совокупность объектов и систем материального мира в их естественном состоянии – это вся Вселенная, включая Землю, Солнце, Космос. Но как  объект отношений, регулируемых нормами  экологического права, понятие «природа» ограничено пределами практического использования человеком и антропогенного воздействия на нее.

      Как интегрированный объект экологических  отношений понятие «природа»  в современном экологическом  законодательстве и праве употребляется  редко. Оно необоснованно вытеснено из данной отрасли понятием «окружающая среда».

      Статья  первая закона об охране окружающей среды также употребляет данную категорию как синоним природной среды, определяет природную среду (природу) как «совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов».

      В соответствии со статьей первой закона об охране окружающей среды, «окружающая среда – совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов». Также в статье первой закона об охране окружающей среды определяются и отдельные составляющие этого понятия. При этом под компонентами природной среды понимаются «земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле». «Природный объект – это естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства». «Природно-антропогенный объект – природный объект, измененный в результате хозяйственной и иной деятельности, и (или) объект, созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение». «Антропогенный объект – объект, созданный человеком для обеспечения его социальных потребностей и не обладающий свойствами природных объектов».

      По  мнению М.М. Бринчука, включение законодателем  в содержание понятия «окружающая среда» антропогенных объектов наряду с природными комплексами и объектами и природно-антропогенными объектами только запутывает понимание окружающей среды – одной из основных категорий экологического права. С точки зрения законодателя, антропогенный объект – объект, созданный человеком для обеспечения его социальных потребностей и не обладающий свойствами природных объектов. К таким объектам относятся производственные строения, жилые дома, транспортные средства и др. Расширение содержания понятия «окружающая среда» за счет включения в него компонентов социальной среды с учетом предмета регулируемых отношений – их охраны, - как представляется, таит угрозу необоснованной интервенции в иные отрасли законодательства. Отношения по поводу антропогенных объектов, в том числе их охраны, регулируются разными отраслями законодательства, в частности Гражданским кодексом Российской Федерации5, часть первая от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ и часть вторая от 26 января 1996 г. № 15-ФЗ, Уголовным кодексом Российской Федерации6 от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ. Понятно, что в интересах общества антропогенные объекты так же нуждаются в охране. Но зачем их охранять вместе, в одном законе, нормами экологического права? К сожалению, законодатель не назвал антропогенные объекты, которые он считает возможным охранять нормами экологического права, в частности в статье четвертой закона об охране окружающей среды, определяющей перечень объектов охраны окружающей среды. Не предложены и средства охраны антропогенных объектов. Данным законом определены только традиционные средства охраны природы, природных объектов7.

      По  мнению С.А. Боголюбова, недоумение вызывает определение «окружающей среды», данное законодателем. Он полагает, что данное определение можно считать революционным поворотом в наших представлениях и российском законодательстве, которое раньше под окружающей средой имело в виду лишь природную, естественную среду, природу – со всеми соответствующими и неизбежными разночтениями в их понимании и толковании. Антропогенные объекты и их деятельность, конечно, регулировались и ранее природоохранным правом, но лишь в связи с их потенциальным или осуществленным загрязнением окружающей среды, без включения их в нее саму. Включение антропогенных объектов в понятие окружающая среды... может иметь далеко идущие теоретические и, самое главное, практические последствия, которые вначале даже трудно полностью предвидеть и предотвратить8.

      По  мнению М.М. Бринчука, анализ законодательства в историческом аспекте убеждает в том, что экологическом праве понятия «окружающая среда», «окружающая природная среда», «природная среда», «природа» тождественны. Соответственно, окружающая среда может быть определена как окружающая природная среда (природная среда, природа), то есть совокупность природных комплексов, природных объектов и природных ресурсов, включая атмосферный воздух, воды, землю, почву, недра, животный и растительный мир, а также климат и околоземное космическое пространство, в их взаимосвязи и взаимодействии9.

      Из  вышеизложенных понятий следует, что окружающая среда подразумевает все составляющие элементы экосистемы и взаимодействие между ними. То есть, человек является частью окружающей среды, и находится в постоянном взаимодействии с ней. На протяжении многих веков обществе, в основном, лишь потребляло природные ресурсы, не воссоздавая новых. Более того:  человек отравлял природу промышленными отходами, загрязнял водные ресурсы сточными водами с химическими веществами и т.д. В природе имеется понятие «самоочищение» - то есть способность воды, воздуха, земли избавляться от лишних (более того – злокачественных) составляющих. Но и природа имеет свой предел возможностей:  промышленность на Земле настолько бурно развилась, что выбрасываемые в окружающую среду отходы достигли невероятных концентраций, и природа не справляется. Очистительная функция обеспечивает переработку лишь малой части отходов, остальной же процент наносит непоправимый вред окружающей среде. Среда становится неблагоприятной для проживания живых существ (в том числе и для здоровой жизнедеятельности человека). Устойчивое взаимодействие естественных экологических систем в таких условиях становится невозможным, что крайне неблагоприятно сказывается на здоровье людей, проживающих на данной местности. Повышенная радиация и ультрафиолетовое излучение приводит к повышению процента онкологических заболеваний среди населения, упорное загрязнение атмосферы – к возникновению хронических бронхитов и т.д. Данные обстоятельства не останавливают правительство, промышленность и т.д., что может привести к тому, что потомкам человечества перестанет хватать оставшихся природных ресурсов Земли, что ознаменует «начало конца». Естественно, в условиях нехватки пищи, употреблении загрязненной воды человечество (и все живое на земле) прогрессивно исчезнет10.

