Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 10:58, дипломная работа
Целью дипломной работы является проведение анализа проблем реализации конституционного права на благоприятную окружающую среду.
Для достижения поставленной цели в дипломной работе решались следующие задачи:
- изучение существующего научного материала по теме;
- изучение судебной практики Конституционного суда, судов общей юрисдикции по защите исследуемого права;
Введение……………………………………….…….…………………………….3
Глава 1. Общие положения о конституционном праве на благоприятную окружающую среду………………………………….……………………………8
1.1. Понятие и значение конституционного права на благоприятную окружающую среду………….……………………………………………………8
1.2. Обеспечение права на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды…………………………………………..…...22
1.3. Возмещение ущерба, причиненного здоровью и имуществу человека экологическим правонарушением………………………………..34
Глава 2. Гарантии конституционного права на благоприятную окружающую среду…………………………………………………….………………………..45
2.1. Внутригосударственные гарантии конституционного права на благоприятную окружающую среду…….………………………………..……45
2.2. Международные гарантии конституционного права на благоприятную окружающую среду……………...………………………………..61
Заключение……………………………...…………………………………………..81
Список использованных источников………………………………………………86
д) ограничение права на получение денежных доплат на питание для детей, вытекающее из предложения второго подпункта 2 пункта 19 статьи 1, - поскольку оно противоречит статьям 19 (часть 1), 42 и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации; г) лишение военнослужащих, получающих пенсию за выслугу лет и ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, права на возмещение вреда, вытекающее из абзаца четвертого подпункта 1 пункта 23 статьи 1, - поскольку оно противоречит статьям 19 (части 1 и 2), 42 и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
Признать не противоречащими Конституции Российской Федерации следующие положения Федерального закона от 24 ноября 1995 года «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»:
а) новый порядок исчисления пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца вследствие чернобыльской катастрофы, вытекающий из абзаца первого подпункта 1 пункта 23 статьи 1;
б) возложение контроля за исполнением Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на законодательные (представительные) и исполнительные органы власти субъектов Российской Федерации, закрепленное в абзаце втором пункта 31 статьи 1.
Приведем еще один пример.
Конституционный суд РФ рассмотрел в открытом заседании дело о проверке конституционности пункта 2 части первой статьи 14 и пункта 1 части первой статьи 15 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ)68.
Поводом к рассмотрению дела явились запрос Курчатовского городского суда Курской области и жалобы граждан А.В. Жестикова и П.У. Мягчило. Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Конституции Российской Федерации оспариваемые заявителями законоположения.
Поскольку запрос суда и жалобы граждан касаются одного и того же предмета, Конституционный Суд Российской Федерации, руководствуясь статьей 48 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», соединил дела по этим обращениям в одном производстве.
.Конституционный суд РФ постановил (Постановление от 10 ноября 2009 г. № 17-П): признать положения пункта 2 части первой статьи 14 и пункта 1 части первой статьи 15 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (часть 2), 40, 42 и 55 (часть 3), в той мере, в какой данные положения в системе действующего правового регулирования не устанавливают правовой механизм, который равным образом гарантировал бы предоставление жилых помещений гражданам - инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы и участникам ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, принятым на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий как до 1 января 2005 года, так и после этой даты.
2.
Правоприменительные решения,
Конституционный
Суд РФ в настоящее время постепенно
становится одним из гарантов осуществления
гражданами РФ своего права на благоприятную
окружающую среду.
2.2.
Международные
гарантии конституционного
права на благоприятную
окружающую среду.
Между
различными государствами наблюдается
экологическая зависимость, что
привело к необходимости
Данные принципы были составлены и представлены миру в 1972 г., в декларации Стокгольмской конференции ООН по проблемам окружающей человека среды70. Но в июне 1992 г. в Рио-де-Жанейро (Бразилия), на очередной Конференции ООН, посвященной экологическим проблемам, основные принципы были пересмотрены и дополнены в соответствии с бурно развивающимися организациями, деятельность которых оказывает пагубное воздействие на природу71.
