Образовательное учреждение как субъект гражданского права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2011 в 08:07, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является выявление теоретических и практических проблем правового регулирования образовательного учреждения как субъекта гражданского права, изучение состояния правовой базы такого регулирования.
В этой связи были поставлены следующие задачи:
- сформулировать понятие образовательного учреждения, дать характеристику его гражданской правосубъектности, проанализировать классификацию образовательных учреждений, которая дается в законодательстве.
- изучить правовой статус образовательного учреждения как участника гражданского правоотношения.

Содержание

Введение 3
1 Понятие образовательного учреждения 6
1.1 Исторический аспект возникновения образовательных учреждений 6
1.2 Классификация образовательных учреждений по правовому принципу 13
2 Образовательное учреждение как субъект гражданского права 22
2.1 Правовая субъектность образовательного учреждения 22
2.2 Правовая ответственность образовательного учреждения и его структурных подразделений 36
Заключение 40
Список использованной литературы 42

Работа состоит из  1 файл

7159 образовательные учреждения.docx

— 78.78 Кб (Скачать документ)

       Учредитель образовательного учреждения – собственник имущества или обладатель прав пользования имуществом, которое закрепляется за создаваемым образовательным учреждением.

       Финансирование образовательного учреждения, по общему правилу, должно осуществляться собственником его создавшим, т.е. учредителем.

       Анализ Закона об образовании позволяет выделить целый комплекс прав и обязанностей учредителя.

       Учредитель имеет право:

       . создавать образовательное учреждение любого типа;

       . создавать, регистрировать образовательное учреждение без разрешения органов управления образованием по собственной инициативе (п.1 ст.33);

       . определять язык (языки), на котором ведутся обучение и воспитание в образовательном учреждении (п.3 ст.6);

       . назначать руководителя образовательного учреждения;

       . устанавливать порядок приёма граждан в образовательное учреждение в части, не отрегулированной законом (п.1 ст.16);

       . устанавливать порядок приёма в муниципальном образовательном учреждении на ступени начального общего и основного общего образования с соблюдением предусмотренных прав граждан (ч.2 п.1 ст.16);

       . контролировать образовательное учреждение по вопросам сохранности и эффективности использования закреплённой за ним собственности (п.3 ст.39);

       . реорганизовать образовательное учреждение в иное учреждение (п.1 ст.34);

       . ликвидировать образовательное учреждение (п.4 ст.34);

       . изымать у образовательного учреждения имущество на условиях, закреплённых п.6 ст.39;

       . получать долю дохода образовательного учреждения (п.2 ст.45);

       . изымать средства образовательного учреждения в свой бюджет, если они получены как платные образовательные услуги, оказанные взамен и в рамках основной образовательной деятельности, финансируемой из средств бюджета (п.3 ст.45);

       . приостанавливать предпринимательскую деятельность образовательного учреждения, если она идёт в ущерб уставной образовательной деятельности, до решения суда по этому делу (п.5 ст.47).

       Учредитель обязан:

       . обеспечить приём всем гражданам, проживающим на данной территории и имеющим право на получение основного общего образования (ч.2 п.1 ст.16);

       . закрепить за образовательным учреждением объекты права собственности- землю, здания, сооружения, имущественные комплексы, оборудование, а также иное необходимое имущество потребительского, социального, культурного и иного назначения (п.1 ст.39);

       . в случае назначения, найма руководителя государственного, муниципального образовательного учреждения включать его в свой штат (п.5 ст.35).

       Особенности финансирования определяются в договоре между образовательным учреждением и учредителем. Это может быть раздел в одном договоре или самостоятельный договор о финансировании.

       В таком договоре было бы целесообразным указать принципы и нормативы финансирования, возможности их изменения, сроки финансирования, ответственность, в том числе и материальную, учредителя за его задержку.[6]

       Финансирование может быть как полным, так и частичным. Предусматривая возможность частичного финансирования собственником созданного им учреждения, законодатель, вероятно, имел в виду, что недостающие денежные средства учреждение должно каким-то образом «зарабатывать», т. е. заниматься деятельностью, направленной на получение прибыли. Об этом свидетельствует и норма п. 2. ст. 298 ГК о том, что учреждение может заниматься самостоятельной хозяйственной деятельностью. К сожалению, в ГК не оговорен минимальный объем финансирования собственник. Поэтому возникает реальная угроза, того, что «зарабатывание» может поставить под угрозу основные цели деятельности образовательного учреждения. Применительно к этого рода деятельности «организационно-правовая форма учреждения оказывается оптимальной для введения в гражданский оборот субъектов, которым требуется ограниченный объем прав, необходимый лишь для материально- технического обеспечения их деятельности».

       Отсутствие в ГК регламентации минимального объема финансирования привело к тому, что в законах об образовании (п. 1 ст. 41) и о высшем образовании (п. 2 ст. 28) предусматривается возможность функционирования образовательного учреждения на условиях полного самофинансирования. Это в свою очередь означает, что учредители только принимают участие в формировании минимального первоначального уставного капитала (размер которого может быть недостаточен для функционирования учреждения в течение одного месяца) и не несут никакой обязанности по финансированию созданного ими учреждения. Полное самофинансирование противоречит правовой природе учреждения: в данном случае термин «учреждение» применяется не к организационно-правовой форме, а к юридическим лицам, осуществляющим определенного рода деятельность.

       В связи с таким положением Леонова Г.Б. предлагает предусмотреть ГК нормы, как о минимальном размере уставного капитала, так и о минимальном объеме финансирования собственником, при нарушении которых образовательное учреждение должно быть ликвидировано либо преобразовано, например, в фонд либо автономную некоммерческую организацию, поскольку специальная правоспособность названных юридических лиц (за исключением управленческих функций) совпадает со специальной правоспособностью учреждения (п. 1 ст. 118, п. 1 ст. 120 ГК, п. 1 ст. 10 Закона о некоммерческих организациях).

