Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2011 в 08:07, курсовая работа
Целью курсовой работы является выявление теоретических и практических проблем правового регулирования образовательного учреждения как субъекта гражданского права, изучение состояния правовой базы такого регулирования.
В этой связи были поставлены следующие задачи:
- сформулировать понятие образовательного учреждения, дать характеристику его гражданской правосубъектности, проанализировать классификацию образовательных учреждений, которая дается в законодательстве.
- изучить правовой статус образовательного учреждения как участника гражданского правоотношения.
Введение 3
1 Понятие образовательного учреждения 6
1.1 Исторический аспект возникновения образовательных учреждений 6
1.2 Классификация образовательных учреждений по правовому принципу 13
2 Образовательное учреждение как субъект гражданского права 22
2.1 Правовая субъектность образовательного учреждения 22
2.2 Правовая ответственность образовательного учреждения и его структурных подразделений 36
Заключение 40
Список использованной литературы 42
Содержание
Введение 3
1 Понятие образовательного учреждения 6
1.1 Исторический аспект возникновения образовательных учреждений 6
1.2 Классификация образовательных учреждений по правовому принципу 13
2 Образовательное учреждение как субъект гражданского права 22
2.1 Правовая субъектность образовательного учреждения 22
2.2 Правовая ответственность образовательного учреждения и его структурных подразделений 36
Заключение 40
Список использованной литературы 42
Приложения 45
Актуальность темы: Законодательство Российской Федерации в области образования, согласно ст. 3 Закона РФ «Об образовании», включает в себя Конституцию Российской Федерации, сам Федеральный закон «Об образовании», принимаемые в соответствии с ним другие законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области образования. Соблюдение законных прав и исполнение обязанностей составляют основу формирования гуманитаризации образования.
Гуманитарность, т.е. обращенность к человеку, к его правам и интересам — характерная черта современного общества и образования. Гуманитаризация современного образования, утверждая право на множественность, вариативность, уникальность человеческих проявлений, обеспечивает демократизацию управления образованием, активное и заинтересованное участие обучаемого или воспитанника в педагогическом процессе.
Образовательная
система современной России предоставляет
широкие возможности для учета
национальных, религиозных и иных
культурных, а также индивидуальных,
различий в обучении и воспитании,
т.е. имеет многокультурный
Кроме того, законодательство в области образования обеспечивает создание и функционирование единого образовательного пространства на всей территории Российской Федерации и одновременно гарантирует вариативность, множественность в образовании.
Объектом исследования служит образовательное учреждение как социальный феномен образовательной системы в России.
Предметом исследования является правовой статус образовательного учреждения как субъекта гражданского права.
Целью курсовой работы является выявление теоретических и практических проблем правового регулирования образовательного учреждения как субъекта гражданского права, изучение состояния правовой базы такого регулирования.
В этой связи были поставлены следующие задачи:
- сформулировать понятие образовательного учреждения, дать характеристику его гражданской правосубъектности, проанализировать классификацию образовательных учреждений, которая дается в законодательстве.
- изучить правовой статус образовательного учреждения как участника гражданского правоотношения.
Теоретической основой курсовой работы является разработанная российской наукой теория государства и права, теория гражданского права, а также труды российских и зарубежных авторов в области теории юридического лица.
Методологической основой работы является диалектический метод как общефилософский метод познания. Наряду с ним в работе применялись присущие юридической науке частные методы исследования: историко-правовой, сравнительно-правовой, экономико-правовой, формальнологический, а также различные способы неофициального толкования нормативных актов.
Нормативная
база включает Административный кодекс
РФ, специальное законодательство в области
образования, в частности. Закон РФ «Об
образовании».
Педагогическая деятельность как важнейшая социальная функция, обеспечивающая жизнеспособность и развитие человеческого общества, существовала уже в период первобытности. Обучение и воспитание осуществлялись в форме коллективной спонтанной помощи старших младшим в освоении знаний об окружающем мире с целью выживания. С возникновением религии педагогические функции стали выполнять шаманы, заклинатели, знахари. С появлением потребности в специализированном обучении вследствие усложнения трудовых операций, общественных отношений и разделения труда выделялись люди, лучшие в своем деле, передающие знания, опыт без отрыва от основной трудовой деятельности.
С возникновением частной собственности общественное воспитание постепенно уступало место семейному. Богатые слои населения стали поручать воспитание своих детей образованным рабам и наемным учителям. Именно в этот период выделилась социальная группа людей, занимающихся образовательной деятельностью в особых, приспособленных для этих целей учреждениях.
В
Средние века по инициативе объединений
ремесленников в городах
В Древней Руси первой естественной воспитательницей ребенка признавалась мать, от нее дитя воспринимало обычаи, традиции. Разнообразные пестушки, потешки, запреты (запуки) служили для ребенка источником знаний о ближайшем окружении, предметах обихода, животных, птицах и др. С введением при князе Владимире христианства появились школы. Большую просветительскую, а значит, и педагогическую работу проводили грамотные люди, называемые в народе баснотворцами, беседованниками, писательниками, наставниками.
В XVII в. впервые появляются термины учитель, домовой учитель, чин учения.
С разложением родового строя и зарождением феодальной собственности, с возникновением классов совершалось четкое размежевание целей, содержания, задач воспитания. Одновременно проходило разделение педагогической культуры на народную педагогику и педагогику господствующего класса. Вклад в развитие школьного дела, в формирование педагогических взглядов учителей внесли труды Ивана Федорова, Федора Ртищева, Василия Бурцева, Симеона Полоцкого, Епифания Славинецкого, Сильвестра Медведева, Кариона Истомина и др.
