Конституционное право на благоприятную окружающую среду

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 10:58, дипломная работа

Описание

Целью дипломной работы является проведение анализа проблем реализации конституционного права на благоприятную окружающую среду.
Для достижения поставленной цели в дипломной работе решались следующие задачи:
- изучение существующего научного материала по теме;
- изучение судебной практики Конституционного суда, судов общей юрисдикции по защите исследуемого права;

Содержание

Введение……………………………………….…….…………………………….3
Глава 1. Общие положения о конституционном праве на благоприятную окружающую среду………………………………….……………………………8
1.1. Понятие и значение конституционного права на благоприятную окружающую среду………….……………………………………………………8
1.2. Обеспечение права на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды…………………………………………..…...22
1.3. Возмещение ущерба, причиненного здоровью и имуществу человека экологическим правонарушением………………………………..34
Глава 2. Гарантии конституционного права на благоприятную окружающую среду…………………………………………………….………………………..45
2.1. Внутригосударственные гарантии конституционного права на благоприятную окружающую среду…….………………………………..……45
2.2. Международные гарантии конституционного права на благоприятную окружающую среду……………...………………………………..61
Заключение……………………………...…………………………………………..81
Список использованных источников………………………………………………86

Работа состоит из  1 файл

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА5.doc

— 434.00 Кб (Скачать документ)

      Так, С.А. Боголюбов определяет экологическую  информацию как любые документированные  и недокументированные открытые сведения о состоявшемся, длящемся и потенциальном воздействии на окружающую среду, угрозе жизни и (или) здоровью граждан Российской Федерации, лиц без гражданства и иностранных граждан, а также о состоянии окружающей среды (в том числе и прогнозном) на территории РФ, мерах, принимаемых по ее охране, и об осуществлении правосудия по делам о нарушении экологического законодательства25.

      О.Л. Дубовик под экологической информацией понимает любые сведения, которые отражают процессы, происходящие в сфере взаимодействия природы и общества и необходимые для целей охраны окружающей среды, то есть должны быть использованы при принятии экологически значимых решений во всех сферах и видах деятельности26

      По  мнению М.М. Бринчука, экологическая информация – это огромный массив разнообразной информации. С точки зрения потребностей гражданина, юридических лиц и государственных органов, в контексте принятия экологически значимых решений и защиты законных прав и интересов разных субъектов такая информация может содержать данные: о состоянии земли, почвы, недр, воды, атмосферного воздуха, фауны, флоры, природных комплексов; об экологической угрозе или риске для здоровья и жизни людей; о химических, физических и биологических воздействиях на состояние окружающей среды и их источниках; о деятельности, отрицательно влияющей или могущей повлиять на природные объекты и др.27

      Однако  ни в этой формулировке, ни в соответствующих постановлениях законодательства о доступной общественности информации не указывается (хоть и косвенное, но весьма существенное) воздействие результатов промышленной деятельности различных заводов и предприятий на здоровье человека. Однако же именно подобного рода информация чаще всего бывает необходима при различных исследованиях, поскольку роль влияния промышленных предприятий на окружающую среду (и – опосредованно – на здоровье человека) играет первостепенную роль в жизни современного общества. Вследствие подобной неопределенности сведения о факторах воздействия чаще всего сопоставляют с информацией, доступ к которой ограничен. Разумеется, получение необходимых материалов в данном случае возможна (при правильном подходе), однако же, почва лиц, защищающих свои права по этому поводу, не такая твердая, как в случаях требований получения информации об общем состоянии окружающей среды данного региона. При желании добиться права доступа к информации подобного рода следует обращаться не к постановлению о доступности экологической информации, а к общим нормативам и положениям доступа к материалам, которые могут затрагивать права населения на жизнедеятельность в условиях благоприятной окружающей среды.

      Многие  граждане РФ не в полной мере знают свои экологические права и, в частности, право на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды (ст. 42 Конституции РФ). Это представляет собой очень серьезную проблему, так как право на получение экологической информации позволяет, в свою очередь, реализовать и другие важные права, такие как право на благоприятную окружающую среду, на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Именно поэтому на данный момент особую актуальность для российских граждан приобретает судебная защита их прав, и в частности, права на экологическую информацию.

