Образование юридических лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 17:34, курсовая работа

Описание

История юридического лица имеет глубокие корни. Появление юридических лиц обусловлено было необходимостью объединения усилий многих людей для ведения производства, товарно-денежных отношений. Со временем данный субъект права развивался, приобретал новые формы. И сегодня юридическое лицо в своих многообразных проявлениях (организационно-правовых формах) выступает основным субъектом рыночных отношений.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА, ЕГО
ПРАВОСПОСОБНОСТЬ 7

1.1. Понятие и основополагающие признаки юридического лица 7

1.2. Правоспособность юридического лица 18

ГЛАВА 2. ОБЩИЕ УСЛОВИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА 27

2.1. Способы образования юридического лица 27

2.2. Условия образования юридического лица 30

ГЛАВА 3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО
ЛИЦА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 45

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 60

Работа состоит из  1 файл

Образование юридических лиц.docxgotovaya.docx

— 74.16 Кб (Скачать документ)

 

Правовая природа устава заключается в том, что это  локальный нормативный акт, утвержденный учредителями юридического лица, либо принятый высшим органом управления, каковым обычно является общее собрание участников данной организации. Учредительный  договор же является договором.

 

Возникшие при заключении учредительного договора обязательственные  отношения между участниками  объединения сохраняются на протяжении всего времени его существования. Договор регулирует эти правоотношения, и потому он не прекращает свое действие с момента создания объединения, а остается в силе до тех пор, пока участники не расторгнут его, либо вместо него не будет заключен новый договор[37].

 

Устав договорного объединения  является составной частью заключенного участниками учредительного договора. Договорная природа устава любого юридического лица, которое создается несколькими  учредителями, представляется несомненной.

 

Как и в договоре, в уставе юридического лица его учредители добровольно  и на началах равенства определяют все основные параметры своих  взаимоотношений имущественного и  организационного характера[38].

 

Юридическая сила устава объединения  заключается в его договорном характере. Он имеет обязательную силу для участников объединения и  третьих лиц, но не может противоречить  законодательству.

 

И все же, несмотря на свой договорный характер, устав юридического лица выполняет совершенно иные функции, нежели учредительный договор. С  одной стороны, устав является дополнением  договора участников, с другой - закрепляет организацию и порядок функционирования юридического лица. Устав определяет правовое положение, юридический статус любого юридического лица. Устав является своего рода внутренним регламентом  деятельности объединения.

 

В договорных объединениях учредительный  договор и устав соотносятся  между собой таким образом, что, по сути, дополняют друг друга. Содержание устава может частично дублировать  условия учредительного договора. Чаще всего наиболее существенные вопросы  деятельности объединения, касающиеся порядка распределения прибыли  и убытков, прав и обязанностей учредителей, процедуры их выхода и принятия новых  членов и др., учредители предусматривают не только в договоре, но и в уставе[39].

 

Однако при наличии  расхождений между условиями  договора и устава следует руководствоваться  положениями устава.

 

При создании коммерческой организации  формируется уставный фонд этой организации  в порядке, установленном законодательством. Раз­мер уставного фонда некоммерческой организации должен быть не менее  минимального размера, предусмотренного законодательством (п. 1, ст. 47* ГК).

 

Всякая организация, обладающая правами юридического лица, должна обладать обособленным имуществом и  самостоятельно отвечать по всем своим  обязательствам своим имуществом. Коммерческие орга­низации создаются с целью  получения прибыли. Многие из них  имеют право распределять прибыль[40].

 

Все участники гражданского оборота, вступая в имущественные  от­ношения с коммерческими организациями, заинтересованы в опреде­ленных  имущественных гарантиях. Их суть состоит  в том, что коммер­ческая организация  в случае неисполнения своих обязательств облада­ет соответствующим имуществом, за счет которого можно получить удовлетворение и погасить понесенные убытки. Наличие  у коммерчес­кой организации  уставного фонда свидетельствует  о том, что она в лю­бое время  обладает имуществом, как минимум, в  размере, равном ее ус­тавному фонду[41].

