Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 10:58, дипломная работа
Целью дипломной работы является проведение анализа проблем реализации конституционного права на благоприятную окружающую среду.
Для достижения поставленной цели в дипломной работе решались следующие задачи:
- изучение существующего научного материала по теме;
- изучение судебной практики Конституционного суда, судов общей юрисдикции по защите исследуемого права;
Введение……………………………………….…….…………………………….3
Глава 1. Общие положения о конституционном праве на благоприятную окружающую среду………………………………….……………………………8
1.1. Понятие и значение конституционного права на благоприятную окружающую среду………….……………………………………………………8
1.2. Обеспечение права на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды…………………………………………..…...22
1.3. Возмещение ущерба, причиненного здоровью и имуществу человека экологическим правонарушением………………………………..34
Глава 2. Гарантии конституционного права на благоприятную окружающую среду…………………………………………………….………………………..45
2.1. Внутригосударственные гарантии конституционного права на благоприятную окружающую среду…….………………………………..……45
2.2. Международные гарантии конституционного права на благоприятную окружающую среду……………...………………………………..61
Заключение……………………………...…………………………………………..81
Список использованных источников………………………………………………86
9. принцип международно-правовой ответственности государств за ущерб окружающей среды предполагает ответственность за существенный ущерб экологическим системам за пределами национальной юрисдикции или контроля. Пока этот принцип окончательно не сложился, но его признание постепенно расширяется.73
Необходимо подчеркнуть, что все принципы международного права носят общий характер и не могут отличаться от государства к государству (или группы государств), от региона к региону. В этом их главное отличие от конкретных мер и норм по их реализации.
Вообще, интерес к охране окружающее среды значительно возрос после окончания Второй мировой войны, с тех пор было создано большое количество международных организаций по охране экологии. Данные организации имеют огромное преимущество: для того, чтобы сохранить мир, различные государства объединяются, независимо от своих экономических, политических и т.д. взаимодействий. Организации, в зависимости от своих пространственных влияний на экологическую судьбу Земли, подразделяются на региональные (субрегиональные) и глобальные.
Важную роль в области охраны окружающей природной среды играют и активно занимаются организацией исследований окружающей среды и ее ресурсов специализированные учреждения ООН74.
Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС), созданный в 1946 г. несет ответственность за выполнение функций, изложенных в гл. IX Устава ООН «Международное экономическое и социальное сотрудничество». ЭКОСОС предпринимает исследования и составляет доклады по международным вопросам во многих важнейших областях, в том числе и в сфере охраны окружающей среды.
ЭКОСОС является главным органом ООН, координирующим работу всех ее подразделений в сфере охраны окружающей природной среды и создания благоприятной для здоровья человека среды обитания.
Одним из таких учреждений является Организация Объединенных Наций в области науки, образования и культуры (ЮНЕСКО), которое было основано в 1945 г. ЮНЕСКО с самих ранних пор своего существования стало оказывать существенное влияние на социальные природоохранительные мероприятия и движения, поддерживало инициативы ученых в исследованиях различных направлений. Самым известным направлением организации по охране окружающей природной среды является научная программа «Человек и биосфера» (МАБ). Программа «Человек и биосфера» была принята в 1970 г., на очередной, XVI Генеральной конференции ЮНЕСКО.
Есть ещё организация под названием Организация Объединенных Наций в области сельского хозяйства и продовольствия (ФАО). Она была основана в октябре 1945 г., и деятельность её направлена на улучшения качества, увеличение количества сельскохозяйственного продовольствия на благо населения всего мира. Деятельность ФАО касается тех экологических элементов, которые непосредственно касаются ее компетенции: водные ресурсы, животный и растительный мир, проблемы рационального использования плодородных земель, лесов и т.д. ФАО является огромной, могущественной организацией, имеет большое количество филиалов в различных точках мира: то есть деятельность ее распространяется как на национальном, региональном, так и глобальном уровнях.
