Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 14:05, контрольная работа
Реализация в СК (гл. И) неоднократно высказываемого предложения о замене существовавшего в КоБС довольно неопределенного термина «интересы детей» на конкретные и более содержательные нормы о правах детей отвечает нормам международного права и позволяет установить определенный семейно-правовой статус несовершеннолетних детей. Включение в СК отдельной главы, посвященной правам несовершеннолетних детей, позволяет преодолеть традиционный подход к детям как к пассивным объектам родительской заботы. Российская Федерация является участником Конвенции о правах ребенка с 15 сентября 1990 г. Конвенция рассматривает ребенка как самостоятельную личность, наделенную соответствующими правами, способную в определенной мере к их самостоятельному осуществлению и защите.
Понятие экстремальной ситуации законом не дается и может охватывать различные случаи, создающие реальные предпосылки для причинения морального и физического вреда несовершеннолетнему и требующие незамедлительного оказания ему содействия в каких-либо формах, соответствующих степени угрозы его жизни, здоровью, личной неприкосновенности и т. д. В качестве примеров подобной ситуации закон выделяет лишь задержание, арест, заключение под стражу, а также нахождение в лечебном учреждении. Для определения иных разновидностей экстремальной ситуации, в которой может оказаться ребенок, возможно использовать также понятие трудной жизненной ситуации, под которой понимается ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество, природные и техногенные катастрофы и т. п.), которую он не может преодолеть самостоятельно5.
Безусловно, экстремальной является ситуация, связанная с привлечением ребенка к административной или уголовной ответственности. Понятно, что в подобных обстоятельствах общение ребенка с родителями и другими близкими родственниками крайне необходимо для него, но только в порядке и формах, определенных законом. В частности, законом предусмотрено, что родители, как законные представители, осуществляют защиту прав и законных интересов своего несовершеннолетнего ребенка, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Они обязательно должны быть уведомлены об административном задержании несовершеннолетнего (п. 4 ст. 27.3 КоАП6). На основании постановления следователя, прокурора, дознавателя к участию в качестве законных представителей по уголовным делам в отношении своих несовершеннолетних детей с момента их первого допроса, в качестве подозреваемого или обвиняемого обязательно привлекаются родители. Они также незамедлительно извещаются о задержании или заключении под стражу их несовершеннолетних детей (ст. 48, 423, 426 УПК7). По определению суда или постановлению судьи один из близких родственников несовершеннолетнего обвиняемого может быть допущен в качестве защитника по уголовному делу (п. 2 ст. 49 УПК). Это не только согласуется с требованиями Конституции РФ о том, что в Российской Федерации каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения (ст. 48 Конституции РФ), но и может являться дополнительной гарантией соблюдения прав ребенка в ходе предварительного или судебного следствия. Участие родителей как законных представителей предусмотрено в целях оказания помощи несовершеннолетнему подсудимому и в судебном следствии (ст. 428 УПК). При допросе несовершеннолетних в качестве свидетелей или потерпевших (что для ребенка, как правило, является экстремальной ситуацией) вправе присутствовать их законные представители (т. е. родители, усыновители, опекуны, попечители) или их близкие родственники (ст. 191 УПК).
Приведенные в качестве примера формы общения ребенка с родителями в условиях экстремальной ситуации не носят исчерпывающего характера. Они могут быть различны и по-разному реализовываться на практике (например, посещение больного ребенка в лечебном учреждении, свидание с задержанным ребенком в местах предварительного заключения или с осужденным ребенком в воспитательных колониях общего или усиленного режима или в специальном воспитательном или лечебно-воспитательном учреждении для несовершеннолетних и т. п.). Главным требованием здесь является соблюдение установленного законом порядка и условий такого общения между родителями и детьми.
