Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2011 в 08:07, курсовая работа
Целью курсовой работы является выявление теоретических и практических проблем правового регулирования образовательного учреждения как субъекта гражданского права, изучение состояния правовой базы такого регулирования.
В этой связи были поставлены следующие задачи:
- сформулировать понятие образовательного учреждения, дать характеристику его гражданской правосубъектности, проанализировать классификацию образовательных учреждений, которая дается в законодательстве.
- изучить правовой статус образовательного учреждения как участника гражданского правоотношения.
Введение 3
1 Понятие образовательного учреждения 6
1.1 Исторический аспект возникновения образовательных учреждений 6
1.2 Классификация образовательных учреждений по правовому принципу 13
2 Образовательное учреждение как субъект гражданского права 22
2.1 Правовая субъектность образовательного учреждения 22
2.2 Правовая ответственность образовательного учреждения и его структурных подразделений 36
Заключение 40
Список использованной литературы 42
Интегрированные (комплексные) учреждения в сфере образования сочетают в себе разные комбинации реализуемых образовательных программ.
Например, районный муниципалитет может учредить одну общеобразовательную школу с правами юридического лица, включающую в свой состав на правах структурных подразделений другие (реорганизованные) школы на территории района, учреждения дополнительного и дошкольного образования, а также культуры и спорта.
Юридических запретов на включение в состав интегрированного учреждения иных учреждений не усматривается. Однако такому объединению препятствуют ведомственные интересы и неразработанность правовых актов о регистрации, статьях бюджетного финансирования, кодах бюджетной классификации.
Вопрос с государственной аккредитацией решается путем установления статуса по образовательной программе более высокого уровня. Процедуры лицензирования и аттестации осуществляются в соответствии с требованиями по всем реализуемым программам. Деятельность учреждения регламентируется одновременно несколькими соответствующими типовыми положениями.
«Проблемным вопросом является распределение полномочий между уровнями государства: общее и дошкольное образование отнесено законодательством к полномочиям муниципального уровня управления, в то время как начальное профессиональное - к полномочиям уровня государственной власти субъекта федерации. Распределение полномочий создает препятствия юридико-технического характера: для создания интегрированного учреждения потребуется передача полномочий, имущества и соответствующих финансовых обязательств от одного уровня другому, что в принципе предусмотрено действующим законодательством при условии соблюдения достаточно трудно реализуемых и не проработанных на практике процедур. Так, пунктом 4 ст. 8 Федерального закона № 131-ФЗ предусматривается, что "в целях объединения финансовых средств, материальных и иных ресурсов для решения вопросов местного значения могут быть образованы межмуниципальные объединения, учреждены хозяйственные общества и другие межмуниципальные организации в соответствии с федеральными законами и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. В этих же целях органы местного самоуправления могут заключать договоры и соглашения. Указанные межмуниципальные объединения не могут наделяться полномочиями органов местного самоуправления»[2,122].
В соответствии с пунктом 4 ст. 15 того же федерального закона о местном самоуправлении установлено, что органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района. В свою очередь, органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий за счет субвенций, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений. Указанные соглашения должны заключаться на определенный срок, содержать положения, устанавливающие основания и порядок прекращения их действия, в том числе досрочного, порядок определения ежегодного объема субвенций, необходимых для осуществления передаваемых полномочий, а также предусматривать финансовые санкции за неисполнение соглашений.
Другим проблемным вопросом может быть ведомственная принадлежность, однако в социальной сфере эта проблема решается путем издания правового акта главы администрации и/или представительного органа соответствующего публично-правового образования (муниципалитета, субъекта федерации), предусматривающего уточнение (перераспределение) полномочий подчиненных ведомственных органов управления, либо упразднение или слияние ведомственных органов управления.
Совместное учредительство.
Предлагаемое введение права государственных и муниципальных органов на совместное учредительство образовательных учреждений для реструктуризации сети сельских образовательных учреждений малоприемлемо в связи с тем, что
1) соучредительство не решает проблему финансовых и имущественных взаимоотношений между разными публично-правовыми образованиями (муниципалитетами), которые в соответствии с конституционным устройством государства обладают обособленными бюджетами и собственностью (имуществом). Финансирование в порядке соучредительства видов деятельности, отнесенных законодательством к полномочиям публично-правового образования другого уровня, противоречит требованию законодательства об использовании бюджетных средств по назначению.
2) Соучредительство, как юридический инструмент, не соответствует политике разграничения полномочий и финансовых обязательств уровней государства, которые могут перераспределяться согласно законодательству о местном самоуправлении и субъектах федерации с помощью юридических инструментов передачи полномочий и договоров[1, 697].
В рамках существующих социально-экономических и географических условий равный доступ к образованию может быть обеспечен принятием на местах специальных административных и организационных мер по реструктуризации сети образовательных учреждений. Осуществляемая в регионах России в соответствии с Концепцией реструктуризации экспериментальная работа помогает определить основные способы (организационные модели) проведения реструктуризации сельских школ.
К
настоящему времени разработано и апробируется
в экспериментальных регионах множество
организационных моделей построения сети
образовательных учреждений в сельской
местности: это и модели, основанные на
договорных отношениях между образовательными
учреждениями, модели, организуемые путем
создания ассоциаций образовательных
учреждений, социально-культурных комплексов,
включающих в свой состав помимо общеобразовательных
учреждений учреждения дополнительного
образования, культуры, спорта.
