Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 00:50, курсовая работа
Целью данной дипломной работы является рассмотрение вопросов квалификации незаконного предпринимательства.
Для достижения этой цели в дипломе были поставлены и решаются следующие задачи:
- даются понятие и признаки незаконного предпринимательства;
- исторические аспекты развития законодательства о незаконном предпринимательстве;
- классификация незаконного предпринимательства;
- юридический анализ составов преступлений, связанных с незаконным предпринимательством.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1.ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ НЕЗАКОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
1.1. Понятие и признаки незаконного предпринимательства
1.2. Исторические аспекты развития законодательства о незаконном предпринимательстве
1.3. Незаконное предпринимательство, как состав преступления
ГЛАВА 2. КВАЛИФИКАЦИЯ НЕЗАКОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
2.1. Уголовная ответственность за незаконное предпринимательство
2.2. Квалификация незаконного предпринимательства
2.3. Некоторые особенности установления объективных признаков состава незаконного предпринимательства
2.4. Проблемы защиты прав граждан, пострадавших от
незаконного предпринимательства
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ КВАЛИФИКАЦИИ НЕЗАКОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ПРИ РАССОГЛАСОВАННОСТИ НОРМ УГОЛОВНОГО И "РЕГУЛЯТИВНЫХ" ОТРАСЛЕЙ ПРАВА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
2.2. Квалификация незаконного предпринимательства
Несмотря на
значительное количество публикаций,
посвященных анализу и
В диспозиции ст. 171 УК РФ предусмотрены следующие формы осуществления незаконного предпринимательства, связанного с государственной регистрацией: осуществление данной деятельности без регистрации, с нарушением правил регистрации и в результате представления в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения.
Хотя, по статистике,
чаще всего - 73% зарегистрированных случаев
незаконного предпринимательств
Понятие государственной регистрации законодательно закреплено в Федеральном законе N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Значение необходимости осуществления государственной регистрации заключается в том, что она обеспечивает возможность получения необходимой информации при выборе контрагента и ведении хозяйственных операций, что способствует устойчивости экономического оборота в государстве и создает определенные гарантии по обеспечению прав и законных интересов граждан и общества.
Особенностью
государственной регистрации
Пленум Верховного
Суда РФ разъяснил, что осуществление
предпринимательской
1) в Едином государственном реестре для юридических лиц отсутствует запись о создании такого юридического лица;
2) в Едином государственном реестре для индивидуальных предпринимателей отсутствует запись о приобретении физическим лицом статуса индивидуального предпринимателя;
3) в Едином государственном реестре для юридических лиц содержится запись о ликвидации юридического лица;
4) в Едином государственном реестре для индивидуальных предпринимателей содержится запись о прекращении деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Здесь необходимо уточнить, что в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ N 23 "О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве и легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем" не учтены случаи, когда государственная регистрация физического лица будет утрачивать силу раньше, чем об этом будет сделана запись в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей.
Так, например,
в случае признания судом
Кроме того, регистрирующий орган самостоятельно вправе обратиться в суд с требованием о прекращении деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в принудительном порядке в случае неоднократных либо грубых нарушений им законов или иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией индивидуальных предпринимателей. Соответственно, после вынесения судом решения о прекращении в принудительном порядке его деятельности в качестве индивидуального предпринимателя государственная регистрация такого лица в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу (п. п. 10, 11 ст. 22.3 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").
Исходя из вышеперечисленных случаев, лицо, государственная регистрация которого утратила силу, при этом осуществляет предпринимательскую деятельность до того, как в государственном реестре будет сделана запись о прекращении его деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, и извлечет доход в крупном размере или причинит крупный ущерб, несомненно, данную деятельность можно будет признать как осуществляемую без регистрации.
Следующей не менее
интересной формой является осуществление
незаконного предпринимательств
Если исходить из содержания положений о порядке регистрации, можно сделать вывод, что данная глава закона прежде всего адресована лицам, осуществляющим государственную регистрацию. Ведь если заявление о регистрации подается не по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица или лица, не имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности, то должно быть принято решение об отказе в государственной регистрации.
Если же регистрация будет произведена, то достаточно сложно установить вину заявителя, так как он только должен представить документы для регистрации, а вот правомерность этих документов должен проверить уже регистрирующий орган. Поэтому после получения такого свидетельства о государственной регистрации нельзя признать предпринимательскую деятельность данного лица незарегистрированной, потому что нарушение закона о государственной регистрации было допущено самим регистрирующим органом.