Обращаясь к учителю, Симеон Полоцкий указывал, что если учитель учит одному, а сам поступает по-другому, то успеха не достигнет. Учителю надлежит хорошо знать то, чему учит, уметь слово свое украсить правдой, действием, быть справедливым и уметь побуждать «ко творению делес»: «Иже желает прав учитель быти, чему же учит, достоин творити. Ибо делам учителя подражают его ученики» [12, 112]. В «Школьном благочинии» упоминаются такие качества учителя, как кротость, смиренномудрие, добродетельность. Если же учитель не обладает этими качествами, то ему лучше «учительско имя отставить» [Там же].
В
эпоху капитализма в связи
с развитием школьного дела профессия
учителя становится массовой. Учителя
занимают штатные должности в
многочисленных школах и училищах различных
типов. Первоначально лица, выполнявшие
учительские обязанности, не имели
никакой специальной
В. Н. Татищев, историк, просветитель, организатор профессионального образования на Урале, в «Учреждении, коим порядком учителя русских школ имеют поступать», излагает следующие требования к учителю: «…учитель есть человек, который детей читать и писать или иным каким наукам и познанию полезных правил и жизни человеческой обучает. ‹…› И им без лености и продолжения все ясно и внятно добрым порядком и наставлением показывать. ‹…› Должен учитель быть благоразумен, кроток, трезв, не пианица, не зершик, не блудник, не крадлив, не лжив, от всякого зла и неприличных, паче же младенцем соблазненных, поступков отдален, чтоб своим добрым и честным житием был им образец; с ними (учениками) ласково поступать и более любовию, нежели страхом, обходиться, и для того не токмо в школах, но и в гулянии за ними надзирали; сквернословие и всякие непристойные слова не токмо в училище, но и вне весьма накрепко запрещаются» [14, 98].
Мнение В. Н. Татищева разделял Феофан Прокопович, который говорил о необходимости предварительной аттестации людей, претендующих на место учителя: «…искушать всячески, каков в деле своем есть, кто хощет быть учитель школы...» [24, 369].
Особо строгие требования предъявлялись к нравственности учителей того времени. Так, например, В. И. Геннин пишет, что «ежели учители будут ленивы и в науке оплошны, и неспособны, и будут гулять и пьянствовать, и учеников для своих корыстей без ведома в домы отпускать, или в свои домовые нужды употреблять, и о том сыщетца допряма, и за то оных надлежит наказывать по указом, смотря по вине и преступлению» [13,102].
И. И. Бецкой подчеркивал следующие качества, которыми должны обладать учителя, воспитатели: «…Им надобно быть всем известной и доказанной честности и праводушия, а поведение их и нравы долженствуют быть наперед ведомы и непорочны: особливо же надлежит им быть терпеливыми, рассмотрительными, твердым и правосудным и, одним словом, таковым, чтоб воспитывающееся юношество любило их и почитало, и во всем добрый от них пример получало» [22, 112].
Г. Н. Теплов обращал внимание на отношения с учащимся: «…Леность учащихся и другие непорядки, могущие испортить нравы, наказывает по рассуждению своему, не употребляя отнюдь телесного наказания, и без всякого изобличения, так чтобы наказующийся больше всего боялся стыда» [20, 65].
Также
высокие требования к учителю, включая
и такие аспекты, как культура
поведения, культура речи, предъявлял
Ф. И. Янкович де Мириево: «Нипаче
же требуется, чтоб учителя подавали
учащимся своим собственным поведением
и поступками примеры ко благочестию,
добронравию, дружелюбию, учтивости, прилежанию.
Учителям препоручается также подавать
воспитанникам своим
Наиболее полно требования, предъявляемые к учителю, перечислены в «Руководстве учителям первого и второго классов народных училищ Российской империи», которое дает структурную характеристику педагогической культуры учителя, к компонентам которой были отнесены благочестие («миролюбив, порядочен, ко всем дружелюбен и услужлив, избегать он должен брани, клятвы… клеветы и сквернословия, так же как и безмерия в питии и в обхождении с непотребными женщинами»); любовь («поступать с учениками отечески, т. е. ласково и любовно; обходиться с ними с приязнию и скромностью и не казать досады, когда они в школу приходят или когда предложения его скоро не уразумеют; должен им дать приметить, что ему приятно, когда они прилежны и в школу все часто ходят, и что он их любит; любовь сия должна быть не ребяческая, но соединена всегда с постоянным и важным видом, она не должна основываться на достатке родителей учеников, но на благонравии и прилежании детей»); бодрость («учитель не должен быть сонлив, угрюм или, когда хвалить надобно детей, равнодушен, но он должен хвалить тех, которые ведут себя хорошо, и ободрять прочих как ласковым уговариванием, так и показыванием того, сколь много старается он об облечении им всего»); терпение («когда есть у учителя такие ученики, которые нерадивы, резвы и упрямы, и когда притом родители их кладут на него вину, что дети их ничему не учатся, тогда не должен он выходить из терпения; должен себе представлять, что он, яко человек, рожден на свет для многотрудной работы»); прилежание («прилежен тот, кто над тем, к чему он по должности своей обязан, трудится неутомимо и с величайшим тщанием, не ослабевая ни от каких препятствий или трудностей; крайне должен быть прилежен, дабы через свой пример сделать равным образом и учеников прилежными; учитель и для самой малейшей причины не бережет школу, или часто приходит поздно, или начинает учить не в надлежащее время, или вместо того, чтобы учить, исправляет домашние свои дела или какое рукоделие, то и дети становятся так же нерадивы, приходят в школу поздно, не столько стараются учиться или и совсем не ходят; чрез нерадение свое потеряет учитель доверенность родителей, любовь детей и свою плату, потому что родители не захотят платить напрасно деньги, когда их дети так мало или совсем ничего не учатся») [30,289].
Информация о работе Образовательное учреждение как субъект гражданского права