Квалификация незаконного предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 00:50, курсовая работа

Описание

Целью данной дипломной работы является рассмотрение вопросов квалификации незаконного предпринимательства.
Для достижения этой цели в дипломе были поставлены и решаются следующие задачи:
- даются понятие и признаки незаконного предпринимательства;
- исторические аспекты развития законодательства о незаконном предпринимательстве;
- классификация незаконного предпринимательства;
- юридический анализ составов преступлений, связанных с незаконным предпринимательством.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1.ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ НЕЗАКОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
1.1. Понятие и признаки незаконного предпринимательства
1.2. Исторические аспекты развития законодательства о незаконном предпринимательстве
1.3. Незаконное предпринимательство, как состав преступления
ГЛАВА 2. КВАЛИФИКАЦИЯ НЕЗАКОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
2.1. Уголовная ответственность за незаконное предпринимательство
2.2. Квалификация незаконного предпринимательства
2.3. Некоторые особенности установления объективных признаков состава незаконного предпринимательства
2.4. Проблемы защиты прав граждан, пострадавших от
незаконного предпринимательства
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ КВАЛИФИКАЦИИ НЕЗАКОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ПРИ РАССОГЛАСОВАННОСТИ НОРМ УГОЛОВНОГО И "РЕГУЛЯТИВНЫХ" ОТРАСЛЕЙ ПРАВА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

Квалификация незаконного предпринимательства.doc

— 485.00 Кб (Скачать документ)

При буквальном толковании ст. 171 УК РФ получается, что представление документов, содержащих заведомо ложные сведения, само по себе уже образует деяние, влекущее уголовную ответственность. Пленум Верховного Суда РФ в своем постановлении разъяснил, что данные документы должны содержать такую заведомо ложную либо искаженную информацию, которая повлекла за собой необоснованную регистрацию субъекта предпринимательской деятельности.

Исходя из диспозиции ст. 171 УК РФ, законодатель приравнял представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями документов, содержащих заведомо ложные сведения к осуществлению предпринимательской деятельности с нарушением правил регистрации.

Заявитель при  обращении в регистрирующий орган  с заявлением о государственной  регистрации подтверждает, что представленные документы являются достоверными и соответствуют всем требованиям, установленным законодательством РФ. Поэтому, когда он представляет документы, содержащие заведомо ложные сведения, в регистрирующий орган, он заведомо знает, что при этом нарушаются правила регистрации, так как документы не являются достоверными, следовательно, регистрация будет являться недействительной. В связи с этим непонятно, зачем законодатель выделил в статье отдельно представление документов, содержащих заведомо ложные сведения, от нарушения правил регистрации, так как данное представление является разновидностью нарушения регистрации.

Представление документов, содержащих заведомо ложные сведения, является одним из видов  нарушения правил регистрации, поэтому  в целях устранения излишней перегрузки диспозиции ст. 171 УК РФ предлагаем исключить указание на данный признак в качестве самостоятельной формы, оставив осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или с нарушением правил регистрации.

 

 

2.3. Некоторые особенности установления объективных признаков состава незаконного предпринимательства

 

Объективная сторона  преступления, предусмотренного ст. 171 УК РФ, включает в себя действия различного содержания, образуя самостоятельные составы преступления, каждый из которых может быть либо материальным, либо формальным.

Осуществление предпринимательской деятельности - это общий признак объективной стороны всех составов незаконного предпринимательства, за исключением представления документов, содержащих заведомо ложные сведения. Наличие этого признака означает, что деяние совершилось, имело место, объективно выражено вовне и осуществлено. Осуществление предпринимательской деятельности как признак не является достаточно определенным и вызывает споры в литературе.

Во-первых, исходя из законодательного определения предпринимательской  деятельности, ее правового регулирования, характера, целей и субъектов, можно определить ее основные признаки, к которым большинство исследователей относят: 1) цель - получение прибыли; 2) самостоятельность деятельности; 3) систематический характер деятельности; 4) предпринимательский риск; 5) осуществление в форме: пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг; 6) субъект - лицо, зарегистрированное в качестве предпринимателя в установленном законом порядке.

