Конституционное право на благоприятную окружающую среду

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 10:58, дипломная работа

Описание

Целью дипломной работы является проведение анализа проблем реализации конституционного права на благоприятную окружающую среду.
Для достижения поставленной цели в дипломной работе решались следующие задачи:
- изучение существующего научного материала по теме;
- изучение судебной практики Конституционного суда, судов общей юрисдикции по защите исследуемого права;

Содержание

Введение……………………………………….…….…………………………….3
Глава 1. Общие положения о конституционном праве на благоприятную окружающую среду………………………………….……………………………8
1.1. Понятие и значение конституционного права на благоприятную окружающую среду………….……………………………………………………8
1.2. Обеспечение права на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды…………………………………………..…...22
1.3. Возмещение ущерба, причиненного здоровью и имуществу человека экологическим правонарушением………………………………..34
Глава 2. Гарантии конституционного права на благоприятную окружающую среду…………………………………………………….………………………..45
2.1. Внутригосударственные гарантии конституционного права на благоприятную окружающую среду…….………………………………..……45
2.2. Международные гарантии конституционного права на благоприятную окружающую среду……………...………………………………..61
Заключение……………………………...…………………………………………..81
Список использованных источников………………………………………………86

Работа состоит из  1 файл

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА5.doc

— 434.00 Кб (Скачать документ)

     Суд признал доводы истцов о причинении им морального вреда в результате аварии и взыскал в пользу несовершеннолетних по 15 тыс. руб., а в пользу взрослых по 12 тыс. руб.

     Однако, учитывая масштабы и продолжительность  вредного экологического воздействия  на здоровье жителей поселка, вряд ли проблему возмещения причиненного им вреда, можно считать разрешенной, поскольку истцы претерпели не только моральный вред, но и реальный, материальный вред, связанный с утратой здоровья и потерями в имуществе. Но все попытки предъявить иски о возмещении материального ущерба, обусловленного повреждением здоровья, по ряду причин «не увенчались» вынесением судебного решения. Это произошло, главным образом, из-за высокой стоимости судебно-медицинских экспертиз45.

     По  общему правилу, требования о компенсации морального вреда вытекают из нарушения личных неимущественных прав и других нематериальных благ. В экологическом правоотношении – из нарушения права на жизнь, охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Причем моральный вред может взыскиваться независимо от материального: как наряду с ним, так и самостоятельно.

     Тем не менее, на практике имеются положительные  прецеденты возмещения такого экологического вреда.

     Так, Озерский городской суд Челябинской  области в 1997 г. рассмотрел иск семьи Нажмутдиновых к ПО «Маяк» о возмещении морального вреда, причиненного неблагоприятным воздействием окружающей природной среды. В этой семье родился ребенок с тяжелыми врожденными пороками развития костной системы: без ноги и пальцев рук. Предположив генетическую обусловленность этого заболевания, а именно его связь с проживанием двух предшествующих поколений ребенка по материнской и по отцовской линиям на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению со стороны ПО «Маяк», родители обратились в суд. В ведении процесса им активно помогали юристы общественных экологических объединений «Эко-юрист», «В силу закона».

     Благодаря поддержке фонда ISAR, была проведена  генетическая экспертиза в Институте  общей генетики им. Н.И. Вавилова, подтвердившая, что тяжелейшая врожденная патология ребенка из этой семьи стала результатом радиационного загрязнения территории, на которой проживали Нажмутдиновы, вследствие деятельности ПО «Маяк». На момент рождения ребенка в 1992 г. действовали Основы гражданского законодательства, установившие ответственность за причинение морального вреда. Суд удовлетворил иск, взыскав с ответчика 50 млн. руб. за моральный вред, причиненный ребенку46.

