Образование юридических лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 17:34, курсовая работа

Описание

История юридического лица имеет глубокие корни. Появление юридических лиц обусловлено было необходимостью объединения усилий многих людей для ведения производства, товарно-денежных отношений. Со временем данный субъект права развивался, приобретал новые формы. И сегодня юридическое лицо в своих многообразных проявлениях (организационно-правовых формах) выступает основным субъектом рыночных отношений.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА, ЕГО
ПРАВОСПОСОБНОСТЬ 7

1.1. Понятие и основополагающие признаки юридического лица 7

1.2. Правоспособность юридического лица 18

ГЛАВА 2. ОБЩИЕ УСЛОВИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА 27

2.1. Способы образования юридического лица 27

2.2. Условия образования юридического лица 30

ГЛАВА 3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО
ЛИЦА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 45

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 60

Работа состоит из  1 файл

Образование юридических лиц.docxgotovaya.docx

— 74.16 Кб (Скачать документ)

 

6) на момент государственной  регистрации не истек установленный  судом срок ограничения предпринимательской  деятельности гражданина, регистрирующегося  в качестве индивидуального предпринимателя;

 

7) в случае государственной  регистрации коммерческой или  некоммерческой организации будет  установлен запрет на занятие  предпринимательскими видами деятельности  для собственника ее имущества  (учредителя, участника);

 

8) на момент государственной  регистрации собственник имущества  (учредитель) коммерческой организации  (за исключением реорганизации  такой организации) или гражданин,  обратившийся за государственной  регистрацией в качестве индивидуального  предпринимателя либо имеет задолженность по заработной плате, платежам в бюджет или в государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды либо является собственником имущества (учредителем, участником, руководителем) юридического лица, имеющего такую задолженность, либо является собственником имущества (учредителем, участником, руководителем) юридического лица, в отношении которого принято решение о ликвидации, но процесс ликвидации не завершен.

 

9) при реорганизации коммерческой  или некоммерческой организации  учредителями (участниками) либо  органом, принявшим решение о  реорганизации, регистрирующему  органу не представлены наряду  с учредительными документами  передаточный акт или разделительный  баланс либо в учредительных  документах создаваемой организации  отсутствуют положения о правопреемстве  по обязательствам реорганизованного  юридического лица (п. 40 данного Положения).

 

Кроме того, государственная  регистрация создаваемых (реорганизуемых) субъектов хозяйствования, а также  государственная регистрация изменений  и дополнений, вносимых в учредительные  документы организаций (свидетельство  о государственной регистрации  индивидуального предпринимателя), не допускаются в случае нарушения  установленного законодательными актами порядка их образования или несоответствия учредительных документов законодательству, а также по другим основаниям, предусмотренным  законодательными актами.

 

В случае принятия ре­шения об отказе в государственной регистрации  субъектов хозяйствова­ния регистрирующий орган в пятидневный срок в  письменной форме сообщает об этом лицу, обратившемуся за такой регистрацией.

 

Согласно п. 72 Положения  от 16 марта 1999 г. № 11 решение регистрирующего  органа об отказе в государственной  регист­рации субъектов хозяйствования может быть обжаловано в хозяйственный  суд в общем установленном  порядке, который предусматривается  Хозяйственным процессуальным кодексом Республики Беларусь[47].

 

Итак, необходимо отметить, что  непосредственно с момента начала создания юридического лица и в интересах  всех участников рыночных отношений  государство осуществляет контроль за соблюдением закон­ности создания новых участников гражданского оборота  посредством обязательной государственной  регистрации юридических лиц.

 

Как отмечалось нарушение  установленного законодательством  порядка образования юридического лица, несоответствие его учредительных  документов или создаваемого юридическо­го  лица требованиям законодательства влечет отказ в государственной  регис­трации юридического лица. Отказ  в государственной регистрации, а также ук­лонение от такой регистрации  могут быть обжалованы в судебном порядке.

 

Юридическое лицо считается  созданным только с момента его  государствен­ной регистрации.

 

Юридические лица могут создаваться  собственником имущества или  уполномоченным им органом, учредителями создаваемого юридического лица.

 

Независимо от способа  создания все юридические лица подлежат государственной регистрации в  поряд­ке, определяемом законодательными актами.

 

Поэтому очень важно иметь  четко структурированное законодательство в области регистрирования субъектов  хозяйствования ведь именно в момент регистрации определяется судьба юридического лица: осуществление финансово-хозяйственной  деятельности либо отстранение от коммерческого  оборота путем отказа в государственной  регистрации

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Итак, в результате проделанной  работы можно сделать определенные выводы.

