Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2011 в 08:07, курсовая работа
Целью курсовой работы является выявление теоретических и практических проблем правового регулирования образовательного учреждения как субъекта гражданского права, изучение состояния правовой базы такого регулирования.
В этой связи были поставлены следующие задачи:
- сформулировать понятие образовательного учреждения, дать характеристику его гражданской правосубъектности, проанализировать классификацию образовательных учреждений, которая дается в законодательстве.
- изучить правовой статус образовательного учреждения как участника гражданского правоотношения.
Введение 3
1 Понятие образовательного учреждения 6
1.1 Исторический аспект возникновения образовательных учреждений 6
1.2 Классификация образовательных учреждений по правовому принципу 13
2 Образовательное учреждение как субъект гражданского права 22
2.1 Правовая субъектность образовательного учреждения 22
2.2 Правовая ответственность образовательного учреждения и его структурных подразделений 36
Заключение 40
Список использованной литературы 42
В первой половине XIX в. в «Уставе учебных заведений, подведомых университетам», также был прописан своеобразный перечень качеств, которыми должен обладать учитель: «…учителя должны с точностью наблюдать учебные часы, никогда не пропускать классов, не уведомляя о том заблаговременно директора; должен стараться всеми силами, дабы ученики преподаваемые им предметы понимали ясно и правильно. ‹…› Для малолетних детей он старается сделать учение свое легким, приятным и более забавным, нежели тягостным; должен стараться более об образовании и изощрении рассудка их, нежели о наполнении и упражнении памяти… приучить детей к трудолюбию, возбудить в них охоту и привязанность к наукам, которая по выходе из училища заставила бы их печись о дальнейшем усовершенствовании себя; показать им путь к наукам, дать почувствовать цену оных и употребление; должны принять их (учеников) чувствования, кротость, ласковость, терпение и внимание к их пользе, сердцу родителей свойственные. Строгость их не должна иметь в себе ничего сурового, а благосклонность — ничего мягкосердого… Они не должны быть ни сердиты, ни вспыльчивы; но не должны также пропускать без замечания проступков учеников своих; должен всегда как сам говорить правду, так и детей наставлять говорить оную, поощрять их к чести, употреблять похвалы, награждения, ласковость; приучать к учтивству, опрятности и исправности и руководствовать ко всякому добру своими речами и примерами; примечания, сделанные им в продолжение истекшего месяца о прилежании и успехах учеников, и мнения свои, каким бы образом сделать учение занимательнее, также и об удобнейшем усовершении способа учения; должны стараться о распространении своих познаний в науках… вести исторические, метеорологические, топографические и статистические записки о губерниях» [30 289].
Краткий
исторический анализ педагогической мысли
позволяет прийти к выводу о том,
что уже в древности люди интуитивно
понимали, что не каждый человек
может выполнять функции
На следующем этапе педагогическая культура учителя пополняется группой нравственных качеств, особое внимание уделяется положительному примеру поведения учителя, предъявляются требования к его компетентности: владению материалом и методической подготовкой, также предполагается наличие у учителя умения мотивировать учащихся на сознательное и активное получение и усвоение знаний.
В
первой половине XIX в. был сформулирован
достаточно полный перечень требований,
предъявляемых к учителю, который
к настоящему моменту значительно
расширился, но в котором, по сути, перечислены
основные требования, актуальные до сих
пор, которые составляют основу для
разработки педагогической культуры в
современном понимании, т. е. как
части общечеловеческой культуры, имеющей
своим содержанием мировой
В рамках действующего законодательства для правового обеспечения и взаимодействия образовательных учреждений применимы три правовые формы:
1) договор между юридическими лицами (в т.ч. с участием органов управления);
2) создание ассоциации (союза) некоммерческих организаций;
3) создание интегрированного (комплексного) учреждения путем реорганизация отдельных учреждений в форме присоединения, слияния, выделения, преобразования, например, по модели «базовая школа - сеть филиалов» (присоединение) или по модели "социокультурный комплекс" (слияние)[29. 410].
Договор. Сетевое взаимодействие на основе договора без создания юридического лица наиболее широко применяется в регионах, участвующих в эксперименте по реструктуризации сети образовательных учреждений, расположенных в сельской местности. Договор заключается между юридическими лицами - учреждениями, в договоре могут участвовать и органы управления, но только в рамках своей компетенции. Часто используется договор простого товарищества (ПТ) называемый также договором о совместной деятельности (договор ПТ подробно регламентируется ст.ст. 1041 – 1054 ГК РФ).
По договору ПТ участники (товарищи) обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для достижения не противоречащей закону цели. Вкладом товарища признается все то, что он вносит в общее дело, в том числе деньги, иное имущество, профессиональные и иные знания, навыки и умения, а также репутация и деловые связи. Денежная оценка вклада производится по соглашению между товарищами.
Внесенное товарищами имущество, которым они обладали на праве собственности, а также полученные от совместной деятельности доходы являются их общей долевой собственностью. Внесенное товарищами имущество, которым они обладали на правах оперативного управления, используется в интересах всех товарищей и составляет наряду с имуществом, находящимся в их общей собственности, общее имущество товарищей. Ведение бухгалтерского учета общего имущества товарищей может быть поручено ими одному из участвующих в договоре юридических лиц.
Обязанности товарищей по содержанию общего имущества определяются договором.
Решения, касающиеся общих дел товарищей, принимаются товарищами по общему согласию, если иное не предусмотрено договором.
Порядок покрытия расходов, связанных с совместной деятельностью товарищей, определяется их соглашением. При отсутствии такого соглашения каждый товарищ несет расходы пропорционально стоимости его вклада в общее дело. Соглашение, полностью освобождающее кого-либо из товарищей от участия в покрытии общих расходов, недействительно.