     Резюмируя вышеизложенное, необходимо отметить, что реализация механизма судебной защиты конституционного права на возмещение вреда, причиненного экологическим правонарушением, пока является недостаточно эффективной. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

ГЛАВА 2. ГАРАНТИИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА НА БЛАГОПРИЯТНУЮ  ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ

2.1. Внутригосударственные      гарантии      конституционного      права      на благоприятную окружающую среду

      Эколого-правовые нормы, институты и экологическое  право как отрасль права являются содержанием эколого-правового регулирования. Согласно ст. 15 Конституции РФ правовые нормы об охране окружающей среды должны устанавливаться только законом, который должен соответствовать Конституции РФ. Однако на практике в России и ее субъектах принимаются нормативно-правовые акты в области охраны окружающей среды, противоречащие Конституции РФ и федеральным законам. Проблема обеспечения их соответствия Конституции РФ стоит в нашем государстве очень остро. Таким образом, источники экологического права представляют собой нормативно-правовые акты, содержащие эколого-правовые нормы.47

      Под источниками права в юридическом смысле понимается особая форма выражения правил поведения, делающая их общеобязательными. То или иное правило поведения, чтобы стать юридически обязательным, должно быть облечено в определенную правовую форму. Оно должно быть выражено в виде закона, указа, постановления, решения, приказа, инструкции или в иной установленной форме.48

 

      

      Ненормативный акт не может рассматриваться  в качестве источника права. Все  дело в том, что он содержит эколого-правовые приложения, которые, в целом, противоречат действующему закону.

      Источники права на благоприятную окружающую среду должны соответствовать следующим  требованиям:

      1. Составленный компетентными органами  нормативно-правовой акт должен  соответствовать стандартам, установленным  государством.

      2. Нормативно-правовым акт считается  действительным документом лишь  в том случае, если он был  составлен и выдан компетентными  учреждениями.

      3. Принятые уполномоченными органами  государства нормативно-правовые  акты должны иметь форму, определенную  законом. Так, Государственная Дума принимает федеральные законы, федеральные конституционные законы и постановления; Правительство РФ - постановления и распоряжения; Президент РФ издает указы и распоряжения; федеральные министерства и ведомства, а также другие органы исполнительной власти издают приказы и инструкции и т.п. В случае нарушения формы принятого нормативного акта он должен быть отменен.49

      4. Для того чтобы тот или иной  документ стал источником права  на благоприятную окружающую  среду, он должен быть принят в условиях установленной процессуальной формы правотворчества.

      В  цивилизованном юридическом пространстве, где функционируют различные исторически обусловленные правовые системы, существуют следующие  виды источников. Так, в континентальной системе права основными источниками являются нормативный акт, правовой обычай, общие принципы и нормы международного права и др., в англо-саксонской наряду с ними выступает и судебный прецедент, в религиозных системах права приоритет отдается религиозным текстом. Не все эти источники права действуют одновременно и с одной силой — на их действие влияют специфические черты правовых систем той или иной страны особенности национального права в рамках единой правовой семьи, периоды развития, традиции. Для России характерно главенствование нормативных актов в большинстве отраслей права, но в последнее время, и прежде всего в области охраны среды, начинают приобретать значение общие принципы, договоры и обычаи.50

      Относительно  источников права на благоприятную  окружающую среду можно применить следующую классификацию:

      1. По юридической силе, которая,  в свою очередь, подразделяет  источники на законы и подзаконные акты.

      Законы  рассматриваются и утверждаются (или отклоняются) Федеральным Собранием  Российской Федерации. Федеральное собрание, в свою очередь, состоит из двух палат:  Государственной Думы и Совета Федерации.

      2. По предмету регулирования. По мнению автора настоящей работы, разделение данного уровня на общие и специальные предметы, является удачной мыслью профессора В.Б. Ерофеева.

      Общие источники характерны тем, что предмет  их регулирования охватывает как  экологические общественные отношения, так и иные, не относящиеся к  сфере экологии. Например, Конституция  РФ регулирует не только экологические  отношения, но и гражданские, жилищные, семейные и прочие отношения.

      Специальные источники отличаются от общих тем, что имеют предметом регулирования  только экологические общественные отношения.51

      3. По направленности регулирования  права источники права на благоприятную  окружающую среду подразделяются на процессуальные и материальные.

      При этом, материальные источники экологического права регулируют состояние экологических  отношений в обществе. Например, они регулируют складывающиеся отношению  по применению в качестве сельскохозяйственных объектов плодородных земель, водных ресурсов и т.д.