       Будучи полноправным субъектом гражданского оборота, образовательное учреждение, как всякое юридическое лицо, реализует свою деятельность на основании учредительных документов. В соответствии с п. 1 ст. 14 Закона о некоммерческих организациях к учредительным документам учреждения (в том числе и образовательного) относятся решение собственника о создании учреждения и устав, утвержденный собственником.

       В содержании основного акта законотворчества образовательного учреждения, на основании которого оно функционирует, - устава в обязательном порядке должны быть указаны следующие положения:

       1) наименование, место нахождения (юридический, фактический адрес), статус образовательного учреждения;

       2) наименование учредителя;

       3) организационно-правовая форма образовательного учреждения;

       4) цели образовательного процесса, типы и виды реализуемых образовательных программ;

       5) основные характеристики организации образовательного процесса, в том числе:

       а) язык (языки), на котором ведутся обучение и воспитание;

       б) порядок приема обучающихся, воспитанников;

       в) продолжительность обучения на каждом этапе обучения;

       г) порядок и основания отчисления обучающихся, воспитанников;

       д) система оценок при промежуточной аттестации, формы и порядок ее проведения;

       е) режим занятий обучающихся, воспитанников;

       ж) наличие платных образовательных услуг и порядок их предоставления (на договорной основе);

       з) порядок регламентации и оформления отношений образовательного учреждения и обучающихся, воспитанников и (или) их родителей (законных представителей);

       6) структура финансовой и хозяйственной деятельности образовательного учреждения, в том числе в части:

       а) использования объектов собственности, закрепленных учредителем за образовательным учреждением;

       б) финансирования и материально-технического обеспечения деятельности образовательного учреждения;

       в) источников и порядка формирования собственности образовательного учреждения;

       г) осуществления предпринимательской деятельности;

       7) порядок управления образовательным учреждением, в том числе:

       а) компетенция учредителя;

       б) структура, порядок формирования органов управления образовательного учреждения, их компетенция и порядок организации деятельности;

       в) порядок комплектования работников образовательного учреждения и условия оплаты их труда;

       г) порядок изменения устава образовательного учреждения;

       д) порядок реорганизации и ликвидации образовательного учреждения;

       8) права и обязанности участников образовательного процесса;

       9) перечень видов локальных актов (приказов, распоряжений и других актов), регламентирующих деятельность образовательного учреждения (п.1 ст13 Закона об образовании).

       Вышеупомянутая статья содержит положения обязательной части устава любого образовательного учреждения. В то же время образовательное учреждение может добавить в устав и другие условия, не противоречащие законодательству.

       Устав разрабатывается и принимается, согласно п.12 ст.32 Закона об образовании, образовательным учреждением, то есть общим собранием или советом образовательного учреждения. В то же время для регистрации образовательного учреждения согласно п. 3 ст.33 Закона необходим устав, но до регистрации образовательного учреждения ещё не существует, поэтому фактически устав разрабатывается и принимается (и утверждается в соответствии с ч.1 ст.52 ГК РФ) учредителем (учредителями).

       Данное положение (о порядке принятия устава) урегулировано относительно уставов государственного и муниципального вузов. Утвержденный собственником устав действует не более 1 года, затем вуз продолжает функционировать на основании устава, принятого общим собранием (абз. 5 п. 3 ст. 12, абз. 2 п. 1 ст. 12 Закона о высшем образовании). В этом заключается одно из различий в правовом положении вуза и общеобразовательного учреждения.

       Анализ действующих уставов школ города позволяет выделить следующие недостатки их содержания:

       . неполно перечисляются задачи (цели) деятельности образовательного учреждения;

       . не перечисляются все основания для отчисления обучающихся;

       . недостаточно точно определяется порядок управления образовательным учреждением;

       . не перечисляются все виды локальных актов, издаваемые образовательным учреждением;

       . не полно перечисляются права и обязанности участников образовательного процесса;

       . не перечисляются все виды предпринимательской деятельности, которую будут осуществлять образовательные учреждения, виды платных образовательных услуг;

       . не правильно указываются субъекты субсидиарной ответственности учреждения (например, в одном из действующих Уставов сказано, что ответственность по обязательствам учреждения, при недостаточности его средств, несёт районный отдел народного образования; в то время как имеется совместное решение об учреждении образовательного учреждения, где учредителями выступают комитет по имуществу города, комитет по образованию администрации города и районная администрация, которые и будут ответчиками по обязательствам образовательного учреждения).

       Но такая на первый взгляд удручающая картина выглядит не такой уж мрачной в свете грядущей (с 20 мая 2001 года) необходимости перерегистрации уставов большинства школ города. И если раньше, имеется в виду 2008 год когда были зарегистрированы уставы большинства школ города, директора школ писали их только для того чтобы отписаться, то в настоящее время есть надежды, что руководители муниципальных образовательных учреждений подойдут к перерегистрации с серьёзными намерениями, понимая, что «устав-отписка» – это не тот документ, опираясь на который современная школа должна строить свою работу.

       Также следует отметить, что директора школ не должны сами писать уставы (также как и заниматься ремонтом школы). Этим должны заниматься специалисты – юристы, но в настоящее время юристы есть только в одном РОНО города, в комитете по образованию города (один специалист) и в краевом комитете по образованию (три специалиста). Очевидно, что пять юристов не способны удовлетворить потребности в квалифицированных юридических услугах школ города, не говоря уже о сельских образовательных учреждениях.

Информация о работе Образовательное учреждение как субъект гражданского права