При этом вряд ли можно согласиться с мнением Н.А. Лопашенко, которая считает, что законодатель под нарушением правил регистрации имел в виду содержащийся в законе порядок регистрации. Данные понятия не идентичны, правила регистрации - более широкое понятие по отношению к порядку регистрации. Думается, что правила регистрации включают в себя порядок регистрации, это объясняется еще и тем, что правила составляют весь закон, а порядок регистрации предусмотрен только одной главой в законе.
Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" предусматривает основания ответственности заявителя за нарушение порядка государственной регистрации, а именно непредставление или несвоевременное представление необходимых для включения в государственные реестры сведений, а также представление недостоверных сведений; грубые нарушения закона или иных правовых актов, допущенные при создании юридического лица, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо неоднократные или грубые нарушения закона или иных правовых актов государственной регистрации юридических лиц; а также неоднократные либо грубые нарушения законов или иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией индивидуальными предпринимателями.
При этом Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 23 разъясняет, что следует понимать под осуществлением предпринимательской деятельности с нарушением порядка регистрации, а именно "ведение такой деятельности субъектом предпринимательства, которому заведомо было известно, что при регистрации были допущены нарушения, дающие основания для признания регистрации недействительной (например, не были представлены в полном объеме документы, а также данные или иные сведения, необходимые для регистрации, либо она была произведена вопреки имеющимся запретам).
С учетом данных
разъяснений под нарушением правил
государственной регистрации
Грубые нарушения будут являться основаниями, дающими право для признания данной регистрации недействительной, но при этом не стоит забывать, что понятие "грубые нарушения" является оценочным и зависит от конкретной ситуации. В любом случае уголовная ответственность наступает, если в результате осуществления такой незаконной предпринимательской деятельности был причинен крупный ущерб либо эта деятельность сопряжена с извлечением дохода в крупном размере.
Так, например, нарушением правил регистрации является создание унитарным предприятием в качестве юридического лица другого унитарного предприятия путем передачи ему части своего имущества (дочернего предприятия) (абз. 5 п. 1 ст. 2 Федерального закона N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях").
Подобные требования можно найти в других нормативных актах, касающихся государственной регистрации. Их несоблюдение делает регистрацию соответствующего юридического лица недействительной.
При квалификации данной формы осуществления незаконного предпринимательства, следует согласиться с мнением Б.В. Волженкина, что ответственность за данную форму общественно опасного деяния установлена не за нарушение правил регистрации, а за осуществление предпринимательской деятельности субъектом предпринимательства, знающим, что при государственной регистрации был нарушен ее порядок, что дает основание для признания регистрации недействительной, а, соответственно, предпринимательскую деятельность незаконной.
Если же должностное лицо регистрирующего органа допустит государственную регистрацию с нарушением установленных правил регистрации, то в зависимости от обстоятельств дела оно будет нести ответственность за служебное правонарушение или преступление.
Следующей формой совершения данного деяния, связанного с государственной регистрацией, является представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения.
Документами, в которые могут быть внесены заведомо ложные сведения, являются документы необходимые для прохождения процедуры государственной регистрации. Перечень основных документов, необходимых для государственной регистрации, содержится в Федеральном законе "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Это протоколы о создании юридического лица, учредительные документы, документ об уплате государственной пошлины и другие.
Следует иметь
в виду, что перечень дополнительных
документов, необходимых для
Опасность представления заведомо ложных документов заключается в том, что с помощью их может возникнуть субъект, осуществляющий предпринимательскую деятельность, который не имеет права ее осуществлять, что, в свою очередь, может повлечь за собой причинение вреда охраняемым законом правам и интересам граждан, организаций, общества и государства в целом.
В практике достаточно часто встречается ситуация, когда регистрация юридических лиц проводится по поддельным, утерянным паспортам либо паспортам других лиц без их ведома. Такая регистрация необходима для уклонения от уплаты налогов, выполнения иных обязательств, вытекающих из деятельности зарегистрированного юридического лица, так как правоохранительные и контролирующие органы первоначально будут разыскивать для привлечения к ответственности лиц, являющихся учредителями и руководителями, указанных в соответствующих документах.
Так, к ответственности за незаконное предпринимательство, которое повлекло за собой получение дохода в особо крупном размере (п. "б" ч. 2 ст. 171 УК РФ), одним из судов г. Москвы был привлечен К., который зарегистрировал юридическую фирму от имени гражданки Кр., паспорт которой был утерян. От ее имени были составлены и все иные документы, необходимые для открытия счета в банке, постановки на учет в налоговые органы.
Информация о работе Квалификация незаконного предпринимательства