Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 17:34, курсовая работа
История юридического лица имеет глубокие корни. Появление юридических лиц обусловлено было необходимостью объединения усилий многих людей для ведения производства, товарно-денежных отношений. Со временем данный субъект права развивался, приобретал новые формы. И сегодня юридическое лицо в своих многообразных проявлениях (организационно-правовых формах) выступает основным субъектом рыночных отношений.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА, ЕГО
ПРАВОСПОСОБНОСТЬ 7
1.1. Понятие и основополагающие признаки юридического лица 7
1.2. Правоспособность юридического лица 18
ГЛАВА 2. ОБЩИЕ УСЛОВИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА 27
2.1. Способы образования юридического лица 27
2.2. Условия образования юридического лица 30
ГЛАВА 3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО
ЛИЦА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 60
Ранее этот вопрос являлся
чрезвычайно сложным, особенно ввиду
того, что законодательство на этот
счет не содержало определенных, исключающих
всякие сомнения, норм. В то время
как одни из цивилистов не усматривали
никаких оснований для сужения
свободы деятельности юридических
лиц и в этом смысле признавали
принцип общей
В первую очередь, необходимо дать ответ на вопрос: что такое правоспособность. В теории правоспособность определена как способность лица иметь субъективные юридические права и нести обязанности. Для того, чтобы быть субъектом права, юридическое лицо должно обладать правоспособностью. Гражданская правоспособность заключает в себе две основные возможности для субъекта права: во-первых, иметь в своем правовом комплексе определенные гражданские права, а, во-вторых, выбирать среди этих прав. Вместе с тем следует отметить, что существуют и такие права и обязанности, которые возникают помимо воли субъекта права. Но в своей основе правоспособность предполагает автономию воли субъекта как носителя прав и обязанностей.
Для осуществления деятельности,
предусмотренной в уставе, юридическое
лицо, наряду с правоспособностью, должно
обладать дееспособностью, т.е. способностью
своими действиями реализовывать гражданские
права и обязанности. Дееспособность
юридического лица возникает одновременно
с правоспособностью после его
государственной регистрации. Субъект
хозяйствования реализует дееспособность
через свои органы управления, которые
вступают в гражданский оборот от
имени юридического лица и приобретают
своими действиями права и обязанности
непосредственно для
Ряд авторов применительно
к юридическим лицам используют
понятие правосубъектности, причем
одни ученые отождествляют его только
с правоспособностью, другие сводят
правосубъектность к содержанию
такой категории, как правовой статус,
третьи - включают в него и правоспособность,
и дееспособность. При этом среди
авторов, придерживающихся точки зрения,
что правосубъектность включает
правовой статус юридического лица, нет
единого мнения и по вопросу об
определении данной категории. Ввиду
этого, по мнению Л.В.Сысоевой, при определении
понятия гражданской
Правоспособность может
быть универсальная (общая), которая
позволяет осуществлять любые виды
деятельности, не запрещенные законом,
и специальная, предполагающая, что
юридическое лицо может иметь
не все права, предусмотренные гражданским
законодательством, а только те, которые
соответствуют целям и предмету
деятельности юридического лица, предусмотренным
в его учредительных
Белорусское законодательство закрепило принцип специальной правоспособности: «юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, а также предмету деятельности, если он указан в учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законодательством, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии)» (ст. 45 ГК). Право юридического лица на занятие лицензируемыми видами деятельности возникает с момента получения лицензии или с указанной в ней даты и прекращается по истечении срока действия лицензии.
Несмотря на законодательное
закрепление специальной
Как считает русский
Но можно, во-вторых, понимать этот принцип иначе. Целью ограничения можно считать не соблюдение естественных пределов правоспособности, а ограждение интересов меньшинства, т.е. тех членов союза, которые были не согласны с состоявшимся постановлением. В таком случае акт, выходящий за пределы уставной цели союза, должен быть признаваем не ничтожным, а лишь подлежащим оспариванию и притом только в таком размере, в каком он наносит ущерб членским интересам оспаривающего.
