Образовательное учреждение как субъект гражданского права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2011 в 08:07, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является выявление теоретических и практических проблем правового регулирования образовательного учреждения как субъекта гражданского права, изучение состояния правовой базы такого регулирования.
В этой связи были поставлены следующие задачи:
- сформулировать понятие образовательного учреждения, дать характеристику его гражданской правосубъектности, проанализировать классификацию образовательных учреждений, которая дается в законодательстве.
- изучить правовой статус образовательного учреждения как участника гражданского правоотношения.

Содержание

Введение 3
1 Понятие образовательного учреждения 6
1.1 Исторический аспект возникновения образовательных учреждений 6
1.2 Классификация образовательных учреждений по правовому принципу 13
2 Образовательное учреждение как субъект гражданского права 22
2.1 Правовая субъектность образовательного учреждения 22
2.2 Правовая ответственность образовательного учреждения и его структурных подразделений 36
Заключение 40
Список использованной литературы 42

Работа состоит из  1 файл

7159 образовательные учреждения.docx

— 78.78 Кб (Скачать документ)

       Руководит образовательным учреждением на основе единоначалия должностное лицо: директор, ректор. По общему правилу, назначает на должность руководителя учреждения и освобождает от нее собственник. Назначение руководителя образовательного учреждения в отличие от подобного назначения на унитарных предприятиях, согласно ГК, не является исключительным правом собственника. Поэтому применительно к образовательным учреждениям возможно не только назначение, но и избрание руководителя на должность, который в соответствии с уставом может быть:

       1) избран коллективом образовательного учреждения;

       2) избран коллективом образовательного учреждения при предварительном согласовании кандидатуры (кандидатур) с учредителем;

       3) избран коллективом образовательного учреждения с последующим утверждением учредителем;

       4) назначен учредителем с предоставлением совету образовательного учреждения права вето;

       5) назначен учредителем;

       6) нанят учредителем.

       Не допускается назначение ректоров в гражданских образовательных учреждениях высшего профессионального образования (п.4 ст. 35 Закона об образовании).

       Непосредственное руководство государственным, муниципальным вузом осуществляет ректор, избираемый тайным голосованием общим собранием (конференцией) сроком до 5 лет и утверждаемый в должности органом управления образованием, в ведении которого находится вуз. Назначение ректоров в гражданских образовательных учреждениях высшего профессионального образования не допускается, а статус руководителя государственных образовательных учреждений федерального подчинения устанавливается Правительством Российской Федерации[7].

       Ректор несет ответственность за подготовку высококвалифицированных специалистов, руководство образовательной, научной, воспитательной работой и организационно - хозяйственной деятельностью вуза, исполнение законодательства, реализацию решений органов государственной власти и, в частности, обеспечение выполнения указанных задач, осуществление функции представителя государства в учебном заведении.

       Руководство государственным, муниципальным общеобразовательным учреждением осуществляет прошедший соответствующую аттестацию директор.

     Директор муниципального общеобразовательного учреждения назначается решением органа местного самоуправления, если иной порядок назначения не предусмотрен решением органа местного самоуправления.

       Разграничение полномочий между директором и органами самоуправления определяется уставом общеобразовательного учреждения. Помимо принципа единоначалия в управлении общеобразовательным учреждением (директор) также предусмотрен принцип самоуправления, формами которого являются: совет общеобразовательного учреждения, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет и другие формы. Порядок выборов органов самоуправления общеобразовательного учреждения и их компетенция определяются уставом (пп.68-72 Типового положения об общеобразовательном учреждении).

       Независимо от способа назначение (или избрания) руководителя образовательного учреждения с ним заключается трудовой договор (контракт).

     В п. 1 ст. 10 Закона о высшем образовании термин «учредительный договор» впервые в законодательстве употребляется в качестве одного из учредительных документов учреждения: «...вуз создается в соответствии с решением собственника или условиями учредительного договора» сказано в Законе.

     Некоторые юристы считают такое определение  правовой природы договора между учредителями ошибочным. И действительно, если проанализировать нормы Гражданского Кодекса об учредительном договоре (п. 2 ст. 52, ст. 70, 84, п. 1 ст. 89, п. 2 ст. 122), то становится очевидным, что заключение учредительного договора возможно только, во-первых, при создании юридических лиц, являющихся собственником принадлежащего им имущества, и, во-вторых, в случаях, прямо предусмотренных ГК. Поскольку образовательное учреждение не входит ни в одну из указанных групп, постольку договор между учредителями при создании учреждения не может рассматриваться как учредительный.

       По правовой природе исследуемый договор можно отнести к договорам об осуществлении права общей долевой собственности. При создании учреждения несколькими лицами имущество юридического лица принадлежит им на праве общей долевой собственности, а размер долей определяется в зависимости от участия каждого в создании учреждения и в дальнейшем финансировании его деятельности.

       В целях единообразного правового положения образовательных учреждений Правительством Российской Федерации утверждаются типовые (примерные) положения, являющиеся актами, на основе которых с учетом конкретных обстоятельств собственником принимается устав вновь создаваемого юридического лица. В области образования, в настоящее время, принято более 10 типовых (примерных) положений, регулирующих деятельность образовательных учреждений. Например, Типовое положение о специальном (коррекционном)

     образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников  с отклонениями в развитии, Типовое положение об общеобразовательном учреждении, Типовое положение о высшем учебном заведении.[8]

       Частично содержание Типового положения определяет закон РФ «Об образовании»: оно должно регулировать деятельность образовательного учреждения (п.5 ст.12), в нём должен быть установлен верхний предел нагрузки педагогического работника (п.6 ст.55), также может быть предусмотрен порядок назначения руководителей муниципальных образовательных учреждений (пп.7 п.2 ст.31).