 

Наряду с физическими  лицами ГК признаёт субъектами гражданских  прав и обязанностей юридические  лица. Юридическим лицом признаётся организация, которая имеет в  собственности, хозяйственном ведении  или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим  обязательствам этим имуществом, может  от своего имени приобретать и  осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

 

Дать исчерпывающее и  всеобъемлющее определение юридического лица не представляется возможным. Законодательство ряда стран идёт просто по пути перечисления основных, наиболее существенных, признаков  юридических лиц или же содержит только их классификацию. Эта сложность вполне объяснима: конструкция юридического лица, опосредуя отношения имущественного оборота, применяется не только к формам создания и существования коммерческих юридических лиц, но и некоммерческих, в том числе и с участием государства.

 

Таким образом, решая вопрос о выборе формы деятельности в  той или иной сфере (осуществлять её как гражданин – физическое лицо или же создать организацию  – юридическое лицо), необходимо предварительно изучить все особенности  законодательства, определяющие положение  юридических лиц вообще, и нормы, касающиеся отдельных организационно-правовых форм юридических лиц.

 

Такое знание важно и для  тех, кто в ходе своей деятельности сталкивается с юридическим лицом, чтобы правильно определить его  правовое положение, порядок и условия  участия его в коммерческом обороте, ответственность, которую юридическое  лицо и участники юридического лица будут нести по его обязательствам. Например, ответственность общества с ограниченной ответственностью и  акционерного общества ограничена по общему правилу только принадлежащим  им имуществом, между тем как в  случае недостаточности имущества  для удовлетворения требований кредиторов у полного товарищества, товарищества на вере и общества с дополнительной ответственностью по их долгам будут  отвечать их участники.

 

Правоспособность юридического лица – коммерческой организации  возникает в момент его создания и прекращается в момент завершения его ликвидации.

 

Одним из требований, предъявляемых  законом к созданию и деятельности коммерческого юридического лица, является наличие у него учредительных  документов. К учредительным документам относятся устав и (в ряде случаев  – или) учредительный договор. Учредительные  документы юридического лица имеют  две важные функции. Во-первых, выполняя внешнюю, представительскую функцию, они доводят до всеобщего сведения информацию об особенностях формы данного  юридического лица, его правоспособности, наименовании, организационной структуре, месте его нахождения и другие сведения, которые могут иметь  значение. Такие сведения, как правило, играют большую роль для лиц, вступающих в сделки с юридическим лицом. Во-вторых, выполняя внутреннюю функцию, они определяют отношения между  учредителями юридического лица по поводу их участия в формировании имущества, распределении прибыли юридического лица, управлении им и т.д.

 

Немаловажное значение имеет  и наличие в законодательстве требования о минимальном уставном фонде. Он служит определенной гарантией  платежеспособности и следственно, в какой-то мере, дееспособности юридического лица.

 

Большое значение имеет вопрос о регистрации юридического лица. Государство предусматривает возможность  создания его как субъекта права  только в установленном им порядке. История знает примеры, когда  для создания юридического лица требовалось  разрешение высших государственных  органов или монархов (например, в дореволюционной России).

 

Проанализировав в данной работе порядок образования и  прекращения деятельности юридических  лиц необходимо отметить, что в  зависимости от характера уча­стия государственных органов в регистрации  юридического лица наука гражданского права традиционно выделяет следующие  способы обра­зования юридических  лиц: распорядительный, разрешительный и нормативно-явочный. При этом нормативно-явочный  порядок является в Беларуси преобладающим.

 

Немаловажным является единообразный  порядок регистрации юридических  лиц (за исключением таких специфических организаций как страховые, с иностранными инвестициями и т. п.).

 

Государственная регистрация  является завершающим этапом образования  юридического лица, на котором компетентный орган проверяет соблюдение условий, необходимых для создания нового субъекта права, и принимает реше­ние о признании организации юридическим  лицом. После этого ос­новные  данные об организации включаются в  единый государственный реестр юридических  лиц и становятся доступными для  всеобщего ознакомления.

 

Несмотря на большое внимание со стороны органов государственной  власти, оказываемое институту юридических  лиц, данная сфера требует постоянного  контроля, организации ведь в современной  ситуации при бурном росте (как количественном, так и качественном) юридических  лиц, все сложнее регулировать взаимоотношения  лишь существующим законодательством. 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Гражданский кодекс Республики  Беларусь от 7 декабря 1998 года (с  изменениями и дополнениями) // Ведомости  Национального собрания Республики  Беларусь. - 1999. - №7-9. - Ст.101.

 

2. Хозяйственный процессуальный  кодекс Республики Беларусь от 15 декабря 1998 г. (в редакции Закона Республики Беларусь от 6 августа 2004 г. № 314-З)/ Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2004. - № 138-139, 2/1064.