Так, осужденным несовершеннолетним, содержащимся в воспитательных колониях общего или усиленного режима, могут предоставляться краткосрочные (продолжительностью четыре часа) и длительные (продолжительностью до трех суток на территории воспитательной колонии и до пяти суток с проживанием вне воспитательной колонии) свидания с родителями (с правом совместного проживания с родителями). Количество свиданий и их продолжительность зависят от условия содержания. Кроме того, несовершеннолетние осужденные имеют право на телефонные переговоры с родителями в установленном порядке. Они могут быть поощрены путем предоставления права выхода за пределы воспитательной колонии в сопровождении родителей продолжительностью до восьми часов (ст. 89, 92, 133, 134, 135 УИК).
СК не только наделяет ребенка соответствующими правами, но и предусматривает надежные гарантии их осуществления. Одной из таких гарантий является закрепление права ребенка на защиту своих прав и законных интересов в ст. 56 СК.
В
международном праве
Меры защиты ребенка от перечисленных выше угроз и посягательств могут включать как разработку социальных программ с целью предоставления необходимой поддержки ребенку и лицам, которые о нем заботятся, а также для осуществления других форм предупреждения и выявления случаев жестокого обращения с ребенком, так и законодательные, административные, просветительные и иные меры9.
В Российской Федерации государственные мероприятия (организационные, социальные, правовые) по защите прав ребенка в соответствии с требованиями Конвенции о правах ребенка осуществляются на основе специальных нормативных правовых актов10. С принятием Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»11 законодательно определены цели государственной политики, основные направления и организационные основы обеспечения прав ребенка, конкретизированы полномочия органов государственной власти различного уровня в этой сфере. Законом установлены основные принципы государственной политики в интересах детей, включающие законодательное обеспечение прав ребенка, поддержку семьи в целях обеспечения защиты прав детей, ответственность должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, а также поддержку общественных объединений и иных организаций, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов ребенка.
В настоящее время выдвигаются обоснованные предложения об учреждении института Уполномоченного по правам ребенка в Российской Федерации12. В отдельных субъектах Российской Федерации в целях создания дополнительного механизма защиты прав ребенка и его действенного функционирования уже введены должности Уполномоченного по правам ребенка13.
СК (п. 1 ст. 56) установлено, что непосредственная зашита прав и законных интересов ребенка должна осуществляться родителями или лицами, их заменяющими (усыновителями, опекунами, попечителями, приемными родителями), а в прямо предусмотренных СК случаях — органами опеки и попечительства, прокурором и судом. Если ребенок, оставшийся без попечения родителей, находится в воспитательном учреждении или в учреждении социальной защиты, то защита его прав и интересов возлагается на администрацию этих учреждений (ст. 147 СК).
Несовершеннолетнему, признанному в соответствии с законом полностью дееспособным до достижения совершеннолетия, предоставлено право самостоятельно осуществлять свои права и обязанности, в том числе свое право на защиту. Объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация) производится по решению органа опеки и попечительства — с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя либо при отсутствии такого согласия — по решению суда. В качестве обязательных условий эмансипации закон устанавливает достижение несовершеннолетним шестнадцати лет и работу по трудовому договору, в том числе по контракту, а равно занятие с согласия родителей, усыновителей или попечителя предпринимательской деятельностью (п. 1 ст. 27 ГК). Кроме того, несовершеннолетний приобретает дееспособность в полном объеме в случае вступления в брак (п. 2 ст. 21 ГК, п. 2 ст. 13 СК). Несовершеннолетний, ставший полностью дееспособным, обладает юридической способностью (возможностью) самостоятельно, т. е. своими действиями, приобретать гражданские права и обязанности, их осуществлять (за исключением тех прав и обязанностей, для приобретения которых федеральным законом установлен возрастной ценз14) и нести гражданско-правовую ответственность.
В случаях, предусмотренных законом, по делам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, публичных и иных правоотношений, несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет имеют право лично защищать в суде свои права, свободы и законные интересы. При этом несовершеннолетние освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах по заявлениям о защите своих прав (поди. 15 л. 1 ст. ЗЗЗ НК). Привлечение к участию в таких делах родителей, усыновителей или попечителей несовершеннолетних для оказания им помощи зависит от усмотрения суда (ч. 4 ст. 37 ГПК).