С охранной деятельностью окружающей среды так же связана Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ). И это не удивительно: ведь здоровье каждого человека и населения в целом напрямую зависит от условий жизни, от качества окружающей среды. Сотрудники ВОЗ собирают и распространяют среди населения экологическую информацию, участвуют в различных исследованиях, направленных на определение качества природы на данной местности, осуществляют техническую помощь, на международном уровне следят за уровнем загрязнения окружающей среды и т.д. В свете событий в Японии, ВОЗ обеспокоена японскими продуктами. ВОЗ назвала ситуацию с радиоактивным заражением продуктов серьезной. Тридцатикилометровая зона вокруг аварийной АЭС не является абсолютным барьером безопасности.
Всемирная метеорологическая организация (ВМО) была учреждена в 1951 г., как специализированное учреждение ООН. Природоохранительные функции ВМО связаны, прежде всего, с глобальным мониторингом окружающей среды. Она проводит мероприятия по оценке загрязнения атмосферы различными веществами и из разных источников, оценку трансграничного переноса загрязняющих веществ, их глобального распространения в низких слоях атмосферы, а также по изучению воз действия на озоновый слой земли.75
Помимо вышеперечисленных, также существует и организация под названием Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ), осуществляющее программу «Ядерная безопасность и защита окружающей среды». Основа данной организации была положена в 1957 г. Деятельность МАГАТЭ, в основном, направлена на защиту окружающей среды и населения, проживающего на данной местности, от радиоактивного излучения. Сотрудники МАГАТЭ ежегодно проводят обширные исследования в области эксплуатации ядерной энергии, разрабатывают способы рационального использования ядерного топлива – т.е. вплотную занимаются вопросами защиты природы от заражения радиоактивными элементами.
В частности, 12 февраля 2011 года инспектора провели проверку на заводе FMP в Исфахане, отвечающем за фабрикацию ядерного топлива в Иране. По результатам проверки было выяснено, что иранские специалисты пока не приступали к монтажу оборудования, необходимого для фабрикации топлива для TRR. 15-16 февраля 2011 года агентство провело инспекцию на Бушерской АЭС и верифицировало ядерные материалы, присутствующие на объекте. 23 февраля 2011 года Иран проинформировал агентство, что топливные сборки из активной зоны будут выгружены. Агентство и Иран достигли соглашения по необходимым с точки зрения гарантий мерам. Анализ спутниковых фотографий подтверждает, что никаких признаков ведения строительных работ на площадке Дархуин, предназначенной для строительства энергоблока с реактором IR-360, не ведется. Также анализ спутниковых фотографий показывает, что Иран продолжает добычу и концентрацию урана в районе Бандар-Аббас76.
В настоящее время группа экспертов МАГАТЭ ведет работы в Японии. Разрушительное землетрясение магнитудой 9,0, произошедшее в Японии 11 марта 2011 г., вызвало выход из строя систем охлаждения на японских АЭС «Фукусима-1» и «Фукусима-2». На «Фукусиме-1» произошли три взрыва – на первом, третьем и втором реакторах, а также пожар на четвертом энергоблоке. Специалисты МАГАТЭ провели замеры радиации в радиусе от 16 до 58 километров от аварийной станции «Фукусима-1». Загрязнение активным веществом из бета - и гамма-частиц варьировалось от 2 до 160 микрозиверт в час, при том, что естественный радиационный фон для этой местности составляет 0,1 микрозиверт в час. Таким образом, радиационное заражение в регионе может превышать норму в 1,6 тысячи раз, констатирует МАГАТЭ. Но агентство не сообщает, как долго сохраняется в земле данный уровень радиации и насколько он опасен для организма человека77.
Разумеется, вышедшие в современном мире на передний план проблемы, связанные с экологическим положением Земли, не могли пройти мимо межправительственных организаций регионального уровня. Данные организации вошли в «штат» международного природоохранительного сотрудничества, и сыграли важную роль в области исследований и распространения информации о рациональном использовании природных ресурсов, а так же в принятии различных правовых мер, направленных на экологические проблемы. В числе таких организаций могут быть названы, в частности: Европейский Союз, Совет Европы, Организация экономического сотрудничества и развития, Азиатско-Африканский юридический консультативный комитет.78
В региональном планировании охраны окружающей среды Совет Европы претворяет в жизнь следующее:
1. Обеспечение защиты и рационального, доброжелательного отношения населения и государства к окружающей природной среде на территории Европы.
2.
Сохранение в первозданном
3.