Каждый товарищ отвечает по общим договорным обязательствам всем своим имуществом пропорционально стоимости его вклада в общее дело.
Из вышеприведенных положений ГК РФ очевидно, что этот инструмент установления правоотношений между учреждениями является наиболее простым. Юридические сложности возникают с передачей имущественных прав и финансированием: поскольку имущество и финансовые средства не являются собственностью бюджетных учреждений, требуется принятие соответствующих распорядительных документов муниципальными органами, а в случае участия в ПТ учреждений профессионального образования - актов субъектов федерации. Однако при наличии "внебюджетных средств" и имущества, приобретенного за счет этих средств, учреждения вправе самостоятельно распоряжаться этими средствами и имуществом[4].
Кроме договора ПТ заключаются "смешанные" договоры (с элементами разных договоров) и договоры, не предусмотренные ГК РФ, но имеющие юридическую силу на основании общих принципов и норм гражданского права (см. п.п. 2, 3 и 4 ст. 421 ГК РФ). Такие договоры, как правило, называют договорами о сотрудничестве, координации и т.п.
Условия таких договоров определяются по усмотрению сторон и не должны нарушать требования законодательства (п.2 ст. 1 ГК РФ).
Договорная форма применяется при организации сетевого взаимодействия образовательных учреждений по моделям «школьный автобус», «передвижная учебная лаборатория», «ресурсный центр».
Ассоциация. Юридическое обеспечение реструктуризации и сетевого взаимодействия возможно и посредством создания объединяющей отдельные учреждения организации с правами юридического лица - ассоциации или союза.
Ассоциации образовательных учреждений создаются добровольно участвующими в ассоциации учреждениями в целях координации своей деятельности, представления и защиты общих интересов при сохранении самостоятельности и прав юридического лица создающими ее учреждениями (см. ст. 50 ГК РФ; ст. 11 ФЗ «О некоммерческих организациях»).
Эта форма редко применяется в процессе реструктуризации сети сельских школ в экспериментальных регионах, поскольку неудобна из-за необходимости создания постоянных органов управления и отчуждения имущества. Имущественные взносы, переданные ассоциации, становятся собственностью ассоциации и не возвращаются учредителям после прекращения ее деятельности (должны быть направлены на уставные цели), что малоприемлемо для участников и их учредителей.
Кроме того, Федеральным законом "О некоммерческих организациях" от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ правоспособность ассоциации ограничена координацией деятельности объединенных в ассоциацию организаций, представлением и защитой их общих интересов. Этим же законом ассоциациям фактически запрещено заниматься предпринимательской и иной деятельностью, приносящей доходы. Для осуществления такой деятельности ассоциация должна быть преобразована в хозяйственное общество, например, АО, или в товарищество, либо должна создать (стать участником) отдельное юридическое лицо в форме хозяйственного общества или товарищества. При этом следует отметить, что согласно действующему Закону РФ "Об образовании" коммерческие организации, к каковым относятся хозяйственные общества и товарищества, не имеют права реализовывать общеобразовательные программы.
Если объединяющиеся в ассоциацию учреждения относятся к собственности разных публично-правовых образований (например, разных муниципалитетов; муниципалитета и субъекта федерации), то требуется принятие уполномоченными органами правовых актов, предусматривающих выделение ассоциации имущества и финансирования взносов.
Перечисленные выше ограничения прав ассоциации делают эту организационно-правовую форму некоммерческого юридического лица практически неприемлемой для реструктуризации и организации сетевого взаимодействия сельских образовательных учреждений.
Широкое использование самого термина "ассоциация" не должно вводить в заблуждение - в экспериментальных регионах термин используется для обозначения договорных отношений.
Тем не менее, с помощью ассоциации могут быть решены некоторые вопросы реструктуризации, в частности координации сетевого взаимодействия образовательных учреждений, принадлежащих разным муниципалитетам. Взаимодействие учреждений в форме ассоциации обеспечивает более стабильные правоотношения по сравнению с договорной формой взаимодействия.
Интегрированный образовательный комплекс как единое учреждение.
«Оптимальной формой реструктуризации и объединения ресурсов образовательных учреждений, расположенных в сельской местности, является создание интегрированного (комплексного) образовательного учреждения – единого юридического лица. Хотя в юридическом смысле такое учреждение уже нельзя считать формой взаимодействия учреждений (последние утрачивают статус юридического лица), однако задача объединения ресурсов решается эффективно. Преимуществом комплексного учреждения является сокращение управленческих издержек»[16, 98].
Интегрированное (комплексное) учреждение создается на базе существующих в качестве отдельных юридических лиц учреждений, которые реорганизуются (прекращаются как юридические лица) и включаются в состав нового учреждения на правах его структурных подразделений (отделов, филиалов).
Центральным элементом интегрированного учреждения должна стать крупная и оснащенная современным учебным оборудованием школа.
Создание интегрированного (комплексного) учреждения требует проведения реорганизации учреждений, включаемых в его состав. Например, при реализации модели «базовая школа – сеть филиалов», малокомплектные сельские школы прекращаются как юридические лица и реорганизуются в структурные подразделения базовой (сельской, либо по договору о передаче полномочий и имущества - городской) школы. В этом случае обучающиеся и работники всех реорганизуемых школ включаются в списочный состав базовой школы, легко решается проблема зачета оценок, промежуточных и итоговых аттестаций обучающихся, а также организации труда педагогического персонала.
Информация о работе Образовательное учреждение как субъект гражданского права