Большинство из сторонников специальности стоит на второй из отмеченных точек зрения (Салейль, Планиоль и др.). Однако в этой второй позиции, очевидно, принцип специальности перестает быть ограничением самой правоспособности юридического лица; он делается лишь правилом для ограждения частных интересов. Дело идет не о том, чтобы аннулировать тот или другой акт, а лишь о том, чтобы избавить членов меньшинства от ущерба. Поскольку претензий с этой стороны нет, никаких сомнений в действительности акта не возникает[17].
Тем не менее, многие авторы
становятся сегодня на позицию общей
правоспособности юридических лиц
(И.А.Маньковский, Л.Г.Русак и др.).
По мнению И.А.Маньковского, установление
специальной правоспособности сковывает
предпринимательскую
Общемировой тенденции следует
и российское законодательство. В
новом Гражданском кодексе
Современная теория и практика
большинства стран отказалась от
принципа специальной правоспособности,
не запрещая в то же время указывать
на предмет деятельности в уставе
конкретной компании. Немецкое право
исходит из того, что устав предприятия
- это локальный нормативный
Доктрина специальной правоспособности утратила свое практическое значение и в США. Корпорации этой страны обладают общей правоспособностью. Объем правоспособности американской корпорации определяется законодательством штата, где зарегистрирована компания. Обычным явлением стала широкая декларация целей компании.
В связи с изложенным следует
сказать, что глобальный характер развития
рынков, создание общеевропейского экономического
пространства есть объективный процесс.
Если интересам общего рынка больше
соответствует доктрина общей, а
не специальной правоспособности хозяйственных
товариществ и обществ, думается,
ее и следовало бы закрепить в
нашем законодательстве. Это общее
правило возможно скорректировать
лицензированием видов
ГЛАВА 2. ОБЩИЕ УСЛОВИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО
ЛИЦА
Образование (создание) юридического
лица базируется на определенных принципах,
регулируемых нормативными актами, гражданским
законодательством, законами об отдельных
организационно-правовых формах юридических
лиц, которые могут функционировать
в экономике государства, а также
в зависимости от формы собственности
на имущество. Необходимость образования
(создания) юридического лица обосновывается
экономической
2.1. Способы образования юридического лица
В зависимости от характера
участия государственных
- распорядительный;
- разрешительный;
- нормативно-явочный.
Суть распорядительного
способа создания юридических лиц
состоит в том, что юридическое
лицо создается (возникает) по распоряжению
(решению) собственника имущества или
уполномоченного им органа. В таком
порядке создаются
Органы Республики Беларусь
и органы административно-территориаль
Распорядительный порядок
характеризуется тем, что юридическое
лицо возникает на основе одного лишь
распоряжения учредителя, а специальной
государственной регистрации не
требуется, именно в таком порядке
возникало большинство
В странах с рыночной экономикой
такой порядок заменяет явочный
порядок образования
Другим способом образования
юридического лица называют разрешительный
порядок, который, в свою очередь, предполагает,
что создание предприятия (организации)
разрешено тем или иным компетентным
органом. Например, в таком порядке
в СССР создавалось большинство
общественных и кооперативных организаций.
При этом в разрешении на создание
юридического лица могло быть отказано
по мотивам нецелесообразности[24]
В разрешительном порядке создаются юридические лица по инициативе граждан или каких-либо организаций, но после получения на это согласия компетентного органа государства либо общественного объединения. Соответствующий орган, во-первых, проверяет, соблюдено ли законодательство о создании такого вида юридических лиц, во-вторых, независимо от положительного ответа на этот вопрос принимает решение, следует ли разрешить создание данной организации, пользующейся правом юридического лица. Таким способом создаются, в частности, предприятия с иностранными инвестициями.