Планирование развития
4. Создание и поддержка максимального количества охраняемых государством заповедников.
Европейская конференция министров, отвечающая за региональное планирование (СЕМАТ), созывается регулярно, начиная с 1970 г., по мере возникновения проблем. В работе Конференции участвуют представители всех государств-членов Совета Европы.79
Конвенция по сохранению живой природы и окружающей среды в Европе (Бернская Конвенция) была создана с целью сохранения, защиты и поддержки жизнедеятельности исчезающих, редких видов растений и животных. В частности, с этой целью была отрегулирована промышленная деятельность, наносившая определенный вред представителям животного мира, проживающих на данной территории, созданы специальные постановления и ограничения, направленные на ограничение и запрет торговли редкими видами флоры и фауны. В мае 1987 было провозглашено Соглашение о предупреждении, защите и организации помощи при крупных стихийных бедствиях и технологических катастрофах, которое имеет большую значимость и в наши дни, спустя столько лет. По всему миру были основаны специализированные центры, деятельность которых направлена на слежение и своевременное оповещение о возможных извержениях вулканов, землетрясениях и т.д.
Что касается стран постсоветского пространства, то в феврале 1992 г. Азербайджан, Беларусь, Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан, Молдова, Армения, Россия, Казахстан и Туркменистан подписали межправительственное Соглашение о взаимодействии в области экологии и охраны окружающей природной среды странами СНГ.
Государства СНГ согласились создать Международный Экологический Совет и при нем Межгосударственный Экологический фонд для выполнения согласованных межгосударственных экологических программ, в первую очередь для ликвидации последствий экологических катастроф.80
Необходимо добавить, что в настоящее время в мире насчитывается более 500 международных организаций неправительственного характера, деятельность которых направлена на сохранение и воссоздание окружающей природной среды. Наиболее известными из них являются Всемирный фонд охраны дикой живой природы (WWF) и Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП), прославившиеся своей активной деятельностью.
МСОП был основан в 1948 г. благодаря решению участников учредительной ассамблеи (Фонтенбло, Франция). МСОП вот уже много лет проводит различные (как национальные, так и международные) мероприятия, направленные на содействие сотрудничества, как организаций, так и отдельных лиц, деятельность, которая связаны с защитой окружающей природной среды. В конце XX века в данный союз входили 54 страны и более 300 организаций со многих стран мира.
Работа
МСОП способствует реализации Вашингтонской
конвенции о международной
Учитывая стремительное вымирание животных и растений в разных уголках Земного шара, в Вашингтоне (март 1973 г.) была рассмотрена и утверждена Конвенция по международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (сокращенно - СИТЕС).
Подписать эту Конвенцию означает признавать то, что растительный и животный мир – прекрасен, неповторим, его нужно охранять, как и многое другое. Ведь ценность представителей фауны и флоры огромна для каждого человека в отдельности и населения Земли в целом, причем ценность эта заключается не только в экономическом аспекте, но и в культурном, эстетическом, научном и в плане отдыха. Государства понимают, что в защите окружающей среде и животного (растительного) мира в частности, должно участвовать население каждого уголка страны, то есть, в первую очередь, защита должна осуществляться на внутригосударственном уровне. Но в то же время нельзя исключать и международные отношения и связи, направленные на контроль за запретом межнациональной торговли животными (растениями), тем более – редких видов. Для облегчения данной деятельности были разработаны специальные приложения, содержащие перечень всех исчезающих видов флоры и фауны. Например, в Приложении I перечисляются все виды, находящиеся на грани исчезновения, и купля-продажа данных видов может оказывать сильное влияние на состояние и численность популяции. Таким образом, осуществлять торговлю этими животными (и растениями) строго воспрещается.
В Приложение II есть два пункта: «а» и «б». В пункте «а» представлен список всех видов живой природы, которые не находятся под угрозой исчезновения, но свободная торговля ими может привести к вымиранию вида. В списке «б» представлены виды флоры и фауны, которым ничего не угрожает. Но контроль над их торговлей необходим в обязательном порядке, поскольку только в этом случае удастся контролировать куплю-продажу видов, входящих в категорию «а».
Информация о работе Конституционное право на благоприятную окружающую среду