Во-вторых, анализ законодательства в области предпринимательской деятельности, существующих точек зрения на ее правовую природу, понятия, признаки и т.д. дает нам основание утверждать, что предпринимательскими являются юридически значимые действия, направленные на извлечение прибыли в результате возмездного удовлетворения потребностей третьих лиц в заранее обусловленных либо предлагаемых услугах, имуществе, товарах и которые "образуют определенное единство, и деятельность признается предпринимательской и осуществляется в зависимости от продолжительности и содержания возмездных действий, объема получаемой прибыли и других факторов" (не рассматривается как предпринимательская деятельность по оказанию случайных, хотя и возмездных действий, услуг по ремонту автомобиля знакомым людям, покупке и доставке продуктов престарелым соседям и знакомым и пр.

На субъекты предпринимательства возлагается  правовая обязанность пройти государственную  регистрацию, получить при необходимости  лицензию, а также соблюдать лицензионные требования и условия. Ж

Законной предпринимательская  деятельность считается с момента регистрации в этом качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя.

В свою очередь, осуществление предпринимательской  деятельности без регистрации включает: 1) обязанность регистрации; 2) действия по осуществлению предпринимательской деятельности при отсутствии регистрации; 3) бездействие, состоящее в неисполнении возложенной законом обязанности по регистрации; 4) причинение крупного ущерба либо извлечение дохода в крупном размере; 5) причинную связь между деянием и его последствиями.

Незаконная  предпринимательская деятельность в форме ее осуществления без  государственной регистрации будет  в следующих случаях: а) при уклонении  от ее прохождения при создании юридического лица либо занятии индивидуальной предпринимательской деятельностью; б) до внесения соответствующей записи в государственный реестр; в) после аннулирования таковой при ликвидации юридического лица или по желанию индивидуального предпринимателя; г) после вынесения судом определения о признании индивидуального предпринимателя банкротом, вступления в силу приговора суда, которым ему назначено наказание в виде лишения права заниматься предпринимательской деятельностью на определенный срок.

Недопустимо рассматривать  как осуществление предпринимательской  деятельности без регистрации деятельность, осуществляемую после включения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр, но до выдачи документа, подтверждающего данный факт.

Второй формой незаконного предпринимательства  выступает осуществление предпринимательской деятельности с нарушением правил регистрации.

Запрет осуществления  предпринимательской деятельности с нарушением правил регистрации  представляет собой резервную уголовно-правовую норму и означает (если исправление  допущенного нарушения невозможно) отсутствие регистрации, поскольку она предполагает определенные правовые последствия. Возможность исправления технических ошибок (искаженное название юридического лица либо фамилии индивидуального предпринимателя и пр.) не влечет отсутствия регистрации и не является основанием признания деяния преступлением.

В подавляющем  большинстве случаев, однако, субъект  предпринимательской деятельности не может самостоятельно нарушить правила  регистрации, иначе как составляя  заведомо ложные сведения. Соблюдение правил есть обязанность должностного лица, которое при их нарушении просто должно отказать в регистрации.

Федеральные законы "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и "О лицензировании отдельных видов деятельности" призваны регулировать отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, изменением их правоспособности, а также в связи с ведением соответствующих государственных реестров.

В то же время  этот Закон не оперирует таким  понятием, как "правила регистрации". Анализ других нормативно-правовых актов, принятых во исполнение вышеназванных  Законов, в том числе и других ведомственных документов министерств  и ведомств, также выявил отсутствие легального определения правил регистрации.

 При этом законодательством устанавливается единый порядок государственной регистрации как для вновь созданного юридического лица, так и в случае его реорганизации либо внесения изменений в учредительные документы, предусматривающие помимо предоставления необходимых документов уплату государственной пошлины за регистрацию. Более того, юридическое лицо в течение трех дней с момента изменения иных сведений, содержащихся в государственном реестре, обязано сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего нахождения. Данное правило распространяется также на сведения об индивидуальном предпринимателе, которые содержатся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей.

Под осуществлением предпринимательской деятельности с нарушением правил регистрации подпадает и ведение такой деятельности субъектом предпринимательства, которому заведомо было известно, что при регистрации допущены нарушения, дающие основания для признания регистрации недействительной (например, не представлены в полном объеме документы, а также данные или иные сведения, необходимые для регистрации, либо она была произведена вопреки имеющимся запретам).

Под нарушением правил регистрации следует понимать непредставление или несвоевременное представление юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями необходимых для включения в соответствующий государственный реестр сведений, таких как, например, изменения в составе учредителей юридического лица, размере уставного капитала либо о новом месте жительства индивидуального предпринимателя.