 

3. Декрет Президента Республики  Бела­русь от 16 марта 1999 г. №  11 «Об упорядочении государственной  регистрации и ликвидации (прекращения  деятельности) субъектов хозяйствования»  (в редакции Декрета Президента Республики Бела­русь от 17 декабря 2002 г. № 29) // Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь. – 1999. – № 9. – Ст. 216.

 

4. Декрет Президента Республики  Беларусь от 26 января 1999 г. № 2 «О некоторых мерах по упорядочению  деятельности политических партий, профес­сиональных союзов, иных  общественных объединений» // Национальный  реестр правовых актов Республики  Беларусь. – 1999. – № 9. – 1/65.

 

5. Гражданский кодекс Республики  Беларусь от 11 июня 1964 г. (с изменениями  и дополнениями по состоянию  на 1 ноября 1997 г.). – Мн.: Амалфея, 1997. – 176 с.

 

6. Гражданский кодекс РСФСР  от 31 октября 1922 г. // Хрестоматия  по истории отечественного государства  и права. 1917–1991 гг. / Под ред. О.И.Чистякова.  – М.: Зерцало, 1997. – С.111–180.

 

7. Гражданский кодекс Российской  Федерации (Часть первая) от 21 октября  1994 г. – М.: Юристъ, 1998. – С. 5–205.

 

8. Артеменков С.В. Имущественная  обособленность в теориях юридических  лиц и в системе признаков  юридического лица // Юридический  мир. – 2001. – № 7. – С. 23-30.

 

9. Богданов Е.В. Сущность  и ответственность юридического  лица // Государство и право. –  1997. – № 10. – С. 97–99.

 

10. Большой энциклопедический  словарь / Под общ. ред. А.М.Прохорова.  – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Большая Российская энциклопедия; СПб.: Норинт, 1997. – 1456 с.

 

11. Братусь С.Н. Субъекты  гражданского права. – М.: Советское государство и право, 1960. – 218 с.

 

12. Брагинский М.И. Юридические  лица // Хозяйство и право. –  1998. – № 3. – С. 11–21.

 

13. Витрянский В.В. Гражданский  кодекс о юридических лицах  // Вестник Высшего Арбитражного  Суда. – 1995. – № 5. – С. 98 –  107.

 

14. Гражданское право. Учебник.  Часть первая. Издание третье, переработанное  и дополненное // Под ред. А.П.  Сергеева, Ю.К. Толстого. – М.: ПРОСПЕКТ, 1998. – 632 с.

 

15. Гражданское право. Часть  вторая: Учебник / Под общей ред.  А.Г. Калпина. – М.: Юристъ, 2001. – 542с.

 

16. Гражданское право. В  2-х томах. Том 1. Учебник / Под  ред. Е.А.Суханова. – М.: Инфра–М,1999. – 426 с.

 

17. Гражданское право. Общая  часть // Под ред. В. А. Тархова.  – СПб.: Альфа, 2001. – 571 с.

 

18. Гражданское право: Учебник  / Под ред. С.П.Гришаева. – М.: Юрист, 1998. – 484 с.

 

19. Гражданское право России. Ч.1: Учебник / Под ред. З.И.Цыбуленко. - М.: НОРМА – ИНФРА, 1998. – 464 с.

 

20. Гражданское право России. Курс лекций. Ч. I /Под редакцией  О.Н.Садикова. – М.: БЕК, 1996. – 53 c.

 

21. Грибанов В.П. Юридические  лица. – М.: Издательство Моск. университета, 1961. – 115 с.

 

22. Ем В.С., Козлова Н.В. Учредительный договор: понятие, содержание, сущность и правовая природа // Законодательство. – 2000. – № 3. – С. 36 – 48.

 

23. Козлова Н.В. Учредительный  договор о создании коммерческих  обществ и товариществ. – М.: БЕК, 1994. – 167 с.

 

24. Козлова Н.В. Создание  юридических лиц: взгляд в будущее  // Хозяйство и право, – 2002. –  №1. – С. 106–116.

 

25. Козлова Н.В. Правосубъектность  юридического лица // Законодательство. – 2004. – № 1. – С. 14–26.

 

26. Комментарий к Гражданскому  кодексу Республики Беларусь  в трех томах (постатейный). Т. 1 / Отв. ред. В.Ф. Чигир. –  Мн.: Изд-во журнала «Промышленно-торговое право», 2003. – 776 с.

 

27. Комментарий к Гражданскому  Кодексу Российской Федерации,  части первой // Отв. ред. О.Н.  Садиков. – М.: ТетраСистемс, 1997. – 448 с.

Информация о работе Образование юридических лиц