      Прецедентов рассмотрения дел об экологической  информации в судах очень мало, однако они существуют и есть тенденции  к их увеличению. Это является свидетельством как повышения уровня правосознания граждан, так и того, что провозглашенное в ст. 42 Конституции право на достоверную информацию об окружающей среде перестает быть просто декларативным.28

      В качестве примера можно привести дело об отказе в представлении гражданину информации о состоянии окружающей природной среды и мерах по ее охране, нарушающем права, гарантируемые ст. 42 Конституции.

      К Костромскому межрайонному природоохранному прокурору обратился сопредседатель регионального общественного экологического движения «Во имя жизни» в связи с тем, что председатель комитета по охране окружающей среды области отказался предоставить ей экологическую информацию, необходимую в связи с осуществлением общественной работы. Свой отказ он мотивировал тем, что указанная информация предназначена для служебного пользования. Природоохранный прокурор обратился с иском в Ленинский суд г. Костромы к комитету по охране окружающей среды области в интересах общественного экологического движения.

      В обоснование своих требований прокурор сослался на то, что ст. 42 Конституции гарантирует каждому гражданину право на благополучную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии. Это право конкретизировано в ст. 12 действовавшего на тот момент Закона об охране природной среды, согласно которой граждане имеют право требовать от соответствующих органов предоставления своевременной и достоверной информации о состоянии окружающей природной среды и мерах по ее охране.

      Суд требования прокурора удовлетворил и обязал руководство комитета выполнить  все действия по восстановлению нарушенных прав граждан. Определением судебной коллегии по гражданским делам Костромского областного суда кассационная жалоба председателя комитета оставлена без удовлетворения, а решение районного суда – без изменений.29

      Нередко при рассмотрении данной категории дел допускаются неправильное применение и толкование правовых норм, регулирующих отношения в области экологической информации.

     Так, решением Южно-Сахалинского городского суда от 16 марта 2005 г. было отказано в удовлетворении исковых требований региональной общественной организации «Экологическая вахта Сахалина» к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Сахалинской области о доступе и возможности ознакомления с документами, содержащими экологическую информацию. Суд исходил, в частности, из того, что сведения, содержащиеся в запрашиваемых истцом документах, — заключениях государственных экологических экспертиз — к информации, подлежащей предоставлению общественным и иным некоммерческим, осуществляющим деятельность в области охраны окружающей среды в соответствии со ст. 12 Федерального закона «Об охране окружающей среды», не относится. Кроме того, суд сослался на отсутствие нормы законодательства, возлагающей обязанность на специально уполномоченные государственные органы обеспечивать предоставление документации, содержащей экологическую информацию, равно как и доступ к ним путем визуального ознакомления либо возможность копирования, а также на отсутствие нарушений прав заявителя на экологическую информацию.

     Данное  судебное решение было правомерно отменено определением судебной коллегии по гражданским  делам Сахалинского областного суда 14 июня 2005 г., поскольку право граждан и общественных экологических организаций на получение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды гарантировано Конституцией Российской Федерации (ст.ст. 24, 29, 42), ст.ст. 11 и 12 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст.ст. 10 и 12 действовавшего на момент рассмотрения дела Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации», ст.ст. 18 и 19 Федерального закона «Об экологической экспертизе»30.

     Исследованные в этом судебном процессе вопросы, связанные  с экологической информацией, а  также правами и обязанностями лиц на ее получение и предоставление, в правоприменительной и судебной практике возникают часто. Одна из основных причин этого – несовершенство экологического законодательства. Показательной в этом плане является ст. 13 ФЗ от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», которая закрепляет весьма общие и декларативные обязанности органов государственной власти и органов местного самоуправления оказывать содействие гражданам, общественным и иным некоммерческим объединениям в реализации их прав в области охраны окружающей среды, в состав которых входит и право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды. 

     При обращении в государственные  органы граждан часто интересует:  должна ли должностными лицами взиматься  плата за оказанные услуги предоставления информации? И этот вопрос остается недостаточно ясным.