       Но единообразность правового положения образовательных учреждений путём принятия Типовых положений не всегда достигается из-за того, что единой структуры положений пока не выработано.

       Исходя из изложенного можно сделать вывод о том, что образовательное учреждение, являясь юридическим лицом, обладает определённым законом объёмом правосубъектности и, следовательно, может как с согласия собственника (собственников) его учредивших, так и самостоятельно от своего имени выступать в гражданском обороте.

    1. Правовая ответственность образовательного учреждения и его структурных подразделений
 

     Ответственность – субъективная обязанность отвечать за поступки и действия, а также их последствия.

     Ответственность – волевое личностное качество, проявляющееся в осуществлении контроля за деятельностью человека. Различают внешние формы, обеспечивающие возложение ответственности (подотчетность, наказуемость и т.д.), и внутренние формы саморегуляции (чувство ответственности, чувство долга). Способность осознания того, что качество жизни, уровень успешности и самореализации человека зависят только от него самого. Готовность исполнять все свои обещания и выполнять все свои обязанности наилучшим образом. Умение принимать решения в сложных ситуациях не только за себя, но и за тех, кто от тебя зависит. Понимание последствий, которые могут повлечь решения или действия самого человека.

     Правовая  ответственность - обязанность субъекта права ликвидировать вред, причиненный им другому субъекту права в результате нарушения правового обязательства, или обязанность возместить материальный ущерб, причиненный в результате действий, не нарушающих нормы права, если такое возмещение предусматривается специальным договором .

     Учреждение  несет в установленном законодательством  Российской Федерации порядке ответственность  перед органами государственной  власти, органами местного самоуправления, обучающимися и их родителями (законными  представителями) за реализацию конституционного права граждан на получение бесплатного  образования, качество образования  и его соответствие государственным  образовательным стандартам, за адекватность применяемых форм, методов и средств организации образовательного процесса, реабилитационной и лечебно-оздоровительной работы возрастным психофизиологическим особенностям, склонностям, способностям, интересам, требованиям охраны жизни и здоровья детей[9,148].

     Отношения между учредителем и общеобразовательным  учреждением, не урегулированные уставом  общеобразовательного учреждения, определяются договором, заключаемым учредителем  и общеобразовательным учреждением.

     Согласно  ст. 32 ГК РФ образовательное учреждение несет в установленном законодательством  Российской Федерации порядке ответственность  за:

     1) невыполнение функций, отнесенных  к его компетенции;

     2) реализацию не в полном объеме  образовательных программ в соответствии  с учебным планом и графиком  учебного процесса; качество образования  своих выпускников;

     3) жизнь и здоровье обучающихся,  воспитанников и работников образовательного  учреждения во время образовательного  процесса;

     4) нарушение прав и свобод обучающихся,  воспитанников и работников образовательного  учреждения;

     5) иные действия, предусмотренные  законодательством Российской Федерации.

     Образовательное учреждение несет также ответственность перед собственником за сохранность и эффективное использование закрепленной за этим учреждением собственности. Контроль деятельности образовательного учреждения в этой части осуществляется учредителем или иным юридическим лицом, уполномоченным собственником[10, 127].

     Образовательное учреждение несет ответственность  за выполнение своей образовательной  программы перед родителями учащихся и учредителем.

     Образовательное учреждение несет ответственность  перед обучающимися, их родителями (законными представителями) за реализацию конституционных прав личности на образование, соответствие выбранных форм обучения возрастным психофизическим особенностям детей и медицинским рекомендациям, качество образования, отвечающее государственным  образовательным стандартам, в связи  с чем;, образовательное учреждение вправе расторгнуть договор, если родители не (законные представители) несовершеннолетнего  не обеспечили освоение обучающимся  общеобразовательных программ:, определенных договором. ( Приложение 1)

     Образовательное учреждение при оказании платных  дополнительных услуг является исполнителем данных услуг.

     Перед заказчиками услуг (родителями, законными  представителями) образовательное  учреждение несет ответственность  согласно действующему гражданскому законодательству:

     - за выполнение обязательств в полном объеме (по количеству часов и по реализации учебной программы, указанной в договоре);

     - за качество, заявленном в договоре на оказание платных дополнительных услуг;

     - за выполнение образовательной программы в указанной в договоре сроки;

     - за жизнь и здоровье детей во время оказания платных дополнительных услуг в образовательном учреждении;

     - за безопасные условия прохождения образовательного процесса;

     - за нарушение прав и свобод обучающихся, работников образовательного учреждения;

     - за иные действия, предусмотренные законодательством РФ.

     Кроме ответственности перед заказчиком, образовательное учреждение несет  ответственность:

     - за своевременное и правильное начисление и уплату налогов;

     - за соблюдение законодательства о труде;

     - за охрану труда.

     Директор  образовательного учреждения несет  ответственность за соблюдение действующих  нормативных документов в сфере  оказания платных образовательных  услуг, а также гражданского, трудового  и уголовного законодательства.

     Директор  Образовательного Учреждения несет  ответственность за уровень квалификации работников, за организацию, полноту и качество воинского учета согласно установленным правилам, за деятельность Образовательного Учреждения перед учредителем, государственными органами и общественностью, за целевое использование бюджетных средств.

     Контроль  за организацией и условиями предоставления платных образовательных услуг, а также за соответствием действующему законодательству нормативных актов  и приказов, выпущенных руководителем  учреждения образования по вопросам организации предоставления платных  образовательных услуг в образовательном  учреждении, осуществляется государственными органами и организациями, на которые  в соответствии законами и иными  правовыми актами РФ возложена проверка деятельности образовательных учреждений, а также заказчиками услуг  в рамках договорных отношений[11,267].

Информация о работе Образовательное учреждение как субъект гражданского права