Субъектность человека, проявляется как качество личности в его витальном пространстве жизнедеятельности, как воспроизведение психофизиологической целостности. Это его предметная деятельность, деятельность общения, деятельность сознания. Как субъект предметной деятельности «мир и Я» человека взаимодействуют в актах познания и практики для производства предметов культуры. В общении субъект выступает как общность с другими людьми. Человек мыслящий выступает как субъект сознания, его носитель .
Быть
личностью - значит быть субъектом деятельности.
Личность определяется субъектностью,
а ее самодетерминация заключается
в том, что по мере становления
субъектности человек становится автором
новых деятельностей в
Субъектность
определяется как способность и
возможность преобразования реальности
и выстраивания в окружающем мире
своей собственной
Рассматривая образовательное учреждение как функциональное место в обществе, необходимо учитывать субъектность каждого образовательного учреждения, проявляющуюся в предъявлении и реализации собственного проекта развития. Проект возникает из культурных ценностей в виде идеальной модели и удерживается коллективным субъектом данного образовательного учреждения.
Построение системы оценивания образовательного учреждения как субъекта собственного развития (или его инновационной части) может осуществляться через экспертизу соответствия декларируемой цели реальным ценностям и, в дальнейшем, через оценивание реализации проекта, как шага развития.
Субъектность – предполагает активную позицию в образовательном процессе всех его участников: педагогов, родителей, представителей общественности и самих учащихся прежде всего, что включает процессы взаимовоспитания и самовоспитания.
Обретая субъектность, образовательное учреждение выходит за границы стандартов, инструкций, норм и т. д. И эта обретаемая субъектность требует больше прав и свобод для данного образовательного учреждения
Принцип
субъектности - быть субъектом - значит
быть инициатором собственной
Правосубъе́ктность — юридическая категория, под которой понимается способность физического или юридического лица иметь и осуществлять непосредственно или через своих представителей юридические права и обязанности, то есть выступать субъектом правоотношений.
Правовая субъектность образовательных учреждений определяется их экономической автономностью, востребованностью учащимися. Коммерческие и некоммерческие автономные образовательные учреждения должны работать в соответствии с договорами по выполнению государственного муниципального заказа. На начальном этапе автономные образовательные учреждения должны поддерживаться налоговыми льготами, налоговыми каникулами и другими экономическими преференциями.
Предлагаемое изменение форм и механизмов финансирования и организации образовательных учреждений гражданам России может и должно устранить существующую и переходящую из прошлого декларативность бесплатного образования учащимися. Оно позволит сформировать механизмы, адекватные новым экономическим, правовым и политическим условиям, мотивировать граждан, домохозяйства и работодателей к обучению. позволит совершить поворот от системы образования населения вообще к системе обучения каждого гражданина России.
В соответствии со ст. 120 ГК РФ учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально- культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично. Образовательным же признаётся учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников (ст. 12 Закона об образовании). Для признания учреждения образовательным также необходимо, чтобы оно обладало следующими признаками:
а) было зарегистрировано как образовательное учреждение;
б) осуществляло реализацию одной или нескольких образовательных программ.
Образовательное учреждение является юридическим лицом и отвечает требованиям ст. 48 ГК РФ, которые в свою очередь могут быть обозначены как «дополнительные» признаки образовательного учреждения. Признаки эти следующие:
1. учреждение имеет в оперативном управлении обособленное имущество (закреплённое за ним собственником, учредителем);
2. учреждение имеет самостоятельный баланс и смету;
3. учреждение выступает в суде, арбитражном суде и третейском суде от своего имени;
4. учреждение обладает организационным единством, закреплённым в его уставе, определяющим его структуру и деятельность как самостоятельного целого образования;
5. учреждение самостоятельно отвечает по своим требованиям и обязательствам, закреплённым за ним имуществом.
Также образовательному учреждению, для осуществления в полной мере прав юридического лица, необходимо иметь расчетный счет. Наличие такого счета необходимо для участия в судах в качестве истца или ответчика, заключения договоров. Для производства различного рода финансовых расчетов образовательному учреждению не обязательно иметь в своем штате бухгалтера.
Достаточно заключить соответствующий договор с централизованной бухгалтерией, если она является юридическим лицом или с органом управления образованием, если эта бухгалтерия является его структурным подразделением.[5] Как правило, большинство общеобразовательных учреждений заключают такие договора, а высшие учебные заведения имеют свою бухгалтерию.
В ГК отсутствует указание на то, кто может быть собственником (т.е. учредителем) имущества учреждения, но такое указание есть в ст.11 Закона об образовании, которая называет в качестве учредителя (учредителей) образовательного учреждения следующих субъектов гражданского права: органы государственной власти и органы местного самоуправления, отечественные и иностранные организации всех форм собственности, их объединения (ассоциации и союзы), отечественные и иностранные общественные и частные фонды, общественные и религиозные организации (объединения), зарегистрированные на территории Российской Федерации, граждане Российской Федерации и иностранные граждане; также законом допускается совместное учредительство образовательных учреждений.
Информация о работе Образовательное учреждение как субъект гражданского права