      Процессуальные  источники отличаются от материальных, тем, что регулируют процедурные вопросы реализации прав. Например, для того, чтобы получить желаемый земельный участок в личное пользование, гражданин должен обратиться в соответствующий государственный орган, собрать все необходимые для данной процедуры документы и т.д.

      4. По характеру актов источники  экологического права подразделяются  на кодифицированные и не кодифицированные.

      Кодифицированными называют источники, в ходе составления которых были учтена соответствующая систематизация правовой информации. Естественно, подобные нормативно-правовые акты являются показателем высокого качества, и являются головными в различных областях права на благоприятную окружающую среду. Учитывая рамки данной темы, в качестве примера самого главного кодифицированного акта можно привести Закон Российской Федерации об охране окружающей природной среды. 

      Но  на практике в подавляющем большинстве  случаев встречаются не кодифицированные нормативно-правовые акты, которыми регулируются побочные стороны пользования природных ресурсов.

      5. По степени значимости источники  экологического права могут быть  как основными, так и вспомогательными.

      Основные  нормативно-правовые акты являются фундаментом всей системы права, они содержат общие постановления и правила, действия которых распространяется на все население в целом, вне зависимости от статуса, рода и т.д. Например, если какой-либо земельный участок был ранее выдан в эксплуатацию конкретному лицу, то собственник обязан использовать вверенную ему территорию рационально, с соблюдением всех экологических норм.

      Вспомогательные источники права на благоприятную  окружающую среду имеют технико-юридическую  направленность. Вспомогательные источники облегчают многие задачи правоведов, в частности, облегчают претворять основные нормативно-правовые акты в жизнь.

      В целом источники права на благоприятную  окружающую среду составляют законодательства различного направления, которые, в свою очередь, имеют собственную систему:  по вертикали и по горизонтали.

      По  горизонтали законодательство экологического направления подразделяется на природоресурсное и природоохранное.

      К природоресурсному законодательству относятся следующие положения:

      1. Земельный Кодекс Российской  Федерации52.

      2. Водный Кодекс Российской Федерации.  Водный кодекс, как самостоятельный  источник права на благоприятную  окружающую среду, состоит из  общей, особенной и заключительной  части53.

      3. Лесной Кодекс Российской Федерации54. В данный Кодекс входят положения о рациональной эксплуатации лесного хозяйства, защиты лесов, их дальнейшее воспроизводство и т.д. Тесную связь с Лесным Кодексом имеет Федеральный закон Российской Федерации «О животном мире», поскольку, естественно, здоровая жизнедеятельность животных данной территории напрямую зависит от качественного состояния леса на данный момент.

      4. Закон Российской Федерации «О  недрах». Данный закон распространяется  на научные исследования геологического  направления, эксплуатацию и защиту недр территории России. Помимо этого, закон касается и развития горнодобывающей и др. промышленностей, которые, в период своей деятельности, могут негативно воздействовать на окружающую природную среду (в том числе, на подземные, грунтовые воды, залежи минеральных солей и т.д.).

      5. Федеральный закон Российской  Федерации "Об охране атмосферного  воздуха"55. Данный закон отражает необходимость рационального использования воздушных ресурсов Земли, а так же минимизацию выбросов патологически влияющих ан весь живой мир промышленных отходов и т.д.

      Природоохранное законодательство составляют следующие  положения:

      1. Федеральный закон РФ «Об особо охраняемых природных территориях».

      2. Федеральный закон РФ «Об охране окружающей среды».

      3. Федеральный закон РФ «Об экологической экспертизе».

      Деление по вертикали представляет собой иерархию соответствующих нормативно-правовых актов Российской Федерации и субъектов РФ: Конституция РФ, конституционные и федеральные законы, нормативные акты, указы и распоряжения Президента РФ, постановления распоряжения Правительства РФ, нормативные акты субъектов РФ, а также нормативные акты министерств и ведомств, локальные нормативные акты56.

Информация о работе Конституционное право на благоприятную окружающую среду