Право ребенка на защиту включает и возможность самостоятельного принятия им (независимо от возраста) некоторых мер в случае нарушения его законных прав и интересов. Это возможно при злоупотреблениях со стороны родителей, а равно при невыполнении или ненадлежащем выполнении родителями обязанностей по воспитанию, образованию ребенка. В таких ситуациях ребенку предоставлено право обратиться в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста четырнадцати лет — в суд. Последствия такого обращения могут заключаться в привлечении родителей к административной или уголовной ответственности, немедленном отобрании ребенка у родителей органом опеки и попечительства при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью (ст. 77 СК), лишении или ограничении родительских прав в судебном порядке (ст. 69, 73 СК).
Реальному осуществлению права ребенка на защиту должны способствовать введение практики ознакомления детей через школьную программу с их правами, включая информирование детей о возможности пожаловаться на насилие в семье, освещение в средствах массовой информации прецедентов процессов над гражданами (в том числе родителями), нарушающими права детей, как в семье, так и в образовательных (дошкольных школьных) и иных (лечебных, исправительно-трудовых) учреждениях.
Гарантией надлежащей защиты прав ребенка в семье является установление п. 3 ст. 56 СК обязанности должностных дни организаций и граждан, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка или о нарушениях его прав и за конных интересов, сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При по лучении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав ребенка.
Под
должностными лицами могут пониматься
лица, постоянно, временно или по специальному
полномочию осуществляющие функции представителя
власти либо выполняющие организационно-
В дополнение к положениям СК о праве ребенка на защиту своих прав и законных интересов Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (ст. 9) предусмотрены специальные меры по защите прав ребенка при осуществлении деятельности в области его воспитания и образования образовательными учреждениями:
Право ребенка выражать свое мнение. Статья 12 Конвенции о правах ребенка предусматривает, что государства-участники обеспечивают ребенку, способному сформулировать свои собственные взгляды, право свободно выражать эти взгляды по всем вопросам, затрагивающим ребенка, причем взглядам ребенка уделяется должное внимание в соответствии с возрастом и зрелостью ребенка. С этой целью ребенку, в частности, предоставляется возможность быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства, затрагивающего интересы ребенка, либо непосредственно, либо через представителя или соответствующий орган. В соответствии с положениями Конвенции о правах ребенка ст. 57 СК предоставляет ребенку право выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Закрепление в СК данного права ребенка свидетельствует о том, что законодатель признает его личностью, с которой необходимо считаться, особенно когда речь идет о решении вопросов, прямо касающихся интересов ребенка. Ребенок правомочен довести до сведения родителей и других членов семьи свои соображения по тому или иному вопросу, связанному с его интересами, в любой доступной для него форме. В СК не указано, с какого возраста ребенок обладает правом свободно выражать свое мнение. В Конвенции о правах ребенка такое право признается за ребенком, способным сформулировать собственные взгляды. Таким образом, ребенок вправе выражать свое мнение тогда, когда он достигает определенного уровня развития, позволяющего ему выразить собственную точку зрения на тот или иной вопрос, непосредственно касающийся его интересов (выбор образовательного учреждения, формы обучения, организация досуга и т. п.). С этого же момента он вправе быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Например, ребенок вправе выражать свое мнение при рассмотрении в суде дел об оспаривании записи об отцовстве15, при разрешении спора между родителями о месте жительства ребенка при раздельном проживании родителей (п. 3 ст. 65 СК), при рассмотрении иска родителей о возврате им детей (п. 1 ст. 68 СК), о восстановлении родителей в родительских правах (п. 4 ст. 72 СК), об отмене ограничения родительских прав (п. 2 ст. 76 СК) и т. д.