 

Минимальный размер уставного  фонда установлен пунктом 6 Положения  от 16 марта 1999 г. № 11 в сумме, эквивалентной: 150 евро — для крестьян­ских (фермерских) хозяйств; 400 евро — для обществ  с дополнительной ответственностью, хозяйственных товариществ, производственных коо­перативов, в том числе сельскохозяйственных производственных коопе­ративов и  казенных предприятий; 800 евро — для  унитарных предприя­тий, основанных на праве хозяйственного ведения; 1600 евро — для об­ществ с ограниченной ответственностью; 3000 евро — для  закрытых акци­онерных обществ; 12 500 евро — для открытых акционерных обществ[42].

 

Государство поощряет создание коммерческих юридических лиц, указавших  в своих учредительных документах один из видов производ­ственной  деятельности, которым коммерческая организация будет за­ниматься. Такие коммерческие организации  вправе сформировать ус­тавный фонд в размере не менее 50 % от минимального размера устав­ного фонда, установленного для коммерческой организации соответст­вующей организационно-правовой формы. Если такая  коммерческая организация в течение  шести месяцев со дня государственной  органи­зации не осуществляет ни один из видов производственной деятельно­сти, указанных в ее учредительных  документах, либо по окончании вто­рого и каждого последующего финансового  года объем реализованных этой организацией товаров (выполненных работ, оказанных  услуг) соб­ственного производства составит менее половины общего объема реа­лизованных этой организацией товаров (работ, услуг), то такая органи­зация в течение 6 месяцев обязана увеличить  уставный фонд до мини­мального размера, установленного для коммерческой организации со­ответствующей организационно-правовой формы, и внести необходи­мые изменения в свои учредительные документы.

 

Уставный фонд в размере  не менее 50 % от минимального размера  уставного фонда, установленного для  коммерческой организации соот­ветствующей организационно-правовой формы, вправе установить коммерческая организация, более 50 % учредителей (участников) кото­рой составляют инвалиды, а также коммерческая организация, создава­емая организациями  ветеранов, обществами инвалидов в  форме уни­тарного предприятия. Однако если в составе учредителей (участников) такой коммерческой организации  число инвалидов становится менее  половины всех учредителей (участников), эта организация обязана в  те­чение одного месяца увеличить уставный фонд до минимального разме­ра, установленного для коммерческой организации соответствующей  организационно-правовой формы, и внести необходимые изменения в свои учредительные документы.

 

Вкладом в уставный фонд коммерческой организации может быть любое  имущество, не изъятое из оборота  (п. 2, ст. 47* ГК). Возможность оценить имуще­ственный вклад в уставный фонд в деньгах — основной его признак. В частности, в качестве вклада в уставный фонд могут быть внесены ис­ключительные права на объекты интеллектуальной собственности (на использование объектов авторского права и объектов промышленной собственности) в соответствии с лицензионным договором (статья 985 ГК), заключенным субъектом исключительных прав в установленном законодательством порядке, а также охраняемая по договору между владельцем и приобретателем информация, имеющая определенную ценность («ноу-хау»). Не может служить вкладом в устав­ный фонд информация, не удовлетворяющая предъявляемым к «ноу-хау» требованиям, установленным законодательством, например спе­циальные знания и навыки определенного лица, сведения о конъюнк­туре на рынке и т.п.[43]

 

В уставный фонд коммерческой организации не может быть вне­сено имущество, если право на отчуждение этого имущества ограниче­но  собственником, законодательством  или договором. Так, унитарное предприятие  не вправе вносить в качестве вклада в уставный фонд хо­зяйственных обществ  и товариществ принадлежащее  ему на праве хо­зяйственного  ведения недвижимое имущество без  согласия собствен­ника (п. 3, ст. 276 ГК).

 

Ограничения права органов  управления хозяйственных обществ  и производственных кооперативов вносить  определенное имущество в уставный фонд другой коммерческой организации  могут быть преду­смотрены в учредительных  документах хозяйственного общества или  производственного кооператива. При  наличии таких ограничений иму­щество хозяйственного общества или производственного  кооператива может быть внесено  в уставный фонд другой коммерческой организа­ции с соблюдением требований, установленных учредительными доку­ментами соответствующего хозяйственного общества или кооператива.

 

В случае, если по окончании  второго и каждого последующего финансового года стоимость чистых активов коммерческой организации  окажется менее уставного фонда, такая организация обязана объя­вить  и зарегистрировать в установленном  порядке уменьшение своего уставного  фонда. Однако коммерческая организация  подлежит ликви­дации в установленном  порядке, если стоимость указанных  активов окажется менее установленного минимального размера уставного  фон­да (п. 3, ст. 47* ГК).