На данный момент международное сотрудничество в области охраны окружающей среды основывается на принципах, приведенных ниже:
1. охрана окружающей среды для полноценной жизнедеятельности следующих поколений. Согласно этому принципу, каждое государство обязано сотрудничать с другими для создания оптимальных решений в области защиты природы и на благо следующих поколений, создавать и участвовать в различных мероприятиях, направленных на сохранение, восстановление и очищение окружающей среды (путем избавления или модернизации объектов, которые отрицательно воздействуют на природу). Кроме того, каждая страна, несмотря на то, что территориальная собственность принадлежит ей, обязана подходить к использованию природных ресурсов серьезно, рационально, в соответствии с результатами научных исследований в этой области, и обязательно предпринимать меры по воссозданию использованных ресурсов (например, сажать новое поколение деревьев взамен вырубленных).
Данный принцип реализуется в следующих конвенциях:
- в Международной конвенции по регулированию китобойного промысла 1946 г. В Преамбуле Конвенции говорится о том, что народы мира заинтересованы в сохранении для будущих поколений тех огромных естественных богатств, которые представляют собой стада китов;
-
Конвенции по предотвращению
загрязнения моря сбросами
-
Африканская конвенция по
2. запрет на нанесение трансграничного ущерба. То есть, никакое государство не имеет право начинать деятельность, которая могла бы нанести вред окружающей среде соседнего государства. В подобных случаях провинившееся государство будет нести уголовную ответственность за содеянное, подразумевающее выплату денежных средств, направленную на восстановление экологического состояния пострадавшего государства, а так же на выплату компенсации пострадавшему местному населению.
Этот принцип закреплен в Стокгольмской декларации принципов 1972г. (Принцип 21), повторен в Принципе 2 Декларации РИО-92 и получил широкое признание «как обязательная норма международного права». Его содержание сводится к тому, что государства несут ответственность за обеспечение того, чтобы деятельность в рамках их юрисдикции или контроля не наносила ущерба окружающей среде других государств или районов за пределами действия национальной юрисдикции.
Кроме
того данный принцип реализуется
и через Конвенцию о
3. общеизвестно, что не все потребляемые населением ресурсы возможно восстановить. То есть, нерациональное использование таких источников энергии, как газ, нефть, уголь может привести к постепенному истощению данных ресурсов. За неимением альтернативных источников энергии, человечество может потерять всю разработанную в течении долгих веков техногенную культуру и промышленность. Нерациональное использование таких ресурсов, как питьевая вода и атмосферный воздух, может привести к истреблению всего человечества. Разумеется, данный принцип является чрезвычайно важным, но не всегда удается следовать ему в полной мере. Суть же рационального использования ресурсов заключается в поддержании источников жизни и энергии на стабильном уровне, а управление должно базироваться на результатах научных исследований в области охраны и сохранения окружающей природной среды.
Этот принцип раскрывается в Стокгольмской декларации 1972 г. следующим образом: рациональное планирование и управление возобновляемыми и невозобновляемыми ресурсами Земли в интересах нынешнего и будущего поколений; долгосрочное планирование экологической деятельности с обеспечением экологической перспективы; оценка возможных последствий деятельности государств в пределах своих территорий, зон юрисдикции или контроля для систем окружающей за этими пределами; поддержание используемых природных ресурсов на оптимально допустимом уровне, т.е. на уровне, при котором возможна максимально чистая продуктивность и не может наблюдаться тенденция к ее снижению; научно-обоснованное управление живыми ресурсами.
4. атомная энергия должна использоваться таким образом, чтобы это не вело за собой радиоактивного заражения окружающей природной среды, как в мирные, так и в военные периоды. Деятельность каждого государства в этом отношении должна соответствовать мировой практике и установленным международными отношениями стандартам.