Еще одна форма  незаконного предпринимательства - это осуществление предпринимательской  деятельности без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое  разрешение обязательно.

Данный состав включает в себя: 1) обязанность лица получить лицензию, установленную Федеральным законом (ч. 3 ст. 23, ч. 2 ст. 49 ГК РФ); 2) невыполнение этой обязанности, осуществление незаконной предпринимательской деятельности и наличие иных признаков, относящихся ко всем видам такого предпринимательства. Указанный признак означает, что субъект вообще не имеет лицензии. Она у него отсутствует, хотя должна быть им получена.

Наиболее сложным  в данном случае является: а) установить обязанности лица получить разрешение (лицензию); б) определить действительность разрешения (лицензии) для осуществляемой деятельности; в) решить ранее затронутый вопрос о том, что данный вид деятельности подпадает под признаки деятельности, относительно которой федеральным законодательством установлена обязанность получения разрешения.

Перечень видов  деятельности, требующих обязательного  лицензирования, содержится в Федеральном законе О лицензировании отдельных видов деятельности". К лицензируемым видам деятельности отнесены те виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов РФ и регулирование которых не может осуществляться никакими иными методами, кроме как лицензированием.

Ст. 17 Закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" хотя и содержит исчерпывающий перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия, но при этом законодатель не провел разделительной черты между предпринимательской и иной экономической деятельностью.

В этом же аспекте, налицо незавершенность и самого уголовно-правового запрета - видимо, в современных политических и  экономических условиях уголовным  законом должно преследоваться не только незаконное предпринимательство, но и любая иная регистрация или дальнейшее функционирование организаций, сопряженные с указанными в диспозиции ст. 171 УК РФ действиями, и распространяться на все некоммерческие организации, регистрирующиеся или действующие на территории Российской Федерации и подпадающие под юрисдикцию России.

Действие Закона не распространяется на следующие виды деятельности: страховая, нотариальная, биржевая, в области связи, профессиональных участников рынка ценных бумаг, таможенного дела и некоторые другие (всего 17), которые перечислены в ч. 2 ст. 1 Закона. Наряду с этим характер осуществления таковой в ряде случаев свидетельствует о предпринимательской деятельности ее участников.

Признавая подобную деятельность предпринимательской, не следует исключать уголовную  ответственность виновных лиц за незаконное предпринимательство в  форме его осуществления без  специального разрешения (лицензии). Однако, давая уголовно-правовую оценку противоправным действиям,  надлежит руководствоваться положениями соответствующих нормативных актов. В силу специфики перечисленных видов деятельности в законодательстве предусмотрен особый порядок лицензирования. Из буквального толкования ст. 17 анализируемого Федерального закона следует, что законодатель привел исчерпывающий перечень видов деятельности, требующих обязательного лицензирования. Введение лицензирования иных видов деятельности возможно только путем внесения дополнений в Закон.

Согласно ст. 5 Закона Правительство РФ утверждает положения о лицензировании конкретных видов деятельности, раскрывает их содержание. Федеральный закон "О лицензировании" содержит следующее определение понятия "лицензия" - специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю (ст. 2). Лицензия, или, по-другому, специальное разрешение, - это предоставленная субъекту предпринимательства специальная правоспособность по осуществлению определенного вида деятельности. Материальным его носителем является документ, содержащий решение лицензирующего органа о предоставлении лицензии и подтверждающий ее наличие (ст. 10).

Так, Ленинским  районным судом г. Курска был осужден  по ч. 1 ст. 171 УК РФ гр. Ветров, который, являясь директором фирмы "Альбина-2", с 4 мая по 12 сентября 2012 г. осуществлял предпринимательскую деятельность в сфере оказания медицинской помощи по излечению варикозного расширения вен женщинам города Курска и Курской области. Срок действия лицензии истек 3 мая 2012 г. (лицензия была приостановлена), при этом все необходимые документы для получения новой лицензии были сданы в Управление лицензирования и аккредитации по Курской области. Прибыль за период с 4 мая по 12 сентября 2012 г. составила 500 тыс. рублей, и соответственно ущерб с учетом всех обстоятельств дела был признан крупным.

Информация о работе Квалификация незаконного предпринимательства