 

Таким образом, можно сказать, что вопрос о соотношении учредительного договора и устава возникает в  случаях, когда в соответствии с  законом учредительными документами  юридического лица являются учредительный  договор и устав. Действующим  законодательством такая ситуация предусмотрена для обществ с  ограниченной и дополнительной ответственностью, объединений юридических лиц. В  отличие от устава учредительный  договор выполняет функцию регламентации  обязательственных отношений, возникающих  между учредителями с момента  его заключения до момента государственной  регистрации создаваемого юридического лица.

 

После государственной регистрации  юридического лица функции учредительного договора и устава совпадают и  заключаются в регламентации  корпоративного правоотношения, а также  закреплении правового статуса  юридического лица. Поэтому не случайно на практике учредительный договор  и устав не просто дополняют, но чаще всего дублируют друг друга, поскольку  большинство положений учредительного договора включается в устав. Вместе с тем возможны расхождения между  положениями указанных документов.

 

Что касается уставного фонда, то он служит определенной гарантией  платежеспособности и следственно, в какой-то мере, дееспособности юридического лица. Поэтому именно к процессу формирования уставного фонда законодатель предъявляет жесткие условия  по его заполнению, вместе с тем  развивая определенные направления (производство продукции), а также поддерживая  определенные слои населения (инвалидов) дает возможность к льготному  формированию уставного фонда в  размере 50 % от общей суммы, именно для  организаций имеющих в своем  штате данные категории населения  или занимающихся производственной деятельностью. 
ГЛАВА 3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

Юридические лица создаются  по воле их учредите­лей. В интересах  всех участников рыночных отношений  государство осуществляет контроль за соблюдением закон­ности создания новых участников гражданского оборота  посредством обязательной государственной  регистрации юридических лиц.

 

Как гласит статья 47 ГК, юридическое  лицо подлежит государственной регистрации  в порядке, определяемом законодательными актами. Данные государственной регистра­ции, в том числе для коммерческих организаций фирменное наименование, включаются в соответствии с законодательством  в Единый государственный регистр  юридических лиц, открытый для всеобщего  ознакомления. Нарушение установленного законодательством порядка образования  юридического лица, несоответствие его  учредительных документов или создаваемого юридическо­го лица требованиям  законодательства влечет отказ в  государственной регис­трации юридического лица. Отказ в государственной  регистрации, а также ук­лонение от такой регистрации могут быть обжалованы в судебном порядке.

 

Юридическое лицо считается  созданным с момента его государствен­ной регистрации.

 

Юридические лица могут создаваться  собственником имущества или  уполномоченным им органом (учреждения, унитарные предприятия), учредителями создаваемого юридического лица (хозяйственные  товарищества и обще­ства, кооперативы, общественные и религиозные организа­ции (объединения), ассоциации и союзы, учредители фондов, которые после образования  фонда непосредственного уча­стия в их деятельности не принимают)[44].

 

Независимо от способа  создания все юридические лица подлежат государственной регистрации в  поряд­ке, определяемом законодательными актами.

 

Так вновь созданные (реорганизованные) хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, унитарные  предприятия (коммерческие организации), по­требительские кооперативы, учреждения, финансируемые собственником (некоммерческие организации), объедине­ния коммерческих организаций, объединения коммерчес­ких  и некоммерческих организаций регистрируются и перерегистрируются в порядке, установленном Положением, утвержденным Декретом Президента Республики Бела­русь  от 16 марта 1999 г. № 11 «Об упорядочении государственной регистрации и  ликвидации (прекращения деятельности) субъектов хозяйствования» (в редакции Декрета Президента Республики Бела­русь от 17 декабря 2002 г. № 29)[45].

 

Политические партии, профессиональные союзы и иные общественные объединения  регистрируются (перере­гистрируются) в порядке, установленном Положением, утвержденным Декретом Президента Республики Беларусь от 26 января 1999 г. № 2 «О некоторых  мерах по упорядочению деятельности политических партий, профес­сиональных  союзов, иных общественных объединений»[46].

 

Органы, осуществляющие государственную  регистра­цию (перерегистрацию) юридических  лиц, определены соответственно Положением от 16 марта 1999 г. и Декретом Президента от 26 января 1999 г. № 2.

Информация о работе Образование юридических лиц