      Как было видно выше, каждый гражданин Российской Федерации имеет право доступа к экологической информации, то есть несостоятельность отдельного лица в отношении платы за услуги предоставления информации не должна играть роли при выполнении должностными лицами своих служебных обязанностей. Помимо этого, общеизвестно, что подобные государственные организации образованы и ведут свою деятельность на средства налогоплательщиков (то есть на бюджетные средства государства), и должностные лица не имеют права требовать какие-либо суммы за предоставление информации.

      Но  в то же время, в законодательстве Российской Федерации не имеется  пункта, который бы запрещал должностным  лицам требовать платы с организаций, давших запрос на получение сведений. Примечательна часть третья статьи двенадцать закона об информации, информатизации и защите информации: общественному вниманию бесплатно доступны лишь только перечни информации и услуг по информационному обеспечению, сведения о порядке и условиях доступа к информационным ресурсам.

      Практика  платного предоставления информации государственными органами закреплена рядом нормативных  актов, например Постановлением Правительства  «Об информационных услугах в  области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей природной среды» № 1425 от 15 ноября 1997 г.31 В соответствии с этим документом, соответствующая информация, в пределах специального перечня, должна предоставляться пользователям за плату в размерах, возмещающих расходы на ее подготовку, копирование и передачу по сетям электрической и почтовой связи (за исключением ряда государственных органов, которым эта информация предоставляется бесплатно).

      Разумеется, «расходы на подготовку информации» - понятие довольно растяжимое. Часто держатели информации предъявляют непомерно высокие счета за выполненные услуги. В этом случае сотрудники предприятия, которое нуждается в данной информации могут предпринять определенные меры. Например, можно обратиться к держателю материалов с просьбой пересмотреть цену, ссылаясь на всевозможные законы и материалы, доказывающие несоразмерно высокую ставку должностного лица. В некоторых случаях должностные лица могут намеренно завысить стоимость услуг, с целью сокрытия информации, распространение которой отразится на деятельности организации. В этом случае возможно обращение в вышестоящие инстанции или подробное обсуждение проблема посредством средств массовой информации32.

      Однако  в случае открытия другого, альтернативного  доступа к необходимой информации должностное лицо может быть вынуждено предоставить все задерживаемые ранее сведения. Альтернативным доступом можно считать создание общественного мониторинга по экологии и т.д.

      На  практике можно часто столкнуться  с ситуациями, когда обращение к должностным лицам с просьбой дачи необходимых сведений может давать лишь отрицательные результаты. Если организовавшее запрос лицо считает свои требования законными, оно может обратиться в вышестоящие органы или в суд.

      На  современном этапе развития общественных отношений в России, с одной стороны, наблюдается планомерный рост уровня развития техники, постепенный подъем промышленности, а с другой – изнашивание, практически без тенденций к обновлению, многолетнее используемых технологических и природных ресурсов, что неизбежно приводит к обострению техногенной обстановки в стране. Очевидно, что при этом нарушаются экологические права и законные интересы практически всего населения Российской Федерации. С неизменной стабильностью средства массовой информации сообщают о многочисленных экологических нарушениях, противоречащих конституционному праву каждого на благоприятную окружающую среду.33

      Информационные  права граждан находятся в  тесной взаимосвязи с экологическими и, более того, способствуют реализации экологических прав. Но дело в том, что многие граждане не в полной мере знают свои экологические права и, в частности, право на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды. Это представляет собой очень серьезную проблему, поскольку право на получение экологической информации позволяет, в свою очередь, реализовать и другие важные права, такие как право на благоприятную окружающую среду, на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением. 

1.3. Возмещение  ущерба,   причиненного   здоровью   и   имуществу   человека экологическим правонарушением 

      Ст. 42 Конституции РФ гарантирует право  на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу человека экологическими правонарушениями.

      О возмещении вреда здоровью людей, причиненного неблагоприятным воздействием окружающей среды, как и вреда, самой природе, можно говорить условно. Такой вред не может быть возмещен. Он может быть лишь компенсирован.

      Механизм  защиты соответствующего права регулируется законом об охране окружающей среды (ст. 79), гражданским кодексом (ст. 1084-1094), Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан № 5487-1 от 22 июля 1993 г., Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15 мая 1991 г., процессуальным законодательством и др.

Информация о работе Конституционное право на благоприятную окружающую среду