Угроза указанного заражения, в основном, исходит от промышленных, военных, научных и других объектов. На сегодня наиболее актуальна проблема нераспространения (на практике – через запрет вывоз-ввоз) средств потенциального радиоактивного заражения на территорию государств без принятия надежных средств радиоактивной безопасности. Имеется ввиду недопущение размещения на своей территории ядерных источников, не обеспеченных должной экологической защитой, и аналогичный подход к захоронениям ядерных отходов на своей территории. При наличии же таких источников на их территории изначально следует уделять приоритетное внимание соблюдению двух конвенций 1986 г.:
-
Конвенция об оперативном
- Конвенция о помощи в случае ядерной аварии, или радиационной аварии, или радиационной аварийной ситуации. Что является самым актуальным в свете последних событий в связи с катастрофой в Японии на АЭС «Фукасима-1».
5. принцип защиты экологических систем Мирового океана обязывает государства: предпринимать все действия по предотвращению, сокращению и сохранению под контролем загрязнения морской среды из всех возможных источников; не переносить прямо или косвенно ущерб или опасность загрязнения из одного района в другой и не превращать один вид загрязнения в другой; обеспечивать, чтобы деятельность государств и лиц, находящихся под их юрисдикцией или контролем, не наносила ущерба другим государствам и их морской среде путем загрязнения, а также чтобы загрязнение, являющееся результатом инцидентов или деятельности под юрисдикцией или контролем государств, не распространялось за пределы районов, где эти государства осуществляют свои суверенные права.72
Конвенция по морскому праву 1982 г. предусматривает, что международные нормы и стандарты по предотвращению загрязнения с судов в открытом море, включая экономические зоны, разрабатываются самими государствами, а обеспечение таких норм и стандартов в экономической зоне преимущественно, а в открытом море – полностью относится к юрисдикции государства флага.
Также примером реализации данного принципа служит Брюссельская конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью от 1969 г., устанавливающая объективную ответственность судовладельцев за ущерб от загрязнения нефтью, причиненный в территориальных водах прибрежного государства судами, принадлежащими государству, подписавшему Конвенцию, которые используются в коммерческих целях. Собственник судна отвечает за всякий ущерб от загрязнения моря, который явился результатом утечки или слива нефти. Отличительной чертой Брюссельской конвенций является то, что она предусматривает меры ответственности за совершаемые экологические преступления. Лишь немногие международные конвенции, договоры и соглашения устанавливают конкретные санкции за загрязнения окружающей среды.
6. никакое государство не имеет право в ходе военных операций использовать средства, которые могут привести за собой долговременные или серьезные неблагоприятные последствия на окружающую природную среду.
В соответствии со ст. 55 Дополнительного протокола 1997 г. к Женевским конвенциям о защите жертв войны 1949 г. при ведении военных действий проявляется забота о защите природной среды от обширного, долговременного и серьезного ущерба. Такая защита включает запрещение использования методов или средств ведения войны, которые имеют целью причинить или, как можно ожидать, причинят такой ущерб природной среде и тем самым нанесут ущерб здоровью или выживанию населения.
Кроме
того, данный принцип закреплен в
Конвенции о запрещении военного
или любого иного враждебного
использования средств
7. обеспечение экологической безопасности. Принцип базируется на том, что каждое государство в обязательном порядке обязано строить свою военно-политическую и экономическую деятельность таким образом, чтобы это не вело за собой различные отрицательные воздействия на окружающую среду. Данный принцип следует воспринимать скорее в качестве цели, к которой стремится мировое общество, чем реально действующий.
8. обязательный контроль над соблюдением международных договоров по охране окружающей среды. Принцип предусматривает организацию не только внутригосударственных, но и международных систем надзора и мониторинга качества окружающей природной среды. Мероприятия должны базироваться на международно-признанных стандартах и быть направленными на региональную, глобальную и внутригосударственную охрану природы.
Информация о работе Конституционное право на благоприятную окружающую среду