      Для того чтобы избежать такого конца, каждый здравомыслящий человек должен встать на охрану окружающей среды. Но, как  говорится, «знание - сила», и мало чего можно добиться, не зная собственного права на благоприятную окружающую среду.

      Таким образом, проанализировав понятие и значение права на благоприятную окружающую среду можно сказать, что окружающая среда подразумевает взаимодействие человека и природы между собой. В то же время влияние природы отражает лишь воздействие факторов на человека. Из этого можно сделать вывод, что природа является составляющим элементом окружающей среды, хотя, границы между данными понятиями довольно размыты.

      Современная правовая система охраны окружающей среды берет свое начало в 1972 г. Стокгольмская  конференция ООН подтолкнула правительства многих стран разработать и принять национальные и международные документы, защищающие право на окружающую среду.

      В п.1 Декларации Конференции ООН по проблемам окружающей человека среды, принятой в Стокгольме 16 июня 1972 г., человек является творением и одновременно создателем своей окружающей среды, которая обеспечивает его физическое существование и предоставляет ему возможности для интеллектуального, нравственного, социального и духовного развития.

      Представляется, что данное определение очень полно отражает действительную ситуацию. Ведь неблагоприятное воздействие отравленной человеком природы сказывается не только на физическом, но и на интеллектуальном, и, тем более, духовном здоровье человека. Все эти понятия взаимосвязаны и взаимообусловлены, то есть, если человек физически не здоров, ни о каком духовном здоровье не может быть и речи. Физическая неполноценность, как правило, воспринимается угнетающе, что отражается так же и на интеллектуальном здоровье человека11.

      Разумеется, в условиях современного экологического кризиса изучение и распространение  понятия права человека (гражданина) на благоприятные условия окружающей среды имеет первостепенное значение. Более того – данная тема может потерять свою актуальность лишь тогда, когда вымрет само человечество. В настоящий момент люди всех стран мира все больше и больше приходят к выводу (самостоятельно или с помощью средств массовой информации – не важно), что их жизнедеятельность, жизнедеятельность их детей и внуков полностью зависит от условий окружающей среды. Дело дошло до того, что благоприятная для жизни среда стала престижем развитого, передового государства, жители такой страны гордятся своими ресурсами. Но не стоит забывать и о том, что культурное, социально-экономическое и духовное развитие самого общества и отдельного человека развитых стран позволяет государству успешно проводить различные реформы, направленные на сохранение и воссоздание ресурсов окружающей среды.

      Очищение  и сохранение окружающей среды не может быть успешно, если проводится, лишь в пределах одного государства. Природа не знает границ, Земля не признает подразделений на страны, сформированные людьми. Разумеется, круговорот воды в природе, трансграничное загрязнение и т.д. не может не сказаться на экологическом состоянии страны, если в соседнем государстве идет массовое ухудшение среды. Именно с целью предотвращения подобных ситуаций и были созданы (и создаются по сей день) международные организации, отвечающие за экологическое состояние того или иного региона земного шара. Помимо этого, организации отвечают не только за свою сферу, но и за связи с другими областями, за распространение полезной и обучающей информации среди населения и т.д. С момента создания первых международных организаций, поддерживающих экологическое состояние на относительно стабильном благоприятном уровне, прошло не очень большое количество времени, однако же  благоприятный результат вполне ощутим12.

      Сегодня право на благоприятную окружающую среду является важнейшей составляющей конституционного статуса человека и одновременно одним из основных прав его эколого-правового статуса.

      Согласно  Федеральному закону от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды, благоприятная окружающая среда – окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов.

      По  мнению профессора М.И. Васильевой, право на благоприятную окружающую среду выступает, как «непрерывно реализующаяся правовая возможность пользоваться некоторым социальным благом (благоприятной окружающей средой)»13.

      Профессор М.М. Бринчук отмечает, что конституционное признание права каждого на благоприятную окружающую среду является «одним из важнейших достоинств современного экологического законодательства России», однако при этом призывает «иметь в виду фактическое состояние общественных отношений: огромный…разрыв между должным и действительным, между провозглашенным правом на благоприятную окружающую среду и реальной экологической обстановкой»14.

      Что касается экологического положения  России, то можно сказать, что оно  не является удовлетворительным. Разумеется, какие-то попытки по улучшению условий жизнедеятельности все же предпринимаются, но этих попыток недостаточно для того, чтобы вывести население из острого экологического кризиса. Как отметил Президент РФ в своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации: «Несмотря на уникальность и богатство российской природы, ее состояние сегодня трудно назвать абсолютно благоприятным»15.

Информация о работе Конституционное право на благоприятную окружающую среду